Последнее обновление на 18 Мар 2023
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Считаю предельно актуальным перевести несколько страниц из «Маджму’ аль-Фатауа» выдающегося ученого прошлого и нашего столетия — шейха Ибн Усеймина, да помилует его Всевышний.
Шейх пишет:
Проживание в странах неверующих представляет великую опасность для религии мусульманина, его нравственности, поведения и воспитания. Мы и другие были свидетелями отклонения многих из тех, кто жил там, они вернулись ни с тем, с чем уехали туда — вернулись нечестивцами, некоторые из них и вовсе вернулись вероотступниками, неверующими в свою и другие религии, прибегаем к Аллаhу от этого. Дело дошло до того, что они начали отрицать абсолютно все религиозное, издеваться над религией и ее прошлыми и следующими сторонниками. По этой причине надлежит оберегать себя от такой (опасности) и соблюдать условия, (соблюдая которых человек) огородит себя от губительных страстей.
Для проживания в странах куфра обязательно наличие двух главных условий.
Первое условие: безопасность за религию (находящихся там мусульман), а это наличие знания, веры и решительности, что позволит ему спокойно исповедовать свою религию, остерегаться отклонения и заблуждения. Также он должен быть защищен от проявления агрессии и ненависти со стороны куффар, не проявляя к ним любви и причастности (в их взглядах и запретных деяниях), ведь любовь и причастность к ним (в упомянутом) противоречит иману. Всевышний Аллаh сказал: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники». Также Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или Своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе.» (Трапеза: 51-52).
Также пришло в сахихе от пророка ﷺ: «Кто полюбил народ, тот один из них». Также: «Человек с тем, кого оно любит».
Второе условие: чтобы он имел возможность открыто исповедовать свою религию, где он сможет выполнять исламские обряды как намаз, джуму’а, и коллективный намаз, если, конечно, с ним будут те, кто будут совершать с ним джама’а и джуму’а. Также чтобы ему не препятствовали выплачивать закят, поститься, отправляться на хадж и другие религиозные обряды. Если он не сможет выполнять это, тогда не дозволено ему оставаться там по причине обязательности хиджры.
Сказал (Ибн Къудама) в аль-мугъни, затрагивая категорию людей, на которых лежит обязанность переселения: «Первая категория это те, кто не может исповедовать религию открыто, не может исполнять свои обязательные обряды пока находится среди куффар, но имеет возможность переселиться, такой обязан переселиться согласно словам Аллаха: ‹Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!› Женщины: 97.
Это грозное предупреждение указывает на обязательность переселения, так как обязательность выполнения религиозных обрядов распространяется на того, кто в состоянии это сделать«.
После выполнения этих двух главных условий, проживание на территориях куффар делится на виды:
Вид первый: он проживает там для призыва к исламу и расположения к нему, этот вид является джихадом, коллективная обязанность которого лежит на том, кто в состоянии это делать, но и это при условии осуществления (реализации) призыва, также отсутствии (сил/органа), запрещающего вести этот призыв или принимать его. Призыв к исламу одно из обязательных обрядов ислама, это путь посланников. Пророк ﷺ велел передавать от него всегда и везде, сказал он ﷺ: «Передавайте от меня хотя бы один аят».
Вид второй: он проживает там для изучения положения куффар и ознакомления с их порочной идеологией, ложным поклонениям, нравственным упадком, распущенным поведением, чтобы далее предостеречь людей не обольщаться ими и разъяснять тем, кто питает к ним симпатию, их сущность, то это проживание (будет для него) тоже одним из видов джихада, ибо вытекает (из этого проживания) предостережение от куфра и его сторонников и (в тоже самое время) склонение их в ислам, ведь порочность куфра означает совершенность ислама, как говорится: вещи познаются в сравнении. Но все это при условии: его цель должна быть реализована без превышающего вреда, ведь если его цель не будет реализована, как если бы ему не удалось препятствовать тому, на чем они и предостеречь от этого, то нет пользы от его проживания (среди них), ислам повелевает воздержаться, это согласно словам Всевышнего: ‹Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству. Так Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали›.
Также к (дозволенному виду) проживания на территориях куффар (относится тот случай), когда он собирает информацию для мусульман, чтобы они знали какие козни они готовят против мусульман и чтобы далее беречься от этого, подобно пророку ﷺ, когда он отправил Хузейфу ибн аль-Ямана к мушрикам в военном походе на Хандакъ разведывать обстановку.Вид третий: он проживает (на их территории) для потребностей исламского государства и организации его отношений с неверующим государством, как работники посольства. К примеру культурный атташе, он живет (в кафирском государстве) чтобы присматривать за делами студентов, наблюдать за ними и заставлять их придерживаться ислама, его нравов и этикета. Посредством его проживания там достигается большая польза и устраняется большое зло.
Вид четвертый: когда он живет для личных потребностей, как торговля и лечение, в таком случае разрешается пока есть эта нужда. Ученые, да помилует их Аллаh, прямо писали о дозволенности заходить в государства куффар в целях торговли и передали на этот счет асары от сподвижников, да будет доволен им Аллаh.
Вид пятый: когда он живет там для обучения, и этот (пункт схож с уже упомянутой выше категорией) проживания из-за нужды, но только (этот пункт) опасней и сильнее губительностью для религии и нравственности проживающего (там мусульманина), ведь ученик чувствует, что его ранг низок а ранг его учителей высок, и (по этой причине) он начинает почитать их, убеждаться в их взглядах, мнениях, в (правильности) их поведения и начинает копировать их, кроме тех, кого пожелал Аллаh уберечь, а таких меньшинство.
Затем студент чувствует свою нужду в своем учителе, что приведет к симпатии и лести в том, что он исповедует — отклонение и заблуждение. У студента по месту учебы есть однокурсники, которых он берет в друзья, любит их, заботится о них и приобретает от них (любую информацию). В силу большой опасности этого пункта, надлежит проявить осторожность больше, чем в предыдущих, и к выше приведенным главным условиям в этом пункт надо добавить еще два:
- Студент должен быть на высоком уровне умственной зрелости, посредством чего он сможет различать полезное и вредное, посредством чего он сможет смотреть в далекое будущее. Что же касается отправки несовершеннолетних «молодых» и малолетних, то это большая опасность для их религии, нравственности и поведения. Затем в этом большая опасность для их общины, к которой они вернутся и начнут вдыхать свой яд, которым они напились от куффар, как это бывает и как показывает реалии. Многие из тех, кого отправили туда, вернулись не с тем, с чем отправляли, вернулись отклоненными в своем вероучении (вероисповедании), нравственности и поведении, и случилось для них и их общества великое зло, это известно и наблюдаемо. Отправка (не созревших умом и слабых верой в те страны) подобна подаче козлят свирепым хищникам.
- Студент должен обладать шариатскими познаниями, что позволит ему различать ложь и правду, сражаться с ложью правдой дабы не обмануться, считая ее правдой, не запутаться, и чтобы не быть недееспособным опровергнуть (заблуждение), что (в противном случае может) оставить его в растерянном состоянии и заставить его последовать заблуждению. В (одном хадисе есть) дуа, в нем говорится: ‹О Аллаh! Покажи мне истину истинной и даруй следование за ней, покажи ложь ложью и даруй остережения от нее, не делай ее для меня запутанным, что может стать причиной моего заблуждения›.
- Студент должен быть религиозным, она (т.е религииозность) будет защищать его и оберегать от куфра и безнравственности. По причине сильных атак (смут) и слабости защиты, слабый в религии не спасется (от искушения), проживая там, если только этого не пожелает Аллаh. Поводы (причины) куфра и нечестивости там очень сильные, многочисленные и разнообразные, и если это столкнется со слабой защитой (мусульманина) в (благоприятных условиях), он совершит эти поступки.
- Должна быть нужда в тех знаниях, из-за которых он живет там, как превышающая пользы для мусульман (в последствии), где нет замены (этому студенту в этой специальности) в школах на их родине. А если это из любопытства знаний, в которых нет пользы для мусульман, или в странах мусульман есть школы с этими науками, то нельзя проживать в странах куффар из-за опасности для религии и нравственности, и бесполезной траты больших денег.
Вид шестой: он находится там чтобы жить, а это опасней всего перечисленного, потом что из этого вытекает его полное смешивание с сторонниками куфра, он чувствует себя соотечественником, обязанным соблюдать требования отечества, как любовь и причастность (аль-уаля) и увеличение численности куффар. Он воспитывает свою семью среди куффар, по этому берет их нрав и обычаи, и быть может слепо последует за ними в их вероучении и религиозных обрядах (Я, Абу Усман, скажу: о шейх! Наши «мусульмане» исповедуют куффарские взгляды, обычаи, их нрав и поведение даже никогда не побывав на их территориях. Они прямо в своих домах и мечетях хорошо справляются с этим, ехать туда не пришлось!)
В хадисе пророк ﷺ сказал: ‹Кто совокупился с мушриком и жил с ним, он сам такой›. Этот хадис хоть и имеет слабый иснад, но точку зрения имеет. Сожительство требует быть похожим друг на друга.
От Къайса ибн аби Хазима, от Джарира ибн ‘Абдуллыh, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: ‹Я непричастен к каждому мусульманину, проживающему среди многобожников. О посланник Аллаhа, почему? ‹Они не должны видеть огни друг друга› (Т.е не должны жить так рядом).
Хадис передал Абу Дауд и ат-Тирмизи. Большинство передатчиков передали этот хадис в форме мурсаль от Къайса ибн аби Хазима от пророка ﷺ. Ат-Тирмизи сказал: ′Я слышал Мухаммада (аль-Бухари): достоверно, что хадис Къайса ибн аби Хазима мурсаль′.Как душа верующего может спокойно жить в странах куффар, в которых провозглашаются обряды куфра, законы у них не Аллаhа и его посланника, а он все это видит и слышит ушами и доволен этим? Более того, он относит себя к этим странам, живет там со своей семьей и детьми, и спокоен там как спокоен в странах мусульман, несмотря на ту серьезную опасность для своей семьи, детей, религии и нравственности.
См. «Маджму’ аль-Фатауа» 6/132.
P.S. Иногда хиджра в ту же Англию лучше, чем находится во многих тоталитарных режимах мусульманских странах, где не правят по шариату, а их режим хуже режима Англии или Америки. Факт.
Для пользы прочтите следующее:
506. Учеба в светских учреждениях
15. Важность и обязанность хиджры!
Еще:
209. Доводы ясными словами, о смешивании между полами.
248. Может мужчина обучать посторонних женщин?
509. Некоторые последствия смешивания полов.
Оригинал слов Ибн Усеймина:
» وأما الإقامة في بلاد الكفار فإن خطرها عظيم على دين المسلم ، وأخلاقه ، وسلوكه ، وآدابه وقد شاهدنا وغيرنا انحراف كثير ممن أقاموا هناك فرجعوا بغير ما ذهبوا به ، رجعوا فساقا ، وبعضهم رجع مرتدا عن دينه وكافرا به وبسائر الأديان والعياذ بالله حتى صاروا إلى الجحود المطلق والاستهزاء بالدين وأهله السابقين منهم واللاحقين ، ولهذا كان ينبغي بل يتعين التحفظ من ذلك ووضع الشروط التي تمنع من الهوي في تلك المهالك .
فالإقامة في بلاد الكفر لا بد فيها من شرطين أساسين :
الأول : أمنُ المقيم على دينه ، بحيث يكون عنده من العلم والإيمان وقوة العزيمة ما يطمئنه على الثبات على دينه والحذر من الانحراف والزيغ ، وأن يكون مضمرا لعداوة الكافرين وبغضهم ، مبتعدا عن موالاتهم ومحبتهم ، فإن موالاتهم ومحبتهم مما ينافي الإيمان ، قال الله تعالى : ( لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ ) الآية المجادلة/22. وقال تعالى : ( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَاءَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ فَتَرَى الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ مَرَضٌ يُسَارِعُونَ فِيهِمْ يَقُولُونَ نَخْشَى أَنْ تُصِيبَنَا دَائِرَةٌ فَعَسَى اللَّهُ أَنْ يَأْتِيَ بِالْفَتْحِ أَوْ أَمْرٍ مِنْ عِنْدِهِ فَيُصْبِحُوا عَلَى مَا أَسَرُّوا فِي أَنْفُسِهِمْ نَادِمِينَ ) المائدة/ 51، 52 ، وثبت في الصحيح عن النبي صلى الله عليه وسلم : (أن من أحب قوما فهو منهم) ، (وأن المرء مع من أحب) .
ومحبة أعداء الله من أعظم ما يكون خطرا على المسلم ، لأن محبتهم تستلزم موافقتهم واتباعهم ، أو على الأقل عدم الإنكار عليهم ، ولذلك قال النبي صلى الله عليه وسلم : (من أحب قوما فهو منهم) .
الشرط الثاني : أن يتمكن من إظهار دينه ، بحيث يقوم بشعائر الإسلام بدون ممانع ، فلا يمنع من إقامة الصلاة والجمعة والجماعات إن كان معه من يصلي جماعة ومن يقيم الجمعة ، ولا يمنع من الزكاة والصيام والحج وغيرها من شعائر الدين ، فإن كان لا يتمكن من ذلك لم تجز الإقامة لوجوب الهجرة حينئذ .
قال في المغني (8/457) في الكلام على أقسام الناس في الهجرة : أحدها من تجب عليه وهو من يقدر عليها ولا يمكنه إظهار دينه ، ولا تمكنه إقامة واجبات دينه مع المقام بين الكفار فهذا تجب عليه الهجرة ، لقوله تعالى : (إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلَائِكَةُ ظَالِمِي أَنفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنتُمْ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الْأَرْضِ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا فَأُوْلَئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَاءَتْ مَصِيرًا) النساء /97 . وهذا وعيد شديد يدل على الوجوب ، ولأن القيام بواجب دينه واجب على من قدر عليه ، والهجرة من ضرورة الواجب وتتمته ، وما لا يتم الواجب إلا به فهو واجب . انتهى .
وبعد تمام هذين الشرطين الأساسيين تنقسم الإقامة في دار الكفر إلى أقسام :
القسم الأول : أن يقيم للدعوة إلى الإسلام والترغيب فيه ، فهذا نوع من الجهاد ، فهي فرض كفاية على من قدر عليها ، بشرط أن تتحقق الدعوة ، وأن لا يوجد من يمنع منها ، أو من الاستجابة إليها ؛ لأن الدعوة إلى الإسلام من واجبات الدين ، وهي طريقة المرسلين ، وقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم ، بالتبليغ عنه في كل زمان ومكان ، فقال صلى الله عليه وسلم : (بلغوا عني ولو آية) .
القسم الثاني : أن يقيم لدراسة أحوال الكافرين والتعرف على ما هم عليه من فساد العقيدة ، وبطلان التعبد ، وانحلال الأخلاق ، وفوضوية السلوك ؛ ليحذر الناس من الاغترار بهم ، ويبين للمعجبين بهم حقيقة حالهم ، وهذه الإقامة نوع من الجهاد أيضا لما يترتب عليها من التحذير من الكفر وأهله المتضمن للترغيب في الإسلام وهديه ، لأن فساد الكفر دليل على صلاح الإسلام ، كما قيل : وبضدها تتبين الأشياء . لكن لا بد من شرط أن يتحقق مراده بدون مفسدة أعظم منه ، فإن لم يتحقق مراده بأن منع من نشر ما هم عليه والتحذير منه فلا فائدة من إقامته ، وإن تحقق مراده مع مفسدة أعظم مثل أن يقابلوا فعله بسب الإسلام ورسول الإسلام وأئمة الإسلام وجب الكف ، لقوله تعالى : (وَلَا تَسُبُّوا الَّذِينَ يَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ فَيَسُبُّوا اللَّهَ عَدْوًا بِغَيْرِ عِلْمٍ كَذَلِكَ زَيَّنَّا لِكُلِّ أُمَّةٍ عَمَلَهُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ مَرْجِعُهُمْ فَيُنَبِّئُهُمْ بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ) الأنعام/ 108 .
ويشبه هذا أن يقيم في بلاد الكفر ليكون عينا للمسلمين ؛ ليعرف ما يدبرونه للمسلمين من المكايد فيحذرهم المسلمون ، كما أرسل النبي صلى الله عليه وسلم حذيفة بن اليمان إلى المشركين في غزوة الخندق ليعرف خبرهم .
القسم الثالث : أن يقيم لحاجة الدولة المسلمة وتنظيم علاقاتها مع دولة الكفر كموظفي السفارات فحكمها حكم ما أقام من أجله . فالملحق الثقافي مثلا يقيم ليرعى شؤون الطلبة ويراقبهم ويحملهم على التزام دين الإسلام وأخلاقه وآدابه ، فيحصل بإقامته مصلحة كبيرة ، ويندرئ بها شر كبير .
القسم الرابع : أن يقيم لحاجة خاصة مباحة كالتجارة والعلاج فتباح الإقامة بقدر الحاجة ، وقد نص أهل العلم رحمهم الله على جواز دخول بلاد الكفار للتجارة ، وأثروا ذلك عن بعض الصحابة رضي الله عنهم .
القسم الخامس : أن يقيم للدراسة وهي من جنس ما قبلها إقامة لحاجة ، لكنها أخطر منها وأشد فتكا بدين المقيم وأخلاقه ، فإن الطالب يشعر بدنو مرتبته وعلو مرتبة معلميه ، فيحصل من ذلك تعظيمهم والاقتناع بآرائهم وأفكارهم وسلوكهم فيقلدهم إلا من شاء الله عصمته وهم قليل ، ثم إن الطالب يشعر بحاجته إلى معلمه فيؤدي ذلك إلى التودد إليه ومداهنته فيما هو عليه من الانحراف والضلال . والطالب في مقر تعلمه له زملاء يتخذ منهم أصدقاء يحبهم ويتولاهم ويكتسب منهم ، ومن أجل خطر هذا القسم وجب التحفظ فيه أكثر مما قبله فيشترط فيه بالإضافة إلى الشرطين الأساسيين شروط :
الشرط الأول : أن يكون الطالب على مستوى كبير من النضوج العقلي الذي يميز به بين النافع والضار وينظر به إلى المستقبل البعيد ، فأما بعث الأحداث » الصغار السن » وذوي العقول الصغيرة فهو خطر عظيم على دينهم ، وخلقهم ، وسلوكهم ، ثم هو خطر على أمتهم التي سيرجعون إليها وينفثون فيها من السموم التي نهلوها من أولئك الكفار كما شهد ويشهد به الواقع ، فإن كثيرا من أولئكم المبعوثين رجعوا بغير ما ذهبوا به ، رجعوا منحرفين في دياناتهم ، وأخلاقهم ، وسلوكهم ، وحصل عليهم وعلى مجتمعهم من الضرر في هذه الأمور ما هو معلوم مشاهد ، وما مثل بعث هؤلاء إلا كمثل تقديم النعاج للكلاب الضارية .
الشرط الثاني : أن يكون عند الطالب من علم الشريعة ما يتمكن به من التمييز بين الحق والباطل ، ومقارعة الباطل بالحق لئلا ينخدع بما هم عليه من الباطل فيظنه حقا أو يلتبس عليه أو يعجز عن دفعه فيبقى حيران أو يتبع الباطل . وفي الدعاء المأثور : (اللهم أرني الحق حقا وارزقني اتباعه ، وأرني الباطل باطلا وارزقني اجتنابه ، ولا تجعله ملتبسا علي فأضل) .
الشرط الثالث : أن يكون عند الطالب دين يحميه ويتحصن به من الكفر والفسوق ، فضعيف الدين لا يسلم مع الإقامة هناك إلا أن يشاء الله وذلك لقوة المهاجم وضعف المقاوم ، فأسباب الكفر والفسوق هناك قوية وكثيرة متنوعة فإذا صادفت محلا ضعيف المقاومة عملت عملها .
الشرط الرابع : أن تدعو الحاجة إلى العلم الذي أقام من أجله بأن يكون في تعلمه مصلحة للمسلمين ولا يوجد له نظير في المدارس في بلادهم ، فإن كان من فضول العلم الذي لا مصلحة فيه للمسلمين أو كان في البلاد الإسلامية من المدارس نظيره لم يجز أن يقيم في بلاد الكفر من أجله ، لما في الإقامة من الخطر على الدين والأخلاق ، وإضاعة الأموال الكثيرة بدون فائدة .
القسم السادس : أن يقيم للسكن وهذا أخطر مما قبله وأعظم ، لما يترتب عليه من المفاسد بالاختلاط التام بأهل الكفر وشعوره بأنه مواطن ملتزم بما تقتضيه الوطنية من مودة ، وموالاة ، وتكثير لسواد الكفار ، ويتربى أهله بين أهل الكفر فيأخذون من أخلاقهم وعاداتهم ، وربما قلدوهم في العقيدة والتعبد ، ولذلك جاء في الحديث عن النبي صلى الله عليه وسلم : (من جامع المشرك وسكن معه فهو مثله) . وهذا الحديث وإن كان ضعيف السند لكن له وجهة من النظر ، فإن المساكنة تدعو إلى المشاكلة ، وعن قيس بن أبي حازم عن جرير بن عبد الله رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : (أنا بريء من كل مسلم يقيم بين أظهر المشركين ، قالوا : يا رسول الله ولم ؟ قال : لا تراءى نارهما) . رواه أبو داود والترمذي ، وأكثر الرواة رووه مرسلا عن قيس بن أبي حازم عن النبي صلى الله عليه وسلم . قال الترمذي : سمعت محمدا — يعني البخاري — يقول : الصحيح حديث قيس عن النبي صلى الله عليه وسلم ، مرسل . ا هـ .
وكيف تطيب نفس مؤمن أن يسكن في بلاد كفار تعلن فيها شعائر الكفر ، ويكون الحكم فيها لغير الله ورسوله ، وهو يشاهد ذلك بعينه ، ويسمعه بأذنيه ، ويرضى به ، بل ينتسب إلى تلك البلاد ويسكن فيها بأهله وأولاده ، ويطمئن إليها كما يطمئن إلى بلاد المسلمين ، مع ما في ذلك من الخطر العظيم عليه وعلى أهله وأولاده في دينهم وأخلاقهم .
هذا ما توصلنا إليه في حكم الإقامة في بلاد الكفر نسأل الله أن يكون موافقا للحق والصواب » انتهى من «شرح الأصول الثلاثة» للشيخ ابن عثيمين رحمه الله ، ضمن مجموع الفتاوى له (6/132).
السلام عليكم ورحمه الله وبركاته
Очень недооценивал этот вопрос.
А может ли быть оправданием:
1)вуз дает отсрочку от армии;
2) на родине очень мало специалистов, тем более специалистов-мусульман, в той области, в которой я получаю образование?
И два вытекающих вопроса:
1) Дозволяется ли мне в этом случае сокращать молитву (в сафаре)?
2) дают стипендию, т. к. хорошо учусь, являются ли эти деньги для меня халяльными?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
1. Надеюсь, что это сработает, хотя иногда армия покажется лучше, чем нахождение на воле в Европе.
2. Ответ тот же.
3. Вопрос сафара отдельная тема разговора.
4. Да, халяль, если ты их заслужил по их закону.
جزاك الله خيرا
و إياك
Ассаляму ‘алейкум уа рахматуЛлаһи уа баракатуһ брат Абу Усман. Сегодня наткнулся на аудио запись Абу Исмаила ар-Руси (Артём), где он порочит наших шейхов Мукбиля и Альбани, утверждая, что они сбились с пути саляфов, и были на пути захиритов. В других аудио и видео записях он нелестно отзывается об имаме Абу Ханифе, утверждая, что он не их ахлю Сунна, а из ахлю рай. Брат, сделай ему опровержение.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Это старые записи, где-то в 2013 году. Он оставил все это.
Ассаламу ‘алейкум брат Абу Усман.
Я живу в Татарстане, здесь я могу свободно практиковать свою религию Ислам, но здесь распросстранено очень много нововведений, тем самым вопрос брат, могу ли я оставаться в этой Республике не делая хиджру и молиться за имамами нововведенцами и считающих празднование христианских праздников разрешённым? Так же у меня здесь родители, тоже мусульмане, и я пытаюсь их удержать от всех этих нововведений, как бы это меня тоже держит
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Если вы можете свободно исповедовать религию, то оставайтесь там, изучайте ислам и призывайте к нему с мудростью и осторожностью.
А он объявил о том, что он ошибся и оставляет это?
Salam Aleykum😊 Брат Абу Усман.
Я сегодня проживаю в Европе на работе я могу читат намаз не кто не мешает А вот на Джума не могу пойти тут мало месчитов и очень далеко до них. Приехал с Азербайджана. Буду рад за ответь Салам алейкум.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Делайте обеденный намаз вместо пятничной, если нет мечетей.
السلام عليكم
Брат, Джакузи,скажи пожалуйста. Где и когда ты обучаешь арабскому языку? И как можно обучиться? Я очень хочу изучить язык. Прошу прощения,что мой вопрос не по теме.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
На канале будет объявление.
Ассаламу 1алайкум. Какого положение работы в государственных учреждениях? Я например работаю в управлении образовании кадровиком. (обычные отчеты о проделанной работе, принятие и увольнение сотрудников). Это орган местного самоуправления исполнительная власть района в сфере образования и я муниципальный служащий является ли это куфром? Также там бываюn моменты например при голосовании (я бросаю пустую бюллетень) нам говорят голосовать с администрации, я информирую об этом сотрудников учреждения потом отправляю список кто голосовал а кто нет. Ответь пожалуйста подробно если есть возможность. А то никак не могу найти внятный ответ на этот вопрос.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
В описанной вами цитации нет куфра.
Ас саляму алейкум
Если власти хотят забрать в армию принудительно, угрожают родным и семье, денег откупиться нет, уехать тоже особо возможности нет, если он пойдёт туда, какого его положение?
اسلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Вопрос про сафр. Я каждый день в пути, работаю водителем грузового транспорта, доставляя товар в разные республики. Как мне поступать с намазами? Могу их совмещать и сокращать, месяцами а то и годами? И как мне поступать с Джума намазом?