Последнее обновление на 27 Фев 2023
1. Пост весь ша’бан или часть?
2. Пост в ша’бан лучше, или в запретные месяцы?
4. Оживление ночи середины ша‘бана поклонением
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
1. Пост весь ша’бан или часть?
Аль-Бухари и Муслим передали, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
ما رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم استكمل صيام شهر قط إلا رمضان، وما رأيته في شهر أكثر صيامًا منه في شعبان
«Я не видела, чтобы посланник Аллаh ﷺ постился весь месяц кроме Рамадана. Я не видела, чтобы он выделял большую часть месяца постами кроме ша’бана».
Или: «Я не видела, чтобы он больше всего держал пост (в каком либо месяце, кроме Рамадана) чем в Ша’бане».
В версии, приведенной Муслимом: «Он постился почти весь ша’бан».
Ан-Насаи и ат-Тирмизи передали от Умму Саляма, да будет доволен ею Аллаh, что она сказала:
ما رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يصوم شهرين متتابعين إلا شعبان ورمضان
«Я не видела, чтобы посланник Аллаhа ﷺ постился два месяца подряд кроме ша’бана и рамадана».
Иснад хадиса имеет проблемы, не влияющие на информативную часть хадиса
Также передал аль-Бухари и Муслим от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: «Посланник Аллаhа ﷺ не держал пост весь месяц подобно Рамадану».
Имам ан-Науауи в шархе на сахих Муслим сказал:
وقولها كان يصوم شعبان كله كان يصومه إلا قليلا، الثاني تفسير للأول وبيان أن قولها كله أي غالبه، وقيل كان يصومه كله في وقت، ويصوم بعضه في سنة أخرى
Слова ‘Аиши ″Он держал весь ша’бан″ и ″он держал почти весь ша’бан″, вторая часть ее слов толкует первую. Также говорят, что в один год он держал весь ша’бан, а в другой год некоторую его часть.
Сказал ат-Тайиби:
يُحْمَل عَلَى أَنَّهُ كَانَ يَصُوم شَعْبَان كُلّه تَارَة وَيَصُوم مُعْظَمَهُ أُخْرَى لِئَلا يُتَوَهَّم أَنَّهُ وَاجِب كُلّه كَرَمَضَانَ
Вероятно он иногда постился весь ша’бан, а иногда большую часть ша’бана, и это чтобы не посчитали обязательным поститься весь месяц (ша’бан) как рамадан.
‘Абд ар-Раззакъ передал от Ибн Джурейджа, он от ‘Ата, он от Ибн ‘Аббаса, что тот запрещал поститься весь месяц кроме рамадана.
А слова ‘Аиши, что пророк ﷺ держал весь месяц, означают большую часть. Слова «куллю» (كل) иногда указывают на «аксару» (أكثر), как сказал имам Ибн аль-Мубарак.
Некоторые шуррах сказали: в некоторые года он держал полностью ша’бан, а в некоторые неполностью. Это мнение выбрал Ибн аль-Джаузи, ат-Тейиби, Бадр аль-‘Айни, ‘Али аль-Къари, Ибн Муфлих в «мубди’ шарх мукни», шейх Ибн баз и другие.
2. Пост в ша’бан лучше, или в запретные месяцы?
Хафиз Ибн Раджаб, да помилует его Всевышний, сказал:
وقد صرح جماعة بأن صوم المحرم والأشهر الحرم أفضل من شعبان. والظاهر خلاف ذلك، وأن صيام شعبان أفضل من صيام الأشهر الحرم. ويدل عليه ما رواه الترمذي من حديث أنس قال: سئل رسول الله صلى الله عليه وسلم: أي الصيام أفضل بعد رمضان؟ قال: شعبان تعظيمًا لرمضان». وفي إسناده مقال
Группа ученых прямо заявила, что пост в мухаррам, запретные месяцы, лучше постов в ша’бан, но очевидно обратное. Посты в ша’бан лучше постов в запретные месяцы. Доводом этому служит хадис, переданный ат-Тирмизи от Анаса, сказавшего: «Спросили посланник Аллаhа ﷺ какой пост после Рамадана лучше? Он сказал: ″Ша’бан, возвеличиванием рамадана″». Относительно его иснада высказывались по разному.
Имам Абу Дауд передал, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
كان أحب الشهور إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم أن يصومه شعبان، ثم يصله برمضان
«Любимым постом для посланника Аллаhа ﷺ был ша’бан, затем он продолжал его рамаданом».
Это подтверждает то, что передал имам ат-Тирмизи от Анаса, да будет доволен им Аллаh. Косвенное подтверждение извлекается из слов ‘Аиши тоже.
3. Почему именно ша‘бан?
Усама ибн Зейд спросил посланника Аллаhа ﷺ: «Я не видел, чтобы ты так постился как в ша’бан». Пророк ответил:
ذاك شهر يغفل الناس عنه بين رجب ورمضان، وهو شهر ترفع فيه الأعمال إلى رب العالمين عز وجل فأحب أن يرفع عملي وأنا صائم
Это месяц, который между раджабом и рамаданом, относительно которого люди в беспечности. Это месяц, в котором поднимаются дела к Господу Миров, я бы хотел, чтобы мои дела поднялись (к Нему) когда я пощусь.
Данный иснад имеет проблемы, но шейх аль-Альбани считал его хасан.
4. Оживление ночи середины ша‘бана поклонением
Сказал уважаемый шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллаh:
В отношении дня (ночи) середины месяца ша‘бан нет ни одного достоверного сообщения от пророка, мир ему и благословение, (которое позволило бы и нам) поступать так же. Однако существуют некоторые предания от таби‘инов, но цепочки передатчиков этих преданий прерваны. Хадисы же (на эту тему) являются вымышленными или очень слабыми. Эти предания распространились в тех многих местах, где преобладает незнание о заповедях Шариата. По Шариату эта ночь никак не оживляется, в этот день не соблюдается пост и не совершается какое-либо определенное поклонение. Не следует смотреть на то, что многие из-за незнания совершают эти поклонения. А Аллах знает лучше»
Сказал уважаемый шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид, да освободит его Всевышний:
Если человек желает в эту ночь совершить поклонение, которое он совершал и в другие ночи, не добавляя к этому что-либо и не проявляя дополнительного усердия, то в этом нет ничего плохого. Если человек станет поститься в пятнадцатый день месяца ша‘бан потому, что этот день наряду с четырнадцатым и тринадцатым днем относится к белым дням месяца, или потому, что этот день приходится на понедельник или четверг, то в этом также нет ничего плохого, если при этом человек не верит, что из-за этого он получит большую или дополнительную награду. А Всевышний Аллах знает лучше.
Сказал хафиз аль-‘Иракъи:
وأما حديث صلاتها الذي أورده المصنف فقد أخرجه ابن الجوزي في الموضوعات وساق جزءاً من لفظ الحديث بسنده؛ ثم قال: هذا حديث لا شك أنه موضوع ورواته مجاهيل وفيهم ضعفاء ا هـ.
А что касается хадиса о молитве (в эту ночь), который привел автор (т.е аль-Газали), то Ибн аль-Джаузи упомянул его в сборнике выдуманных хадисов, где он привел часть этого хадиса со своим иснадом и затем сказал: ″Нет сомнений что это выдуманный хадис, а его передатчики неизвестные (а часть из них) слабые″.
Все таки о достоинстве ночи середины ша’бана пришел хадис, переданный имамом ат-Табарани, Ибн Хиббаном и другими, что пророка ﷺ сказал:
يطلع الله في ليلة النصف من شعبان فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن
«В ночь середины ша’бана Аллаh посмотрит (на своих рабов) и простит всем, кроме мушрика и нововведенца».
Имам аль-Мунзири, Абу аль-‘Аля аль-Мубаракфури, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным в совокупности всех путей.
Ибн Раджаб аль-Ханбали в «Латаиф» сказал:
Некоторые табиины из Шама как Халид ибн Мадан, Макхуль, Лукман ибн Амир и другие возвеличивали эту ночь, и усердствовали в поклонении, и от них этот обычай переняли другие люди.
И также считается что это дошло до них от сынов Исраиля. Когда же вести о них распространились среди людей, то возникло разногласие. Среди людей были те, кто приняли это и согласились с ними в почитании этой ночи, в том числе группа праведников из жителей Басры и других городов
Большинство ученых Хиджаза (т. е.: Мекки и Медины) отвергли это, из них: Ата ибн Аби Рабах (ученик Ибн Аббаса, сподвижника и двоюродного брата Пророка ﷺ), Ибн Аби Мулейка, и эту же позицию передал ‘Абудррахман ибн Зайд ибн Аслам от ученых фикха Медины, этого мнения придерживались также и сподвижники имама Малика, и другие ученые, сказав, что все это является новшеством.
Некоторые имамы из саляф, как сказал шейхуль-ислям, любили посвятить себя поклонению в эту ночь, но не конкретным числом ракаатов и не обязательно дополнительными намазами, и тем более не коллективно.
Имам ан-Науауи в аль-Маджму сказал:
الصلاة المعروفة بصلاة الرغائب، وهي ثنتا عشرة ركعة تصلى بين المغرب والعشاء ليلة أول جمعة في رجب، وصلاة ليلة نصف شعبان مائة ركعة، وهاتان الصلاتان بدعتان ومنكران قبيحان، ولا يغتر بذكرهما في كتاب قوت القلوب، وإحياء علوم الدين، ولا بالحديث المذكور فيهما فإن كل ذلك باطل . اهـ. من المجموع.
Известная молитва — молитва рагъаиб. Она состоит из двенадцати ракаатов между магърибом и ‘иша в первую ночь пятницы раджаба и молитва в сто ракаатов в середине ша’бана, эти две молитвы мерзкие порицаемые новшества. Пусть не обольщаются, ни тем, что они были упомянуты в книге «Кут» и «Ихья» (аль-Газали), ни тем, что их счет упоминают хадис, все это недействительно.
Хвала Аллаhу Господу миров
ДжазакаЛлаху хайран, Баракаллаху фик, ахи можешь пожалуйста сделать статью про службу в армии, почему это харам и какие последствия, от и до. Это большая проблема в наше время.
Брат про молитву «Рагаиб», у тебя ошибка там в переводе чуть чуть, там это молитва совершается в первую ночь «пятницы» раджаба а не в первую ночь месяца вообще.
Не заметил. Исправил.