617. Ответ на статью о чтении Корана на кладбище в мазхабе Ахмада

617. Ответ на статью о чтении Корана на кладбище в мазхабе Ахмада

617. otvet na statju o chtenii korana na kladbishhe v mazhabe ahmada 640x347 - 617. Ответ на статью о чтении Корана на кладбище в мазхабе Ахмада

 


Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

В наших недавних двух видео разборах этот вопрос был разобран достаточно подробно для большинства мусульман, но остались несколько вопросов, требующих внимания, и в этой статье мы на них ответим инщаАллаh.

Сначала видео обзор:

 

 

Мне попалась статья одного из братьев, который привел в своей статье некоторые асары на эту тему, но статья нуждается в дополнении и исправлении некоторых недочетов, что мы и собираемся сейчас сделать.

◊ Говорит автор:

Передается от Хафиза Шарафуд-Дина Абу Абдуррахмана Исы, от его отца, великого знатока, предводителя ханбалитов своей эпохи, познавшего Аллаха, Мухиддина Абу Мухаммада Абдуль-Къадира Ибн Аби Салиха аль-Джилий от Абу аль-Хусейна Ибн Абдуль-Джаббара ас-Сайрафи от Хафиза Абу аль-Исхака аль-Бармаки от Абу Джа’фара аль-Факиха от Абу Бакра Ахмада Ибн Мухаммада аль-Халляля от Аббаса Ибн Мухам-мада ад-Дуурий от Яхъи Ибн Маг’ина от Мубашира аль-Ха-ляби от Абдуррахмана Ибн аль-Аляъ Ибн аль-Джалляхя, от его отца, большого таби’ина, который сказал: «Когда я умру, уложи меня в могильную нишу, и скажи: «С именем Аллаха и на сунне посланника Аллаха x! », а затем посыпь на меня [влажную] землю, и прочитай у моей головы Открывающую Писание, начало суры аль-Бакара и ее конец. Ведь поистине, я слышал, как Ибн Умар сказал об этом».

◊ Ответ:

Во-первых: в иснаде тот самый ‘Абд ар-Рахман ибн аль-‘Аляъ аль-Ляджлядж (в изданной версии «аль-Джалях», и это ошибка), который в «аль-Мизан» назван маджхулем, и подтверждает этот факт единичная передача Мубашшира, и несмотря на то, что Мубашшир заслуживающий доверия, никто кроме него не передал этот асар от ‘Абд ар-Рахмана. Выдающийся мухаккик Машхур ибн Хасан и мухаддис шейх аль-Альбани обратили на это внимание.

Для отвода джахали от ‘Абд ар-Рахмана ибн аль-‘Аля надо, как минимум, что бы два передатчика (сикъа) передали от него. 

Даже если бы от него передали двое заслуживающих доверия, то он лишился бы личностной джахали, но оставался бы маджхулем в плане та’диля в его адрес. 

Это асар передал Ибн Ма’ин у себя в «Ат-тарих», аль-Халляль в своей работе о чтении над могилой и другие, и все эти пути сходятся на Мубашшире от ‘Абд ар-Рахмана.

Аль-Бухари, Ибн Аби Хатим и Ибн Хиббан тоже сказали, что от ‘Абд ар-Рахман ибн аль-‘Аляъ передал Мубашшир.

Не стоит обольщаться тем, что Ибн Хиббан упомянул его в «Сикъат». Когда Ибн Хиббан упоминает неизвестных в сикъат, это не является знаком удостоверения с его стороны (по более верному мнению), этим он хотел сказать, что от этого передатчика кто-то передавал, т.е что-то все таки известно о нем (пусть без джарха и та’диля). Кроме того Ибн Хиббан противоречит саляф, называя сикъа тех, за кем не известно джарха.

Ат-Табарани, аль-Байхаки и аль-Лялякаи тоже передают этот асар, и все через Мубашшира ибн Исма’иля от ‘Абд ар-Рахман ибн аль-‘Аляъ, еще и в форме марфу’, что ни в какие рамки не лезет!

Кто-то может сослаться на слова хафиза аль-Хайсами об этом иснаде «мувассакъун» и сказать, что аль-Хайсами удостоверяет иснад  в котором ‘Абд ар-Рахман ибн аль-‘Аляъ, но обладающий пониманием науки хадис не скажет такое, понимания разницу между словами аль-Хайсами «мувассакъун» и «сикъат».

Во-вторых что касается удостоверения имама Ибн Муфлиха, то не берется во внимание слова ханбалитского факиха в науке хадис. Всем известна слабая сторона специалистов по фикху — наука хадис (точнее их снисходительность к передатчикам хадисов).

Конечно, не все фукаха подвержены этому, но большинство тех, кто занимались детальным разбором текстов мазхаба, имеют эту слабость, и это во всех мазхабах без исключения, и в особой мере это касается ученых мазхабов, пришедших после четвертого столетия.

Говорят, Ибн Къайим в книге «Китаб ар-Рух» тоже послабил это предание. Мне не известно, но даже если так, то снисходительность имама в своей книге «Рух» и «Хади аль-Арвах» известна. Вот если обратиться к книге Ибн Къайима «Тахзиб» на сунан «Аби Дауд» то мы будем удивлены его строгостью в иснадах и критике хадисов, что делает его на уровне аз-Захаби по познанию риджаль и строгости, и жаль, что нет этой строгости в его упомянутой ранее книге.

А что касается самого Ахмада ибн Ханбаля, то нигде не известно, чтобы он удостоверял это асар Ибн ‘Умара прямо,  или высказывался положительно об ‘Абд ар-Рахмане ибн аль-‘Аляъ.

 

◊ Говорит автор:

Имам Шамсуддин Ибн Муфлих в книге «аль-Фуруг’» удостоверил это предание от Ибн Умара.(1) Достоверным его признал шейх ханбалитов Мансур аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-Къина’»,(2) Мар’и Ибн Юсуф аль-Карми в «Шифа ас-Судур». И Хафиз аль-Бейхакы в книге «ад-Да’ават» посчитал это предание хорошим.
Сказал имам Хафиз Ибн аль-Имад аль-Ханбали в своей большой и фундаментальной книге «Шарх Гъаят аль-Мунтаха»: «Достоверно [передается] от Ибн Умара, [да будет доволен ими обоими Аллах], что он завещал, чтобы когда его похоронят, над ним прочитали начало суры аль-Бакары и ее конец».

 

◊ Ответ:

Во-первых: иснад не является достоверным, как это было доказано выше, и все (кроме одного) перечисленные здесь ученые являются специалистами ханбалитского фикха, и не являются хуффазами/имама в науке хадис.

Имам Ибн Муфлих также упомянул хадис Анаса, который очень слабый, даже мауду’, но он ни слова не сказал об этом. Что касается остальных упомянутых ученых ханабиля, то их положение такое же, даже хуже (в этом плане).

Единственное кого можно здесь выделить, это хафиза аль-Байхаки, и он не удостоверял асар до Ибн ‘Умара в форме хадиса, он удостоверяет асар в форме маукъуф. Но надо повториться, никто из ранних имамов не удостоверял этот асар, я уже не говорю о том, что Ибн ‘Умар жил в Медине, и ученые Медины обязательно знали бы об этом случае, но ни Малик, ни другие маликиты не приняли этот хукм, и ‘Абд аль-Уаххаб аль-Малики  в своем шархе на «Рисаля Ибн Аби Зейда» сказал почему: «…потому что он никого из саляф не встретил, кто практиковал бы это».

И как Ибн ‘Умар может такое заповедовать, если он сам передал хадис: 

«Не превращайте свои дома в могилы (не совершая там молитвы)
Аль-Бухари и Муслим

А чтение Корана у ханафитов, маликитов и некоторых ханбалитов подобна молитве, отсюда нежелательность совершать это поклонение на кладбище (за исключением джаназа). У Ахмада даже намаз в сторону (не огороженного) кладбища (расположенного перед тобой) нельзя делать.

Аль-Байхаки пришел триста лет спустя после ‘Абд ар-Рахмана ибн аль-‘Аля, и он не мог знать его так как знали саляфы.

 

◊ Говорит автор:

Передал Абу Бакр аль-Халляль от аль-Хасана Ибн Ахмада аль-Уарракъа, а он был тем, кого считал заслуживающим доверия сам имам аль-Халляль, передавая от него мазхаб, а он передал от Али Ибн Мусы аль-Хаддада, заслуживающего доверия человека, и сам Абу Бакр аль-Халляль в книге «аль-Амр би аль-Магруф» указывал на него как на доверенного, и Хаммад аль-Мукрий говорил о нем как о правдивом. И он рассказал: «Я был с Ахмадом Ибн Ханбалем и Мухаммадом Ибн Кудамой аль-Джаухарий на погребальной молитве. И когда покойного предали земле, один слепой мужчина присел у его могилы и начал читать [Коран]. И Ахмад сказал ему: «О такой-то! Поистине, чтение [Корана] у могилы является новшеством». А когда мы вышли из кладбища, Мухаммад Ибн Кудама [аль-Джаухари] сказал Ахмаду Ибн Ханбалю: «О отец Абду-Ллаха, что ты скажешь относительно [передатчика] Мубашира аль-Халяби?» Ахмад сказал: «Заслуживает доверия». Я спросил: «А записывал ли ты от него что-то?» И он ответил: «Да». Я сказал: «[Так вот], рассказал мне Мубашшир от Абдур-Рахмана Ибн аль-Аля, а он от своего отца, который завещал, чтобы после его захоронения над ним прочитали Коран; суру аль-Фатиха и начало и конец суры аль-Бакара. И сказал: «Я слышал, как Ибн Умар завещал это». [Ахмад, услышав надежность тех, кто передал это предание, обратился к Мухаммаду Ибн Кудаме] и воскликнул: «Вернись к тому слепому мужчине и скажи, чтобы читал [Коран]».

 

◊ Ответ:

Во-первых: иснад до Ахмада спорный, из-за ‘Али аль-Хаддада, я уже говорил об этом, и этот сомнительный иснад никак не может предпочитаться над абсолютно достоверным иснадом Абу Дауда и Абдуллы от Ахмада, где говорится обратное.

Во-вторых: с чего автор статьи решил, что Ахмад увидел надежность передатчика, если ‘Абд ар-Рахман неизвестен? Как вот так легко Ахмад принял передачу маджхуля? Ахмад подтвердил Мубашшира, и он сикъа, но об ‘Абд ар-Рахмане имама Ахмад ничего не сказал.

Во-вторых: если кто-то скажет, что данный асар из раздела «побуждения к благому», мы скажем: тот факт, что Мухаммад Ибн Къудама поинтересовался у Ахмада о Мубашшире прежде чем рассказать ему этот асар говорит об обратном, иначе зачем спрашивать о Мубашшире?

 

◊ Говорит автор:

Это же предание от имама Ахмада передается другими путями, что безусловно подтверждает достоверность его информативной части «матн».
Довод на это: Передал имам Абу Бакр аль-Халляль(2) от Абу Бакра Ибн Садакъа, который слышал, как Усман Ибн Ахмад Ибн Ибрахим аль-Мусалий сказал: «Абу Абдуллах Ахмад Ибн Ханбаль был на погребальной молитве, а вместе с ним [находился] Му-
хаммад Ибн Къудама аль-Джаухарий. И когда [тело] мертвого предали земле, некий мужчина начал читать над ним [Коран]. И Абу Абдуллах сказал: «Проходя мимо этого мужчины, который читал Коран, скажи ему, чтобы он не делал так». И когда ушел [тот мужчина], Мухаммад Ибн Къудама аль-Джаухари упомянул [Ахмаду] предание от Ибн Умара»,

◊ Ответ:

Во-первых: иснад не отличается от предыдущего, так как его передал ‘Усман аль-Маусали, а о нем ничего не известно, и нет никакой гарантии, что он передал информацию правильно.

С каких пор два иснада с неизвестными передатчиками предпочитаются над реально достоверным иснадом от Ахмада?

Сказал имам Абу Дауд: «Я слышал как Ахмада спросили о чтении у могил, он сказал ″Нет″»
См. «Масаиль Ахмад» стр. 224.

Сказал шейхуль-ислям, да помилуете его Аллаh: «Группа ученых передали от Ахмада нежелательность чтения Корана у могил, и это мнение большинства ученых саляф, на этом его ранние сторонники (т.е ранние ханбалиты)».
См. «аль-Фатауа аль-Кубра» стр. 224.

 

◊ Говорит автор:

Передал Абу Бакр аль-Халляль от аль-Аббаса Ибн Мухаммада Ибн Ахмада Ибн Абдуль-Азиза от Джаг’фара Ибн Мухаммада Ибн аль-Хасана ан-Нисабури от Салямы Ибн Шабиба, который рассказал: «Однажды я пришел к Ахмаду Ибн Ханбалю, и поведал ему о том, что увидел А’ффана, читавшего на могиле Коран из мусхафа. И Ахмад Ибн Ханбаль ответил мне: «[Пусть это] станет для него благим концом».(3) Предание достоверное.

 

◊ Ответ:

В истории не упоминается, получает ли мертвый пользу от этого чтения Корана, ведь это предмет обсуждения. Внешне видно, что Ахмад имел ввиду дарение награды мертвому. 

Само по себе чтение на территории кладбища не запрещено, так как это не туалет, и не эту тему мы обсуждаем, мы говорим о случае, когда человек отправляется на кладбище специально для чтения Корана у могилы, полагая, что мертвый сейчас получает пользу от этого чтения (без того, чтобы отправить ему награду).

Чтобы отправить ему награду необязательно отправляться на кладбище. Имам Малик и аш-Шафии считали, что до мертвого не доходит награда за чтение другим человеком.

Более того, кладбища не является специальным местом для чтения Корана, согласно хадису Абу Хурайры, где пророк ﷺ сказал:

لا تجعلوا بيوتكم مقابر، إن الشيطان ينفر من البيت الذي تقرأ فيه سورة البقرة

Не превращайте свои дома в кладбища, шайтан убегает из дома, в котором читают суру «Коровы».

 

◊ Говорит автор:

Сын имама Ахмада Абдуллах в «аль-Масаиль» сказал: «Я слышал, как моего отца спросили о человеке, который встает около могилы чтобы читать [Коран] над покойным. И он ответил: «Надеюсь, что в этом нет ничего предосудительного».(4) Предание достоверное.

 

◊ Ответ:

Да, это достоверно, и это есть в книге «Масаиль». Я нашел эту книгу (редчайшего издания) и купил ее сразу, ждал я ее около трех месяцев. Вот что я там обнаружил после того асара, который упомянул автор статьи: «Я спросил своего отца о человеке, взявшего с собой мусхаф на могилы, чтобы читать у них, он сказал ″Это новшество″. Я сказал отцу: ″А если он знает Коран наизусть, тогда (можно) читать (у могилы)?″ Он сказал: ″Нет. Приходит, дает таслим, делает дуа (за покойника) и уходит″».

Скрин:

ahmad kira kabr 448x640 - 617. Ответ на статью о чтении Корана на кладбище в мазхабе Ахмада

Теперь спрашивается: как это так, сначала Ахмад говорит можно, потом в следующем асаре говорит «новшество» и «делает дуа и уходит»?

Ответ: в первом случае вероятно речь идет об отправке награды покойнику, а во втором случае речь о том, когда человек думает, что само по себе чтение приносит пользу покойнику. И подтверждает наше предположение то, что передал аль-Маррузи от Ахмада, который говорил о дозволенности посетить кладбища, прочитать там некоторые аяты и подарить награду обитателем могил.

Многие поздние ханабиля сказали, что это первое мнение Ахмада, а после аль-Халляль передал последнее мнение Ахмада, с чем мы не согласны, и вот почему: предания о его втором мнении должны быть столь же достоверными и ясными, как предания о его первом мнении.

Неясное никогда не отменит ясное.

 

◊ Говорит автор:

Передал Абу Бакр аль-Халляль, что аль-Хасан Ибн аль-Хейсам аль-Баззар сказал: «Я видел, как Ахмад Ибн Ханбаль молился сзади слепого мужчины, читавшего Коран на могилах

◊ Ответ:

Во-первых: этот случай произошел в день джаназа, тут нет проблем (согласно одному мнению в мазхабе).

Во-вторых: ‘Абд ар-Рахман ибн Къудама и другие ханабиля упоминают этот случай в разделе о дарении награды за чтения Корана мертвому. Т.е тот слепой читал Коран и отправил награду покойнику, а Ахмад не порицал его за это.

Отсюда можно сделать вывод, что в начале имам Ахмад считал, что награда не доходит до покойника и читать Коран у могил не желательно, затем он встретил аргументы и поменял свое мнение об отправке награды, сохранив свою позицию касательно второго вопроса.

 

◊ Говорит автор:

Передал Ибн Аби Яг’ля в книге Табакат аль-Ханабиля, что Мухаммад аль-Баззар сказал: «Я был вместе с Абу Абдуллахом Ахмадом Ибн Ханбалем на похоронной процессии. Он схватил меня за руку, присел и положив свою руку намогилу, сказал: «Боже, поистине, Ты сказал в Своем Писании Истины: «Если он будет одним из приближенных, то обретет покой [или радость; или милость], удел [или базилик] и Сад блаженства.􀀁Если он будет одним из тех, кто по правую сторону, то ему скажут: «Мир тебе! Ты являешься одним из тех, кто на правой стороне». Если же он будет одним из заблудших, считавших лжецами посланников, угощением для него будет кипяток, и он будет гореть в Аду» – и до конца суры. [Затем сказал]: «Боже, я свидетельствую, что этот человек: такой-то, сын такого-то — не лгал о Тебе, он веровал в Тебя и Твоего посланника x! . Боже, прими это наше свидетельство за него». [Имам Ахмад] вознес за него мольбу и ушел».

 

◊ Ответ:

Во-первых: имам Ахмад прочитал эти аяты по случаю, и обращался он к Аллаhу, и это не было в виде чтения Корана у могилы с убеждением, что покойник от этого получает пользу, ведь с таким же успехом посланник Аллаhа ﷺ прочитал часть аята из Корана над мертвыми мушриками при Бадре, так чего бы не взять это в доказательство? Или это было лишь обращение?

Во-вторых: это было в день джаназы, и Ахмад прочитал аяты даже не для отправки награды покойнику, а сделал он лишь назидание, напоминание, и просто прочитать что-то из Корана на кладбище не является запретным, ведь сам пророк ﷺ прочитал джаназа у могилы уборщицы его мечети, а в джаназе обязательно аль-Фатиха.

 

◊ Говорит автор:

Передал имам Абу Бакр аль-Халляль от Рауха Ибн аль-Фараджа, что аль-Хасан Ибн ас-Сабах аз-Заг’фарани сказал: «Я спросил имама аш-Шафиг’и о чтении Корана на могиле. И он ответил: «Нет в этом проблем».

 

◊ Ответ:

Во-первых: эта аргументация со стороны автора статьи свидетельствует о том, что он не понимает тонкости мазхаба не только аш-Шафии, но даже мазхаба ханабиля, приводя от Ахмада разные риваяты, не обнаружив, что часть из них пришли в разделе отправки награды покойнику, часть при джаназе, а часть и вовсе не достоверно.

Такое же дело обстоит и со словами от аш-Шафии. Асар который он передал, его передал аз-За’фарани, который передавал от аш-Шафии его старый мазхаб. Старый мазхаб аш-Шафии, это мазхаб в Багдаде, и именно этот мазхаб передавал Абу Саур, аз-За’фарани и другие.

Последний мазхаб, это мазхаб в Египте, который передали от него аль-Музани, аль-Муради, Юнус, Раби’, аль-Бувейти и другие.

Во-вторых: в аль-Умм аш-Шафии говорит о чтении чего-то из Корана над покойным в день его джаназа, а в этом хиляф у ученых. Кстати, сам аш-Шафии считал, что награда за чтение Корана не доходит до покойника.

 

◊ Говорит автор:

Передал имам Абу Бакр аль-Халляль от Ибрахима Ибн Хашима аль-Багъави, от Абдуллаха Ибн Синана аль-Марузи, от аль-Фадля Ибн Мусы аш-Шейбани, от Шарика Ибн Абду-Ллаха, от Мансура, что имам Ибрахим ан-Нахаг’и сказал: «Нет ничего предосудительного в чтении Корана на могилах».


◊ Ответ:

Во-первых: кто такой ‘Адулла ибн Синан аль-Маррузи (в некоторых трудах аль-Марвази) ?

Во-вторых: никто не запрещает читать Коран на кладбище в плане чтения как такового. Т.е просто прочитать что-то из Корана по памяти на территории кладбища запрета нет (не считая карахат у маликитов).

 

◊ Говорит автор:

Передал Абу Яхъя ан-Накид от Сафара Ибн Уакиг’а от Хафса от Муджалида, что имам аш-Шаг’би сказал: «Когда кто-либо из ансаров умирал, они направлялись на его могилу, и читали возле нее Коран»

◊ Ответ:

Во-первых: кто такой Сафар ибн Уаки’?

Во-вторых: Муджалид, который передал это от аш-Ша’би, не заслуживает доверия, как сказал имам ан-Науауи у себя в «аль-Азкар» (у себя на видео я показываю это в книге).

 

◊ Говорит автор:

Но в мазхабе имама Ахмада есть разногласие: читать Коран на кладбище лишь дозволено, или желательно?                                                                                     

◊ Ответ:

У ханабиля как раз хиляф, дозволено или нежелательно, как об этом пишет аль-Мардауи (на видео я зачитываю).

Затем автор статьи упомянул ряд ханбалитов, которые считали дозволенным чтение Корана на кладбище, не упомянув, что именно эти ученые имели ввиду: посылание награды, или тот факт, что мертвый получает пользу от этого чтения? Или речь шла о джаназе?

Я открыл большинство книг мазхаба и обнаружил, что подавляющее большинство говорили именно о дне джаназе, либо об отправке награды мертвым. Я также нашел поздних ханабиля, считавшие, что Коран можно читать у могилы даже после после его смерти спустя какое-то время, но в этом они противоречат ранним имамам.

Но автор статьи в конце противоречит себе, сказав:

Имам Ибн Кады аль-Джабаль, будучи приближенным учеником шейхуль-ислама Ибн Таймии, передает от него, что он считал желательным читать в момент захоронения мёртвого.
ПРИМЕЧАНИЕ. Ибн Таймия, Абу Хафс аль-Укбари, а из ранних имамов Абдуль-Уаххаб аль-Уарракъ выбрали мнение, что читать Коран на кладбище над могилой после захоронения, является новшеством. И Ибн Таймия назвал это нежелательным новшеством. Но целью не является освещение его мазхаба, ибо он известен многим.

А до этого он сказал: «Но в мазхабе имама Ахмада есть разногласие: читать Коран на кладбище лишь дозволено, или желательно».                                                                                 

 

◊ Говорит автор:

я упомяну некоторые доводы наших соратников помимо приведенных.
Передали аль-Бухари и Муслим, что аль-Бараъ Ибн Азиб, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «[Как-то раз] один
человек во время молитвы] стал читать суру «Пещера». В это время во дворе [его дома] находилась лошадь, которая стала прыгать, испугавшись [чего-то], когда же [этот человек] произнёс слова таслима, его неожиданно окутало нечто вроде тумана или облака. [После он] обо всём рассказал пророку, x! который сказал: “Читай, о такой-то, ибо это было спокойствием, которое снизошло свыше благодаря [чтению] Корана”».
В этом хадисе содержится указание, что чтение Корана оказывает хорошее воздействие и становится причиной снисхождения спокойствия. И если эта польза достигает живого, который слышит и верует в Коран являясь мусульманином, то как это может не принести пользу слышащему мертвому, который верует в Коран и является мусульманином?

 

◊ Ответ:

Мы не согласны с этой аргументацией, так как Коран читал человек, имеющий возможность добровольно заработать эту награду это спокойствие. Этому свидетельствует известный хадис, что ангелы в поисках маджлисов, где читают Коран, но покойник лишен возможности зарабатывать, и максимум что поможет покойнику заработать в барзахе: если кто-то отправит ему эту награду.

Затем автор привел очень слабый хадис Анаса, который никак не может быть добавлен в копилку доказательства.

Затем автор привел слабый хадис о суре Ясин, о его достоверности и значении я подробно говорил в моем видео, которое я опубликовал в статье выше.

◊ Говорит автор:

Далее, передал имам Ахмад в своем муснаде от Абу Муавии от аш-Шейбани от аш-Шаг’би от Ибн Аббаса, да будет доволеними Аллах, что, когда дочь пророка x! [предали земле], уложив ее в могильную нишу, он прочитал слова Всевышнего: «Мы сотворили вас из [земли], в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз.

◊ Ответ:

Это не было сделано в той форме, о которой мы говорим: отправиться на кладбище специально для чтения Корана, полагая, что мертвый получает пользу от этого.

В хадисе очередное подтверждение того, о чем мы говорили выше: 

  1. Это было в день джаназа.
  2. Он ﷺ прочитал это как дуа (или в виде назидания), а не в виде та’аббуда.

 

◊ Говорит автор:

этом хадисе содержится очевидное и ясное указание, что само чтение Корана подле могилы либо на территории кладбища не является предосудительным. Ибо в противном случае пророк Аллаха x! никогда бы этого не сделал, если бы у данного действия была неправомерная основа. И смысл текста заключается не в конкретной причине, а в общем посыле, как это подтверждено обладателями знания. А общий посыл заключается в том, что чтение аятов на кладбище рядом с могилой, не является осуждаемым, ведь это сделал пророк x! .

◊ Ответ:

Верно, именно это мы и доказывали в видео и доказываем здесь.

 

◊ Говорит автор:

Передал Уакиг’ Ибн аль-Джаррах от Хишама от Къатады от Абу ас-Сиддика ан-Наджи от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха x! говорил: «Если вы предали земле ваших покойных, то скажите: «С именем Аллаха и на сунне посланника Аллаха»».(2) Тоже самое передал Уакиг’ от Шуг’бы от Къатады от Абу ас-Сиддика ан-Наджи от Ибн Умара, который это говорил.
Также передал Ибн Аби Шейба от Абу Халида аль-Ахмара от Хаджаджа от Нафиг’а, что Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Посланник Аллаха x! говорил, когда укладывали покойного в могилу: «С именем Аллаха и на сунне посланника Аллаха»».
Передал Ибн Аби Шейба от Уакиг’а от Суфьяна от Амра Ибн Мурра, что имам Абу Хейсама рассказал: «Они [сподвижники] находили желательным прочитать, когда покойного опускали в могилу: «С именем Аллаха и на пути Аллаха, и на религии посланника Аллаха! Боже, защити его от могильных мучений и от мук огня, и от зла шайтана»
Если праведные предки возносили эти мольбы и произносили данные формулировки с целью донести пользу до покойного и облегчить ему, то чтение Корана, которое лучше произнесения этих формулировок, за которое читающий и слушающий удостаиваются большей награды, и где чтение состоит не из сотворенных слов творений, а из не сотворенных слов Всевышнего Творца, где чтение состоит из произнесения тех слов
Господа, которые Им же были названы спокойствием, исцелением, верой, светом и заступником — принесет пользу покойному тем более.
Передал имам ад-Дарими в своем сборнике от Сулеймана Ибн Харба от Хаммада Ибн Салямы от аль-Аша’са от аль-Худдани от Шахра Ибн Хаушаба, что посланник Аллаха сказал: «Превосходство речи Аллаха, Пречист Он и Возвышен, над прочими речами, как превосходство [самого] Аллаха над Его творениями». Хадис хороший, отосланный. Ад-
Дарими вывел этот хадис в своем сборнике.

◊ Ответ:

Во-первых: говорить «С именем Аллаhа» при погребении сунна прямыми текстами достоверных хадисов, в отличии от чтения над ними Корана (который не поможет им).

Во-вторых: говорить «С именем Аллаhа» польза не для обитателя могил, а для произносящего их, так как посланник Аллаhа ﷺ сказал:

Всякое дело, начатое без упоминая Аллаhа, будет прервано
Хадис передал Ахмад, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие от Абу Хурайры. Ад-Даракутни сказал, что он мурсаль аз-Зухри. Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, Ибн аль-Мулякъин, Ибн Хаджар и Ибн Баз считали его достоверным марфу’.

Далее автор статьи привел хадис о превосходстве речи Аллаhа, и как же удивительна такая неуместная аргументация!

 

◊ Говорит автор:

А если кто-то из числа одаренных скажет, что эти слова произносятся не с целью принесения пользы мертвому, то это отвергается тем, что передал Абу Бакр Ибн Аби Шейба от Аббада Ибн аль-Аууамы от Аляъ Ибн аль-Мусеййиба, что его отец говорил: «Когда мертвого укладывают в могилу, то не говорите [просто] — бисми-Ллях, однако скажите: «С именем Аллаха, на сунне посланника Аллаха x! и на религии Ибрахима, поскольку он был мусульманином ханифом и не был из числа многобожников. Боже, укрепи этого [покойного] твердым словом в Последней жизни. Боже, приведи его кблагоденствию, в котором он был. Боже, не лишай нас его награды и не подвергай нас искушению после него». Затем он сказал: «Этот аят был ниспослан относительно обитателей могил: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней»».

◊ Ответ:

Во-первых: одаренный шейх Са’д аш-Шасри, член комитета старейших ученых, в своем тахкике на Мусаннаф Ибн Аби Шейбы (лучший тахкик) сказал под этим асаром: «Слабый (асар) по причине Зейда аль-‘Амми».

Также Мухаммад ибн ‘Усман ибн Аби Шейба спросил Ибн аль-Мадини об этом передатчике, он тоже послабил его.

А еще более одаренный — Яхья ибн Ма’ин, считал слабым Зейда аль-‘Амми.

Во-вторых: здесь речь идет о дуа, а дуа помогает, и живым, и покойникам.

Далее автор привел еще несколько похожих хадисов, в которых призывается делать дуа за покойного.

 

◊ Говорит автор:

Абу Бакр аль-Халляль, опираясь на него от Абу Яхъи ан-Накъида, что аль-Хасан Ибн аль-Джаруи сказал: «[Однажды] я проходил мимо могилы своей сестры, и прочитал [суру] Табарак в силу [тех достоинств], которые упоминаются о ней. И [спустя время] ко мне подошел один мужчина,[который не знал, что я это сделал] и сказал: «Воистину, я увидел во сне твою сестру, которая сказала: «Пусть Аллах воздаст Абу Али благом! — Я получила пользу от его чтения»»

◊ Ответ:

Во-первых: поступок аль-Джарави не является доказательством в шараите, неговоря уже о том, что по его же словам он упирается на асары, которые пришли на этот счет о суре «Табарака», читаемой у могилы, а они либо выдуманные, либо очень слабые.

Во-вторых: возможно он сделал тоже самое, о чем говорил имама Ахмад: прийти на кладбище, прочитать по памяти суру и сказать: «О Аллаh, раздай эту награду обитателям могил», в таком случае никаких проблем нет.

Далее автор привел еще асар о раздаче награды мертвым за чтение Корана, собственно для этого и привел аль-Халляль эти предания.

Затем автор статьи привел слова ханабиля, попытавших объединить риваяты от Ахмада: в одних он не одобряет, а в других одобряет, и многие из них сошлись на том, что имам Ахмад в итоге встретил асар Ибн Умара и принял мнение, что над могилами читают.

Примечательно, что никто из них не доказал, ни достоверность асара Ибн Умара, ни достоверность асаров в целом на эту тему, ограничиваясь лишь тем, что передал имам Абу Бакр аль-Халляль.

Даже если имам Ахмад взял этот асар, то в самом матне идет речь о джаназа.

Затем автор затронул тему дарения награды за чтения покойным, об этом тоже я говорил на своем видео.

 

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

 

Добавить комментарий