562. Хадис о ду'а в среду между Зухром и 'Асром

562. Хадис о ду’а в среду между Зухром и ‘Асром

562. dua v sredu mezhdu zuhrom asrom - 562. Хадис о ду'а в среду между Зухром и 'Асром

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Поводом написания этой статьи послужил ответ шейха Салиха аль-Фаузана на вопрос спрашивающего, где он сказал, что ду’а в этот день является особенностью пророка ﷺ.

Также поводом послужил ответ шейха, занимающегося хадисами —  ‘Абд аль-МухIсина аз-Замиля, что хадис слабый.  Шейх и мухаддис Мустафа аль-‘Адауи тоже послабил его.

Бывший член комитета старейших ученых, шейх Са’д аль-Хасалян, тоже считает его слабым.

Мухаддис Шу’айб аль-АрнаутI тоже посчитал хадис слабым.

Мухаддис ‘Амр бин ‘Абд аль-Мун’им бин Салим тоже послабил его.

Хадис передал имам Ахмад, аль-Бухари «аль-Адаб аль-Муфрад», Аль-Баззар, Абу Ахмад аль-ГъитIрифи, Ибн ‘Абд аль-Барр в «ат-Тамhид» и ‘Абд аль-Гъаний в «ат-Таргъиб фи ад-Ду’а».

Все через иснад Касира бин Зейда аль-Аслями аль-Маданий, он от ‘Абд ар-Рахмана ибн Ка’ба (а у Ахмада от сына ‘Абд ар-Рахмана, ‘АбдуЛлыh), он от Джабира.

Текст Ахмада:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ دَعَا فِي مَسْجِدِ الْفَتْحِ ثَلَاثًا : يَوْمَ الِاثْنَيْنِ ، وَيَوْمَ الثُّلَاثَاءِ ، وَيَوْمَ الْأَرْبِعَاءِ ، فَاسْتُجِيبَ لَهُ يَوْمَ الْأَرْبِعَاءِ بَيْنَ الصَّلَاتَيْنِ ، فَعُرِفَ الْبِشْرُ فِي وَجْهِهِ

Пророк ﷺ делал ду’а в мечети «аль-Фатх» три раза: в понедельник, вторник и среду. Ответ он получил в среду между двумя молитвами (между Зухром и ‘Асром), и радость этого была видна по его лицу.

قَالَ جَابِرٌ : فَلَمْ يَنْزِلْ بِي أَمْرٌ مُهِمٌّ غَلِيظٌ إِلَّا تَوَخَّيْتُ تِلْكَ السَّاعَةَ ، فَأَدْعُو فِيهَا ، فَأَعْرِفُ الْإِجَابَةَ

И Джабир сказал: «И с каким бы важным и тяжелым делом я не сталкивался, я выжидал тот час и взывал, и находил ответ (на свой зов)».

Из тех, кто его удостоверил, ‘аллямя шейх аль-Альбани.

Также его удостоверил ‘алляма ‘Абд аль-Карим аль-Худейр.

Также его удостоверил выдающийся знаток передатчиков хадиса, шейх ‘АбдуЛлаh ас-Са’д, да хранит его Аллаh.

Из тех имамов, кто считал это достоверным, имам Ибн ‘Абд аль-Барр, Аль-Мунзири, аль-Къуртуби, да помилует их Аллаh.

Имам Абу аль-Хасан аль-Хайсами считал всех передатчиков этого хадиса «сикъат».

Что послужило причиной разногласия ? Причин здесь две:

• Первая: Касир бин Зейд

• Вторая: ‘АбдуЛлаh бин ‘Абд ар-Рахман ибн Ка’б.

Разберем подробней эти две причины…

Что касается Касира бин Зейда т.7 (не путать с Касиром бин Зиядом из Басры, сикъа. т.6), то сам по себе он праведный человек из Медины.

Аль-Хафиз в ‹Такриб ат-Таhзиб› говорит: «Садукъ, ошибается». Но в ‹ТахIрир ат-Такъриб› Шу’айба в Башшара на это отвечают: «Нет, он садукъ, и его хадисы хасан, как сказал об этом аль-Бусейри в ‹Мисбах аз-Зуджаджа›. Его удостоверил Ибн ‘Аммар.».

От самого Ахмада передается разное мнением о нем.

Абу Зур’а сказал: «Салих». В другом месте сказал: «Не силен». Абу Хатим сказал: «Салих. Не силен. Его хадисы можно записывать (при мутаба’а)». Сказал ан-Насаи: «Слабый».

Ад-Дауракъи передал от Ибн Ма’ина: «Нет в нем проблем». Ибн Аби Марьям передал от Ибн Ма’ина: «Сикъа».

Ибн аль-Мадини сказал: «Салих (т.е праведный, не лжец) , не силен».

Ибн ‘Ади изучил его положение, и сказал: «Я не увидел в нем проблем, думаю нет в нем проблем». Ибн Хиббан упомянул его в «Сикъат».

Шейхуль-ислям Ибн Теймийя в своей книге «Икътидау сират аль-мустакъим» сказал:

 وهذا الحديث يعمل به طائفة من أصحابنا وغيرهم فيتحرون الدعاء في هذا كما نقل عن جابر، ولم ينقل عن جابر رضي الله عنه أنه تحرى الدعاء في المكان بل في الزمان. انتهى

«Группа ученых нашего мазхаба, и другие ученые,  действует согласно этому хадису, они выжидали ду’а в этот час, как это передается от Джабира. Не передается от Джабира, да будет доволен им Аллаh, что он выжидал это ду’а в конкретном месте, но он выжидал в конкретное (упомянутое) время».

Что касается ‘АбдуЛлаhа бин ‘Абд ар-Рахмана ибн Ка’ба, т.е в версии Ахмада Касир передал его от ‘АбдуЛлаhа, а он неизвестный.

В версии аль-Бухари он передал хадис от его отца — ‘Абд ар-Рахмана. Наши оппоненты отвечают, что эта та самая путаница Касира бин Зейда, который не отличался точностью.

Они также сказали, что никто не передал это сообщение от ‘Абд ар-Рахмана, кроме Касира бин Зейда.

Я скажу: эти доводы убедительные, и после рассмотрения доказательств обеих сторон можно сделать вывод, что Слабость Касира не серьезная, но неизвестность положения ‘АбдуЛлы заставляет нас усомниться в законности этого дуа в среду.

Конечно, мы не говорим, что дуа нельзя делать в этом время, можно, но является ли это время особым, подобно пятнице? Ответ: вопрос остается спорным!

Я начал склоняться к воздержанию после того, как увидел путаницу со стороны Касира бин Зейда. Абу ‘Аммар, от которого имам Ахмад взял этот хадис, сказал, что Касир ему сказал: «От ‘АбдуЛлаhа бин ‘Абд ар-Рахмана…»

Но Абу ‘Абд аль-Маджид аль-Макки передал, что Касир сказал ему: «Я слышал ‘Абд ар-Рахмана бин Ка’ба», т.е не от его сына ‘АбдуЛлыh, а это решает проблему.

Суфьян Ибн Хамза, как это передал аль-Бухари, сказал: «Мне сообщил Касир бин Зейд от ‘Абд ар-Рахмана бин Ка’ба».

Как вы заметили, двое от Касира передали, что он взял его от ‘Абд ар-Рахмана, и только один сказал, что от его сына, который является муджhулем.

Говорят, что это путаница со стороны самого Касира, а не передатчиках от него. А Аллаhу ведомо лучше!

Вывод:

Если Абу ‘Аммар не ошибся, передавая от Касира, что он передал от ‘АбдуЛлыh, то хадис слабый, и с этим ничего не поделать.

Если Абу ‘Абд аль-Маджид и Суфьян бин Хамза не ошиблись, что Касир передал именно от ‘Абд ар-Рахмана, тогда Абу ‘Аммар ошибся, сказав, что Сабит передал от ‘АбдуЛлыh, тогда хадис достоверен, и ду’а в среду имеет особенность.

Хвала Аллаhу Господу миров!

Для пользы:

45. Дуа между ‘Асром и Магърибом в пятницу принимается

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *