Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем
Разберем довольно известный хадис в определенных кругах. Я не буду делать глубокий анализ, так как не вижу в этом особой нужды, я лишь выражу свое мнение по этому поводу.
من أراد أن ينصح لذي سلطان فلا يبده علانية ، ولكن يأخذ بيده فيخلوا به
«Кто желает сделать насиха правителю, то пусть не делает это рукой, открыто, а возьмет его за руку и уединиться с ним».
Мы все понимаем, что сегодня не те времена, когда представляется возможным уединиться с правителем, и в каком-то смысле хадис не уместно приводить в его буквальном значении.
Несмотря на то, что шейх аль-Альбани назвал хадис «хасан», мы не согласны с тахсином шейха. О методологии шейха аль-Альбани мы говорили в нашей статьей: 21. Манhадж шейха аль-Альбани в хадисах.
Данный хадис передал Ибн Аби ‘Асим, по цепочки до Бакъийи, сказавшего: нам рассказал Сафуан ибн ‘Амр, от Шурейха ибн ‘Амра, сказавшего: » ‘Ияда бин Гъанама сказал…»
Здесь вопрос: слышал ли ШурейхI от ‘Ияда? Шурейх передает от некоторых сахабов, которых он не слышал, и тех, от кого слышал, как Му’авия. Плюс ко всему Шурейх часто делал ирсаль, как сказал аль-хафиз.
Имам Мухаммад ибн ‘Ауф и вовсе сказал, что Шурейх не слышал ни от одного сподвижника.
Абу Хатим сказал, что Шурейх не застал Абу Умаму, аль-Хариса бин аль-Хариса и Макъдама. Его ривая от Абу Малика аль-Аш’ари из категории «мурсаль».
Еще Ибн Аби ‘Асим передает иснад: Мухаммад ибн ‘Ауф, от Мухаммада ибн Исма’ила ибн ‘Ийяша, сказавшего: мне сообщил отец от Дамдамы ибн Зар’а, от Шурейха, от Джубейра ибн Нуфейра, от ‘Ийяда…
Здесь можно заметить, что пробел между Шурейком и ‘Ийяда заполняется Джубейром ибн Нуфейром. Но это лишь со слов Мухаммада ибн Исма’ила, который, как сказал Абу Хатим, ничего не слышал от своего отца. Так кто ему сообщил это? К тому-же он сам тоже не силен в хадисах.
Что касается Дамдамы бин Зур’а, то спорная личность, Ибн Ма’ин назвал «сикъа», а Абу Хатим сказал «да’иф». Но факт его несильной точности не вызывает сомнений, хоть и правдивый сам по себе.
Абу Хатим подобен ‘Али ибн аль-Мадини в критике, в науке ‘иляль. Он ученик Ибн аль-Мадини, кстати.
Другой путь Ибн Аби ‘Асима: аль-Фудейль ибн Фадаля, от Ибн ‘Аиз, от Джубейр ибн Нуфейр, от ‘Ийяда…
Аль-Фудейль ибн Фадаля известный правдивый передатчик, но если его передача единична, то не принимается.
Ибн ‘Аиз, его послабил аль-Азди, а посчитал достоверным ан-Насаи. Мнение ан-Насаи сильнее многих его современников, он очень строг и точен в критике.
Также Ибн ‘Аиз делает много ирсаля, и он не упоминает в своей передачи, взял ли он на прямую от Джубейра, или нет.
Также некоторые сказали, что аль-Фудейл не слышал от Ибн ‘Аиз.
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, навал данный хадис достоверным, что не вызывает у нас согласие.
Я лично не убежден в достоверности этого хадиса и имею все основания. Имам аль-Альбани получает свою награду. Но шейх аль-Альбани не единственный, кто посчитал данный хадис «хасан».
А что касается матна этого хадиса, то смысл его будет обсуждаться в другом месте.
Хвала Аллаhу Господу миров.