• +7 928 503 90 90

547. Хадис: "Адам сотворен по образу Милостивого"

547. Хадис: «Адам сотворен по образу Милостивого»

СОДЕРЖАНИЕ

№1: ТЕКСТ ХАДИСА

№2: ИСНАД ХАДИСА

№3: ДОСТОВЕРНОСТЬ ХАДИСА

№4: МЕСТОИМЕНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К АЛЛАХУ

№5: ДЖАХМИТЫ ОТРИЦАЮТ ЕГО


Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Адам сотворен по образу Милостивого. Как понимать этот текст и достоверен ли он вообще? Обо всем по порядку.

№1:
ТЕКСТ ХАДИСА

Имам аль-Бухари и Муслим передали от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ طُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا
Аллаh создал Адама по Своему образу. Его длина шестьдесят локтей

В другой версии у Муслима:

إِذَا قَاتَلَ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيَجْتَنِبْ الْوَجْهَ فَإِنَّ اللَّهَ خَلَقَ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ
Если кто-то из вас поссорился со своим братом, пусть избегает лицо, 
поистине, Аллаh создал Адама по Своему подобию

А в версии ибн ‘Умара:

لا تقبحوا الوجوه فإن ابن آدم خلق على صورة الرحمن
Не обезобразте лицо, ибо Адам создан по образу Милостивого

Сразу поясню, что речь не идет о буквальном подобии, речь о том, что Всевышний видит, и Адам видит, Всевышний слышит, и Адам слышит и т.д. Здесь сходство лишь словесное, но не идентичное, ибо нет ничего подобного Ему.

№2:
ИСНАД ХАДИСА

Версия, где сказано: «По его образу», передал имам аль-Бухари и Муслим, нет нужды разбирать этот иснад.

Но джахмиты отрицают версию «… по образу Милостивого».

Ее передал ‘АбдуЛла, сказав:  нам рассказал Абу Ма’мар: нам рассказал: Джарир, от А’маша, от Хабиба ибн Аби Сабита, от ‘Ата, от Ибн ‘Умара, от пророка ﷺ…

1) Абу Ма’мар.

Это Исма’иль аль-Харави, аль-Хузали, из Багдада. Большой имам ахлю-сунна. От него передавал хадисы аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Абу Зур’а, Абу Хатим, Бакъий бин Михляд, Абу Бакр аль-Маррузи, ‘АбдуЛла бин Ахмад, Абу Я’ля аль-Маусали и другие имамы этой уммы.

2) Джарир бин ‘Абд аль-ХIамид

Это ибн Хазим аль-Азди. Имам ислама, судья Куфы. От него передавал ‘АбдуЛла ибн аль-Мубарака, Яхья бин Яхья, Къутейба бин Са’ид, Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Яхья бин Ма’ин, Исхакъ бин Раhавейhи и другие имамы ислама.

Но он имел проблемы с памятью.

3) А’маш (т.4)

Понятно кто.

4) Хабиб бин Аби Сабит (т.3)

Имам, нет нужды объяснять кто это.

5) ‘Ата (т.3)

Это ибн Аби Раббах аль-Макки. Понятно кто это.

6) Ибн ‘Умар

Сподвижник.

В иснаде одни имамы.

Кто-то может придраться «му’ан’ана» к А’машу и Хабиба. Т.е они не сказали «рассказал нам». Но этот-же хадис передается от Абу Хурайры, по цепочке ибн Ляхи’а, от Абу Юнуса и Абу Дауда (аль-‘Араджа), они от Абу Хурайры.

Ибн Ляхи’а в иснаде, это известный имам и судья Египта, вместе с аль-Лейсом бин Са’дом. Имам ахлю-сунна. Единственное за что его послабляют, а это за его несильную память. Но этот риваят дополняет предыдущий, так как слабость в них несерьезная.

№3:
ДОСТОВЕРНОСТЬ ХАДИСА

≡ Харб аль-Кирмани сказал, что бин Раhавейhи сказал:

Достоверно, что Аллаh создал Адама по образу Милостивого

≡ Исхакъ аль-Каусадж сказал:

«Я слышал, как Ахмад сказал: «Это достоверный хадис»»

≡ Шейх аль-Гъунейман сказал о хадисе ибн ‘Умара: 

«Это достоверный хадис, его удостоверили имамы, как имам Ахмад и ибн Раhавейhи. У тех, кто послабляет его, нет доказательств кроме слов ибн Хузеймы. А он противоречит тем, кто выше него (т.е Ахмаду и ибн Раhавейhи».

≡ Ибн Баз:

«Хадис «Если кто-то из вас поссорился со своим братом, пусть избегает лицо, поистине, Аллаh создал Адама по Своему подобию» а в другой версии «Не обезобразить лицо, ибо Адам создан по образу Милостивого» эти хадисы достоверны от пророка ﷺ.

№4:
МЕСТОИМЕНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К АЛЛАХУ

Выдающийся ученый ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи, зам Ибн База, сказал:

«Т.е по образу Милостивого, как это пришло в другой версии, не смотря на мнение аль-Альбани…
См. «Фатауа уа расаиль» стр. 260

≡ Ибн Баз:

«Не обязательно с этого понимать уподобление. Смысл этого, как толкуют обладатели знания, что Аллаh, создал Адама слышащим и зрячим, говорящим, когда пожелает, и Аллаh тоже слышащий и видящий, и говорит, когда пожелает. И у него есть лицо».
См. «Маджму’у аль-Фатауа» 4/226

≡ Ибн ‘Усеймин в шархе на «ас-Саффарайни» сказал:

«…место имение возвращается к Аллаhу. Обладатели знания, как Ахмад, ибн Раhавейhи сказали: «Пропускаем их так, как они пришли…»»

Тоже самое сказал Аба Батейн и шейх аль-Фаузан.

≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия сказал:

«Среди саляф трех поколений не было разногласий в том, что местоимение в этом хадисе возвращается к Всевышнему Аллаhу.
См. Накъду ат-Таъсис» 3/202

≡ Имам Ибн Къутейба (табакъа 11) сказал:

«И образ (в этом хадисе) не является чем-то больше, чем руки и пальцы»

Имам имеет ввиду, что если мы принимаем руки и пальцы Аллаhа, тогда образ тем боле надо принять, ведь первое больше вызывает удивления, чем образ.

≡ Имам Абу Бакр аль-Аджурри назвал главу:

Вера в том, что Аллаh, Свят Он и Велик, сотворил Адама по Своему образу

Тоже самое сказали имамы: Абу Я’ля аль-Фарраъ, Исма’иль ат-Тейми и Абу Исма’иль аль-Харауи

≡ Имам Абу Бакр аль-Аджурри назвал главу:

Вера в том, что Аллаh, Свят Он и Велик, сотворил Адама по Своему образу

Тоже самое сказали имамы: Абу Я’ля аль-Фарраъ, Исма’иль ат-Тейми и Абу Исма’иль аль-Харауи

№5:
ДЖАХМИТЫ ОТРИЦАЮТ ЕГО

≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия сказал:

«Это очень распространенный хадис, пришел по большому количеству цепочек, от большого количества сподвижников, и контекст хадиса указывает на это… Но когда в третьем веке распространились джахмиты, группа из них вернула местоимение не к Всевышнему Аллаhу»
См. Накъду ат-Таъсис» 3/202

≡ До ибн Теймии это говорил Абу аль-Хусейн ибн Аби Я’ля в «Табакъат аль-Ханабиля», который передал слова Хамдана, передавшего от Абу Талиба, спросившего Ахмада, который сказал:

«Кто скажет, что Аллаh создал Адама по образу Адама, тот джахмит. Какой образ мог быть у Адама до сотворения?!»

≡ Имам ат-Табарани сказал: нам рассказал ‘АбдуЛла бин Ахмад:

«Один человек сказал моему отцу: «Один человек говорит, что Аллаh сотворил Адама по образу Адама» имам Ахмад сказал: «Он солгал. Это мнение джахмитов»»

≡ Ибн Аби Я’ля сказал:

Закарийя бин аль-Фарадж сказал: «Я спросил ‘Абд аль-Уаhhаба (аль-Уарракъа) о Абу Сауре, он сказал: «Он джахмит»»

А джахмит по тому, что Абу Саур взял мнение Абу Я’къуба аш-Ша’рани, который говорил, что Адам создан не по образу Аллаhа

≡ Ибн Аби Я’ля там-же привел слова ‘Абд аль-Уаhhаба аль-Уарракъа, сказавшего:

«Кто не считает, что Аллаh создал Адама по образу Милостивого, тот джахмит».
См. «Табакъат аль-Ханабиля» т.1 стр. 212.

≡ Ибн Батта передал, что Исхакъ бин Раhавейhи сказал:

«Никто не отрицает этот хадис, кроме сектанта, или слабого мнением»
См. «Аль-Ибана» 3/266

Хвала Аллаhу Господу миров.
Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. 

ornament 2 - 547. Хадис: "Адам сотворен по образу Милостивого"

Добавить комментарий