Последнее обновление на 2 Сен 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№4: МЕСТОИМЕНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К АЛЛАХУ
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Адам сотворен по образу Милостивого. Как понимать этот текст и достоверен ли он вообще? Обо всем по порядку.
№1:
ТЕКСТ ХАДИСА
Имам аль-Бухари и Муслим передали от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ طُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا
Аллаh создал Адама по Своему образу. Его длина шестьдесят локтей
В другой версии у Муслима:
إِذَا قَاتَلَ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيَجْتَنِبْ الْوَجْهَ فَإِنَّ اللَّهَ خَلَقَ آدَمَ عَلَى صُورَتِهِ
Если кто-то из вас поссорился со своим братом, пусть избегает лицо,
поистине, Аллаh создал Адама по Своему подобию
А в версии ибн ‘Умара:
لا تقبحوا الوجوه فإن ابن آدم خلق على صورة الرحمن
Не обезобразте лицо, ибо Адам создан по образу Милостивого
Сразу поясню, что речь не идет о буквальном подобии, речь о том, что Всевышний видит, и Адам видит, Всевышний слышит, и Адам слышит и т.д. Здесь сходство лишь словесное, но не идентичное, ибо нет ничего подобного Ему.
№2:
ИСНАД ХАДИСА
Версия, где сказано: «По его образу», передал имам аль-Бухари и Муслим, нет нужды разбирать этот иснад.
Но джахмиты отрицают версию «… по образу Милостивого».
Ее передал ‘АбдуЛла, сказав: нам рассказал Абу Ма’мар: нам рассказал: Джарир, от А’маша, от Хабиба ибн Аби Сабита, от ‘Ата, от Ибн ‘Умара, от пророка ﷺ…
1) Абу Ма’мар.
Это Исма’иль аль-Харави, аль-Хузали, из Багдада. Большой имам ахлю-сунна. От него передавал хадисы аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Абу Зур’а, Абу Хатим, Бакъий бин Михляд, Абу Бакр аль-Маррузи, ‘АбдуЛла бин Ахмад, Абу Я’ля аль-Маусали и другие имамы этой уммы.
2) Джарир бин ‘Абд аль-ХIамид
Это ибн Хазим аль-Азди. Имам ислама, судья Куфы. От него передавал ‘АбдуЛла ибн аль-Мубарака, Яхья бин Яхья, Къутейба бин Са’ид, Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Яхья бин Ма’ин, Исхакъ бин Раhавейhи и другие имамы ислама.
Но он имел проблемы с памятью.
3) А’маш (т.4)
Понятно кто.
4) Хабиб бин Аби Сабит (т.3)
Имам, нет нужды объяснять кто это.
5) ‘Ата (т.3)
Это ибн Аби Раббах аль-Макки. Понятно кто это.
6) Ибн ‘Умар
Сподвижник.
В иснаде одни имамы.
Кто-то может придраться «му’ан’ана» к А’машу и Хабиба. Т.е они не сказали «рассказал нам». Но этот-же хадис передается от Абу Хурайры, по цепочке ибн Ляхи’а, от Абу Юнуса и Абу Дауда (аль-‘Араджа), они от Абу Хурайры.
Ибн Ляхи’а в иснаде, это известный имам и судья Египта, вместе с аль-Лейсом бин Са’дом. Имам ахлю-сунна. Единственное за что его послабляют, а это за его несильную память. Но этот риваят дополняет предыдущий, так как слабость в них несерьезная.
№3:
ДОСТОВЕРНОСТЬ ХАДИСА
• Харб аль-Кирмани сказал, что бин Раhавейhи сказал: «Достоверно, что Аллаh создал Адама по образу Милостивого».
• Исхакъ аль-Каусадж сказал: «Я слышал, как Ахмад сказал: «Это достоверный хадис»»
• Шейх аль-Гъунейман сказал о хадисе ибн ‘Умара:
«Это достоверный хадис, его удостоверили имамы, как имам Ахмад и ибн Раhавейhи. У тех, кто послабляет его, нет доказательств кроме слов ибн Хузеймы. А он противоречит тем, кто выше него (т.е Ахмаду и ибн Раhавейhи».
• Ибн Баз: «Хадис «Если кто-то из вас поссорился со своим братом, пусть избегает лицо, поистине, Аллаh создал Адама по Своему подобию» а в другой версии «Не обезобразить лицо, ибо Адам создан по образу Милостивого» эти хадисы достоверны от пророка ﷺ.
№4:
МЕСТОИМЕНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К АЛЛАХУ
Выдающийся ученый ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи, зам Ибн База, сказал:
«Т.е по образу Милостивого, как это пришло в другой версии, не смотря на мнение аль-Альбани…
См. «Фатауа уа расаиль» стр. 260
• Ибн Баз: «Не обязательно с этого понимать уподобление. Смысл этого, как толкуют обладатели знания, что Аллаh, создал Адама слышащим и зрячим, говорящим, когда пожелает, и Аллаh тоже слышащий и видящий, и говорит, когда пожелает. И у него есть лицо».
≡ См. «Маджму’у аль-Фатауа» 4/226
• Ибн ‘Усеймин в шархе на «ас-Саффарайни» сказал:«…место имение возвращается к Аллаhу. Обладатели знания, как Ахмад, ибн Раhавейhи сказали: «Пропускаем их так, как они пришли…»»
• Тоже самое сказал Аба Батейн и шейх аль-Фаузан.
Шейхуль-ислям Ибн Теймия сказал: «Среди саляф трех поколений не было разногласий в том, что местоимение в этом хадисе возвращается к Всевышнему Аллаhу.
≡См. Накъду ат-Таъсис» 3/202
• Имам Ибн Къутейба (табакъа 11) сказал: «И образ (в этом хадисе) не является чем-то больше, чем руки и пальцы»
Имам имеет ввиду, что если мы принимаем руки и пальцы Аллаhа, тогда образ тем боле надо принять, ведь первое больше вызывает удивления, чем образ.
• Имам Абу Бакр аль-Аджурри назвал главу:
Вера в том, что Аллаh, Свят Он и Велик, сотворил Адама по Своему образу
Тоже самое сказали имамы: Абу Я’ля аль-Фарраъ, Исма’иль ат-Тейми и Абу Исма’иль аль-Харауи
№5:
ДЖАХМИТЫ ОТРИЦАЮТ ЕГО
• Шейхуль-ислям Ибн Теймия сказал: «Это очень распространенный хадис, пришел по большому количеству цепочек, от большого количества сподвижников, и контекст хадиса указывает на это… Но когда в третьем веке распространились джахмиты, группа из них вернула местоимение не к Всевышнему Аллаhу»
≡ См. Накъду ат-Таъсис» 3/202
• До ибн Теймии это говорил Абу аль-Хусейн ибн Аби Я’ля в «Табакъат аль-Ханабиля», который передал слова Хамдана, передавшего от Абу Талиба, спросившего Ахмада, который сказал: Кто скажет, что Аллаh создал Адама по образу Адама, тот джахмит. Какой образ мог быть у Адама до сотворения?!»
• Имам ат-Табарани сказал: нам рассказал ‘АбдуЛла бин Ахмад:
«Один человек сказал моему отцу: «Один человек говорит, что Аллаh сотворил Адама по образу Адама» имам Ахмад сказал: «Он солгал. Это мнение джахмитов»»
• Ибн Аби Я’ля сказал: «Закарийя бин аль-Фарадж сказал: «Я спросил ‘Абд аль-Уаhhаба (аль-Уарракъа) о Абу Сауре, он сказал: «Он джахмит»»
А джахмит по тому, что Абу Саур взял мнение Абу Я’къуба аш-Ша’рани, который говорил, что Адам создан не по образу Аллаhа
• Ибн Аби Я’ля там-же привел слова ‘Абд аль-Уаhhаба аль-Уарракъа, сказавшего: «Кто не считает, что Аллаh создал Адама по образу Милостивого, тот джахмит».
≡ См. «Табакъат аль-Ханабиля» т.1 стр. 212.
• Ибн Батта передал, что Исхакъ бин Раhавейhи сказал: «Никто не отрицает этот хадис, кроме сектанта, или слабого мнением»
См. «Аль-Ибана» 3/266
Хвала Аллаhу Господу миров.
Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.