Последнее обновление на 11 Сен 2021
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Являются ли ашариты и матуридиты мусульманами? Этот вопрос мне несколько раз задали еще три года назад, и только сейчас я решил дать ответ. А поводом послужило то, что один из братьев показал мне ролик, где администратор «сунна-онлайн» Абу Муса распространил видео отрывок шейха Ибн База, где он запрещает совершать намаз за тем, кто неправильно понимает возвышение Аллаhа над небесами.
Ролики называется так: «Молитва за тем, кто отрицает Возвышенность Аллаhа — алляма Ибн Баз»
А затем текст:
Спрашивающий говорит: «У нас есть имам, который говорит: «Аллах ни сверху, ни снизу, и Аллах везде». Разрешено ли нам молится за таким?
Шейх: «Это заблудший нововведенец. Кто говорит, что Аллаh ни сверху, ни снизу, тот кафир. Аллаh сверху. Говорит Аллаh: «Милостивый утвердился на Троне». И говорит: «Ваш Господь Аллаh, который сотворил небеса и землю в шесть дней, а затем утвердился на троне». И говорит: «Он Возвышенный, Великий», «К нему восходит прекрасное слово», «К Нему восходят ангелы и дух». Много аятов. И кто говорит, что Аллаh нигде, или что он везде, тот заблудший заблуждающий кафир. Следует правителю требовать с него покаяние. и либо он кается, или его убивают. Просим у Аллаhа благополучие».
С этого ролика понимается, что ашариты не мусульмане, следовательно, намаз за ними делать нельзя. На самом деле не так все просто. Абу Муса (Абу Исма’иль) неправильно передал фетву. Ибн Баз, да помилует его Аллаh, говорил о джаhмитах, именно они говорят, что Всевышний везде. Ашариты не говорят таких слов.
≡ Так какое мнение Ибн База о ашаритах?
Сказал Ибн Баз:
الأشاعرة عندهم شيءٌ من مذهب أهل السنة، وعندهم شيءٌ من مخالفة السنة، فهم مع أهل السنة فيما وافقوا فيه أهل السنة، وهم مخالفون له فيما خالفوه فيه من تأويل بعض الصِّفات، وجميع ما يُؤخذ عليهم مما يُخالف أهل السنة لا يكونون من أهل السنة في
«У ашаритов есть что-то из ахлю-сунна, есть и то, что противоречит ахлю-сунна. Они относятся к ахлю-сунна в тех вопросах, которые совпадают с ахлю-сунна, и в то-же время они не из ахлю-сунна в том, в чем противоречат им, как аллегорическое толкование. Все то, в чем они отошли от ахлю-сунна, они не относятся к ахлю-сунна».
А в ролике Ибн Баз говорил о тех, о ком говорил шейхуль-ислям:
«От саляф и имамов передается такфир чистейших джахмитов, отрицающих атрибуты Аллаh. Суть их слов, что Аллаh не говорит, Его не увидят (в судный день), Он не отдален от своих творений, Его знания и мощь (не извечны), ни слуха, ни зрения, ни жизни, Коран сотворен, а обитатели рая не увидят Его также, как и обитатели огня…»
Он также сказал:
الأشاعرة من أهل السنة في غالب الأمور ، ولكنهم ليسوا منهم في تأويل الصفات ، وليسوا بكفار ، بل فيهم الأئمة والعلماء والأخيار ، ولكنهم غلطوا في تأويل بعض الصفات
«Ашариты во многих местах соответствуют ахлю-сунна. Однако они не из них в разделе атрибутов. И они не являются кафирами, на оборот, из них есть имамы и прекрасные ученые, но они ошиблись в вопросе атрибутов».
См. «Маджму’у аль-Фатауа» 28/256.
Аль-ляджна ад-даима первой компании сказала, под фетвой которой подписался Ибн Баз, его зам ‘Абд ар-Раззакъ, Ибн Къу’уд и аль-Гъудаян:
الأشاعرة ليسوا كفارا، وإنما أخطأوا في تأويلهم بعض الصفات
«Ашариты не являются кафирами, однако ошиблись в толковании некоторых атрибутов».
См. Фетвы ляджны 3/220.
Также сказали:
موقفنا من أبي بكر الباقلاني والبيهقي، وأبي الفرج ابن الجوزي وأبي زكريا النووي، وابن حجر وأمثالهم ممن تأول بعض صفات الله تعالى أو فوضوا في أصل معناها -إنهم في نظرنا من كبار علماء المسلمين الذين نفع الله الأمة بعلمهم فرحمهم الله رحمة واسعة وجزاهم عنا خير الجزاء، وأنهم من أهل السنة فيما وافقوا فيه الصحابة رضي الله عنهم وأئمة السلف في القرون الثلاثة التي شهد لها النبي صلى الله عليه وسلم بالخير
Наша позиция относительно Абу Бакра аль-Бакъиляни, аль-Байhакъи, Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, Абу Закарийи ан-Науауи, Ибн Хаджара и остальных, которые неправильно истолковали некоторые атрибуты Всевышнего Аллаhа, или вообще не принимали их внешний смысл, что они в наших глазах большие ученые мусульман, посредством знания которых Аллаh принес пользу общине. Да помилует их Аллаh широкой милостью, и да воздаст им Аллаh благом. Они из аhлю-сунна в том, в чем соответствуют сподвижникам, да будет доволен ими Аллаh, и имам саляф первых трех поколениях, за которых посланник Аллаh ﷺ засвидетельствовал добром.
≡ До них это говорил шейхуль-ислям:
وإن كان في كلامهم من الأدلة الصحيحة ، وموافقة السنة : ما لا يوجد في كلام عامة الطوائف، فإنهم أقرب طوائف أهل الكلام إلى السنة والجماعة والحديث، وهم يعدّون من أهل السنة والجماعة عند النظر إلى مثل المعتزلة والرافضة وغيرهم، بل هم أهل السنة والجماعة في البلاد التي يكون أهل البدع فيها هم المعتزلة والرافضة ونحوهم
«Несмотря на то, что их некоторые высказывания подтверждаются достоверными доказательствами, что не сказать о остальных течениях, они ближе всех расположены к ахлю-сунна уа аль-джама’ и хадиса. Они, на фоне му’тазилитов и рафидитов, считаются из ахлю-сунна. Более того, в городах, где преобладает му’тазилиты и рафидиты, они и есть ахлю-сунна».
См. «Баяну талбиси аль-джаhмийя». 3/536
≡ Вот так шейхуль-ислям отзывается о Абу Хамиде аль-Гъазали
ولم يكن ممن يتعمد الكذب، كان أجلّ قدراً من ذلك، وكان من أعظم الناس ذكاء ، وطلباً للعلم ، وبحثاً عن الأمور
وله من الكلام الحسن المقبول أشياء عظيمة، بليغة، ومن حسن التقسيم والترتيب ما هو به من أحسن المصنفين .لكن لكونه لم يصل إلى ما جاء به الرسول من الطرق الصحيحة: كان ينقل ذلك بحسب ما بلغه، لاسيما مع هذا الأصل الفاسد؛ إذ جعل النبوات فرعاً على غيرها
«Он не был из тех, кто измышлял ложь, он выше этого. Он был одним из самых остроумных людей, одним из наиболее требующих истину и занимающихся излучениями… В его прекрасных и принимаемых словах есть великая, огромная польза, вроде хорошей сортировки и оглавлений, что делает его одним из лучших авторов. Но он не встретил те правильные пути, с которыми пришел посланник. Он передавал лишь то, что дошло до него, особенно учитывая, что он базировался на неправильной основе, делая пророчество второстепенный предметом».
См. «Баяну талбиси аль-джаhмийя». 6/127.
≡ ‘Алляма муфассир ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди сказал:
إن المتأولين من أهل القبلة الذين ضلوا وأخطأوا في فهم ما جاء في الكتاب والسنة، مع إيمانهم بالرسول واعتقادهم صدقه في كل ما قال، وأن ما قاله كان حقا ، والتزموا ذلك، لكنهم أخطأوا في بعض المسائل الخبرية أو العملية = فهؤلاء قد دل الكتاب والسنة على عدم خروجهم من الدين، وعدم الحكم لهم بأحكام الكافرين
«А также из сторонников къиблы это те, которые прибегли к толкованию (атрибутов), ошиблись и заблудились в понимании того, с чем пришел Коран и Сунна. Это вместе с тем, что они верили в посланника, были убеждены в полной его правоте, а также то, что все сказанное им, истина, и они (как могли) придерживались этого. Однако они ошиблись в некоторых сообщениях (атрибутах) и делах (поклонении). Коран и Сунна указывает, что таких людей не выводят из религии».
См. «Аль-иршад иля ма’рифати аль-ахIкам». Стр. 207.
Шейхуль-ислям имеет ввиду, что среди среди рафидитов, джахмитов и му’тазилитов, ближе всех к ахлю-сунна именно ашариты.
И нам не известно, чтобы кто-то из авторитетных имамов вынес такфир основателю ашаризма, как Ибн Куллябу. Или более худшим в этом заблуждении, как Фахр ар-Рази, Ибн Фурак, ас-Субки и т.д. Или что-бы кто-то вынес такфир основателю матуридизма — Абу Мансур аль-Матуриди.
Да, у них есть взгляды, которые могут привести человека в куфр, но в любом случае надо отдельный случай разбирать отдельно.
Некоторые могут передать слова имамов, как они выносили такфир подобным. На самом деле, когда имамы говорили о их такфире, ашаритов и матуридитами не существовало и вовсе.
Последний из тех, кто застал самого Абу аль-Хасана аль-Аш’ари, это имам Ибн Хузейма. Но и он не встретил высказывания самого Абу аль-Хасана, так как Ибн Хузейма где-то на 13 лет умер раньше Абу аль-Хасан. В то время мазхаб Абу аль-Хасана не был так распространен. Он получил распространение и искажение уже с начало четвертого столетия, где-то спустя 60/80 лет спустя самого аль-Ашари.
≡ Ибн Хузейма говорил о джахмитах:
من لم يقر بأن الله تعالى على عرشه قد استوى فوق سبع سماواته ، فهو كافر بربه يستتاب ، فإن تاب ، وإلا ضربت عنقه
«Кто не признает, что Всевышний Аллаh над троном, вознеся над семи небесами, кафир. Его призывает к покаянию, и если не покается, то ему отрубают голову».
Из текста понятно, что речь не о тех, кто отрицает само «истауа», ибо ашариты не отрицают, они неправильно толкуют, а речь как раз о отрицающих все атрибуты, как это делают джахмиты.
Плюс ко всему, многие из ашаритов утверждают, что смысл истауа не передать на русским, надо оставить его как есть, не вдаваясь в смысл. Нет сомнений, что это заблуждение, но это не выводит из ислама!
≡ Имам ‘Абд ар-Рахман ибн Хасан али аш-Шейх сказал:
وقد حكى ابن القيم -رحمه الله- عن خمسمائة إمام من أئمة الإسلام، ومفاتيه العظام أنهم كفّروا من أنكر الاستواء، وزعم أنه بمعنى الاستيلاء، ومن جملتهم إمامك الشافعي -رحمه الله-، وجملة من أشياخه كمالك وعبد الرحمن بن مهدي والسفيانين، ومن أصحابه أبو يعقوب البويطي والمزني، وبعدهم إمام الأئمة ابن خزيمة الشافعي، وابن سريج، وخلق كثير
«Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллаh, передал от пяти ста имамов ислама и великих муфтиев, что они такфирили тех, кто отрицал истиуа (возвышение), мол это иставля (завладевание). И из тех (кто такфирил их), твой имам аш-Шафи’и и группа его учителей, как Малик, ‘Абд ар-Рахман ибн Маhди и два Суфьяна (ас-Саури и Ибн ‘Уейна). А также его сподвижники, как Абу Я’къуб аль-БувейтI и аль-Музани. Затем после них имам имамов Ибн Хузейма аш-Шафи’и, Ибн Сурейдж и много кто».
См. «Маджму’у ар-Расаиль» 1/221.
Имам аль-Лялякаи передал по цепочке до ‘Али бин Аби Талиба, сказавшего:
«Отрицающий букву из Корана, отрицает сам Коран».
Более того, даже некоторые джахмиты не заслуживают такфир, если они не чистые джахмиты, а лишь попавшие в их сети, а таких много, из них халиф Маймун, ведь имама Ахмад не вынес ему такфир. А тот факт, что Ибн Ма’ин переделывал свою молитву, не обязательно с этого понять такфир Маймуна. Имамы иногда не делали намаз даже за грешниками, проявляя аль-бара. Либо он переделывал ее на всякий случай.
А те ученые, которые сказали, что ашариты хуже, чем джахмиты, то здесь есть доля правды, но не понимается, что ашариты хуже буквально, имеется ввиду, что они опасней. Вред джахмитов явный, а вред ашаритов не столь явный. Но и первое, и второе, заблуждение. Плюс ко всему ашариты местами соглашаются с джахмитами, но в любом случае до куфра это не доходит.
Для пользы: 544. Единогласие в куфре отрицающих атрибуты Аллаhа.
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.
Для пользы:
Хвала Аллаху
Хвала Аллаху
السلام عليكم و رحمةالله و بركاته يا اخي
Слишком много вопросов я задаю, и прошу прощения зато если это вам как то мешает, но я хочу знать. Я читал то что в акиде есть мазхабы подобно в фикхе. У нас говорят что есть два мазхаба в акиде: матуридиты и ашариты. Ещё я читал что есть третьи асариты то есть приверженцы асаров. Есть ли в акиде вообще такое деление? И также было бы иншаллах полезно если разъяснили бы вы нам акиде матуридитов и ашариты и указали бы нам на их ошибки в отдельной статье или ролике, джазакаллаху хайран
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Этот сайт сделан для того, чтоб принимать слишком много вопросов и помогать этой общине.
В акиде не бывает мазхаба, ибо мазхаб, означает «мнение», а в вере Аллаhа, в вере ангелов, книг, посланников, судного дня и предопределения, не бывает мнения.
Ведь не говорят: «По мазхабу такого-то, в ангелов надо верить, а по мазхабу такого-то, в них верить не обязательно». Или: «По мозхабу такого-то, можно поклонятся на ряду со Всевышним еще кому-то, а по мазхабу такого-то, надо поклонятся лишь Всевышнему».
Нет, в вопросах таухида не бывает мнений, там только Коран, Сунна и понимание саляф.
Ваалейкум асСалям ва РахматулЛахи ва Баракатух! Мазхаб значит Школа, Школа которая помогает обычному Мукалляфу идти по пути Пророка С.Г.В.
Просили разъяснить про Асаритов, но вместо этого получили агетацию безмсзхабности, из-за которого невежественность растёт, спасибо
Кто то отрицал мазхабы в фикхе? Нет. Тогда в чем проблема?
Ассаляму аляйкум
То есть брат даже если я приведу доводы с Корана и сунны и также саляфов и он говорит что он это не принимает и говорит что они это имели ввиду они то имели ввиду и говорит он что над небесами нету Господа мне нельзя ему вынести такфир? БаракаЛлагьу фика
Уа аляйкум ассалям. Его слово могут привести его в куфр. Боже упаси!
Ассаламу алайкум. Можете сделать побольше уроков,статей, или видео именно о матуридитах. Об основателе, идеологии, ошибках, учёных и т.д?
Уа аляйкум ассалям. ИнщаАллаh.
Ассаляму алейкум. Можете ли объяснить почему не правильно вот это мнение: «многие из ашаритов утверждают, что смысл истауа не передать на русским, надо оставить его как есть, не вдаваясь в смысл».
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
С этого выходит, что Всевышний пустословит! Боже упаси!
Ассаляму алейкум. Так ашариты отрицают истауа по той же причине что и джахмиты. Если саляфы вынесли такфир джахмитам за это, почему ашариты не кафиры? Не говоря уже о том, что единогласны с джахмитами в том, что ниспосланный Коран сотворён!
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Ашариты не отрицают само истиуа.
Джахмитам вынесли такфир не конкретно за истиуа, а за все их заблуждения в целом.
Ассаляму алейкум. То есть если ашарит сказал, что над небом нет нет Бога, суры и аяты Корана сотворены, шариат Мухаммада ﷺ это спекуляции и предположение, его нельзя такфирить? И если придёт матуридит и скажет, что слова, услышанные Мусой, сотворены, его тоже нельзя такфирить?