Последнее обновление на 20 Апр 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Как определить начало и конец Рамадана?
2. Обязательно ли всем следовать одной стране?
3. Достаточно того, чтоб видел один человек, или обязательно двое?
4. А если разногласие между городами и странами?
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Многие задаются вопросом: Как определить начало и конец Рамадана? И обязательно ли всем следовать одной стране?
Гл.1.
Как определить начало и конец Рамадана?
Об этом я еще в 2015 году спросил шейха ас-Сухейма, на что он мне ответил:
По шариату берется в расчет астрономическое вычисление или видение (луны) воочию, к которому (собственно) и привязано (шариатское) решение? (Разумеется), по единогласному (мнению ученых), в расчет берется второе. Мы, слава Богу, считаемся (именно) со вторым.
Я добавлю:
Посланник Аллаhа ﷺ в хадисе Абу Хурайры у аль-Бухари и Муслима сказал:
لا تَصُومُوا حَتَّى تَرَوْا الْهِلالَ وَلا تُفْطِرُوا حَتَّى تَرَوْهُ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَاقْدُرُوا لَهُ
Не начинайте пост пока не увидите полумесяц, и не прекращайте пост пока не увидите его. А если облачно, тогда додержите до конца (Т.е 30 дней).
Также от Ибн ‘Умара у аль-Бухари и Муслима:
إذا رأيتموه فصُوموا، وإذا رأيتموه فأفطِروا، فإن غُمَّ عليكم فاقدرُوا له
Если увидели его (полумесяц), то поститесь, если увидели его (на 29 день), разговляйтесь. А если облачно, тогда додержите до конца.
В другой версии у аль-Бухари и Муслима:
فإن غم عليكم فأكملوا العدة ثلاثين
А если облачный день, тогда дополните тридцать дней
Также пришло в хадисе Абу Хурайры у ат-Тирмизи:
أحصوا هلال شعبان لرمضان
Наблюдайте за полумесяцем Ша’бана для (начала) Рамадана.
Почему нельзя держать в облачный день? Потому что запрещено держать сомнительный пост. Подтверждение этому пришло в хадисе ‘Аммара бин Ясира у Абу Дауда и ат-Тирмизи, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто держал пост в сомневающемся дне, тот ослушался Абу аль-Къасима».
Сказал шейх Ибн баз, да помилует его Аллаh: «
أما الحساب فلا يعتمد ولا يجوز التعويل عليه وقد نبهنا على هذا غير مرة وكتبنا في هذا مرات كثيرة، وذكر أبو العباس ابن تيمية شيخ الإسلام رحمه الله أن العلماء أجمعوا على أن الحساب لا يعتمد في إثبات الأهلة، وإنما العمدة هو رؤية الهلال أو إكمال العدة
А что касается астрологических расчетов, то нельзя полагаться на них. Мы уже указывали на это много раз, мы много писали об этом. Шейхуль-Ислям Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийя, да помилует его Аллаh, упоминал, что ученые единогласны в том, что для обнаружения полумесяца нельзя упираться на них ( т.е на астрологические расчеты), но надо полагаться на видение полумесяца (на прямую), или же дополнить количество (тридцать дней).
Полуму’тазилит Ибн ‘Абидин аль-ханафи тоже сказал:
وقد صرحت أئمة المذاهب الأربعة بأن الصحيح أنه لا عبرة برؤية الهلال نهاراً، وإنما العبرة برؤيته ليلاً وأنه لا عبرة بقول المنجمين
«Все четыре мазhаба сказали открыто, что нет пользы в обнаружении полумесяца днем, надо увидеть его ночью, а также, что нельзя (в вопросе установления полумесяца) полагаться на звездочетов (астрологов)».
Тоже самое сказал маликитские имамы как Халиль аль-Малики, Ибн Хаджиб аль-Малики и другие.
Шафииты говорят тоже самое.
Хафиз ан-Науауи, да помилуете его Аллаh, у в «аль-Маджму» сказал:
فالصواب ما قاله الجمهور، وما سواه فاسد مردود بصريح الأحاديث السابقة
И более правильно то, что сказали большинство ученых. А остальное (противоположное этому) мнению недействительно и отвергнуто очевидными, ранее упомянутыми хадисами.
Сказал къубурит джахмит Ибн Хаджар аль-Хайтами в шархе «Минhадж»:
لا قول منجم أي لا يجب الصوم بقول المنجم وهو من يعتمد منازل القمر وتقدير سيره
Нельзя брать слова звездочета, т.е не обязательно поститься согласно расчету звездочета. Это тот, кто определяет положение луны и его путь.
Тоже самое говорили ханбалитские ученые, как Ибн Къудама, Ибн Теймийя и другие.
Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилуете его Аллаh:
ولا ريب أنه ثبت بالسنة الصحيحة واتفاق الصحابة أنه لا يجوز الاعتماد على حساب النجوم
«Нет сомнений в том, что в достоверной сунной и единогласием сподвижников установлено, что нельзя упираться на астрономические расчеты».
Гл.2.
Обязательно всем следовать одной стране?
Согласно мазhабу большинства ученых, в том числе Абу Ханифа, Малик и Ахмад, если одна из стран увидела полумесяц, то остальные должны начать/закончить пост Рамадан. Доказательством у них служит вышеприведенный хадис: Если увидели его (полумесяц), то поститесь, если увидели его (на 29 день), разговляйтесь. Они говорят, что текст хадиса общий и охватывает всех мусульман.
Согласно шафиитскому мазhабу не достаточно свидетельство другой страны, так как хадис не является обобщенным, он относиться индивидуально к каждой стране.
Имам ан-Навави сказал:
ذا رئي هلال رمضان في بلد، ولم ير في الآخر، فإن تقارب البلدان، فحكمها حكم البلد الواحد، وإن تباعدا، فوجهان. أصحهما: لا يجب الصوم على أهل البلد الآخر
Если в одной стране увидели луну а в другой нет, и эти страны расположены близко (т.е соседи), то они подобны одной стране (и разговляются или берут пост все). А если они далеки друг от друга, то здесь два мнения, и более правильное: жители другой страны не обязаны поститься (т.е следовать за другой страной).
≡ См. «Рауд» 384/2.
Имам Муслим передал то, что Курейб сообщил Ибн ‘Аббасу о том, что они в Шаме видели полумесяц в пятницу, а Ибн ‘Аббас сказал, что видел в ночь на субботу. Затем Курейб сказал ему: «Разве тебе не достаточно того, что Му’авия видел луну?» Ибн ‘Аббас ответил: «Нет. Так велел нам поступать посланник Аллаhа ﷺ»
Если человек начал держать пост в одной стране затем улетел в другую страну, а между этими странами разница между началом и завершением поста, т.е страна «А» начал пост 1-го января, а страна «B» начала пост 2-го января, разумеется их завершение будет отличаться тоже. Этот человек должен перейти на порядок поста той страны, в которой находиться в текущий момент. Но это с условием, чтобы он продержал минимум 29 дней и не держал 31 день, так как месяц по хиджре не может быть меньше 29 дней и больше 30. К примеру, если Зейд из страны «B» начал пост 2-го января, следовательно его пост закончится либо 1-го либо 2-го февраля, но тут Зейд улетает в страну «А», где пост начался 1-го числа, т.е на день раньше, следовательно, местные жители отпускают пост 30 января, но если Зейд отпустит с ними, то у него будет 28 дней, а Рамадан минимум 29 дней. Тут он возмещает один день, чтоб его посты были 29-день.
Гл.3.
Достаточно того, чтоб видел один человек, или обязательно двое?
Здесь тоже два мнения у ученых:
- Первое
Достаточно одного заслуживающего доверия. На этом ‘Умар, ‘Али, Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллаh.
Из имамов на этом мнении Ахмад, Ибн аль-Мубарак и аш-Шафии по более достоверному сообщению от него.
Доводом у них служит хадис, переданный имамом Абу Даудом, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего (перевод не мой): «Пришел один бедуин к пророку ﷺ и сказал: «Я видел полумесяц». Он ﷺ сказал: «Свидетельствуешь ли ты, что нет никого достойного для поклонения кроме Аллаhа?» тот сказал: «Да». Тогда он ﷺ сказал: «О Биляль! Объяви людям, чтоб завтра начинали молитву».
Абу Дауд передал, что Ибн ‘Умар:
Люди увидели луну, затем я сообщил пророку о том, что я видел луну, тогда он взял пост и повелел остальным тоже держать пост.
Второе:
Обязательно надо два. На этом Малик, аль-Ауза’и и Аль-Лейс бин Са’д.
≡Их довод в том, что ‘Абду-Рахман бин Зейд сказал:
Мне сподвижники пророка ﷺ сообщили, что пророк ﷺ сказал: «Держите пост когда увидите полумесяц и разговляйтесь когда уведите его. Если небо облачное, то заверите тридцать дней. Если два заслуживающих доверия засвидетельствовали (о видении полумесяца) то поститесь и разговляйтесь»».
Сказал ‘Усман: «Только от двоих принимается свидетельство».
Ибн ‘Умар сказал:
Посланник Аллаh ﷺ принимал свидетельство одного на видение полумесяца (в начале Рамадана), а для ифтара (т.е окончания Рамадана) принимал свидетельство только от двоих.
Гл.4.
А если разногласие между городами и странами?
Об этом я спросил нашего шейха ас-Сухейма:
— Ассаляму ‘аляйкум, любимый наш шейх! Скажите, у вас видели сегодня луну, или нет? Просто у нас (в Египте) муфтий объявил, что завтра держим пост. Нам следовать за вами или как?
— Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Да приветствует и да хранит вас Аллаh. Да примет Всевышний от нас и от вас благие деяния.
Ты (в этом вопросе) должен следовать за жителями своей страны, если конечно они не следуют политическим страстям.
А если все было основано на (методе) видения луны, то твое положение должно быть таким-же, как и остальных.
Не противоречь тому, на чем сошлись ваши люди.
Аудио ответ здесь.
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.
Для пользы наша рубрика о постах.
Ассаламу
алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух. У нас ДУМ РТ в начале мая изменило время фаджра и
иша. Некоторые написали, что они ошиблись. Где можно смотреть расписание намаза тем, кто не умеет сам ориентироваться?Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Скачайте программу: «Когда намаз», у них точное время.
Скачала приложение «Kogdanamaz», но там расписание точно такое же. Различие только в том, что в приложений нет «Окончание времени сухура»,»Читается в мечетях», там сразу пишут «Фаджр». И время этого Фаджра соответстует временеми «Окончание времени сухура».
Сегодня после их азана, проверьте, через сколько минут выходит заря, затем сообщите.
Ассаламу алейкум. У нас в стране за два дня объявили об ид аль-фитре, т.е. в пятницу 21- апреля. Итого 29 дней поста. Что делать?
Уа аляйкум ассалям. На вас нет вины. Что вы еще ожидали от марионеток?
Допустим в саудии пост будет держать 30 дней, а я должен разговляться вместе с кем живу, т.е. 29 дней подчиняясь власть имущим-муфтияту. Могли ли вы указать на это довод, джазакаллоху хойрон. Или в качестве довода пойдёт, если это хадис: начинайте поститься и разговляйтесь вместе с кем живёте.
У нас об этом статья есть, посмотрите в соответствующей статье.
Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахьи брат, ответь пожалуйста если в стране отмечают по лунному календарю на день раньше ид, а луну не увидели, что делать?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Надо у шейха уточнить.
Как быть если в городах Дагестана праздник завтра, а у нас после завтра?
Отпускайте вместе с Дагестаном.
Я живу в Южной Кореи и у нас говорят что 22 числа праздник а после их фетв в Саудии зрительно зафиксировали как быть в таком случаи ?
Держите с народом.
Ассаляму алейкум ахи не однозначный ответ по поводу видения луны,если в одной стране увидели луну,то в другой нужно с ними разговорился или нет?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Однозначность только у Аллаhа.
Тема не до конца раскрыта
Основа раскрыта.
Можно ли поздравлять с Праздником до праздничного намаза? Если можно с далилем. А то многие говорят, не поздравляю до праздничного намаза.
Сахабы поздравляли после праздничной молитвы. Но нет запрета делать это до нее.
Ассалам Алейкум
Уа аляйкум Салям уа рахматуллахи уа баракатуху
Ассаляму аляйкум уа рахматуллагьи уа баракятуху. Я с Дагестана и практически всегда начинаю поститься вместе с Саудовской Аравией т.к местные « ученые» не вызывают доверия. Хотя по твоему посту мне следовало поститься с ними. Попадаютли муфтият РД под категорию « последователи политических страстей»?