512. Рамадан, беременность и лактация

512. Рамадан, беременность и лактация

512. Ramadan beremennost i laktacija - 512. Рамадан, беременность и лактация

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Всевышний Аллаh, в силу своей бесконечной милости, всегда предоставлял нам льготы и различные послабления в самых разных случаях нашей жизни. Беременной и корящая грудью не остались в стороне!

Когда именно ей разрешается отпустить пост

Когда она опасается за себя или ребенка: это сообщается от Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, ‘Алькъамы, Ибраhим ан-Наха’и, аль-Хасан и другие. А из поздних ученых: Ибн ‘Акъиль. Из современных: Ибн ‘Усеймин и другие. Аль-Джассас аль-Ханафи добавил, что если она опасается за себя, то на ней только возмещение, а если за ребенка, то и кормление. Он относит это к Ибн ‘Умару, хотя достоверно от Ибн ‘Умара по многочисленным путям известно как раз обратное.

Как они возмещают посты

Они должны возместить пост и накормить бедняка. На этом мнении Муджахид, Суфьян, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад. Подобное сообщается и от Ибн ‘Умара.

Беременная возмещает пост, а кормящая грудью и кормит и возмещает пост. Это одно из мнений имама Малика и некоторых шафиитов.

Они должен лишь возместить пост. На этом ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри,  ад-Даххак, ан-Наха’и, ас-Зуhри, Раби’а, Аль-Ауза’и, ас-Саури, Абу Ханифа, Абу Саур. Из осовремененных на этом мнении Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, аль-Ляджна ад-Даима.  На этом также наш шейх Хамза и ас-Сухейм. На этом также многие ханафиты, шафииты и ханбалиты. Это также относят к ‘Али, но мне не известна достоверность иснада до ‘Али.

Доводом у них служит аналогия с больным, который возмещает пост, когда тот выздоравливает. Это согласно аяту в суре «Коровы»: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».

Также доводом у них служит хадис:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَضَعَ عَنْ الْمُسَافِرِ شَطْرَ الصَّلاةِ وَالصِّيَامَ ، وَعَنْ الْحَامِلِ وَالْمُرْضِع
«Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста»
Ахмад, ‘Абду-Раззакъ, ат-Табарани в «Аль-Аусат» и в «Аль-Кабир, а также Ибн Хузейма, от Анаса

Ученые этой группы сказали, что путник, больной, беременная и кормящая грудью на одном уровне, и известно, что больной и путник могут не держать пост но возмещают свои посты, следовательно все остальные в этой категории поступают также.
См. ан-Науауи в «аль-Маджму» 6/273, Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 3/37.

Они должны лишь за каждый пропущенный пост накормить бедняка, и нет на них возмещения.На этом Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид Ибн Джубейр и Исхакъ. Доводом у них служит аят Корана: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка». (2: 184).

Из современных на этом шейх аль-Альбани и его ученик Мухаммад Ибраhим Шакъра, а также Шейх Мухаммад  ‘Али Фиркаус, Мухаммад ‘Умар Базмуль и другие. 

Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умар говорили:

 يفطران، ويطعمان مكان كلّ يوم مسكينًا ولا يقضيان
Они разговляются и кормят бедняка за каждый пропущенный пост, и не возмещают его.
Ат-Табарани. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Также Ибн ‘Аббас сказал беременной:

أنت بِمَنْـزلة من لا يطيق، عليك أن تطعمي مكان كلّ يوم مسكينًا، ولا قضاء عليك
«Ты подобна той, коротая поститься с трудом. Ты должна за каждый пропущенный пост накормить бедняка, и нет на тебе возмещение поста». 
Абу Дауд, Ат-Табари, ад-Даракъутни. Сказал ад-Даракъутни: «Иснад достоверный». Шейх аль-Альбани также удостоверил хадис.

Беременная жена Ибн ‘Умара спросила его об этом, он сказал ей:

أفطري، وأطعمي عن كلّ يوم مسكينًا، ولا تقضي
«Разговляйся и накорми бедняков за каждый день, и не возмещай».
Ад-Даракъутни. Шейх аль-Альбани назвал иснад неплохим. (Джейид).

Аш-Шафи’и передал от Малика, тот от Нафи’а, а он от Ибн ‘Умара, сказавшего: «Она разговляется и кормит бедняков за каждый день муддом пшеницы». Тоже самое сказал Ибн аль-Мусайиб. Другие сказали два мудда, на этом ‘Алькъама. Таус сказал: «Дневной рацион».

Это серьезный аргумент! Эти мнения были известны среды сподвижников, и никто из сподвижников не возразил им, следовательно, это «молчаливое единогласие».
См. Ибн Къайим в «А’ляму аль-Мувакъи’ин» 4/120.

Данное толкование Ибн ‘Аббаса связанно с причиной ниспослания аята. В основах фикха и хадиса известно, что если сподвижник говорит о причине ниспослании аята, то данное толкование возводят к пророку  , и оно называется «аль-Хадис аль-Марфу».
См. Ибн Салях в «аль-Мукъаддима» стр. 24. Ас-Суюти в «Тадриб ар-Рауи» 1/157, Ас-Сан’ани в «Таудих аль-Афкар» 1/280, и аш-Шанкъити в «Адвау аль-Маян» 1/144.

Они вообще ни чем не обязаны. На этом Ибн Хазм. Говорят, что ‘алляма Хаммад бин Зейд тоже склонялся к этому мнению. Доказательство этой стороны основа, что изначально никто ни чем не обязан, пока не будет прямого текста из Корана и Сунны. Также доказательством является хадис, , где посланник Аллаhа ﷺ сказал: 

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَضَعَ عَنْ الْمُسَافِرِ شَطْرَ الصَّلاةِ وَالصِّيَامَ ، وَعَنْ الْحَامِلِ وَالْمُرْضِع
«Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста»
Ахмад, ‘Абду-Раззакъ, ат-Табарани в «Аль-Аусат» и в «Аль-Кабир, а также Ибн Хузейма, от Анаса

Они говорят, что Всевышний снял с больного и путника пост и молитву и в возместить пост и сокращать молитву, и нет в этом разногласия. Однако не велел делать тоже самое беременной и кормящей грудью в с ее постами. Это, на самом деле, сильный аргумент, если-бы некоторые асары, о которых мы поговорим выше, иншаАлла.

Дискуссия

Что касается первого мнения, то Мустафа аль-‘Адауаи сказал:
«Я не знаю доказательства у этой группы ученых».
См. «Ас-Саум уа аль-И’тикаф» 37-39.

Они ссылаются на Ибн ‘Умара, хотя от Ибн ‘Умара достоверно известно обратное. Передал ат-Табари и ад-Даракъутни, что Ибн ‘Умар сказал «Разговляйся и накорми бедняков за каждый день, и не возмещай». Шейх аль-Альбани назвал это достоверным.

Что касается второго мнения, то эта аналогия неточная по мнению нашей группы ученых, выше приведенные аяты и хадисы свидетельствуют. Третье мнение приблизительно к второму. Все эти три мнения основываются на аяте: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»

Они сказали, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» отмененный следующим аятом этой-же суры: «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». Так говорил Къатада, ‘Ата, ‘Алькъама, аш-Ша’би, ан-Наха’и и другие. Но Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар так не считали, так как их мнение выше мнения табиинов, и они лучше знали о отмене аятов.

Также оппоненты привели хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».  Они говорят, что все названные на одном уровне по перечислению, значит и по хукму одинаковы. Известно, что путник и больной возмещают посты, а раз беременная и кормящая грудью упомянуты на ряду с путником и больным, значит они тоже возмещают.

Мы ответим, что данная аналогия не совсем ясна, ведь если говорить о копировании беременной хукма мусафира в вопросе сафара, тогда давайте скопируем и вопрос намаза, ведь известно, что мусафир кроме оставления поста оставляет еще и половину молитвы и даже переносит ее на другое время, вы ведь не скажете, что беременная тоже сокращает и объединяет молитву.В хадисе идет речь о том, что снимается с них, а не о том, что и как возмещается, а Аллаhу известно лучше.

Выводы

Они разговляются только по необходимости.
За каждый пропущенный день кормление одного бедняка.
Кормление должны быть сытным.
Нету определенного срока кормления, все по возможностям.
Кормим тем, что мы обычно едим.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам.

 

Комментарии

  • Anonymous | Янв 28,2020

    Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху брат. Так значит получается, что беременная и кормящая грудью ребенка возмешают посты которые остались . Я правильно понимаю?

  • blank

    Аноним | Июн 12,2018

    Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху брат. Так значит получается, что беременная и кормящая грудью ребенка возмешают посты которые остались . Я правильно понимаю?

    • blank

      AR-RAD | Июн 13,2018

      уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Нет, они кормят бедняков.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *