Последнее обновление на 28 Мар 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОГДА ИМЕННО ИМ РАЗРЕШАЕТСЯ НЕ ДЕРЖАТЬ ПОСТ
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Всевышний Аллаh, в силу своей бесконечной милости, всегда предоставлял нам льготы и различные послабления в самых разных случаях нашей жизни. Беременной и кормящая грудью не остались в стороне!
Чтобы не осложнять процесс изучения этого вопроса для наших читателей, я облегчу раскрытие этого вопроса, упомяну мнения, их доказательства и проведу анализ их доказательств.
1. КОГДА ИМЕННО ИМ РАЗРЕШАЕТСЯ НЕ ДЕРЖАТЬ ПОСТ
Когда она опасается за себя или ребенка: это сообщается от Ибн ‘Аббаса (Передал Абу Дауд), Ибн ‘Умара, ‘Алькъамы, Ибраhим ан-Наха’и, аль-Хасан и других. Имам ан-Науауи назвал сообщение от Ибн ‘Аббаса хорошим.
Тоже самое сказал Абу аль-Уафаъ Ибн ‘Акъиль, шейх Ибн ‘Усеймин и другие.
Аль-Джассас аль-Ханафи добавил, что если она опасается за себя, то на ней только возмещение, а если за ребенка, то и кормление бедняков. Он относит это к Ибн ‘Умару, хотя достоверно от Ибн ‘Умара по многочисленным путям известно как раз обратное.
2. КАК ОНИ ВОЗМЕЩАЮТ ПОСТЫ
◊ Первое мнение: они должны возместить пост и накормить бедняка. На этом мнении Муджахид, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и другие. Подобное сообщается и от Ибн ‘Умара.
◊ Второе мнение: беременная возмещает пост а кормящая грудью кормит и возмещает пост. Это одно из мнений имама Малика и некоторых шафиитов.
◊ Третье мнение: они должны лишь возместить пост. На этом ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, ад-Даххак, ан-Наха’и, ас-Зуhри, Раби’а, Аль-Ауза’и, ас-Саури, Абу Ханифа и другие.
Из осовремененных на этом мнении Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, аль-Ляджна ад-Даима. На этом также наш шейх Хамза и ас-Сухейм. На этом также многие ханафиты, шафииты и ханбалиты.
Абу Бакр аль-Джассас отнес это мнение к ‘Али, и одному Всевышнему известно о иснаде этого асара.
Это также относят к ‘Али, но мне не известна достоверность иснада до ‘Али.
Доводом у них служит аналогия с больным, который возмещает пост, когда тот выздоравливает. Это согласно аяту в суре «Коровы»: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».
Также доводом у них служит хадис:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَضَعَ عَنْ الْمُسَافِرِ شَطْرَ الصَّلاةِ وَالصِّيَامَ ، وَعَنْ الْحَامِلِ وَالْمُرْضِع
«Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста»
Ахмад, ‘Абду-Раззакъ, ат-Табарани в «Аль-Аусат» и в «Аль-Кабир, а также Ибн Хузейма, от Анаса
Ученые этой группы сказали, что путник, больной, беременная и кормящая грудью на одном уровне, и известно, что больной и путник могут не держать пост, но затем возмещают свои посты, следовательно все остальные в этой категории поступают также.
≡См. ан-Науауи в «аль-Маджму» 6/273, Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 3/37.
◊ Четвертое мнение: они должны лишь за каждый пропущенный пост накормить бедняка, и нет на них возмещения.
На этом Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид Ибн Джубейр и Исхакъ. Доводом у них служит аят Корана: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка». (2: 184).
Из современных на этом шейх аль-Альбани и его ученик Мухаммад Ибраhим Шакъра. Также шейх Мухаммад ‘Али Фаркус и другие.
Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар говорили:
تفطران، وتطعمان مكان كلّ يوم مسكينًا ولا تقضيان
Они разговляются и кормят бедняка за каждый пропущенный пост, и не возмещают его.
Ат-Табарани. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Также Ибн ‘Аббас сказал беременной:
أنت بِمَنْـزلة من لا يطيق، عليك أن تطعمي مكان كلّ يوم مسكينًا، ولا قضاء عليك
«Ты подобна той, коротая поститься с трудом. Ты должна за каждый пропущенный пост накормить бедняка, и нет на тебе возмещение поста».
Абу Дауд, Ат-Табари, ад-Даракъутни. Сказал ад-Даракъутни: «Иснад достоверный». Шейх аль-Альбани также удостоверил хадис.
Беременная жена Ибн ‘Умара спросила его об этом, он сказал ей:
أفطري، وأطعمي عن كلّ يوم مسكينًا، ولا تقضي
«Разговляйся и накорми бедняков за каждый день, и не возмещай».
Ад-Даракъутни. Шейх аль-Альбани назвал иснад неплохим. (Джейид).
Аш-Шафи’и передал от Малика, тот от Нафи’а, он от Ибн ‘Умара, сказавшего: «Она разговляется и кормит бедняков за каждый день муддом пшеницы». Тоже самое сказал Ибн аль-Мусайиб. Другие сказали два мудда, на этом ‘Алькъама. Таус сказал: «Дневной рацион».
Это серьезный аргумент! Эти мнения были известны среди сподвижников, никто из сподвижников не возразил им, следовательно, это «молчаливое единогласие».
См. Ибн Къайим в «А’ляму аль-Мувакъи’ин» 4/120.
Данное толкование Ибн ‘Аббаса связанно с причиной ниспослания аята. В основах фикха и хадиса известно, что если сподвижник говорит о причине ниспослании аята, то данное толкование возводят к пророку , и оно называется «аль-Хадис аль-Марфу».
См. Ибн Салях в «аль-Мукъаддима» стр. 24. Ас-Суюти в «Тадриб ар-Рауи» 1/157, Ас-Сан’ани в «Таудих аль-Афкар» 1/280, и аш-Шанкъити в «Адвау аль-Маян» 1/144.
◊ Пятое мнение: они вообще ничем не обязаны. На этом Ибн Хазм. Говорят, что ‘алляма Хаммад бин Зейд тоже склонялся к этому мнению. Доказательство этой стороны основа, что изначально никто ничем не обязан, пока не будет прямого текста из Корана и Сунны. Также доказательством является хадис, , где посланник Аллаhа, мир ему и благословение сказал:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَضَعَ عَنْ الْمُسَافِرِ شَطْرَ الصَّلاةِ وَالصِّيَامَ ، وَعَنْ الْحَامِلِ وَالْمُرْضِع
«Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста»
Ахмад, ‘Абду-Раззакъ, ат-Табарани в «Аль-Аусат» и в «Аль-Кабир, а также Ибн Хузейма, от Анаса
Они говорят, что Всевышний снял с больного и путника пост и молитву, и велел возместить пост и сокращать молитву, и нет в этом разногласия, и Он не велел делать тоже самое беременной и кормящей грудью с постами. Это, на самом деле, сильный аргумент.
Никто не сможет привести из Корана и Сунны доказательство, что беременная и кормящая грудью, опасаясь за дитя/плод, должны возместить пропущенный пост. Ни Всевышний, ни его посланник, не дали нам указания на этот счет.
Пророк ﷺ сообщил, что Всевышний освободил их от поста (если есть опасение), и ничего не сообщил о возмещении.
А все остальное это иджтихад, который не обязывает меня уверовать в него.
3. ДИСКУССИЯ
Что касается первого мнения, то Мустафа аль-‘Адауаи сказал: «Я не знаю доказательства у этой группы ученых».
См. «Ас-Саум уа аль-И’тикаф» 37-39.
Они ссылаются на Ибн ‘Умара, хотя от Ибн ‘Умара достоверно известно обратное. Передал ат-Табари и ад-Даракъутни, что Ибн ‘Умар сказал «Разговляйся и накорми бедняков за каждый день, и не возмещай». Шейх аль-Альбани назвал это достоверным.
Что касается второго мнения, то эта аналогия неточная по мнению нашей группы ученых, выше приведенные аяты и хадисы свидетельствуют.
Третье мнение приблизительно к второму.
Все эти три мнения основываются на аяте: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»
Они сказали, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» отмененный следующим аятом этой-же суры: «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». Так говорил Къатада, ‘Ата, ‘Алькъама, аш-Ша’би, ан-Наха’и и другие. Но Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар так не считали, так как их мнение выше мнения табиинов, и они лучше знали о отмене аятов.
Также оппоненты привели хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». Они говорят, что все названные на одном уровне по перечислению, значит и по хукму одинаковы. Известно, что путник и больной возмещают посты, а раз беременная и кормящая грудью упомянуты на ряду с путником и больным, значит они тоже возмещают.
Мы ответим, что данная аналогия неверная, ведь если говорить о копировании беременной хукма мусафира в вопросе сафара, тогда давайте скопируем и вопрос намаза, ведь известно, что мусафир кроме оставления поста оставляет еще и половину молитвы и даже переносит ее на другое время, вы ведь не скажете, что беременная тоже сокращает и объединяет молитву.
В хадисе идет речь о том, что снимается с них, а не о том, что и как возмещается, а Аллаhу известно лучше.
Выводы
Они разговляются только по необходимости.
За каждый пропущенный день кормление одного бедняка.
Кормление должны быть сытным.
Нету определенного срока кормления, все по возможностям.
Кормим тем, что мы обычно едим.
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам.
Для пользы:
13. Кормление одного и того же бедняка при возмещении поста
444. Кто может не держать пост? И как возмещать пост?
Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху брат. Так значит получается, что беременная и кормящая грудью ребенка возмешают посты которые остались . Я правильно понимаю?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Кормят бедняков за каждый пост.
Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху брат. Так значит получается, что беременная и кормящая грудью ребенка возмешают посты которые остались . Я правильно понимаю?
уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Нет, они кормят бедняков.
Ассаламу алайкум пост получается держится беременными если со здоровьем все хорошо и хватает терпения ? не желательно ли держать пост в рамадан при беременности или наоборот желательно ?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
«Когда именно ей разрешается отпустить пост?
Когда она опасается за себя или ребенка: это сообщается от Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, ‘Алькъамы, Ибраhим ан-Наха’и, аль-Хасан и другие».
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух. Женщина примерно со времени Зухра поняла, что очистилась от Хайда. Ей нужно держать уразу с момента этого? Или разговляется, при этом возмещает данный день?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Нет, этот пост она пропускает, но возмещает в другой день.
Ассаламу алейкум! Если придерживаясь другого мнения, пропущенные во время кормления посты были возмещены, нужно ли теперь мне накормить бедняков? Прошло уже много лет.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Нет, не должна, она возместила пост.
Всё просто идеально разложил брат Джаузи. ДжазакумуЛлах хайран.
Рад быть полезным для мусульман.
Ассаляму Аляйкум УрохьматулЛахи уа баракятух.
Хотела задать вопрос не совсем по теме. Если женщина кормила грудью детей, и впоследствии молочные железы стали отвисать, можно ли ей прибегнуть к лифтингу молочных желез? Эта операция не предусматривает изменение природных формы или размеров груди. Женщине просто возвращают грудь в исходное состояние, какой грудь была до рождения и кормления ребенка, срезая лишнюю, «растянувшуюся» кожу и поднимая грудь до того уровня, на каком она была до родов и кормления. Дозволены ли подобные процедуры и операции, которые возвращают первоначальный облик органов? Или это относится к изменению внешности?
Заранее благодарю. Да воздаст вам Всевышний благом за то, что помогаете людям разобраться в вопросах религии!
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Нет, это не относится к изменению творений.