498. Можно ли приносить соболезнование иноверцам?

498. Можно ли приносить соболезнование иноверцам?

Можно ли приносить соболезнование иноверцам? А если родственники иноверцы?

Ответ

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Ученые разногласят, разрешается ли приносить соболезнование иноверцам, или нет.

В мазhабе Абу Ханифы и аш-Шафи’и дозволяется приносить соболезнование иноверцам, если они не враждующие с исламом.

≡ Сказал имам Ибн Къудама:

«Ахмад воздерживался от соболезнований зимий (мирных иноверцев). Это из ряда посещений их (во время болезни), а тут две версии, одна из них: мы не навещаем их и не соболезнуем им. Это согласно словам пророка ﷺ: «Не начинайте ас-Салям первыми», а это входить в понятие (соболезнования).

Вторая версия: навещаем их, согласно тому, что пришло в хадисе Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: «Был один юноша, иудей, прислуживал (служил) пророку ﷺ, затем тот заболел и пророк ﷺ навестил его, сел возле его головы и сказал: «Прими ислам». Юноша посмотрел на рядом находящегося отца. Отец сказал ему: «Послушайся Абу аль-Къасима» (ﷺ). Юноша принял ислам. Затем пророк ﷺ вышел, говоря: «Хвала Аллаhу за то, что Он спас его от огня». На этой основе мы (можем) приносить им соболезнование».
См. «Аль-Мугъни» 3/486.

Из хадиса извлекается: мы можем навещать мирного иноверца и приносить им соболезнование, особенно если это родственник.

≡ Имам ан-Науауи сказал:

«Дозволяется мусульманину приносить соболезнования зимийю (мирному иноверецу) по причине (смерти) его родственника зиммийя, и сказать: «Да заменит тебе Аллаh лучшим, да не уменьшаться твое количество (или потомство)».
См. «Раудату ат-Талибин» 2/145.

Но, как сказал ибн аль-‘Усеймин и постоянный комитет ЛД: соболезнование не должно приноситься для возвеличивания их или почтения, нет! Однако для успокоения и проявления хорошего нрава с нашей стороны, желая принятия ими ислама.

Нельзя просить для них рахма или барака, это по единогласному мнению уммы.

Сказал Всевышний Аллаh:

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада»
Ат-Тауба: 113.

Однако можно сказать: «Да приумножит Господь твое имущество и потомство». На этом Исхакъ.

Или: «Пусть тебя постигает лишь добро». На этом Аль-Хасан аль-Басри.

Однажды ‘Укъба ибн ‘Амир сказал немусульманину: «

Поистине, милость Аллаh и его благословение касается лишь верующих, но тебе я желаю, чтоб Аллаh продлил твою жизнь, увеличил твое имущество и потомство».
Аль-Бухари в «Аль-Муфрад».

Шейх аль-Альбани сказал, комментируя это сообщение:

«В этом сообщении указание от этого великого сподвижника на дозволенность дуа о долгой жизни даже неверующему, а для муслима тем более. Но важно помнить, чтоб этот неверующий не был врагом мусульман».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *