497. Милостыня имея долги

497. Милостыня имея долги

497. Milostynya imeya dolgi. 640x393 - 497. Милостыня имея долги

 ‘Аиша:

 …говорят что пока человек не вернет х!якькь другого,т.е его деньги, он не имеет право эти деньги отдавать на садакьа никому.

Ответ

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.  А затем:

Если долг назначен (отсрочен) на определенный срок, а ваше материальное состояние не тяжёлое, то можете давать садакъа.

А если долг поджимает и вы рискуете подвести человека, то вы не имеете право заниматься пожертвованиями, не выплатив поджимающий долг.

Суть этого вопроса в том, что ваша совесть должна очиститься как можно скорее, а милостыня в данном случае словно препятствует этому.
Ибн Хаджар аль-Хайтами  в»Ниhаяту аль-Мухтадж».

Если милостыня влияет на ваш возврат долга, то оставьте милостыню/падарок и отдайте долг. Если милостыня не влияет, как, к примеру накормить бедняка сытным обедом, тогда можете накормить, так как обед не требует больших затрат.

Если ваша семья в тяжелом положении, то здесь вы тоже не должны давать милостыню (значительную для вас сумму), ибо семья имеет больше прав!

 ‘Алляма ибн аль Усеймин в «Аль-Маджму`» том. 17 сказал:

«Обладатели знания разногласят относительно того, кто имея долги дает милостыню в размере всего его имущества. Среди них есть те, которые говорят: это не дозволено, ибо в этом вред тому, кому он должен, и эта (милостыня) не освобождает его совесть от данного обязательного долга. Есть и те, кто сказал: это дозволено. Однако лучше этого не делать. 

В любом случае не подобает человеку, имеющему долги, давать милостыню все свое имущество пока он не расплатиться с долгами, ибо обязательное (законоположение ) выше добровольного (поклонения)».

Также он в «Шарх аль-Кафи» сказал:

«Если долг отсрочен и у тебя есть возможность вернуть долг, то можешь дать милостыню, нет проблем, ведь у тебя есть такая возможность».

→ Пришло в хадисе Аби Хурайры у Ахмада:

«Милостыня дается лишь при отсутствии нужды».

≡ Сказал Ибн Хаджр в шархе:

«В первой фразе понимается , что здесь отрицание полноценности, а не действительности. Смыл этого: милостыня будет полноценной только при отсутствии нужды».

≡ Сказал имам аль-Бухари у себя в ‘Ас-Сахих»: «Кто дает милостыню будучи нуждающимся, или его семья нуждается, или он имеет долги, то ведь долги (по сравнению) с милостыней, освобождением раба и подарков имеет больше прав быть выполненными. Его (милостыня) отвергается. Нет у него прав губить имущество людей. Пророк сказал ﷺ: «»Кто берет имущество людей, желая погубить их, погубит его Аллаh»».

≡ Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал, комментируя эти слова:

«Он словно толкует упомянутый хадис: условие дающего милостыню — чтобы он сам не был нуждающимся… сюда под «милостыней» включается любое добровольное поклонение».

≡ Сказал имам Ибн Къудама:

«Тому, кто имеет долги не дозволено давать милостыню, препятствующую возврату долга, так как (долг) уаджиб, нельзя его оставлять»
См. «аль-Кафи» 1/431

≡ Сказал имам Бадруддин аль-‘Айни в шархе аль-Бухари:

«Смысл этого в том, что условие милостыни, чтобы он сам и его семья не были нуждающимися. Чтобы у него не было долгов. Ему обязательно надо вернуть долг. Возврат долгов важнее милостыни, освобождении рабов и подарков. Так как с обязательных предписаний начинают прежде желательных поклонений».

→ Посланник  в хадисе аль-Бухари и Муслима от Аби Хурайры сказал:

«Отсрачивание долга богатым является зульмом».

Сказал ‘алляма ибн аль-‘Усеймин в шархе «Рияду ас-Салихин»:

«Т.е человек, богатый, имеющий возможность вернуть долг, не возвращает его, это зульм, это невыполнение уаджиба. Человек, при наличии возможности, обязан поскорее вернуть долги, ему не дозволяется откладывать. Если он задерживает долг, имя возможность вернуть его — он залим, боже упаси».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *