Последнее обновление на 1 Июл 2020
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Нельзя оттягивать погребение покойника, ожидая собрания всех его родственников. Это несправедливость по отношению к покойнику.
Наш шейх, да хранит его Аллаh, сказал:
لا يجوز تأخير دفن الميت إلاّ لِمُسوِّغ شرعي ؛ كالتّحقق مِن الوفاة ، أو التحقيق في سبب الوفاة
و قد جاء الأمر بِتعجيل الميت ، والإسراع بِدَفْنه
وامتثل الصحابة رضي الله عنهم هذا الأمر ، حتى كانوا يَدفنون الميت ليلا ، ولم يَستأذِنوا رسول الله صلى الله عليه وسلم في ذلك . كما في الصحيحين في قصة الرجل — أو المرأة – الذي كان يَقُمّ المسجد
ورَوى ابن سعد في » الطبقات » مِن طريق عبد الله بن عبيد بن عمير قال : كان ابن الزبير إذا كان في أهله جنازة كان كأنه قائم على رِجْل حتى يُخْرِجها
وسُئل علماؤنا في اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء في المملكة
إذا مات رجل كان وَلده في بلد آخر يَتعلّم هناك ، وجُعل الرجل المتوفَّى في الثلاجة قبل حضور ابنه بثلاثة أيام ، ثم دفنه هل يمكن ؟
فأجابوا: لا يجوز تأخير دفن الجثة مِن أجل انتظار أحد أقارب الميت ، لكن إذا دَعَت ضرورة إلى التأخير جاز ، كما إذا قُتِل وأخِّر دَفنه مِن أجل التأكد ممن قَتَله . اه
وسُئل شيخنا العثيمين رحمه الله : هل يجوز تأخير دفن الميت في قبره بِحُجّة إتيان جماعة يُصلّون عليه ولو لمدة أقل من عشر دقائق ، إذا كان قد صُلِّي عليه بالمسجد ؟
فأجاب: الإسراع في الجنازة هو السنة والأفضل ، ولا يُنْتَظَر أحَد
«Нельзя откладывать погребение покойника, не иначе как по шариатской причине, как установление смерти или ее причины.
Пришел приказ торопиться с погребением покойного. И сподвижники, да будет доволен ими Аллаh, выполняли этот приказ в плоть до того, что им приходилось погребать покойного ночью, и они не спрашивали в этом разрешение пророка ﷺ, как это было упомянут в случае, переданном в двух сахиха о мужчине или женщине, убиравшем мусор с мечети.
Передал Ибн Са’д в «Табакъат» по цепочке от ‘АбдуЛлы бин ‘Убейда бин ‘Умейра, сказавшего: «Когда в семье у Ибн аз-Зубейра были похороны, он словно стоял на человеке, пока этого человека не вынесли».
Наших ученых из постоянной комиссии фетв спросили: «Дозволяется ли такое, когда умрет человек, сын которого учится в другой стране, поместить его в холодильную камеру, пока не прибудет его сын в течении трех дней?»
Они ответили: «Нельзя откладывать погребения тела из-за ожидания прибытия родственника этого покойника, если только в этом нет острой нужды, как если-бы его убили, и надо провести экспертизу, для установления убийцы».
Спросили нашего шейха Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллаhа: «Разрешается ли откладывать похороны покойного из-за того, что бы явились люди для совершения молитвы над ним, даже если время займет десять минут, учитывая, что над ним уже совершили молитву в мечети?»
Он ответил: «Сунна захоронить поскорее, это лучше. Нельзя ждать кого-либо»».
АсСаламу Алейкум ва РахматуЛлахи ва Баракатух!У вас небольшая ошибка в предложении «Пришел приказ торопитЬся с погребением покойного.»
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Да воздаст вам Всевышний благом!
Ассаләму галәйкум! Можно ли бальзамировать тело умершего? (пакойного нужно отвезти на родину, а дорога длинная. Занимает 2 дня)
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Не знаю.
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Как должно быть расположено тело умершего относительно имама во время похоронной молитвы?
Например, голова должна быть правее ног или левее, вообще тело должно располагаться перпендикулярно или это не принципиально? Прошу ответить с доказательствами.
جزاكم الله خيرا