492. Справедливое слово о изображениях одушевленного

492. Справедливое слово о изображениях одушевленного

492. Spravedlivoe slovo o izobrazhenijah odushevlennogo - 492. Справедливое слово о изображениях одушевленного

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Жаль, что люди если и читают шариатские знания, читают их либо неправильно, либо пристрастно, либо и вовсе не читают ничего, либо читают, но фанатично преследуя единственную цель — защита своего устаза!

Если разногласия не выходят за вероубеждения и основы Сунны, тогда нельзя двоим расходиться по причине их не согласия в каком-то вопросе фикха.

→ Всевышний сказал: 

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем».
(Семейство ‘Имран: 103).

≡ Сказал имам аль-Багъауи в тафсире этого аята:

«Сказал Ибн ‘Аббас: «Его смысл — держитесь за религию Аллаh». Сказал Ибн Мас’уд: «Это Джама’а». О также сказал: «Придерживайтесь джама’а, поистине это и есть вервь Аллаh, придерживаться которой он приказал. Поистине, то, что вам ненавистно в джама’а и в подчинении лучше чем то, что любимо вам в расколе».

→ Имам Муслим, Малик и Ахмад передали от Аби Хурайры, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

إن الله يرضى لكم ثلاثاً ويسخط لكم ثلاثاً : يرضى لكم أن تعبدوه ، ولا تشركوه به شيئاً ، وأن تعتصموا بحبل الله جميعاً ولا تفرقوا ، وأن تناصحوا من ولاه الله أمركم — ويسخط لكم ثلاثاً – قيل وقال ، وكثرة السؤال ، وإضاعة المال

«Поистине, Всевышний будет доволен для вас тремя вещами, и будет гневаться на вас из-за трех вещей: он доволен вами если вы поклоняетесь Ему и не придаете Ему сотоварищей, если вы придерживаетесь религии Аллаhа и не разделяетесь, если вы даете насиха тому, кому Аллаh поручил ваши дела (т.е правители). И Он гневается словам: «Это сказали, то сказали». (Т.е сплетни), многочисленные вопросы и (бессмысленная/чрезмерная) растрата денег».

≡ Сказал Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя:

«Сподвижники разногласили в научно-религиозных вопросах, как в вопросе слуха мертвых голоса живых, в мучении покойного по причине плача его родных, в лицезрении Мухаммадом своего Господа до смерти, сохраняя при этом единство и любовь между ними».

В нашем случае тема изображений используется некоторыми приверженцами своих страстей поводом для раскола. Некоторые студенты придерживаются одной стороны, а другие второй стороны. Обе стороны следуют одной основе и одним принципам. Но появляются обладатели выдуманных принципов, следующие своим страстям, угождая своей публике, довольствуясь своими некомпетентными источниками, разбрасываясь оскорблениями и обвинениями, что одна из групп в заблуждении.

Да, есть хадисы о изображении, и они очень однозначны.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

«О Айша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию перед Аллаhом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении«!

Айша сказала: «И после этого мы разорвали её, сделав из неё подушку». 1

→ Сообщается также от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:

«Ангелы не войдут в тот дом, где есть собака, и где есть изображения». 2

→ Также имам Абу Дауд и ат-Тирмизи сообщили от Аби Хурайры, что Джибриль не смог войти в к пророку ﷺ из-за статуэтки (рисунка) и щенка, находившегося там, затем было приказано статуэтке изменить голову, где оно стало похожим на дерево, а щенка вывели. 

В хадисе пришло «Тамасиль» — статуэтки. На самом деле имеется ввиду изображение животного, а не как таковая статуя.
См. «Миркъату аль-Мафатих». стр. 2815. Имама Мулы ‘Али аль-Къари.

→ Имам аль-Бухари и Муслим сообщили от ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду». 3

≡ Сказал имам Имам ан-Науауи в «Шарх Муслим» в толковании к этому хадису:

«Сказали наши сподвижники (т. е. ученые мазхаба имама аш-Шафии) и другие ученые, что создание изображения животного строго запрещено. И это из числа великих грехов. Потому что это то дело, о котором приводится суровая угроза в хадисах. Независимо от того, создаются эти изображения для унижения их, или для чего-либо другого, создание их – харам в любом случае. 

Потому что это – уподобление Всевышнему Аллаху в творении. И нет разницы в том, создается ли оно на одежде, ковре, динаре, дирhаме, гроше, кувшине, стене или на чем-либо другом».

≡ Сказал имам Ибн Хаджар в «Шарх аль-Бухари»:

«Извлекается из хадиса, что нет разницы в запретности создания изображения, независимо от того, есть у него тень или нет. И нет разницы в том, нарисована ли оно красками, или выгравировано, или выдолблено, или выткано»

Что касается электронных изображений, проявленных на бумаге или где-то ещё, то хукм этого подобно тому, что было указано в вышеприведенных хадисах.

А по поводу электронных изображений в электронном варианте, т.е не проявляя, оставляя его в цифровом формате, то здесь мнения современных ученых расходятся.

Группа считает, что это относится к тому, о чем говорилось в хадисе. На этом Ибн Баз, аль-Альбани, аль-Фаузан, ‘Абдуль-‘Азиз муфтий, ас-Сухейми и другие.

Группа считает, что это не запрещено, так как в хадисах употребляется слово «тасвир» (рисовать). Камера не рисует изображение, маханизм камеры фиксирует электронное отражение на объективе, созданное самим Аллаhом. Ислам не запрещает отражение образа или его фиксацию. Объектив не совершает «тасвир» (в случае фото), объектив совершает «Хабс» и «Ильтикъат» (затвор, фиксация).

На этом Ибн аль-‘Усеймин, Салих аль-Люхайдан, ‘АбдуЛла аль-Мани’ и другие старейшие ученые. Они говорят, что принцип камеры отличается от того, что говорится в хадисах. Есть хукм (законоположение) и есть ‘илляh (причина), если удалить второе, аннулируется и первое, кто хоть немного изучал усуль понимает о чем речь

Пример: спирт харам — это хукм. Спирт опьяняет — а это ‘илляh. Так если лишить спирт возможности опьянять (т.е химическим образом) тогда спирт не харам, даже если он все еще называется спиртом. Это называется «истихаля». 

Такое-же дело обстоит и с объективом. Пока фотография находится в цифровом варианте на электронном носителе, оно словно не существует, так как его материально нет, разве что огромный набор дробных чисел. Процессор интерпретирует эти дробные числа в программный код, где операционная система показывает на матрице изображение из сконструированных пикселей, где каждый пиксель (наименьший логический элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике, или [физический] элемент матрицы дисплеев, формирующих изображение — Вики) представляет собой часть изображения.

А что касается видео уроков, то практически все ученые постоянного комитета и комитета старейших ученых снимают видео трансляции, причем даже те ученые, которые запрещают изображение, как к примеру уважаемый муфтий и его ученик аль-Фаузан.

Но если удалить черты лица или голову целиком, то такое изображение не подпадет под запрет.

→ Сказал посланник Аллаhа ﷺ: 

الصورة الرأس فإذا قطع الرأس فلا صورة
Изображение — это то, что имеет голову. Если оторвать голову, то это не изображение 1

→ Сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh»:

«Изображение — это то, что имеет голову. А все то, что не имеет головы не является изображением». 2

≡ Сказал ‘Икрима, да будет доволен им Аллаh:

«Изображение это лишь то, что имеет голову. Если удалить голову, то тогда нет проблем». 3

Когда Джибриль сообщил пророку ﷺ о изображении животного на занавеске (или ткани), тогда удалили голову этого рисунка. Вот как это описывает сам посланник Аллаhа ﷺ в хадисе Аби Хурайры:

 :أتاني جبريل عليه السلام قال : أتيتك البارحة ، فلم يمنعني أن أكون دخلت إلا أنه كان على الباب تماثيل ، وكان في البيت قرام ستر فيه تماثيل ، وكان في البيت كلب ، فمر برأس التمثال الذي على باب البيت فيقطع ، فيصير كهيئة الشجرة

«Ко мне пришел Джабриль, мир ему, и сказал: “Я пришел к тебе вчера, однако ничто кроме рисунка на двери не помещало мне войти. И на занавеске в доме было изображение. И собака (щенок) была в доме“».

Далее в хадисе говорится: «Тогда приказали отрезать голову (животному на) изображении, которое на двери дома, тогда оно стало похоже на дерево». Т.е мы видим, что такое изображение теряет запрет, следовательно, не запрещено его иметь, рисовать (хоть и не стоит), и т.д.

≡ Сказал имам ‘Али аль-Къари, передавая слова имамов:

И это, если изображение видно для смотрящих без затруднений, а если оно мелкое или лишено головы, тогда нет проблем. Точно также (сказано) в «Шарх Сунна»: “В этом доказательство, что если изображение (одушевленного) изменило свою форму: лишением головы, удалением конечностей, в последствии чего от нее осталось лишь подобие картины, тогда нет проблем. В этом (хадисе) доказательство также на то, что если изображение лишено своих конечностей, то дозволено использовать его“».
См. «Миркъату аль-Мафатих». стр. 2815.

≡ Сказал имам ас-Синди в комментариях к ан-Насаи, комментируя сообщение Абу Хаяджа аль-Асдий, которому ‘Али приказал уничтожить памятники, высокие надгробия и изображения»: «Он стер их, удалив их головы, изменив их лица и т.д».

≡ ‘Алляма ибн аль-‘Усеймин сказал:

«Требуемое будет достигнуто если стереть лицо изображения (одушевленного), так как изображение (одушевленного) не может быть истинным без лица. Лицо — это голова, если удалить его, тогда проблем не будет».
См. «Маджму’у аль-Фатауа» том. 12.

≡ Он также сказал:

«Что касается хлопка и того, что на нем изображение (одушевленного), то не смотря на наличие органов: голова, шея, но при этом отсутствуют глаза, нос, нет проблем в нем, так как это не является уподобление Аллаhу в его (умении) творить».
См. «Аль-Маджу» 2/331.

≡ Он также сказал: 

«Если изображение было неясным. т.е без глаз, носа, рта, пальцев, то это не полноценное изображение. Это не уподобление Аллаhу (в его возможности творить). Аллаhу ведомо лучше».
См. «Аль-Маджу» 2/331.

Итак выводы:

1. Изображение одушевленного на материи запрещено в любом случае.
2. Изображение на электронном носители является лишь совокупностью дробных чисел.
3. Все хадисы говорят о запрете как такового рисования.
4. Камера не делает то, что говорится в хадисах.
5. Все-же это вопрос разногласия.
6. Нельзя враждовать относительно этой темы!

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам


1. Имам аль-Бухари и Муслим сообщили от ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh.
2. Ибн Маджа от ‘Али, да будет доволен им Аллаh. Шейх Альбани назвал хадис достоверным).
3. Аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh.
4. Передал аль-Исма’или в «Аль-Му’джам», аль-Байhакъи, от Ибн ‘Аббаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
5. Ат-Тах|ауи в «Шарх Ма’ани аль-Асар».
6. Ибн Аби Шейба. 

Комментарии

  • МухIаммад | Фев 25,2018

    «А что касается видео уроков, то практически все ученые постоянного комитета и комитета старейших ученых снимают видео трансляции, причем даже те ученые, которые запрещают изображение, как к примеру уважаемый муфтий и его ученик аль-Фаузан.»
    Ассаляму алейкум варахматуЛлаh. Они не сами снимаются, их снимают. Они об этом не просят и сами не довольны тем, что их снимают.
    https://youtu.be/Ll97LPzpoRk

    • blank

      AR-RAD | Фев 25,2018

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату.
      Это не так. Все эти ученые намеренно посещают видео студии и дают уроки там.
      Что касается шейха аль-Фаузана, то это один из десятки случаев. Все другие старейшие ученые намеренно принимают участия в видео лекциях, было-бы это абсолютно запретным, они не ходили-бы на эти студии и не принимали-бы приглашения!

  • blank

    ... | Мар 22,2018

    Тема эта уже не первый год служит предметом жарких дискуссий среди мусульман. И ихтиляф в этом вопросе вполне приемлемый. Каждый имеет право следовать тому мнению, которое ему кажется более правильным и обоснованным. Но ! Учитывают ли молодые проповедники и толибы, склоняющиеся к мнению о дозволенности фотографирования и видеозаписей, и по этой причине записывающие видео-уроки об одной очень интересной вещи ?! Есть один нюанс. Что это за нюанс ? А нюанс такой, что вам и в голову не приходит, что вы сами и ваши лица можете служить великой фитной для молодых мусульманок. И этой опасности нет при просмотре уроков пожилых, старых проповедников и кибаруль уляма. Почему-то считается, что только женщина выставляющая лицо на всеобщее обозрение — это фитна, а мужчины нет. В действительности же, от вас не меньше фитны. И многие молодые братья из числа толибуль ‘ильм уже поняли это ввиду своей проницательности , и перестали давать видео-уроки, перейдя исключительно на формат аудио. Женщины — существа более влюбчивые и легкомысленные, чего, видимо, многие из вас не учитывают, как и сам Джаузи. Либо учитывает, но думает , что он сам не привлекает к себе внимания своей внешностью. (Сейчас и далее обращение идет именно к админу, Джаузи). Именно вы, уважаемый брат, должны были бы перестать показывать свое лицо, ибо вы наделены красотой и природным обаянием, которая может во время просмотра видео вообще отвлекать внимание с вашего урока и сути темы на вас самого. Бывают девушки, которые слушают того или иного студента или проповедника только потому, что это он дает урок. То есть, сама тема урока или хутбы ей совершенно не интересна, и по окончании прослушивания она даже не способна будет извлечь пользу из услышанного, ввиду того, что ее зрение , слух, мозг и сердце были заняты другими мыслями. Таковы женщины. И тут нет места обвинениям, ибо прекрасная половина человечества создана так. Советую вам поразмышлять над этим. Возможно, ввиду своей скромности, вы себя принижаете и должным адекватным образом не оцениваете свои внешние данные, которыми вас одарил Аллах, придав вам прекрасный, совершенный облик.Но со стороны виднее, поверьте. И это все сказано не для того, чтобы вы прочитав это возгордились, а для того, чтобы вы знали, как вы выглядете со стороны. Подумайте над сказанным здесь. И касается это не только вас, а многих молодых братьев , будь то чтецы Къурана, проповедники или кто другой . Комментарий можно не пропускать, ибо достаточно если его прочитает тот, кому он адресован. بارك لله فيكم

    • blank

      AR-RAD | Мар 23,2018

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Не знаю, брат вы или сестра, но клянусь Всевышним Аллаhом,вы этим комментарием открыли мне глаза и пробудили во мне боязнь фитны! Я искренне благодарен вам о брат мой (о сестра моя)! Да благословит вас Всевышний! Что касается моей внешности, то клянусь Всевышним, я не считаю себя красивым или привлекательным, разве что комплименты моих жен, не более, моя красота, для моих жен. Но я всегда спрашивал себя: «вдруг я искушаю женский контингент», так оно и оказалось, боже упаси!
      Цель видео роликов моих — это разъяснение истины именно у доски, я вынужден писать у доски и рисовать таблицы, прошу простить меня, но у меня не было плохих намерений! говорю вам это сквозь слезы и горечи во рту!
      Я прошу Всевышнего Аллаhа, чтобы он даровал полезные знания, отдалил вас от грехов и печали, внушил вам любовь к чтению и исследованиям, дабы вы следовали нашим имамам! Амин!

  • blank

    ... | Мар 25,2018

    Амин на прекрасные дуа. Я более чем уверена, что приступив к данному проекту , ваши цели и намерения были благородными. Но получилось то, что получилось. Я конечно же девушка , по контексту думаю, вы поняли это. И я не говорила только от своего имени, просто я в отличие от других девушек рискнула написать то, о чем другие молчат. К счастью, вы должным образом отреагировали на обращение, как и подобает человеку с таким уровнем интеллекта как и у вас. Да укрепит вас Аллах на истине , защитит от искушения вас и нас всех. ДжазакумуЛлаху Джаннатуль Фирдаус, наш почтенный брат.

  • blank

    Abdurrohman | Янв 14,2020

    Ассаламу алейкум.
    Фотографии в газетах, в альбомах и тд., они тоже харам по мнению Усеймина, Люхайдана и других? И еще, согласно этому мнению, можно рисовать на телефоне?

    • blank

      AR-RAD | Янв 20,2020

      Уа аляйкум ассалям.

      1- Речь не идет о напечатанных изображениях, речь и изображениях на матрице.

      2. Смотря что и как рисовать

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *