491. Нападки джархистов на Мухаммада Рашид Рида

491. Нападки джархистов на Мухаммада Рашид Рида

491. Napadki dzharhistov na Muhammada Rashid Rida - 491. Нападки джархистов на Мухаммада Рашид Рида

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

К великому сожалению сегодня студенты, начитавшись немножко книг начинают обсуждать мусульман, и даже больше, начинают обсуждать больших ученых этой уммы, как будто они в критике дошли до уровня Ибн Ма’ина, Абу Зур’а, Абу Хатима, аль-‘Иджли, Ибн ‘Ади и им подобных имамов джарха и та’диля.

Речь идет о джархистах, которые организовывают нападки на шейха Мухаммада Рашид Рида, да простит ему Всевышний его ошибки.

Кстати, именно работы Мухаммад Рашид Рида побудили аль-Альбани заняться таким великим делом. Это подобно Исхакъу ибн Раhавейhи, который побудил имама аль-Бухари собрать сборник «Сахих».

Да, у шейха Мухаммада Рашид Рида, да помилует его Всевышний, есть ошибки и противоречие в некоторых основных и второстепенных вопросах. 

Такие табиины как: Талкъ бин Хабиб (ученик Ибн ‘Аббаса и Ибн Зубейра), Хаммад бин Аби Сулейман (учитель Абу Ханифы), Зар бин ‘АбдиЛля ас-Хамзани (ученик Убейи бин Ка’б), Ибраhим ат-Тейми (ученик Ибн ‘Умара, Анаса), все они попали в ирджаъ. Но кто-нибудь из имамов оставил их труды? Разве кто-нибудь сомневается в их праведности?

Если такие видные ученые из числа саляф попали в те или иные ошибки в вероубеждениях, тогда что говорить о Мухаммаде Рашид Риде !?

Джархисты устраивают эти нападки не из-за научных соображений, а из-за того, что их шейхи так считают.

≡ Сказал ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин:

» Да, я говорю, да дарует тебе Аллаха благодать: Не дозволено нам делать определенных людей причиной, из-за которой будем проявлять любовь к тем, кто проявляет ее и вражду к тем, кто проявляет вражду! Ведь человек ошибается и бывает правым».

Джархисты говорят о нем следующее:

1. Мухаммад Рашид Рида работает на масонов.

2. Он нововведенец и не из ахлю-сунна.

3. Его тафсир заблуждение

Да, шейх Мухаммад Рашид Рида имел отношения с масонами, но какие это отношения? Эти отношения были у него для масляха, для пользы, однако шейх допустил ошибку в этом вопросе. 

Ведь с таким успехом можно вычеркнуть Хатиба, да будет доволен им Аллаh, говоря: «он информировал мушриков против пророк ﷺ», тем самым у читателя сложиться мнение, что он действительно враг Аллаhа. А ведь Хатыб действительно пытался проигнорировать мушриков! Однако пророк ﷺ оправдал его, это известная история. 

И даже если шейх Мукъбиль, да помилует его Всевышний, обвинил в этом шейха Мухамада Рашид Рида, то все равно нельзя поднимать эти материалы наружу перед малограмотной аудиторией. Если человек не знает вопросы пользы и вреда, тогда харам ему поднимать эти темы, и нет в этом хиляфа!

Опровержения ошибок имеют свои адабы и условия, надо смотреть на вред и пользу.

Имам Абду-Рахман бин Маhди (учитель Ахмада) говорил:

«Если у человека больше хорошего чем плохого, то мы хорошо отзываемся о нем. А если у него плохого больше хорошего, то отзываемся плохо».

Когда шейх Мукъбиль назвал Мухаммада Рашид Рида нововведенцем, шейх аль-Альбани ответил на это так:

Перевод:

«Да простит его Аллаh. Без сомнений, мы не поддерживаем присоединение к какой-либо организации, особенно если они известны выходом из шариата, но мы считаем, что этот вопрос — вопрос иджтиhада. Я считаю, что господин Рашид Рида служил исламу по большей части.

Мы считаем, что его присоединение к масонам было следствием его ошибочного иджтиhада. Это не было сделано для личной пользы, как это делают не имеющие нрава люди.

Относить его (т.е Мухаммада Рашид Рида) к заблуждению по той причине, что им была допущена ошибка и заблуждение, будет не похвальным занятием. (Неправильно) относить заблуждение к подобному человеку, по причине которого, согласно моим убеждениям, распространялась сунны и призыв к ней в его газете «Аль-Манар», (и принес) много блага для аhли-сунна в наше время. Ее влияние достигло даже иностранных мусульманских стран.

Поэтому, я вижу чрезмерность в этих словах (т.е называя его нововведенцем). Не подобает нашему брату Мукъбилю говорить такое«.

Выводы из аудио:

1. Шейх Мукъбиль аль-Уади’и чрезмерен в критике Мухаммада Рашид Рида.

2. Мухаммад Рашид Рида ошибся в своем иджтиhаде.

3. Нельзя из-за этой ошибки в иджтиhаде относить его к нововведенцам.

4. Он присоединился к масонской организации не для личной выгоды, но и в этом он ошибся.

5. От него много пользы для аhли-сунны в различных исламских странах

6. Шейху Мукъбилю не подобало говорить такие слова.

Я скажу: Ладно, шейх Мукъбиль аль-Уади’и имеет хорошую службу в исламе и проделал большую работу, но что сделали фанаты?

Фанатичность приветствуется только к Корану, Сунне и к саляфам после них, а не к конкретному иджтиhаду. Никто не обязан следовать за конкретным иджтиhадом, и тем более враждовать и любить на этой основе, как сказал Ибн Теймийя. 

Более того, сам Мукъбиль, не смотря на свою строгость в критике, сказал о Мухаммад Рашид Рида:

«Со стороны ‘акъиды и таухида все хорошо. Но со стороны пророческих доказательств, то он упирается на Мухаммада бин ‘Абдуh аль-Мисри. А Мухаммад ибн ‘Абдуh заблудший».
См. Аль-Махрадж мин аль-Фитна». Стр. 123.

Но почему Мухаммад Рашид Рида попал в некоторые заблуждения? Говорит аль-Альбани:

«Я обнаружил во многих его статьях некоторые отклонения от того, с чем пришла Сунна. И причина этому влияние на него со стороны «Къадьянийя».

Также Мухаммад Рашид Рида считал, что если между разумом и шариатским текстом возникло противоречие, то предпочтение отдается разуму. Шейх аль-Альбани сделал опровержение этим словам сказал: «Это ложное утверждение».

Как мы видим, шейх аль-Альбани делал ему опровержение на те или иные ошибки, но вместе с этим аль-Альбани не зачеркнул все то, что Мухаммад Рашид Рида сделал для ислама.

Кстати, король ‘Абдуль-‘Азиз али Су’уд принял Такъийюддина аль-Хиляли к себе в гости, а затем дал ему право преподавать в мечети пророка ﷺ именно по ходатайству Мухаммада Рашид Рида. Т.е Мухаммад Рашид Рида имел авторитет перед королем, да помилует их Аллаh.

Когда Ибн аль-‘Усеймин рассказывал о своем путешествии в приобретении шариатксих знаний, ему задали вопрос: «Какие ученые оказали на вас влияние?». И как вы считаете какой был ответ? Он назвал четверых: Ибн Теймийя, затем два его ученика: Ибн аль-Къайим и Шамсуддин Ибн Муфлих (автор «Аль-Фуру», «Аль-Адабу аш-Шари’а», «Усуль Фикъh) и Мухаммад Рашид Рида.

Слушаем запись:

Перевод:

На меня оказало влияние методология шейха Мухаммад Рашида Рида, да помилует его Аллаh. У него интеллектуальный подход и хороший способ разбора вопросов, даже если он имел некоторые ошибки. Но только непорочный спасен от них. Но в любом случае он освоим методом разбора вопросов оказывает хорошее влияние.

Полная получасовая версия.

Когда враг саляфии аль-Гъумари сказал, что Мухаммад Рашид Рида более знающий в вопросе хадиса чем Ахмад Шакир, аль-Альбани ответил на это тем, что это слова зависти и фанатизма, затем сказал, что Ахмад Шакир более знающий в этом вопрос, затем добавил:

Перевод:

«И это несмотря на то, что Мухаммад Рашид Рида проделал огромную работу в науке хадис и в распространении Сунны в своем издании «Аль-Манар. Но говорить, что Мухаммад Рашид Рида был более знающий чем Абу Ашбаль (Ахмад Шакир), думаю… человеком (говорящем такое) движет зависть, ревность и неприязнь к Аби Ашбалю. А аль-Гъумари известен своей лютой враждой к аhлю-сунне и саляфитскому джама’ату…».

Мухаддис прошлого столетия — Ахмад Шакир, разъясняя ошибочное понимание или отрицание какого-то достоверного хадиса у себя в примечаниях к муснаду Ахмада, сказал:

«И это то, в чем ошиблись многие люди. И из них наш устаз Мухаммад Рашид Рида, да помилует его Аллаh. Он не привел достаточного аргумента чтобы утвердить сказанное… Он попал под сильное влияние Джамалуддина аль-Афгъани и Мухаммада ‘Абдуh. Они ничего не понимали в хадиса, а он (Мухаммад Рашид Рида) знал хадисы лучше них, был крепче стопой (в религии), сильнее мнением… пусть Аллаh простит нас и его».

Далее некоторые люди обвиняют Мухаммада Рашид Рида в том, что он осмелился послабить хадис в сахих Муслим, и по этому он стал заблудшим. Да, никто не смеет послаблять достоверные хадисы, и это истина! Но не все в сахих Муслиме достоверно, как и в сахих аль-Бухари. Там есть несколько спорных хадисов по иснаду, но их очень мало.

≡ Сказал имам Ибн Раджаб аль-Ханбали:

«Аллаh отказался от того, чтоб какая-то книга кроме Его книги была абсолютно достоверной».

Но что касается именно хадиса у сахих Муслима, то это хадис о Тамима ад-Ддари о Даджале. Хадис длинный.

Передают со слов ‘Амира ибн Шарахиля аш-Ша’би (из племени) ша’б хамдан, что он попросил Фатиму бинт Къайс, одну из первых женщин, переселившихся (в Медину), и сестру ад-Даххака Ибн Къайса: «Передай мне то, что ты слышала (непосредственно) от посланника Аллаха ﷺ не ссылаясь ни на кого другого». Она сказала: «Если хочешь, я непременно сделаю это», и он сказал: «Да, передай мне (это)».

Тогда (Фатима) сказала:

— (В своё время) я вышла замуж за Ибн аль-Мугъиру, одного из лучших юношей-къурайшитов того времени. Он был сражён (или ранен) в первом же походе, (в котором принимал участие) вместе с посланником Аллаха ﷺ а когда я овдовела, ко мне посватался ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, (пришедший ко мне) с несколькими сподвижниками посланника Аллахаﷺ. Что же касается самого посланника Аллаха ﷺ , то он стал сватать меня за своего вольноот­пущенника Усаму ибн Зайда, и мне передали, что посланник Аллахаﷺ сказал: «Кто любит меня, пусть полюбит и Усаму». Когда посланник Аллахаﷺ заговорил со мной (об этом), я сказала: «Моя (судьба) в твоих руках — выдавай же меня, за кого пожелаешь». (Пророк ﷺ)сказал: «Перебирайся к Умм Шарийк», а Умм Шарик была богатой женщиной из числа ансаров. Она расходовала очень много средств на пути Аллаха, и у неё останав­ливались гости. Я сказала: «Я (так и) сделаю», (но пророк ﷺ) сказал: «Нет, не делай (этого), ибо Умм Шарийк — женщина, у которой останавливается много гостей, и я не хочу, чтобы (с твоей головы случайно) упало покрывало, или раскрывшаяся одежда обнажила твои голени, и люди увидели бы то, чего ты не желаешь. (Лучше) переберись к сыну твоего дяди ‘Абдуллаху ибн ‘Амру ибн Умм Мактуму, человеку из того же рода (племени) бану фиhр, (ветви) къурайшитов», и я перебралась к нему. Когда период воздержания (‘идда) для меня истёк, я услышала призыв глашатая посланника Аллаха ﷺ: «Общая молитва», и пошла в мечеть, (где) совершила эту молитву вместе с посланником Аллаха ﷺ, находясь в ряду женщин непосредственно за спинами мужчин. Закончив молиться, посланник Аллаха ﷺ, улыбаясь сел на минбаре и сказал: «Пусть каждый человек остаётся на том месте, где он молился», а потом спросил: «Знаете ли вы, почему я вас собрал?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда (пророкﷺ) сказал: «Клянусь Аллахом, я собрал вас не для того, чтобы побуждать или устрашать, а собрал я вас потому, что Тамим ад-Дари раньше был хрис­тианином, а теперь пришёл, принёс (мне) присягу и принял ислам, и он сказал мне о Лжемессии/Даджаль/ нечто соответствующее тому, что о нём говорил вам я. Он рассказал мне, что (когда-то ему пришлось) плыть на морском судне с тридцатью людьми из (племён бану) ляхм и джузам. Волны носили их по морю в течение месяца, пока не прибили к какому-то острову ко времени заката. Они сели в лодку и сошли на остров, где им встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что они не могли отличить переднюю его часть от задней. Они воскликнули: “Горе тебе, кто ты?” (Животное) сказало: “Я — джассаса (шпионка Даджала). Они спросили: “А что такое джассаса?” (Животное) сказало: “О люди, ступайте к человеку, который находится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас (всё)”».

(Пророк передал, что потом Тамим ад-Дари) сказал:

— Когда (оно упомянуло) о каком-то человеке, мы испугались, (решив, что это животное) — шайтан, и поспешили (туда, куда оно нас направило). Мы вошли в монастырь, и оказалось, что там находится самый огромный человек (из всех, кого) нам приходилось видеть; его руки были привязаны к шее, а ноги от колен до щиколоток — скованы железными (оковами). Мы спросили: «Горе тебе, кто ты?» Он сказал: «(Скоро) вы сможете (узнать) обо мне, но (сначала) скажите, кто вы?» (Мои спутники) сказали: «Мы — люди из числа арабов. (Когда) мы сели на корабль, море разбушевалось, и волны носили нас (целый) месяц, а потом прибили к этому твоему острову. Тогда мы сели в лодку и сошли на остров, где нам встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что было невозможно отличить переднюю его часть от задней. Мы спросили: “Горе тебе, кто ты?” (Животное) сказало: “Я — джассаса”. Мы спросили: “А что такое джассаса?” Тогда оно сказало: “О люди, ступайте к человеку, который находится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас (всё)”. И мы поспешили к тебе, испугавшись его, ибо оно могло оказаться шайтаном».

(Выслушав их, этот человек) сказал: «Расскажите мне о пальмах Байсана» (Байсан — селение в Шаме). Мы спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он сказал: «Я спрашиваю вас, плодоносят ли пальмы (Байсана)?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, скоро они перестанут плодоносить». Потом он сказал: «Расскажите мне о Тивериадском озере». Мы спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он спросил: «Есть ли в нём вода?» Мы сказали: «В нём много воды». Он сказал: «Поистине, скоро его вода уйдёт». Потом он сказал: «Расскажите мне об источнике в Зугъаре (Зугъар — город на территори Шама)». (Мои спутники) спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он спросил: «Есть ли в нём вода? И используют ли жители (Зугъара) воду этого источника для земледелия?» Мы сказали ему: «Он даёт много воды, и жители (Зугъара) используют его воду для земледелия». Потом он сказал: «Расскажите мне, что делает пророк неграмотных». (Мои спутники) сказали: «Он покинул Мекку и поселился в Ясрибе (Т.е в Медине)». Он спросил: «Сражались ли с ним арабы?» Мы сказали: «Да». Он спросил: «Что же он с ними сделал?» — и мы сообщили ему, что он победил (соседние племена), которые покорились ему. Он спросил их: «Это (и в самом деле) было?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, им лучше покориться ему. А теперь я расскажу вам о себе. Я — Лжемес­сия (Т.е Даджаль). Скоро мне будет позволено появиться (среди людей), и я появлюсь и буду передвигаться по земле, и не останется ни одного селения, где не проведу я сорок ночей, кроме Мекки и Тайбы (т.е Медина), ибо оба (этих города) для меня запретны, и каждый раз, как я захочу войти в один из них, меня будет встречать ангел с обнажённым мечом в руке и преграждать мне путь, поскольку ангелы охраняют каждый проход (в эти города)».

(Фатима) сказала:

«Тут посланник Аллаха ﷺ ударил своим посохом по минбару и сказал: “Это и есть Тайба, это и есть Тайба, это и есть Тайба, то есть Медина! Разве я не говорил вам об этом?” — и люди сказали: “Да”. (После этого пророкﷺ сказал: “И, поистине, меня удивило совпадение рассказа Тамима с тем, что я говорил о (Лжемессии), Медине и Мекке. Он находится (на острове) в море Шама (То есть в Средиземном море) или: в Йеменском море (То есть в Аравийском море)”. (Однако через некоторое время он сказал): “Нет, на самом деле он находится на востоке, он находится на востоке, он находится на востоке”, и указал рукой на восток».

(Фатима) сказала: «И я запомнила эти (слова) посланника Аллаха ». Этот хадис передал Муслим 2942.

Этот хадис передала не только Фатима бинт Къайс, его также передал Абу Хурайра, Джабир и ‘Аиша, да будет доволен им Аллаh. Затем его передал не только аш-Ша’би от Фатимы, его передал Абу Саляма, Яхья бин Я’мур и другие имамы.

И почему Мухаммад Рашид Рида усомнился в этом хадисе? А дело в словах пророка ﷺ: Он находится (на острове) в море Шама (То есть в Средиземном море) или: в Йеменском море (То есть в Аравийском море)”. (Однако через некоторое время он сказал): “Нет, на самом деле он находится на востоке, он находится на востоке, он находится на востоке”.

Мухаммад Рашид Рида пишет: как может пророк ﷺ сомневаться или путаться в том, что говорит: сначала сказал в море Шама, затем в Йеменском море, затем и вовсе на востоке. Такая неопределенность не присуще пророку ﷺ, здесь скорее ошибка передатчиков хадиса. См. «Аль-Манар» 9/412.

Но другие ученые ответили, что первые два моря пророк упомянул согласно своему иджтиhаду, но затем к нему пришло откровение от Аллаhа и он сказал: «“Нет, на самом деле он находится на востоке, он находится на востоке, он находится на востоке”.

И это просто могло уйти из виду шейха Мухаммад Рашид Рида. Но разве из-за этого человека выводят из ислама или из Сунны?

Так ведь Мухаммад Рашид Рида не единственный кто отрицал этот хадис, тем самым противореча единогласию саляф, с ним еще тот самый всеми нами уважаемый Мухаммад бин Салих бин ‘Усеймин, да помилует их Всевышний.

Ибн ‘Усеймин сказал:

«В силу наличия несоответствия в тексте душа не может согласиться с достоверностью этого сообщения от пророка ﷺ. Мухаммад Рашид Рида в своем тафсире тоже отрицал его сильно. Такой контекст не может быть от пророка ﷺ».
См. «Ликъау бабуль-Мафтух». 8/28.

Что удивительно, Ибн ‘Усеймин ссылается в этом вопросе как раз на Мухаммада Рашид Рида.

Более того, Ибн ‘Усеймин привел в доказательство хадис, подтверждающий несостоятельность данного хадиса. Он, да помилует его Аллаh, привел хадис аль-Бухари и Муслима от Ибн ‘Умара, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:

أَرَأَيْتَكُمْ لَيْلَتَكُمْ هَذِهِ ، فَإِنَّ رَأْسَ مِائَةِ سَنَةٍ مِنْهَا لاَ يَبْقَى مِمَّنْ هُوَ عَلَى ظَهْرِ الأَرْضِ أَحَدٌ

“Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!”

Вопрос: как может Даджаль быть живым на земле, если живущие на земле в то время должны умереть через 100 лет ? И это по словам самого пророка ﷺ . Тем более хадис Ибн ‘Умара сильнее хадиса Фатимы бинт Къайса.

Я скажу: вероятнее всего, что Даджаль просто исключение. Хадис Ибн ‘Умара обобщенный, а хадис Фатимы конкретизирующий. А Аллаhу ведомо лучше.

У нас тут два выбора: либо назвать Ибн ‘Усеймина заблудшим ихваном вместе с Мухаммадом Рашид Рида, либо сказать, что они оба ошиблись. Третьего не дано!

Обратите внимание на то, как и где они используют термин «ихван». Каждый, кто не согласен с принятым мнением или решением их джамаата — ихван. Кто опровергает явную ошибку их авторитета — ихван.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» 1

Посланник Аллаха ﷺ сказал, повторив свои слова трижды:

«Погибли проявляющие чрезмерность!» 2

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам


1. Ан-Насаи и Ибн Маджа от Ибн ‘Аббаса. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Науауи, аз-Захаби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Албани.
2. Муслим от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *