480. Каковы критерии уподобления кафирам

480. Каковы критерии уподобления кафирам

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

По единогласному мнению ученых, уподобляться неверующим и грешникам является большим грехом и нет разногласий среди имамов этой общины в этом вопросе.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

من تشبه بقوم فهو منهم
Кто будет подражать какому-то народу, тот один из них .
Абу Дауд от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh.

→ Пророк ﷺ сказал:

لتتبعن سنن من قبلكم شبرا بشبر، وذراعا بذراع، حتى لو سلكوا جحر ضب لسلكتموه
فقلنا: يا رسول الله اليهود والنصارى؟

قال النبيﷺ : فمن؟ 
«Вы последуете по пути тех, кто был до вас пядь за пядью, локоть за локтем ,вплоть до того, что если они войдут в нору ящерицы, вы последуете за ними».Мы спросили: О, посланник Аллаhа (ты имеешь в виду) евреев и христиан?» Он ответил:«А кто же еще?»
Аль-Бухари и Муслим от Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh.

Имам ат-Тирмизи передал от  ‘Амра бин Шу’айба от своего отца, от своего деда (‘АбдуЛла бин ‘Амр бин аль-‘Ас), что  посланник Аллаха ﷺ сказал: 

«Не из нас тот, кто уподобляется не нам! Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам. Поистине, иудеи здороваются делая знак пальцами, а христиане делают знак кистью». 

Но каковы критерии уподобления неверующим?

Сказал ‘алляма  Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Всевышний, у себя в «Аль-Маджму’ «:

«Критерий уподобления, это когда человек своим уподоблением совершает то, что исключительно совершает тот, кому уподобляются. Уподобление кафирам, это когда муслим совершает что-то из их особенностей. А то, что получило свое распространение среди мусульман, и кафиры больше не отличаются этим, то это не считается уподоблением, если конечно с другой стороны это дело не является запрещенным…сказал Ибн Хаджар: “Запрет надевать эту одежду (т.е которую одевали кафиры) связан с запретом уподобления кафирам…но это тогда, когда эта (одежда) была их знаменем, но к сегодняшнему дню они перестали отличаться этим знаменем, (следовательно) бывалый смысл утерян, значит и запрет снимается“».

≡ Сказал Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Всевышний:

«Уподобление кафирам бывает во внешности, в одежде, в еде и тому подобном, так как (уподобление) понятие общее. Его смыл: совершение того, чем отличаются кафиры, совершив чего люди примут его за одного из кафиров, это и есть критерий. А если что-то распространено среди мусульман и кафиров, то данное уподобление дозволено, даже если это берет свое начало у кафиров, если конечно это не запрещено само по себе, как щелк, к примеру».
См. «Маджму’ дурус уа фатауа аль-Харам аль-Макки» 3/367.

≡ Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Всевышний в «Шарх аль-Усулю-Ссаляса» также сказал:

«Когда говорят «уподобление кафирам» не имеется ввиду, что мы не должны использовать их производство, такое никто не говорит. Люди во времена пророка ﷺ и после него одевали одежду, которую шили кафиры, пользовались посудой, которую изготавливали кафиры.  Уподобление кафирам: это уподобление им в их одевании, украшениях и в их собственных обычаях. Все это не значит, что мы не используем транспорт, который используют они, или не одеваем то, что одевают они. Но если они используют транспорт каким-то особым для себя образом, то мы не должен использовать транспорт подобным образом. Если они одевают одежду особым для себя образом, то мы не одеваем одежду таким же образом».

≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз, да помилует его Всевышний:

«Муслимы и муъмины обязаны отдаляться от уподобления кафирам во всех вещах и ограничиться самим собой во всех своих делах, дабы отличиться от своих врагов, чтобы их (мусульман) знали по их внешности и по исламским обычаям и по исламскими поступками…но если есть нечто общее из того, что совершают мусульмане и кафиры, то это не называется уподоблением, как на пример самолеты, автомобили и поезда. Первыми изобрели их наши враги, но затем Аллаh даровал и нам, и стало это общим делом, и это не является уподоблением».

→ Сказал ‘АбдуЛла бин ‘Амр, да будет доволен им Аллаh: 

 مَنْ بَنَى بِأَرْضِ الْمُشْرِكِينَ وَصَنَعَ نَيْرُوزَهُمْ وَمِهْرَجَانَهمْ وَتَشَبَّهَ بِهِمْ حَتَّى يَمُوت حُشِرَ مَعَهُمْ يَوْم الْقِيَامَة
«Кто строится на земле многобожников, празднует их праздник Нейруз и Миhраджан и уподобился им, в судный день будет воскрешен с ними». 

 

→ Сказал Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh:

ما أشبه الليلة بالبارحة، هؤلاء بنو إسرائيل شبهنا بهم
«Как же похож сегодняшний день на вчерашний: уподобились мы израильтянам».
Ибн Аби Хатим и ат-Табари в своих тафсирах.

→ Сказал ‘АбдуЛла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллаh:

أنتم أشبه الأمم ببني إسرائيل سمتاً وهدياً، تتبعون عملهم حذو القذة بالقذة، غير أني لا أدري أتعبدون العجل أم لا
«Вы наиболее похожая община с израильтянами обликом и руководством. Вы точь-в-точь следуете за их деяниями, вот только я не знаю, поклоняетесь вы теленку, или нет».
Аль-Багъауи в своем тафсире и аль-Баззар в «Аль-Бахр аз-Заххар».

Выводы:

1. Нельзя уподобляться иноверцам ни в чем. Также нельзя уподобляться грешникам и нововведенцам.

2. Уподобление иноверцам является то, что соверщается исключительно иноверцами.

3. Если какая-то вещь основана иноверцами и в последствии оно получило масштабное распространение среди верующих, где граница уподобления стерта, то это является дозволенным при условии, что эта вещь сама по себе не запрещена.

4. Нельзя назвать что-то уподоблением без доказательств.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *