Последнее обновление на 28 Фев 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развод под принуждением
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует им, затем..
Развод под принуждением недействителен, об этом тоже я спросил шейха ас-Сухейма.
Имам Абу Дауд и аль-Асрам передали хадис от ‘Аиши, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:
لا طَلاقَ فِي إغلاق
Нет развода по принуждению.
А в другой версии: لا طَلاقَ ولا عَتَاق في إغلاق Нет развода и освобождения (рабов) по принуждению.
≡ Сказал имам Ибн аль-Асир :
«Так как у принужденного нет выбора, он ничего не может поделать».
Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя в «аль-Фатауа аль-Кубра» сказал:
ولا يقع طلاق المكره، والإكراه يحصل إما بالتهديد أو بأن يغلب على ظنه أنه يضره في نفسه أو ماله بلا تهديد إكراها
«Развод под принуждением не вступает в силу. Принуждение осуществляется либо (реальной) угрозой, либо без угрозы, но более чем вероятно, что он или его имущество может пострадать»
Сказал имам Ибн Къудама у себя в аль-Мугъни:
ومَن أُكْرِه على الطَّلاق، لم يلْزمه، لا تختلِف الرِّواية عن أحْمد، أنَّ طلاق المُكْره لا يقع، ورُوي ذلك عن عمر، وعلي، وابْنِ عُمر، وابن عباس، وابن الزُّبير، وجابر بن سمرة وبه قال عبدالله بن عبيد بن عمير، وعكرمة، والحسن، وجابر بن زيد، وشريح، وعطاء، وطاوس، وعمر بن عبدالعزيز، وابن عون، وأيُّوب السخْتِياني، ومالك، والأوزاعي، والشَّافعي، وإسحاق، وأبو ثور، وأبو عُبَيْد. وأجازه أبو قلابة، والشعبي، والنَّخعي، والزُّهري، والثوري، وأبو حنيفة، وصاحباه؛ لأنَّه طلاقٌ من مكلَّف، في محلٍّ يملكه، فينفذ، كطلاق غير المكره. ولنا قولُ النَّبيِّ صلَّى الله عليْه وسلَّم: «إنَّ الله وضع عن أمَّتي: الخطأ، والنسيان، وما استكرهوا عليه
«Не принимается развод у принужденного. Не противоречат сообщения от Ахмада, что развод принужденного не вступает в силу. Это передается от ‘Умара, ‘Али, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Ибн аз-Зубейра, Джабира бин Самура. Об этом также говорил ‘Абду-Лла бин ‘Убейд бин ‘Умейр, ‘Икрима, аль-Хасан, Джабир бин Язид, ШурейхI, ‘Ата, ТIаус, ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз, Ибн ‘Аун, Айюб ас-Сихтийяни, Малик, аль-Ауза’и, аш-Шафи’и, Исхакъ, Абу Саур, Абу ‘Убейд.
И принимается такой развод у Абу Къилябы, аш-Ша’би, ан-Наха’и, аз-Зуhри, ас-Саури, Абу Ханифы и двух его сподвижников, (они говорят), что это развод от вменяемого и контролирующего себя человека, поэтому этот принужденный развод, как и не принужденный, принимается.
Но у нас есть слова пророка ﷺ: «Аллаh простил (списал) моей общине: ошибки, забывчивость и то, к чему их принудили»«.
2. Развод в гневе
Данное состояние гнева ученые подразделили на три вида:
- Состояние ярости.
- Состояние злости.
- Состояние между первым и вторым.
Состояние ярости — это такое состояние, когда человек не соображает, что несет!
Сказал ‘алляма Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб»:
إذا كان الطلاق المذكور وقع منك في حال شدة الغضب وغيبة الشعور، وأنك لم تملك نفسك ولم تضبط أعصابك بسبب كلامها السيء وسبها لك، وشتائمها ونحو ذلك، وأنك أطلقت هذا الطلاق في حال شدة الغضب وغيبة الشعور، وهي معترفة بذلك، أو لديك من يعرف ذلك من الشهود العدول، فإنها لا يقع الطلاق؛ لأن الأدلة الشرعية قد دلت أن شدة الغضب وإذا كان معه تغير الشعور كان أعظم لا يقع به الطلاق، ومن ذلك ما روى أحمد وأبو داود وابن ماجة، وصححه الحاكم عن عائشة رضي الله عنها أن النبي عليه الصلاة والسلام قال: لا طلاق ولا عتاق في إغلاق، قال جماعة من أهل العلم: الإغلاق: الإكراه والغضب، يعنون الغضب الشديد، فالغضبان قد أغلق عليه أمره، وقد أغلق عليه قصده، فهو شبيه بالمعتوه والمجنون والسكران، بسبب شدة الغضب، فلا يقع طلاقه، وإذا كان مع ذلك تغير الشعور، وأنه لم يحفظ ما صدر منه بسبب شدة الغضب فإنه لا يقع الطلاق، والغضبان له ثلاث حالات
حالة يتغير معها الشعور: فهذا يلحق بالمجانين، ولا يقع طلاقه عند الجميع، عند جميع أهل العلم
«Если твой упомянутый развод был дан тобою в момент сильного гнева и потери рассудка, и ты не держал себя в руках и не контролировал свои нервы, по причине ее ругани и плохих слов в твой адрес, и таким образом ты дал ей развод в таком состоянии гнева и потери рассудка, и она признает это, или у тебя есть добросовестные свидетели, подтверждающие это, то такой развод не вступает в силу, так как шариатские доказательства указывают, что в силу ярости, сопровождающейся потерей рассудка, развод не принимается. Из доказательств этому является то, что передал Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа, и удостоверил его аль-Хаким, от ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Нет развода и освобождения с игълякъом” . Группа ученых сказала, что «игълякъ» — это принуждение и гнев. Гнев — т.е сильный гнев (ярость). Иногда яростный не соображает, он не понимает, что делает, из-за такого гнева он словно больной, умалишенный и пьяный, не принимается его развод. Если вместе с тем он еще потерял рассудок, не помнит, что говорил из-за этой ярости… развод его не принимает силу у всех ученых, у всех обладателей знания».
Состояние злости. Если гнев был такого уровня, когда человек все понимает, то в действительности такого развода нет сомнений, как сказал Ибн аль-‘Усеймин и Ибн Баз, да помилует их Всевышний.
Сказал Ибн Баз в том же источнике:
والحال الثالث: أن يكون غضبه عادياً ليس بالشديد جداً، بل عادياً كسائر الغضب الذي يقع بين الناس، ليس بالشديد، ليس بالملجئ، فهذا يقع معه الطلاق عند الجميع
«Третье состояние: когда у него обычный гнев, который обычно бывает у людей, не сильный, такой развод вступает у всех ученых».
Состояние между первым и вторым.
Сказал ‘алляма в том-же источнике:
الحال الثاني: أن يكون قد اشتد به الغضب ولكن لم يفقد شعوره بل عنده شيء من الإحساس وشيء من العقل، ولكن اشتد به الغضب حتى ألجأه إلى الطلاق، هذا لا يقع طلاقه على الصحيح أيضاً
«Второе положение: когда у него был сильный гнев, но разум он не потерял, что-то он чувствовал, что-то разумел, но им охватил сильны гнев, что заставило его дать развод, такой развод, по более правильному мнению, тоже не принимается».
Я добавлю: на этом мнении также Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя и его ученик Ибн Къайим, да помилует их Аллаh. Последний даже посветил целую книгу по этому поводу, назвав ее «Игъасатуль-Ляhфан фи хукми Талякъи аль-Гъадбан».
Об этом я спросил нашего шейха, да хранит его Всевышний, на что он сказал:
وحدّ الغضب الذي لا يُؤاخَذ معه صاحبه : أن لا يَعْلَم ما يقول ، حقيقة وليس دعوى… فلا يُطلِّق الرجل في حال غضب إلاّ إذا كان الحال يصلح لإيقاع الطلاق لا يجوز التلاعب بالطلاق ، ولا يجوز أن يُطلِّق الإنسان في حال غضب ؛ لأنه قد يُطلِّق في حال حيض ، أو في حال طُهر وقع فيه جِمَاع وبالنسبة لإثبات وقائع الطلاق يلزم مُراجعة المحاكم الشرعية لإثبات الواقعة كما وقعت
«Состояние гнева, по причине которого нет спроса с человека, это когда он на самом деле не понимает, что говорит, а не просто его утверждение»… Человек не должен давать развод в состоянии гнева. Развод следует давать в благополучных для действительности развода условиях… Нельзя играть с разводом, нельзя давать развод в состоянии гнева, ведь его развод может попасть в дни (ее) регул, или в те дни, когда у них была близость. А что касается установления развода (в запутанной ситуации), то им следует обратиться в шариатские суды, для определения действительности развода».
Об этом я также спросил шейха Сулеймана аль-Маджида, он сказал мне, чтоб с этим вопросом я обратился к ученым нашей местности и решил вопрос на месте.
3. Развод пьяного
Такой развод действителен. На этом мнении имам Абу Ханифа, Малик. Это одно из мнений аш-Шафи’и и Ахмада.
Они сказали, что он сам виноват в том, что лишился разума на момент, когда давал развод, плюс к этому, он потерял разум из-за греха, значит в наказание ему его развод вступает в силу.
См. «аль-Мугъни» 7.289
Такой развод недействителен. Это мазhаб заhиритов. Это одно из мнений и аш-Шафи’и и окончательное мнение Ахмада. Доказательства у этой стороны следующие:
Слова Всевышнего Аллаhа:
О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите
Они сказали, что Всевышний запрещал читать намаз будучи в пьяном состоянии, так как он не понимает что говорит, следовательно, его развод не принимается, так как он произнес его вне рассудка.
Имам Муслим передал известный случай с Ма’изом, да будет доволен им Аллаh, который совершил грех и пришел к пророку ﷺ, чтобы он ﷺ очистил его, тогда пророк ﷺ начал расспрашивать его близких он нем, и один из его вопросов был: «Не пьян ли он?». Они сказали, что если признание пьяного в прелюбодеянии не принимается, тогда что сказать о его разводе?
? И третий аргумент этой стороны в том, что на этом мнении ‘Усман и Ибн ‘Аббас, и не известно, чтобы кто-то зи сподвижников противоречил им, что само по себе является единогласием. Сказал имам аль-Бухари:
وَقَالَ عُثْمَانُ : لَيْسَ لِمَجْنُونٍ وَلَا لِسَكْرَانَ طَلَاقٌ . وَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ : طَلَاقُ السَّكْرَانِ وَالْمُسْتَكْرَهِ لَيْسَ بِجَائِزٍ
«Сказал ‘Усман: «У умалишенного и пьяного нет развода». Сказал Ибн ‘Аббас: «Развод пьяного и принужденного не принимается»».
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Это достоверно от ‘Усмана, и мы не знаем, чтоб кто-то из сподвижников противоречил ему». На этом же мнении Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя и Ибн Къайим. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин.
Все сообщения от сподвижников, передаваемые на эту тему, противоречащие ‘Усману, очень проблемные в иснаде!
4. Сомнительный развод
≡ Сказал имам Ибн Къудама:
وإذا لم يدر أطلق أم لا؟ فلا يزول يقين النكاح بشك الطلاق
«Если он не знает, дал ли (развод) или нет, то сомнение в разводе не разрушает убежденность в браке».
Этот вопрос я задал шейху аль-Муслиху на его официальном сайте, ответ следующий:
الأصل عدم الطلاق، وبقاء العصمة، والله الموفق
«Основа (в этом вопросе) – это отсутствие развода и сохранение брака»Такое же дело обстоит с человеком, у которого «васваса» (наущение): его слова о разводе не принимаются пока он не произнесет их в спокойное время, когда он в своём уме.
В «Марказу аль-Фатауа» сказали:
«Не принимаются (слова) развода от пораженного наущениями в момент васваса, даже если он произнес их прямо, если конечно он не произнес их в спокойном от уас-уаса состоянии».
Для пользы: 516. Троекратный развод. Разбор доводов.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует им.
Ас саляму алейкум ва рахматуЛлагь наш брат, разве мужчину можно принудить к разводу????
Можно.я так сделала..одни говорят что талак действительный, другие отрицают..
Ассаляму алейкум!!!А развод через смс действителен?
Дело было так.Я дал ей талак первый при свидетеле.Потом через время она написала в смс «даеш второй развод?Я написал «даю».Оба талака действительны или только первый?