311. Когда при опровержении надо упоминать имена?

311. Когда при опровержении надо упоминать имена?

311. Obyazatelno pri oproverzhenii sektantov upominat ih imena - 311. Когда при опровержении надо упоминать имена?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам. А затем:

Сторонники заблудших идей часто упрекают нас в том, что мы в своих опровержениях упоминаем имена опровергаемых. Мол достаточно сделать опровержение лишь на саму тему, а не на личность.

Я отвечу: это еще одно заблуждение и глупость. Это противоречит даже логике: если не упоминать имя опровергаемого, тогда как люди спасутся от его ереси ? Тогда какой смысл опровержения?

Я, с дозволения Аллаhа, приведу примеры саляф и тех, кто последовал им, не отходя ни на йоту.

Когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он стал спрашивать о положении Раби’а ибн Сабиха среди людей. Он спросил о нем: “Каков его мазхаб (путь)?” Ему ответили: “Его мазхабом является Сунна”. Он спросил: “А кто его близкое окружение? Ему ответили: “Къадариты”. Тогда Суфьян сказал: “Значит и он къадарит!”
¤ Имам ‘УбейдуЛла Ибн Батта аль-‘Акбари у себя в «аль-Ибана»

Обратите внимание на этого великого таби-табиина, его не смутило то, что он назвал его къадаритом, и это при том, что он сам назвал его имя.

≡ Также поступил Къатада. Однажды при нем упомянули ‘Умра ибн ‘Убайда (му’тазилит), он плохо отозвался о нем. Затем имам аль-Харис ибн ‘АбдиЛля аль-Ахуал сказал Къатаде: «Я не думал, что обладатели знаний занимаются опровержением друг друга!». Къатада ответил: «Разве ты не знаешь, о Ахуаль, если человек внесет нововведение, является обязательным (уаджиб) говорить об этом, чтобы знали другие?!»

Обратите внимание на этого великого табиина, его не смутило предостережение от заблудшего, назвав его имя.

≡ Когда некий суфий упрекнул ‘АбдуЛлаhа бин аль-Мубарака словами: «Ты делаешь гъиба!” Он ответил: 

«Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!”.

≡ Также передал имам Муслим от ‘Али бин Шакъикъа, слышавший ‘Абдуллу ибн Мубарака, сказавший:

دَعُوا حَدِيثَ عَمْرِو بْنِ ثَابِتٍ فَإِنَّهُ كَانَ يَسُبُّ السَّلَفَ

Оставьте (не берите) хадисы от ‘Амра бин Сабита, ибо он ругает саляф.

Имам Ахмад предостерегал от Хариса аль-Мухасиби, Къатада от ‘Умара бин ‘Убейда, ас-Саури от Раби’а бин Сабиха, Ибн аль-Мубарак от ‘Амра бин Сабита, ад-Дарими от Бишра аль-Мариси, Абу аль-Хасан от Абу ‘Али аль-Хасана аль-Джуббаи.
Таких примеров огромное количество! 
Таков путь саляф и тех, кто последовал за ними.

≡ Имам ибн Салях аш-Шаhразури в своих фатауа сказал:

…تجوز غيبة المبتدع بل ذكره بما هو عليه مطلقا غائبا وحاضرا إذا كان المقصود التنبيه على حاله ليحذروا وعلى هذا مضى السلف الصالحون 

«Разрешено делать гъиба (предостережение) за нововведенца. Более того, надо упоминать то, на чем он находится, и не важно, присутствует он или отсутствует, если целью всего этого является предостережение от его (заблудшего) положения. Так поступали праведные саляф».

Когда спросили Шейхуль Исляма ибн Теймийю о словах аль-Хасана аль-Басри «Нет злословия за нововведенца», он, да помилует его Аллаh, ответил:

 وهذان النوعان يجوز فيهما الغيبة بلا نزاع بين العلماء
أحدهما : أن يكون الرجل مظهرا للفجور مثل الظلم والفواحش والبدع المخالفة للسنة فإذا أظهر المنكر وجب الإنكار عليه بحسب القدرة 
كما قال النبي صلى الله عليه وسلم { من رأى منكم منكرا فليغيره بيده فإن لم يستطع فبلسانه فإن لم يستطع فبقلبه وذلك أضعف الإيمان } رواه مسلم
وإذا كان مبتدعا يدعو إلى عقائد تخالف الكتاب والسنة أو يسلك طريقا يخالف الكتاب والسنة ويخاف أن يضل الرجل الناس بذلك : بين أمره للناس ليتقوا ضلاله ويعلموا حاله . وهذا كله يجب أن يكون على وجه النصح وابتغاء وجه الله تعالى 

«Есть два случая, когда без разногласия ученых разрешается делать гъиба.

Первое: когда человек открыто делает грехи. Как несправедливость, разврат, нововведение, противоречие Сунне. Если он открыто совершил порицаемое, то обязательно надо опровергнуть его как это возможно.

Это согласно хадису пророка ﷺ, сказавший:  «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда сердцем, и это самая низкая (минимальная) степень веры». передал Муслим.

Если-же он является приверженецем нововведения, призывающем к противоречащему Корану и сунне вероубеждению. Или он исповедует взгляды, противоречащие Корану и Сунне, и есть опасение, что он таким образом заблудит людей, то разъясняй его положение. Дабы остерегались его заблуждения и знали его положения. Все это обязательно должно быть как насиха и ради лика Всевышнего Аллаhа».

≡ Также сказал Шейхуль Ислям:

ومثل أئمة البدع من أهل المقالات المخالفة للكتاب والسنة أو العبادات المخالفة للكتاب والسنة ؛ فإن بيان حالهم وتحذير الأمة منهم واجب باتفاق المسلمين حتى قيل لأحمد بن حنبل : الرجل يصوم ويصلي ويعتكف أحب إليك أو يتكلم في أهل البدع ؟ 
فقال: إذا قام وصلى واعتكف فإنما هو لنفسه وإذا تكلم في أهل البدع فإنما هو للمسلمين هذا أفضل 

«Имамы заблуждения, как авторы статей, противоречащих Корану и Сунне, или совершающие поклонения, противоречащие Корану и Сунне, обязательно надо разъяснять их положение и предостерегать от них общину, по единогалсному мнению мусульман. Имаму Ахмаду ибн Ханбалю даже сказали: Что для тебя любимее, когда человек постится, выстаивает молитвы, делает и’тикаф, или когда он опровергать приверженцев нововведения? Он сказал: «Если он выстаивает молитвы, делает и’тикаф, то это он делает для себя. А если будет говорить о приверженцах нововведения, то этим он помогает всем мусульманам. Это (второе) лучше».

≡ Сказал шейх аль-Фаузан:

وإذا اقتضى الأمر أن يصرح باسم الأشخاص حتى لا يُغتَرَّ بهم، وخصوصًا الأشخاص الذين عندهم انحراف في الفكر أو انحراف في السّير والمنهج وهم مشهورون عند الناس ويُحسِنون بهم الظَّنَّ؛ فلا بأس أن يُذكَروا بأسمائهم، وأن يُحذَّرَ منه

«Если есть нужда упоминать имена, дабы люди не обольстились ими, особенно если у них отклоненные мысли, плохая биография и методология, и они известны среди людей и они хорошего мнения о них, то нет проблем упоминать их имена и предостерегать от них».

Выводы

Если приверженец нововведения неизвестный, то опровергая его мировоззрение не надо упоминать его имя, ибо он итак не известен, как это сказал имам аль-Альбани.

≡ Сказал имам Шиhаб аль-Къарафи аль-Малики:

» و من مات من أهل الضلال و لم يترك شيعة تعظمه ، و لا كتباً تقرأ ، و لا سبباً يُخشى من إفساد لغيره ، فينبغي أن يستر بستر الله تعالى ، و لا يذكر له عيب البتة ، و حسابه على الله تعالى

«Если умер кто-то из заблудших и он не оставил после себя возвеличивающих его последователей, или книгу, которую-бы они читали, и нет причин опасаться гибели кого-то (из за него), то надо скрыть (его заблуждение) занавесом Всевышнего Аллаhа, и ни в коем случае не упоминать его недостатки. А расчет его у Всевышнего Аллаhа».

Но если он известен, за ним следуют, к нему прислушиваются, то здесь обязательно надо упоминать его по имени, иначе опровержение не будет полным!

А знание у Всевышнего Аллаhа.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *