Last updated on 22 Авг 2021
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Основа в этом вопросе, что человек должен быть скромным и не указывать на свои заслуги и свое превосходства. В этом вопросе нет разногласий.
Доказательств много на этот счет, вот некоторые из них:
→ Сказал Всевышний в суре «ан-Наджм».
فَلَا تُزَكُّوا أَنفُسَكُمْ ۖ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنِ اتَّقَىٰ
Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен.
وَعِبَادُ الرَّحْمَٰنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا
А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно
• Также хадис Абу Хурайры:
مَا نَقَصَتْ صَدَقَةٌ مِنْ مَالٍ، وَمَا زَادَ اللَّهُ عَبْدًا بِعَفْوٍ إِلَّا عِزًّا، وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ للَّهِ إِلَّا رَفَعَهُ اللَّهُ
Милостыня не уменьшает имущество. Ничего Аллаh не дарует человеку за его прощение, кроме как величия. Когда бы человек не проявил скромность, как Аллаh возвеличит его.
Муслим
• Сказал великий табиин аш-Ша’би другому, такому-же табиину — Ас-Саби’и:
أنت خير مني يا أبا إسحاق ، قال : لا والله ، بل أنت خير مني ، وأسن مني
«О Абу ИсхIакъ, ты лучше меня». Тот возразил: «Нет! Клянусь Аллаhом, ты лучше меня, и старше меня».
Но есть случаи, когда это дело не является порицаемым.
А иногда даже наоборот — похвальным.
• В двух сахихах сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллаh, сказал:
وَاَلَّذِي لَا إلَهَ غَيْرُهُ مَا مِنْ كِتَابِ اللَّهِ سُورَةٌ إلَّا وَأَنَا أَعْلَمُ حَيْثُ أُنْزِلَتْ ، وَمَا مِنْ آيَةٍ إلَّا وَأَنَا أَعْلَمُ فِيمَا أُنْزِلَتْ ، وَلَوْ أَعْلَمُ أَحَدًا هُوَ أَعْلَمُ بِكِتَابِ اللَّهِ مِنِّي تَبْلُغُهُ الْإِبِلُ لَرَكِبْتُ إلَيْهِ
Клянусь тем, кроме которого нет другого божества, нет такого аята в книге Аллаh, чтоб я не знал где и по какой причине был ниспослан. И если-бы я знал кого-либо, кто знает книгу Аллаhа лучше меня, если до него доберется верховое животное, то я отправился-бы нему».
• Абу Дардаъ, да будет доволен им Аллаh, сказал:
سَلُونِي فَوَاَللَّهِ لَئِنْ فَقَدْتُمُونِي لَتَفْقِدُنَّ رَجُلًا عَظِيمًا
«Спрашивайте меня! Если не будете меня спрашивать, то потеряете великого человека!»
• Великий табиин аш-Ша’би, да помилует его Аллаh, был знамением Аллаhа, он говорил: «Что-бы я не написал черным по белому до этих дней, и кто-бы не сообщил мне хадис, как я запоминал это, и я не любил, чтоб мне повторяли это».
Он также говорил: «Я не слышал человека двадцать лет назад, рассказывающего хадис, чтобы сейчас я не знал его лучше него. И если то, что я забыл из знаний, кто-нибудь выучил-бы, то стал-бы ученым»».
•Когда имам Абу Бакр ибн ‘Ийяш был при смерти, дочь его начала плакать, тогда он сказал ей:
,يَا بُنَيَّةُ لَا تَبْكِي ، أَتَخَافِينَ أَنْ يُعَذِّبَنِي اللَّهُ وَقَدْ خَتَمْت فِي هَذِهِ الزَّاوِيَةِ أَرْبَعَةً وَعِشْرِينَ أَلْفَ خَتْمَةٍ
«Дочь моя! Не плачь! Не ужели ты боишься, что Аллаh накажет меня, если я в этой комнате прочитал Коран полностью 24 тыс. раз?».
Аль-Адаб аш-Шар’ийя» (3/ 464-465).
Он-же сказал:
نَظَرْت إلَى أَقْرَأِ النَّاسِ فَلَزِمْته عَاصِمًا ، ثُمَّ نَظَرْت إلَى أَفْقَهِ النَّاسِ فَلَزِمْته مُغِيرَةً ، فَأَيْنَ تَجِدُ مِثْلِي ؟ «
Я искал самого знающего чтеца и нашел ‘Асима, и последовал за ним. Затем искал самого знающего фикх и нашел Мугъиру, и последовал за ним. Так где ты найдешь подобного мне?
• Сказал имам ан-Науауи в своей книге «аль-Азкар»:
اعلم أن ذكرَ محاسن نفسه ضربان: مذموم ; ومحبوب
فالمذمومُ : أن يذكرَه للافتخار ، وإظهار الارتفاع ، والتميّز على الأقران ، وشبه ذلك
والمحبوبُ : أن يكونَ فيه مصلحة دينية ، وذلك بأن يكون آمراً بمعروف ، أو ناهياً عن منكر ، أو ناصحاً أو مشيراً بمصلحة ، أو معلماً ، أو مؤدباً ، أو واعظاً ، أو مذكِّراً ، أو مُصلحاً بين اثنين ، أو يَدفعُ عن نفسه شرّا ، أو نحو ذلك ، فيذكر محاسنَه ، ناوياً بذلك أن يكون هذا أقربَ إلى قَبول قوله واعتماد ما يذكُره ، أو أن هذا الكلام الذي أقوله لا تجدونه عند غيري فاحتفظوا به ، أو نحو ذلك
وقد جاء في هذا المعنى ما لا يحصى من النصوص ، كقول النبيّ صلى الله عليه وسلم: ( أنا النَّبِي لا كَذِبْ ) ، ( أنا سَيِّدُ وَلَد آدَم ) ، ( أنا أوَّلُ مَنْ تَنْشَقُّ عَنْهُ الأرْضُ ) ، ( أنا أعْلَمُكُمْ باللَّهِ وأتْقاكُمْ ) ، ( إني أبِيتُ عنْدَ ربي ) ، وأشباهه كثيرة
وقال يوسف صلى الله عليه وسلم: (اجْعَلْني على خَزَائِنِ الأرْضِ إني حَفِيظٌ عَلِيمٌ) ، وقال شعيب صلى الله عليه وسلم: (سَتَجِدُنِي إنْ شاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّالِحِينَ
وقال عثمان رضي الله عنه حين حُصر ما رويناه في صحيح البخاري أنه قال: ألستم تعلمون أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ( مَنْ جَهّزَ جَيْشَ العُسْرَةِ فَلَهُ الجَنَّةُ ) فجهّزتهم ؟ ألستم تعلمون أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ( مَنْ حَفَرَ بِئرَ رُومَة فَلَهُ الجَنَّةُ ) فحفرتها ؟
فصدّقوه بما قال وروينا في صحيحيهما عن سعد بن أبي وقاص رضي الله عنه أنه قال حين شكاه أهل الكوفة إلى عمرَ بن الخطاب رضي الله عنه وقالوا: لا يُحسن يصلي
فقال سعد: والله إنّي لأول رجل من العرب رمى بسهم في سبيل الله تعالى ونظائر هذا كثيرة لا تنحصر ، وكلُّها محمولة على ما ذكرنا
«Знай, что упоминание своих заслуг бывает двух видов: порицаемое, и похвальное.
Порицаемое, это когда (он упоминает свои заслуги) чтобы гордиться, чтобы показать свое величие, чтобы отличиться от сверстников, и тому подобное.
Похвальное, это когда в этом есть религиозная польза. Как если бы он (этим) повелевал одобряемое, предотвращал порицаемое, или указывал этим на благое. Либо делает это обучая, воспитывая, увещевая, напоминая, или примеряя двоих, или-же отстраняя от себя зло, и тому подобное.
В таком случае он упоминает своих заслуги, намереваясь, чтобы это поспособствовало принятию его слов, и чтобы на него можно было положиться.
Или (к примеру): «То, что я сказал о себе, вы не найдете у других, так берите-же это». И тому подобное.
И имеются тексты в этом смысле, количество которых не сосчитать.
К примеру слова пророка ﷺ «Я пророк, не лгущий». Или «Я господин человечества». Или: «Я первый, кто восстанет из земли (в судный день)». Или: «Я больше вас знаю об Аллаhе, и боль вас боюсь Его»… Подобных примеров много.
И сказал Юсуф ﷺ: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я — знающий хранитель». (22.55).
И сказал Шу’айб ﷺ: «Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников».
И сказал ‘Усман, да будет доволен им Аллаh, мы передавали это в сахих аль-Бухари, когда его окружили:
«Разве вы не знаете, что посланник Аллаhа ﷺ: ‹Кто подготовит войско в тяжелый момент, тому рай›, и я подготовил войско.
Разве вы не знаете, что посланник Аллаhа ﷺ: ‹Кто выкопает колодец Румаh, тому рай› и я выкопал его». И тогда они приняли его слова.
فَالْجَوَابُ : أَنَّهُ لَمَّا خَلَا مَدْحُهُ لِنَفْسِهِ مِنْ بَغْيٍ وَتَكَبُّرٍ ، وَكَانَ مُرَادُهُ بِهِ الْوُصُولَ إلَى حَقٍّ يُقِيمُهُ ، وَعَدْلٍ يُحْيِيه ، وَجَوْرٍ يُبْطِلُهُ : كَانَ ذَلِكَ جَمِيلًا جَائِزًا وَقَدْ قَالَ عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ : وَاَللَّهِ مَا آيَةٌ إلَّا وَأَنَا أَعْلَمُ بِلَيْلٍ نَزَلَتْ أَمْ بِنَهَارٍ وَقَالَ ابْنُ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: » لَوْ أَعْلَمُ أَحَدًا أَعْلَمَ بِكِتَابِ اللَّهِ مِنِّي تَبْلُغُهُ الْإِبِلُ لَأَتَيْتُهُ
«Если кто-то скажет о случае Юсуфа, мир ему: как он может хвалить самого себя такими словами? Ведь качеством пророков и праведников является скромность?
То мы скажем: «Когда его похвала лишилась порочных намерений и высокомерия, когда этим он хотел установить истину, возродить справедливость и устранить несправедливость, тогда это становится прекрасным дозволенным делом. ‘Али сказал: «Клянусь Аллаhом! Нет такого аята, о котором-бы я не знал, ночью он был ниспослан, или днем. Ибн Мас’уд сказал: «Если-бы я знал хоть одного, кто знал-бы книгу Аллаhа как я, и до кого можно добраться на верблюде, то я отправился-бы к нему».