Последнее обновление на 4 Мар 2023
Ас-саляму аляйкум! После развода родителей, с кем остаются дети? Может ли муж отнять их от матери?
Ответ:
Ва ‘аляйкум ас-Салям ва рахматуЛлаhи ва баракату.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:
Ученые не пришли к единому мнению, поэтому мы упомянем самое основное и самое надежное, иншаАллаh:
Если родители развелись и у них ребенок, а именно мальчик, то как говорит шейх Мухаммад Муса аш-Шариф: если мальчик, достигает двух летнего возраста, то он сам выбирает к кому идти.
Я добавлю: не всегда дети в этом возрасте способны выбирать, бывает такое, что ребенок может выбрать одного из родителей просто по причине того, что кто-то из них забавляет его, балует, и поэтому мальчик и тянется к нему. Надо учитывать, чтобы выбор мальчика не был результатом халатности родителей.
Для того, чтобы выбор мальчика был справедлив, оба родителей должны быть набожными, богобоязненными людьми.
К примеру, отец нечестивец а мать праведная, а мальчик тянется к нечестивцу отцу, отдаем ли его отцу? Нет! Не отдаем, судья выносит решение в пользу матери. Если на оборот, то судья выносит решение в пользу отца, и т.д.
В данном вопросе важно учитывать пользу и вред, как сказал шейх Сулейман аль-Маджид.
Если женщина справедлива, пусть даже не очень набожна, она сам по себе достаточно надежный человек, то как указал имам Ибн аль-Къайим, она более достойна ребенка. И вообще из книги имама Ибн аль-Къайима «Заду аль-Ма’ад» в разделе, где он разбирает эту тему, видно, надо поступить так, чтобы учитывалось благополучие ребенка.
Мальчика отдают тому родителю, от которого он получит должное воспитание. Никто из родителей не может запретить своему сыну посещать одного из родителей, как сказал имама Ибн Къудама!
Это что касается мальчика, а по поводу девочки то тут вопрос еще обширней, обо всем по порядку:
Большинство ученых на том, что девочка более достойна быть с матерью, именно мать знает все, в чем нуждается девочка.
Имам Ахмад, и Абу Дауд передали хадис, где одна женщина подошла к пророку мир ему и ему и благословение Аллаhа, и сказала:
«О посланник Аллаhа, поистине, для моей девочки живот мой служил сосудом, а мои груди напитком, мои колени ложем, а ее отец развел меня и теперь хочет отнять ее у меня». И посланник Аллаhа мир ему и благословение Аллаhа ответил: «Ты более достойна ее, до тех пор пока не выйдешь замуж»
Ребенок остается с мамой до тех пор, пока мать девочки не выйдет замуж.
Другая группа ученых, а именно имам Ибн Къудама, ссылаясь на имама Абуль Къасима аль-Хиракъи, на том, что мать достойна девочки до тех пор, пока девочке не исполнится семь лет.
Другая же группа ученых, а это передается от Абу Ханифы, считает, что мать достойна девочки, пока мать не выйдет замуж или пока у девочки не пойдут месячные.
Другая группа ученых сказала, а именно имам Малик: мать достойна девочки, пока ее мать не выйдет замуж и не совокупится с мужем.
Другие же ученые сказали, что если мать вышла замуж, то ребенок переходит к ее матери, т.е. к бабушке девочки, а если нет бабушки, то только потом к отцу. Это мнение шейха Ибн База его зама — ‘АбдуРаззакъ ‘Афифи. Также на этом мнеии ‘АбдуЛлаh ибн Гъудаян, Салиха аль-Фаузан и другие.
Дело надо вернуть к судье, ученому, и по ситуации решить дело, ведь разные бывают родители.
Так, например, Абу Бакр ас-Сыддикъ провел суд и вынес решение отдать ребенка матери.
Заключение:
Мать более достойна девочки, тем более если она не достигла семи лет, и тем более если ее мать пока не вышла замуж.
Если мать грешница, ослушница а девочка уже не нуждается в грудном молоке, то девочка переходит к отцу, ибо в этом масляха больше.
А если женщина вышла замуж а бывший муж ослушник, нечестивец, то девочку такому не возвращают, она остается с матерью, пусть даже мать уже замужем.
Но бывает и такое, что оба праведные, и мать и отец, но отец живет в другом – далеком городе, то здесь он забирает ее собой, нельзя оставлять девочку с матерью в городе, где нет по близости отца. На этом мнении имам Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад. Это мнение так же выбрал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя, сказав: «В этом случае девочка остается с отцом, пусть даже мать более достойна ее». Это мнение так же выбрал имам ханбалитов своего времени Абу аль-Хасан аль-Мардауи.
А знание у Аллаhа!
класть))
ло-жи́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c. Соответствующий глагол совершенного вида — положить.
Корень: -лож-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
Значение
прост. то же, что класть; приводить в лежачее состояние, опускать на горизонтальную поверхность ◆ А засело-таки в нём, не примирится: трехсотграммовку свою не ло́жит, как все, на нечистый стол в росплесках, а―на тряпочку стираную. А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Этимология
Происходит от праслав. *ložiti, от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. ложити, ложѫ, укр. ложи́ти, сербохорв. поло̀жити, словенск. iz-ložíti «выгрузить», чешск. -ložiti, польск. łożyć, в.-луж. ɫožić. Кауз. от лежать; ср. готск. lagjan, др.-исл. leggia «класть», др.-в.-нем. leggan.
Использованы данные словаря М. Фасмера