Последнее обновление на 8 Ноя 2019
Кто успел на второй ракаат пятничной молитвы (т.е до выпрямления с поясного поклона второго ракаата), то такой застал пятничную молитву, и он должен доделать опушенное.
→ Это согласно хадису :
من أدرك ركعة من الجمعة أو غيرها فليضف إليها أخرى وقد تمت صلاته
Кто успел на рак’а пятничной или другой молитвы, то пусть доделает оставшуюся часть, его молитва выполнена.
Хадис Ибн ‘Умара у ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи
→ Или хадису :
من أدرك ركعة من الصلاة فقد أدرك الصلاة
Кто застал рак’а молитвы, тот застал саму молитву
От аз-Зуhри, от Абу Салямы, от Абу Хурайра у аль-Бухари и Муслима
Кто зашел на молитву после выпрямления с поясного поклона второго ракаата, то такой должен войти в молитву с намерением на обеденную молитву (аз-Зуhр). Это согласно вышеприведенному хадису.
Это также соответствует сообщению у ат-Тирмизи от сподвижников, сказавших:
مَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الجُمُعَةِ صَلَّى إِلَيْهَا أُخْرَى ، وَمَنْ أَدْرَكَهُمْ جُلُوسًا صَلَّى أَرْبَعًا
Кто застал ракаат аль-джуму’а, пусть доделает оставшуюся ее часть, а кто то застал имама в пятницу сидящим (на ташаhуде), то пусть делает четыре ракаата (аз-Зуhра).
На этом Анаса ибн Малик, Са’ид ибн аль-Мусайиб, аль-Асуад, ‘Алькъама, ан-Наха’и, ‘Уруа, Мухаммад ибн Сирин, Суфьян ас-Саури, аль-Ауза’и, Ибн аль-Мубарак, Исх|акъ ибн Раhавейh, Малик, Абу Юсуф, аш-Шафи’и, Ахмад и другие. Из современных на этом Ибн Баз и Ибн Джибрин.
Однако Абу Ханифа считал, что тот, кто успел на пятничную молитву в любом ее месте, пусть даже в ташаhуде, тот успел на саму пятничную молитву. Доводом у него служит хадис у аль-Бухари и Муслима, где посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Совершаете из молитвы то, что успели, а то, что упустили доделайте»
Имам Ибн Аби Шейба передал от Хушейма, он от Хишама бин Аби ‘АбдиЛля, он от Яхьи бин Аби Касира, сказавшего: «Мне сообщили от ‘Умара, что он сказал: «Хутба заменяет два ракаата, кто пропустил хутбу, пусть сделает четыре»» Это сообщение оборванное, так как Яхья не застал ‘Умра, да будет доволен им Аллах.
Тоже самое Ибн Аби Шейба передал от Уаки’а, от от аль-Ауза’и, тот от ‘Амра бин Шу’айба, а тот от ‘Умара. ‘Амр является молодым табиином, между ним и ‘Умаром 95 лет.
И потом, те, кто взял знание от ‘Умара, его сын ‘АбдуЛлаh, затем ученики как аль-Асуад, ‘Алькъама, Са’ид ибн аль-Мусайиб, передали от ‘Умара обратное.
А знание у Всевышнего Аллаhа.