295. Коротко и ясно о Саджда ат-Тиляуа

295. Коротко и ясно о Саджда ат-Тиляуа

Хотелось бы узнать по подробней на счет суджуда во время чтения куръана в определенных местах в намазе, и вне намаза, когда сам читаешь и когда слушаешь.

Ответ:

Ва ‘аляйкум ас-Салям ва рахматуЛлаhи ва баракату. Мир и благословение избранному пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Саджда ат-Тиляуа – это такой вид земного поклона, совершаемый при прочтении определенных аятов.

Законность Саджда ат-Тиляуа

Абу дауд передал, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Пророк ﷺ читал нам Коран, и когда он проходил место земного поклона, он возвеличивал Аллаха и падал ниц, а мы падали ниц вместе с ним».

 Имам Муслим, Ибн Маджа и Ахмад передали, что посланник Аллаhа ﷺ также сказал:

Когда человек, прочитавший (айат, в котором упоминается о) земном поклоне и он совершает его, шайтан удаляется от него, плача и восклицая: «О горе! Сыну Адама было велено совершать земной поклон и он совершил его, за что его ждёт рай, мне же было велено склониться в земном поклоне, но я отказался, за что меня ждёт огонь!

Места Саджда ат-Тиляуа в Коране

Пришло от ‘Амра ибн аль-‘Аса, что Саджда ат-Тиляуа в Коране встречается в 15 местах. Большинство ученых тоже на этом мнении.

«Аль-А’раф»  (7:206)
«Ар-Ра’д» (13:15)
«Ан-Нахль» (16:50)
«Аль-Исраъ» (17:109)
«Марьям» (19:58)
«Аль-Хаджж» (22:18)
«Аль-Хаджж» (22:77)
«Аль-Фуркъан» (25:60)
«Ан-Намль» (27:26)
«Ас-Саджда» (32:15)
«Сад» (38:24)
«Фуссылат» (41:38)
«Ан-Наджм» (53:62)
«Аль-Иншикъакъ» (84:21)
«Аль-‘Алакъ» (96:19).

Однако имам аш-Шафи’и считал, что Саджда ат-Тиляуа в Коране встречается в 14 местах, так как саджда в суре «ас-Сад» не является садждату ат-Тиляуа, а является она «Ас-саджда аш-Шукр» (земной поклон благодарности).

Имам Малик считал, что Саджда ат-Тиляуа в Коране встречается в 12 местах, полагая, что саджда в суре «Звезда», «Раскалыванием» и «Сгусток» отменена, упираясь хадис Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ после переселения в Медину не делал в саджда в этих сурах.

≡ Имам ан-Навави ответил на это следующим образом:

«Это слабое мнение, согласно тому, что достоверно пришло  в сахих Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, который сказал: «Мы совершали земной поклон вместе с пророком ﷺ (когда доходили до аятов) «Когда небо расколется» и «Читай во имя Господа своего»».

Учены единогласны в том, что Абу Хурайра принял ислам в седьмом веке хиджры, отсюда и вывод, что саджда делалась после переселения (в Медину).

А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллаh ими обоими, то он не достоверен иснадом и не берется довод»

Положение Саджда ат-Тиляуа

Имам аш-Шафи’и и Ахмад сказали, что данный вид саджда настоятельно рекомендуем.

Доводом они взяли слова Всевышнего в суре «аль-Исра»: «Скажи: Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками»

А также взяли в довод выше приведённые хадисы.

Доводом этому мнению служит еще один хадис от Зейда ибн Сабита у Ибн Маджи, сказавшего: «Я прочитал посланнику Аллаhа ﷺ суру «Звезда» и он не сделал саджда»

А в другой версии этого хадиса: «И никто из нас не сделал саджда»

Дополнительным доводом является сообщение, которое привел аль-Бухари от ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, что когда он прочитал суру «Пчелы» в пятничной молитве он не сделал данный вид саджда, сказав: «Кто совершил саджда, то прав, а кто не совершил саджда, нет на нем греха»

Его сын — Ибн Умар, добавил: «Поистине Аллаhа ﷺ не вменил в обязанность саджда (т.е. ат-Тиляуа)»

Отсюда следует, что саджда является настоятельной сунной (сунна муъаккада).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар так же предпочел это мнение, и добавил, что поступок ‘Умара был сделан для разъяснения того, что оставлять садждату-Тиляуа не запрещено. Ибн аль-‘Усеймин придерживается этой же позиции.

Однако имам Абу Ханифа считал, что она является обязательной, ссылаясь на ранее приведенный хадис

Некоторые Маликиты сказали, что она обычная сунна. Это передается от имама Абу аль-Уалида аль-Баджи.

Итог

Садждату-Тиляуа и садждату-Шукр не нуждаются в омовении, в прикрытии аура, в къибле и в таслиме. Все это рекомендуется. Желательно сделать эту саджда в сторону къиблы.

Женщина, у которой менструации или с послеродовыми кровотечениями так же может спокойно делать саджда.
Посланник Аллаhа ﷺ сделал саджда, и находящиеся рядом люди сделали ас-саджда вместе с ним, и как говорит алляма Ибн Баз, там могли быть люди имеющие омовение, и те, кто не имеет омовение.

После вставания от саджда ат-Тиляуа и саджда ат-Шукр не надо повторять такбир.

Если имам дошел до места земного поклона в молитвах, читаемых про себя (т.е. аз-Зуhр и аль-‘Аср), то лучше ему не делать здесь этот вид саджда, это может привести к неловкой ситуации молящихся за ним. Или же пусть перед началом молитвы предупредит, что в данной молитве будет саджда ат-Тиляуа.

Те, кто уселись для чтения Корана, то читающему и слушающим желательно делать этот вид саджда каждый раз, когда встречают аяты требующие это.

Как сказал имам Ибн Баз: в этих садждах (тиляуа и шукр) рекомендуется читается все то, что читается в обычных саджда в намазе. 

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *