Последнее обновление на 14 Ноя 2019
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Часто вижу, как имамы нашего города читают ду’а после икъамы, именно то ду’а, которое обычно читают после азана.
Группа учены считала это дозволенным, другая группа считала, что нет этому никакого основания.
Причиной разногласия являются несколько хадисов.
Один из них в сахихе аль-Бухари и Муслима, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:
Между двумя азанами молитва
Из хадиса видно, что аль-Икъама названа азаном, следовательно, призыв читать ду’а после основного азана распространяется и на второй азан – аль-Икъама.
Также хадис:
Когда слышите муадзина, то повторяйте за ним все то, что он говорит…
В комментариях к этому хадису в постоянном комитете фетв (Аль-Ляджна ад-Даима) сказали: «Это охватывает аль-Азан и аль-Икъама, так как аль-Икъама называет азаном тоже»
Т.е надо повторять за икъамой все то, что говорит муадзин.
И на это мнении шафиитские ученые, как об этом писал Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафи’и и аль-Хатиб аш-Ширбини аш-Шафи’и.
Это также передается от имама Ахмад бин Ханбаля и некоторых табиинов, как аль-Хасан аль-Басри.
Это одно из мнений у ханафитов: группа из них видит желательность этого, а группа считает это лишь допустимым.
Имам Абу Дауд сообщил от Абу Умамы, где посланник Аллаhа ﷺ повторял за Билялом икъаму.
Ибн Аби Шейба передает такое от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh.
Сказал мухаддис Насыруддин аль-Альбани, помилует его Аллаh: «Тот, кто слышит аль-Икъама должен читать тоже, что при при азане».
На этом же мнении мухаддис ‘Абд аль-Мухсин аль-‘Аббад в своем шархе на Абу Дауда и шейх аль-Фаузан.
Но другая группа ученых ответила, что эти хадисы не обязательно понимать буквально, а название икъамы «азаном» не дает повода относить положение самого азана на икъаму.
Они также ответили, что хадис Абу Дауда от Абу Умамы, где посланник Аллаhа ﷺ повторял за Билялом икъаму не достоверный. Один из тех, кто послабил этот хадис — аль-Хафиз Ибн Хаджар.
Они также ответили, что сообщения от сподвижников не достоверны.
Сказал имам Ибн аль-‘Усеймин, помилует его Аллаh: «Все же более правильно, что не надо ничего говорить и не надо повторять за икъамой. (После икъамы) не читают молитву (читаемую после азана).
Сказал имам Бакр Абу Зейд, да помилует его Всевышний: «Не известно ни одного прямого, достоверного хадиса, где (бы говорилось), что тот, кто слышит муадзина, дающего икъаму должен повторять за ним как в случае с азаном, где об этом достоверно сообщается».
Сказал имам Ибн Баз, помилует его Аллаh: «Нету этому основы. Не пришло от пророка ﷺ что он делал какое-то ду’а между икъамой и входом в молитву. Нет ничего достоверного относительно того, что он поднимал свои руки в этом месте. Более того, никто не должен так поступать, так как это противоречит сунне».
Сказано в центре фетв при министерстве Катара (Марказу аль-Фатауа): «Согласно тому, что нам известно, нет ничего достоверного в сунне, что указывало-бы на законность ду’а между икъаматом и входом в молитву».
На этом же мнении имам Мухаммад ибн Ибраhим.
Важное примечание:
Речь не идет о свободном ду’а, когда человек между азаном и икъамой поднимает руки к Аллаhу и просит Его.
Посланник Аллаh ﷺ сказал:
Поистине, мольба между азаном и икъамой не отвергается.
Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи от Анаса. Текст Ахмада.
Также передал имам ат-Табари по цепочке Сулеймана ат-Тейми от Анаса, сказавший:
«Когда дают азан, открываются небесные врата и отвечают на мольбы».
А знание у Всевышнего.