244. Кому вменяется пятничная молитва, и с кого он спадает?

244. Кому вменяется пятничная молитва, и с кого он спадает?

Кому вменяется пятничная молитва и с кого спадает?

1. Муслим. 

2. Разумный. Т.е обладающий разумом, не умалишенный.

3. Совершеннолетний.  Где-то 14-15, учитывая разногласия.

4. Свободный. Здесь речь не идет о заключенных под стражу, речь идет о рабах.

5. Мужчина. Женщина не обязана делать аль-Джуму’а, но если женщина совершила пятничную молитву, то с нее, по единогласному мнению, спадает обеденная молитва. Единогласие передал Ибн аль-Мунзир.

6. Местный житель. Т.е. чтобы он не был путником.

7. Имеющий возможность. Т.е он не должен быть больным, или дряхлым стариком. Иди человеком, опасающийся реального зульма правителя, которые разыскивает его, или слепой, у которого нет поводыря.

С кого спадает джуму’а (пятничный) джама’ат намаз (в мечети)

1. Болезнь. Температура, или отравления, или он под капельницей или что-то еще, из-за чего он не может выйти, или может, но это очень сложно удается.

2. Резкое и сильное желание в туалет непосредственно прямо перед аль-Джуму’а и аль-Джама’а. Как к примеру отравление или слабительное, и это при том, что он позаботился об за ранее.

3. Положили на стол еду. Этот пункт касается только аль-Джама’а. Т.е так получилось, что положили на стол, как это бывает в гостях или где-то еще. Сюда можно отнести полой акт тоже, который попал в тот момент, когда дали азана, как сказал имам ан-Науауи, так как тяга к этому сильнее, чем тяге к еде, положенной на стол.

4. Страх потери имущества. Как это бывает при охране имущества, оставив охрану которого есть вероятность потеря имущество, как страх ограбления и т.д.

5. Плохая погода. Как сильный дождь, ураган, град и т.д.

6. Угроза жизни. Он не может пойти в мечеть, так как в селе появились какие-то звери, или же его разыскивают бандиты и хотят расправиться с ним, или нечто подобное.

7. Имам читает слишком долго. Данный пункт касается аль-Джама’а. Если в этой мечети имам читает слишком долго, то пусть идет  в другую мечеть, где имам не читает слишком долго.

8. Проспал или забыл. Кто проспал или забыл аль-Джуму’а и аль-Джама’а, после того, как он сделал все причины, то на нем нет греха иншаАлла.

9. Если поел лук или чеснок. Данный пункт касается аль-Джама’а. От кого сильно пахнет, пусть не приближается к мечетям. Это также касается общества, пусть тот, от кого сильный запах, не появляется в обществе. Но запрещено употреблять лук или чеснок специально, чтобы не явится на джамаат. Но если запах исходит по причин болезни, то должен ли такой тоже остерегаться мечетей? Это вопрос разногласия.

10. Если он далеко за городом. Данный пункт в большей мере касается аль-Джуму’а. Т.е он где-то в горах, в пустыне или в лесу, где но не слышит призыв, и это при том, что он еще не мусафир (путник). Но а если он в своем населенном пункте или находится там, где есть мечеть, то он обязан явиться на аль-Джуму’а. Это передается от Са’ида ибн аль-Мусайиба, Малика и Ал-Лейса бин Са’да.

11. Должность. Пример: Ребенок истекает кровью, здесь он должен быстро среагировать и провести операцию. Или человек попал в аварию, требуется срочная госпитализация, а машины скорой помощи именно в этот раз закончились, тут он вынужден отправиться на помощь. Или он пограничник, охраняет свою родину, и сегодня именно его смена. Если он оставит пост, то возможны проникновения террористов и бандитов. Или он работает в службе спасения, тонет корабль, сегодня пятницы, замены нет, здесь придется ему отлучится на помощь! Или он в такой работе, в которой сильно нуждается, уволившись с которой он просо пропадет, так как находится в чужой стране и их могут депортировать по причине безработицы. И тому подобные примеры.
См.
Фетва имама Мухаммада бин Салиха Ибн ‘Усеймина и «Марказу аль-Фатауа» во главе с ‘АбдуЛлой аш-Шанкъити.

≡ По поводу тюрьмы есть разногласие. Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб: 

ولهذا لا تقام الجمعة في السجن ، وإن كان فيه أربعون ، ولا يعلم في ذلك خلافٌ بين العلماء ، وممن قاله : الحسن ، وابن سيرين ، والنخعي ، والثوري ، ومالك ، وأحمد  وإسحاق وغيرهم

«И по этому пятничную молитву не выполняют в тюрьме, даже если их сорок человек, и не известно в этом вопросе разногласия среди ученых. Об этом говорил аль-Хасан, Ибн Сирин, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, Ахмад, Исхакъ и другие».
См. «Аль-Фатх» 6/145.

P.S. На самом деле от ан-Наха’и передают обратное тоже.  Также группа шафиитских ученых на этом мнении. Согласно внешнему смыслу у ханафитов такая пятница действительна. На этом же мнении Ибн Хазм. Передается, что один из близких учеников аш-Шафии — аль-Бувейти купался и собирал на пятничную молитву сидящих с ним в тюрьме людей, и когда ему запретили это, он сказал: «Вот теперь пятничная молитва отпадает».

Ибн Баз считал, что если заключенные способны собраться и совершить пятничную молитву, то пусть так и сделают, а если есть опасность, то пусть делают зухр намаз. На этом же мнении шейхль-ислям Ибн Теймийя, да помилует его Всевышний. Говорят, он делал пятничную в тюрьме. Говорят, что имам аль-Альбани тоже делал пятничную в тюрьме.

В заключение: хвала Аллаhу Господу миров!


→ Источники пунктов:

1 — «Ат-маhид лима фи аль-Муваттаъ мин аль-Ма’ани уа аль-Асанид» — имама Абу ‘Умара Йюсуфа ибн ‘Абд аль-Барра аль-Андалуси аль-Малики.
2 — «Аль-Мугъни» — имама аль-Муваффакъа Ибн Къудамы аль-Макъдиси аль-Ханбали.
3 — «Кашшаф аль-Къина ‘ан аль-Икъна» и «Ар-Рауд аль-Мурбби’ Шарху Зади аль-Мустакъни» — Имам Мунсура бин Йюнуса аль-Бухути аль-Ханбали.
4 —  Маталибу аула ан-Нуhа фи шарх гъаяти аль-Мунтаhа» — имама Мустафы ас-Суюти ар-Рухайбани аль-Ханбали.
5 — «Аль-Маусу’а аль=Фикъhийя»  -Энциклопедия Кувейтского юриспруденции.
6 — «Марказу аль-Фатауа» — ‘аллямы ‘АбдуЛлы бин Мухаммада аш-Шанкъити

 

Комментарии

  • Абидин | Сен 12,2019

    Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва барякату.
    Я учусь в институте и во время Джума мне приходится сбегать с пары, и если так продолжать то это может привести к моему исключению. Мое исключение из института может привести к большему злу со стороны семьи как бойкот матери, или даже вызвать проблемы у нее со здоровьем из-за переживании или же могут даже меня забрать в армию. Я старался найти ближайшие мечети но институт находится делеко от них. Конец учебы в 1:20 и Джума также в это время. И пока я доеду до дома пройдет максимум полчаса и наступит 02:00. Баракаллаху фик ахи как мне поступить, джазакаллаху хайран.

    • AR-RAD | Сен 12,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Если вред для вас действительно очевиден, так как вы лучше меня знаете ваше положение, и нет другого выхода, так как вы все проверили, до с вас снимается пятничная молитва до тех пор, пока вы не освободитесь от этих проблем.

      Имейте ввиду, я несу ответственность лишь за хукм этого в исламе, а вы несете ответственность за соответствия вашего положения этому хукму.

      Всевышний сказал: «Мы не ниспослали тебе Корана, чтобы ты был несчастным».

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *