• +7 928 503 90 90

24. Сутра в намазе, обязательна, или желательна?

24. Сутра в намазе, обязательна, или желательна?

24. Sutra v namaze objazatelna ili zhelatelna - 24. Сутра в намазе, обязательна, или желательна?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Сутра в намазе обязательна или желательна? И какая должна быть сутра? Коротко и главном…

Аль-Бухари передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, рассказывал, что он прошел мимо посланника Аллаhа  когда тот в Мине делал намаз не в сторону стены. 

≡ Сказал аль-хафиз Ибн Хаджар: 

«Не в сторону стены — т.е без сутры. На этом аш-Шафи’и. Контекст слов указывает на это, так как Ибн ‘Аббас привел это сообщение в доказательство того, что прохождение перед молящимся не нарушает молитву. Это подтверждает риваят аль-Баззара: «А пророк ﷺ совершал обязательную молитву и ни что не ограждало его».

И на этом большинство ученых. Маликитские ученые сказали, что если он делает молитву один, т.е ему осталось доделать несколько ракаатов после джамаат намаза, то пусть приблизиться к преграде, если она рядом, как стена, столб и т.д.
См «Ат-Тадж уа аль-Иклиль» 1/533.

≡ Имам Ибн Рушд аль-Малики также передал единогласие на желательность сутры, и сказал о желательности:

«Когда он начнет возмещать то,что было упущено в коллективной молитве, я рядом с ним отряд (т.е кто-то из людей), то пусть приблизиться к нему, это будет ему сутрой оставшуюся часть молитвы».
См. Фатауа бин Рушд 2/904

Тоже самое говорили другие маликитские имамы как: Мухаммад Ибн ‘Арафа ат-Туниси, аль-Къади аль-‘Ийяд, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Абу аль-Уалид аль-Баджи, Ибн ‘Абдиль-Барр, ‘Абдуль Малик Ибн Хабиб, Абу аль-Уалид Мухаммад ибн Рушд. См. «Мауаhиб аль-Джалиль ли шарх мухтасар Халиль» 4/126.

Тоже самое говорили ханафитские ученые как: Мухаммад ас-Сарахси в «аль-Мабсут» (2/46), Ибн Наджим в «аль-Бахр ар-Раикъ» (4/95) и Ибн ‘Абидин в «Рад аль-Мухтар» (4/498). 

Тоже самое сказал имам аш-Шафи’и в «Ихтиляфу аль-Хадис» (стр.97) и ан-Науауи в «Раудату ат-Талибин» (1/398). Тоже самое говорили ханбалитские ученые как Ибн Къудама в «аль-Мугъни» (4/6) и Ибн Раджаб аль-Ханбали в «Фатхуль Бари» (3/308), Ибн Муфлих и аль-Буhути. Тоже самое сказала имам ас-Сан’ани в «Субулю ас-Салям» (1/202). Этого же мнения шейх Ибн Баз, аль-Фаузан, Мустафа аль-‘Адауи многие другие. Но Ибн ‘Усеймин сказал, что сутра настоятельная сунна.

А другие ученые считали ее обязательной. Это риваят от Ахмада. На этом Ибн Хазм в «аль-Мухалля» (4/8), Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Аль-Фатауа аль-Кубра» (2/90),  аш-Шаукани в «ас-Сейл аль-Джаррар» (1/176)» а также шейх аль-Альбани, Мукъбиль и другие.

Аль-Бухари передал со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаh ﷺ молился в сторону верховой верблюдицы. Ему сказали: «А если она убежит?», он ответил: «Тогда он использовал верховое седло и молился в ее заднюю часть». 

Также доказательством этой группы ученых служит хадис Аби Са’ида аль-Худри, переданном имамом Ибн Маджей, где посланник Аллаh  сказал:

إذا صلى أحدكم فليصل إلى سترة وليدن منها، ولا يدع أحداً يمر بين يديه

Когда кто-то из вас совершает молитву, пусть совершает, приблизившись к сутре. Пусть никому не позволяет проходить перед ним (в молитве).

Ученые этой группы сказали, что данный хадис Абу Са’ида сильнее хадиса Ибн ‘Аббаса, так как в основах по фикху есть правило: «Слова в сообщениях предпочтительней поступков». Т.е слова приваливают свет так, как не проливают поступки, которые нуждаются в уточнениях и конкретизациях.

Также хадис Тальхи бин ‘УбейдиЛля: 

«Если кто-то из вас установил перед собой нечто подобное седлу верхового животного, то пусть молится в ее сторону и не обращает внимание на тех, кто проходит за ней».
Муслим.

Какая должна быть сутра?

Имам Ибн Баз сказал, что сутрой как минимум должна быть линия. Имам аль-Альбани сказал, что нет ничего достоверного об этом, сутрой должна быть минимум такая вещь, достигающая высоты седла верхового животного, как это пришло в хадисе, это примерно 15-20 см. Шейх ‘Абдуль Мухсин аль-Аббад сказал, что нет точной высоты сутры, главное, чтоб молящийся как-то отметил свою сутру. 

Другие сказали, что сутру должен иметь молящийся в одиночку, а тот,который доделывает свою ракааты после джамаата не обязан ничем. Другие-же сказали, что он должен приблизиться к стене/столбу в любом случае.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам

 

Добавить комментарий