• +7 928 503 90 90

210. Положение историй и рассказов в исламе.

210. Положение историй и рассказов в исламе.

210. Polozhenie istorij i rasskazov v islame. - 210. Положение историй и рассказов в исламе.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Сердце человека склонно принимать поучительные истории и рассказы. Человек через истории, рассказы, случаи и биографии набирается опыта и мудрости. 

Однако появились те, кто отрицает эту очевидную пользу и обобщают запрет, не разбираясь в полезных и вредных рассказах.

А ведь Коран, Сунна и саляф переполнены свидетельством о пользе рассказов и историй.

Я, с помощью Милостивого Милосердного, укажу самые основные из них.

Сказал Всевышний в суре «Семейство ‘Имрана»:

إِنَّ هَٰذَا لَهُوَ الْقَصَصُ الْحَقُّ
Воистину, это — правдивый рассказ.

≡ Имам ат-ТIабари, да помилуете его Аллаh, сказал:

إن هذا الذي أنبأتك به، يا محمد، من أمر عيسى فقصصته عليك من أنبائه، وأنه عبدي ورسولي وكلمتي ألقيتها إلى مريم وروح منّي، لهو القصَص والنبأ الحق، فاعلم ذلك

«Поистине, рассказы, которые я поведал тебе, о Мухаммад, из жизни ‘Исы, что он Мой раб, Мой посланник, Мое слово, которое я ниспослал Марьям и душа от меня, истина! Правдивая история! Знай же это!»

≡ Сказал Ибн Касир:

أي : هذا الذي قصصناه عليك يا محمد في شأن عيسى هو الحق الذي لا معدل عنه ولا محيد

«Т.е то, что Мы рассказали тебе, о Мухаммад, относительно ‘Исы, истина, в которую не исказить и которую не избежать».

Всевышний сказал в суре «аль-А’раф»:

ذَّٰلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۚ فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются.

≡ Имам ат-ТIабари, да помилуете его Аллаh, сказал:

فإنه يقول لنبيه محمد صلى الله عليه وسلم: فاقصص، يا محمد، هذا القصص, الذي اقتصصته عليك  من نبأ الذي آتيناه آياتنا, وأخبارَ الأمم التي أخبرتك أخبارهم في هذه السورة، واقتصَصْت عليك نبأهم ونبأ أشباههم, (146) وما حلّ بهم من عقوبتنا، ونـزل بهم حين كذبوا رسلَنا من نقمتنا على قومك من قريش، ومَنْ قِبَلَك من يهود بني إسرائيل, ليتفكروا في ذلك، فيعتبروا وينيبوا إلى طاعتنا, لئلا يحلّ بهم مثل الذي حلّ بمن قبلهم من النّقم والمثلات, ويتدبَّره اليهود من بني إسرائيل، فيعلموا حقيقةَ أمرك وصحَّة نبوّتك, إذ كان نبأ  

«Он говорит Своему пророку ﷺ: О Мухаммад! Рассказывай эти истории, о которых я тебе поведал. Рассказы из жизни тех, кто был до вас, которым я ниспослал наши аяты. А также рассказы тех общин, о которых я рассказал тебе в этой суре. Я поведал тебе историю о них и им подобных. Поведал тебе рассказы о том, какие наказания их постигли. О том, какое несчастье постигло народ твой курайшитский, когда они сочли ложью наших посланников. А также иудеев из бану исраиль. Пусть размышляет (твой народ), извлекает урок из этого и подчинится Нам, дабы не постигло их несчастье, которое постигло живших до них. Пусть размышляют иудеи из бану исраиль, пусть знают твое истинное положение, твое пророчество».

Мы не будем приводить все аяты и тафсиры, это удлинит материал.

≡ Сказал имам Ахмад:

إذا كان القاص صدوقاً فلا أرى بمجالسته بأساً
Если рассказчик правдивый, то я не вижу проблем сидеть с ним.

≡ Передал Абу Бакр аль-Марвази:

سمعت أحمد بن حنبل يقول : يعجبني أمر القصاص لأنهم يذكرون الميزان وعذاب القبر ، قلت له : فترى الذهاب إليهم ؟ قال : إي لعمري إذا كان صدوقا 
Я слышал, как Ахмад  говорил: «Я люблю рассказчиков, потому что они напоминают о весах (в судный день) и о могильных муках».

Однажды пришел человек к Ахмаду, страдая от наущений, Ахмад сказал ему:

عليك بالقاص ، ما أنفع مجالستهم
Придерживайся рассказчиков. Нет ничего полезней, чем сидеть с ними.

≡ Имам аль-Ауза’и спросили о рассказчиках, он сказал:

إذا كان ذلك يوما بعد الأيام فليس به بأس
Если это делается непостоянно, то нет проблем.

Но если рассказчик невежда или заблудший, то таких не надо слушать:

Ибн ‘Умар вышел из мечети и сказал

ما أخرجني إلا القصاص ولولاهم ما خرجت
Ничто не вывело меня из мечети, кроме рассказчиков. Если-бы не они, я бы не вышел.

Однажды молодой человек подошел к Шу’бе ибн аль-ХIаджаджу, спрашивая у него хадис, Шу’ба сказал ему: «Ты рассказчик?», тот сказал: «Да», тогда Шу’ба сказал: «Ступай, мы не передаем хадисы рассказчикам». Юноша спросил: «Почему?» Шу’ба ответил:

 يأخذون الحديث منا شبرا فيجعلونه ذراعا
Они берут от нас хадис с размером пяди, затем передают его с размером локтя

Как вы поняли, речь идет о невежественных рассказчиков.

≡ Сказал имам Ибн аль-Джаузи:

«Большинство выдуманных хадисов пришло от рассказчиков».
См. Аль-Къуссас» стр. 308.

Он же сказал:

«Рассказчиков не порицают просто потому, что они рассказчики, но порицают по тому, что они часто погружаются в какие-то рассказы, но не погружаются в полезные знания. Затем многие из них путаются в том, что рассказывают.
См. «Талбис» стр. 134.

Т.е опять речь о невежественных рассказчиках.

Поэтому Ахмад сказал:

القصاص الذي يذكر الجنة والنار والتخويف وله نية وصدق الحديث ، فأما هؤلاء الذين أحدثوا من وضع الأخبار والأحاديث فلا أراه
Рассказчики это то, которые напоминают о рае и аде, устрашают с правильным намерением и правдивой речью. А что касается тех, которые выдумали рассказы и хадис, то я не признаю их.
См. «Аль-Адаб аш-Шар’ийя» 2/85.

Однажды ‘Али бин Аби ТIалиб, когда проходил мимо рассказчика, спросил его: «Ты знаешь отменяющее и отмененное?» Тот сказал: «Нет». ‘Али сказал: «Ты погиб сам, и погубил других».

Снова речь о невежественных рассказчиках.

Тоже самое сказал муфтий КСА и шейх Салих аль-Фаузан.

Хвала Аллаhу Господу миров.

Ornament - 210. Положение историй и рассказов в исламе.

Добавить комментарий