Last updated on 31 Янв 2020
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Ступни женщин вне намаза
Важно признать, что в этом вопрос давнее разногласие среди имамов, даже среди таби’инов этой уммы, обо всем по порядку:
Осью разногласия, как упомянули учёные, являются слова Всевышнего:
Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны…»
И слова Аллаhа: «…которые видны…» были по-разному истолкованы имамами этой уммы.
В нашем мезhабе ее ступни являются ‘авратом, как это было сказано в «аль-Кашшав». И это мнение является истиной по следующим причинам:
№1: Умму Саляма, спросила посланника Аллаhа ﷺ о молитве женщины в покрывале (химаре), без изара (рубаха), на что посланник Аллаhа ﷺ ответил:
Да, если покрывало длинное, (пространное) внешне закрывающие ступни.
Передал Абу Дауд.
№2: Когда посланник Аллаhа ﷺ сказал о запрете ношения одежды ниже щиколоток, Умму Саляма спросила: «А что делать женщинам со своим подолом?» на что он ﷺ ответил:
Отпускает (подол ниже щиколоток) на ладонь
Она ответила: «Но ступни будут оголятся» на что он ﷺ ответил:
Тогда на локоть, и не более
Ан-Насаи, ат-Тирмизи и другие.
№3: Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
«Женщина будучи в ихраме (т.е. на хадже) не закрывает лицо, и не одевает перчатки»
Аль-Бухари от Ибн ‘Умара
И о ступнях он ﷺ ничего не сказал. Это мнение имама аль-Ауза’и, аш-Шафи’и, и Малика, Ахмад и Ибн Джарир.
Это мнение так же предпочел имам Ибн Хазм, Ибн Къудама, Ибн аль-Мунзи. Из современных: Ибн Баз, аль-Фаузан, аль-Албани и другие.
Для пользы: 523. Коран и Сунна с полной ясностью, что никъаб является обязанностью.
Ступни женщин вне намаза
Другие имамы, как Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа, аль-Музани, ат-Тахави и другие сказали, что ступни не ‘аврат, и в намазе их разрешается оголять.
Здесь важное примечание: Ибн Наджейм аль-Ханафи добавил: если ступни не являются ‘аура, это вовсе не значит, что взор на них дозволен.
Простой взор на лицо женщины, губы, глаза, щеки, уже является губительной фитной для мужчин, а что сказать о ступнях, пятках, и запястья?
Исходя из первого разбора становится ясно – что ‘аура в молитве надо прикрывать, но по поводу ступней, если разногласие, портит ли намаз оголение ступней/пяток, или нет.
У Ханбалитов, и по более достоверному мнению у Шафиитов, это нарушает молитву. На этом мнении так же шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин.
У Ханафитов, это не нарушает молитву, на этом мнении так же шейх Ибн ‘Усеймин, как это передал от него его ученики наш шейх – ас-Сухейм.
У Маликитов, тоже не нарушает молитву, но с той лишь разницей, что намаз желательно переделать, ибо у Маликитов ступни/пятки являются легкой ‘аура.
Важное примечание
Если ссылаться мнение тех, кто говорил, что ступни не ‘аура, то речь не идет о взгляде на них – речь идет острого о намазе.
Т.е. если даже женщина не закрывает ступни в молитве, это не означает, что она оголяет их перед чужими мужчинами.
Но доводы указывают, что она закрывает их даже в молитве, если не закрыла, то намаз иншаАллаh засчитывается, но заслуживает порицание, как сказал шейх аль-‘Адауи.
Вывод
Ступни надо закрывать перед мужчинами. В намазе их также следует закрыть, но если нечаянно оголились, то нет проблем.
А если ступни закрыты платьем, но при земном поклоне оголяется нижняя часть ступней, то также нет проблем иншаАллаh.
Хвала Аллаhу Господу миров.