• +7 928 503 90 90

103. Заупокойная молитва на кладбище

103. Заупокойная молитва на кладбище

≡ Сказал наш шейх ас-Сухейм:

وقال أنس بن مالك رضي الله عنه : نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم عن الصلاة بين القبور . رواه ابن حبان وغيره
وفي رواية 

نهى أن يُصلي على الجنائز بين القبور . قال الهيثمي : رواه الطبراني في الأوسط ، وإسناده حسن
والصلاة هنا عامة ، تدخل فيها صلاة الجنازة وغيرها
بل إن صلاة الجنازة منصوص عليها في النهي كما رأيت
وأما فعله صلى الله عليه وسلم فهو خاص به ، لقوله عليه الصلاة والسلام : إن هذه القبور مملوءة ظلمة على أهلها ، وإن الله عز وجل يُنَوّرها لهم بصلاتي عليهم . رواه مسلم 
فالذي يترجّح من هذه الأدلة أن الصلاة في المقبرة داخلة في عموم النهي ، وأن صلاة الجنازة منصوص على النهي عنها بين القبور وفي المقابر ، وأن صلاته صلى الله عليه وسلم عليها خاصّ به عليه الصلاة والسلام لمزية صلاته هو عليه الصلاة والسلام
فإن قال قائل : المنع عن عموم الصلاة ، وليس عن صلاة الجنازة
فالجواب عنه : أن هذا تَحكّم بلا دليل ، فالنصوص عامة في النهي عن الصلاة في المقابِر
ثم لو فُرِض ذلك ، فإنه جاء النهي الخاص عن صلاة الجنازة في المقابِر وبين القبور ، كما تقدّم 

«Анас сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ запретил молится на кладбище». Хадис передал Ибн Хиббан и другие.

В другой версии этого хадис: «Запретил совершать на кладбище заупокойную молитву». Хадис передал ат-Табарани в «аль-Аусат». Сказал аль-Хайсами: «Хадис передал ат-Табарани в «аль-Аусат», иснад (хадиса) хороший».

И (упомянутая) молитва в хадисе охватывает все виды (намазов), и как ты уже заметил, на запрет совершения заупокойной молитвы есть (прямой) текст.
А что касается поступка пророка
1 , то это касается именно его, согласно хадису пророка : «Поистине, эти могилы наполнены тьмой, а Аллаh Велик Он и могуч освещает их для их обитателей моей молитвой». Передал Муслим…

И то, на что указывают эти доказательства, что (упомянутая) молитва в этих хадисах подпадает под общий запрет, а также то, что на запрет заупокойной молитвы (на кладбищах) пришел прямой текст, а заупокойная молитва пророка касается лишь его самого в силу особенности его молитвы, да благословит его Аллаh и да приветствует.

Если скажет кто-нибудь: «Запрет касается (обычного) намаза, но не касается джаназа намаза (заупокойной молитвы)».

Ответом ему будет следующее: «Эти манипуляции (текстами) ничем не обоснованы, так как запрет совершать намазы на кладбищах более обширный.
И потом, если предположить (как было сказано), то ведь пришел прямой текст запрета на совершения джаназа на могилу и на кладбищах, как об этом уже говорилось ранее».

Я скажу: однако Ибн Усеймин, да помилует его Аллаh, был другого мнения, он не запрещал делать джаназа на кладбище, если это требовалось, как например тот, кто не успел совершить над человеком джаназа намаз, тут он решил отправиться на кладбище и совершить ее там.

По мазхабу Абу Ханифы и в одной из версий от Ахмада, такая молитва дозволена на кладбище.

Имам Ибн аль-Мунзир сообщил, что Нафи’ совершил джаназа молитву на кладбище Бакъи’ над ‘Аишей и Умму Салямой

А знание у Аллаhа.

 


1  Т.е он ﷺ сам совершил заупокойную молитву на кладбище. См Сахих аль-Бухари.

 

Добавить комментарий