• +7 928 503 90 90

1. Доводы чистой воды, на тему бритья бороды

1. Доводы чистой воды, на тему бритья бороды

1. Dovody chistoj vody na temu britya borody - 1. Доводы чистой воды, на тему бритья бороды

 

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. №1: Несколько хадисов о бороде.
Гл. №2: Граница бороды.
Гл. №3: Единогласный запрет бритья бороды.

Гл. №4: Мнения мазhабов.
  • Ханафитский.

  • Маликитский.
  • Шафиитский.
  • Ханбалитский…
Гл. №5: Бритье бороды ниже хвата кулака.
Гл. №6: Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить.


Гл. №1:
Несколько хадисов о бороде

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними, а затем:

Всевышний сказал в Своем писании:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

И был в посланнике Аллаhа для вас прекрасный пример

В различных хадисах пришли различные формы приказа отращивать бороду, вот некоторые из них:

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

أحفوا الشوارب وأعفوا اللحى

«Подстригайте усы и отращивайте бороду»
Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Малик, Ахмад, ат-Табарани, аль-Байhакъи и другие от Ибн ‘Умара.

В другой версии от Ибн ‘ُУмара в двух сахихах:

خالفوا المشركين، وفروا اللحى، وأخفوا الشوارب

«Отличайтесь от язычников, отпускайте бороду и укорачивайте усы»

В версии Абу Хурайры у Муслима:

جزوا الشوارب وأرخوا اللحى خالفوا المجوس

«Подстригайте усы и отпускайте бороду, отличайтесь от огнепоклонников»

≡ Имам Бади’у-Ддин ас-Синди сказал: 

وقد أخبر الصادقُ المصدوقُ أن حلق اللحى من عادات المشركين ، فيجبُ على المسلمين الذين آمنوا بالله ورسولِه وصدَّقُوه المخالفةُ لهم وعدمُ التشبه بهم

«Сообщил правдивейший и правдивый, что бритье бороды является обычаем многобожников. И поэтому мусульмане, верующие в Аллаhа и его посланника, и принявшие посланника, обязаны противоречить им и отличаться от них».

Гл. №2:
Граница броды

≡ Имам и языковед Джамалу-Ддин Мухаммад Ибн Манзур аль-Ансари (ум. 711) сказал:

«Борода — это то, что растет на щеках и подбородке».
См. «Лисану аль-‘Араб» 15/243

≡ Шейх Ибн Баз сказал:

«Ученые пояснили, что борода, это то, что растет на щеке и подбородке. Это и есть борода. А то, что растет на шее, бородой не является. Также та часть (кости), что выше уровня (расположенного параллельно) ушам, тоже бородой не является, так как это продолжение головы. Но бородой является то, что растет на костях, (расположенных) параллельно (отверстий) ушей (т.е бакенбарды — сариф по арабски)… Также бородой является то, что растет под нижней губой. Ее называют эспаньолка».

Гл. №3:
Единогласный запрет бритья бороды

Видные имамы этой уммы передали единогласие в этом вопросе.

≡ Имам Ибн Хазм аль-Андалуси رحمه الله сказал

اتفقوا أن حلق جميع اللحية مُثْلة لا تجوز

«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».
См.  «Маратибу аль-Иджма» стр.157.

≡ Имам Абу аль-Хасан Ибн аль-Къаттан аль-Фаси аль-Малики сказал:

 واتفقوا أن حلق اللحية مُثْلَة لا تجوز

 «Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».
См. «Аль-Икъна’ фи Масаили аль-Иджма». 2/3953.

≡ Имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи сказал:

وأما الأخذ منها وهي دون ذلك  كما يفعله بعض المغاربة ، ومخنثة الرجال : فلم يُبحه أحد 

 «А что касается удаления бороды больше (чем хват кулака), как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял».
См. «Рад аль-Мухтар» (2.418).

≡ Сказал авторитетный ученый Азхара ‘Али Махфуз в своей книге «аль-Ибда’ фи Мударри аль-Ибтида’»:

 وقد اتفقت المذاهب الأربعة على وجوب توفير اللحية وحرمة حلقها

«Единогласны все четыре мазхаба в обязательности оставления бороды и в запрете ее бритья».

≡ Сказал ‘алляма Махмуд ас-Субки: 

فلذلك كان حلق اللحية محرماً عند أئمة المسلمين المجتهدين؛ أبي حنيفة, ومالك, والشافعي, وأحمد, وغيرهم

«И поэтому бритье бороды было запрещенным делом у имамов муджтаhидов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и другие».

Если я не ошибаюсь, но по моему Ибн аль-Къайим тоже передавал единогласие в этом вопросе. 

Гл. №4:
Мнения мазhабов

Теперь, с дозволения Всевышнего, быстренько пробежимся по четырем мазhабам и выясним, какое действительное положение среди мазhабов. Ведь многие относят себя к мазhабам.

Ханафитский мазhаб:

≡ Имам Шиhабу-Ддин ат-Турбишти аль-Ханафи (661) сказал:
:

قصُّ اللحية كان من صنع الأعاجم وهو اليوم شعار كثير من المشركين كالإفرنج والهنود ومَنْ لاخَلاق له في الدين من الفِرَقَ الكافرةِ ، طَهَّرَ الله حَوْزَةَ الدين منهم

«Укорачивание бороды пришло от иностранцев. Сегодня это знамя многобожников, как европейцы и индусы, а также те, у кого нет религиозного воспитания из числа неверующих сект. Да очистит Всевышний религию от них».
См. аль-Халяби в «Хукму ид-Дин фи аль-Лих|ья уа ат-Тадхин» стр. 24.

≡ Сказал имам Уалийюллаh ад-Деhляуи:

وقصها ـ أي اللحية ـ سنة المجوس, وفيه تغيير خلق الله

«Укорачивание бороды сунна зороастрийцев. В этом также изменение творений Аллаhа»
См. Аль-Худжа аль-Балигъа» .

≡ Сказал имам ибн ‘Абидин аль-Ханафи:

وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ومخنثة الرجال, فلم يبحه أحد, وأخذ كلها فعل يهود الهند, ومجوس الأعاجم

«А что касается удаления бороды больше, чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял. Полное ее бритье это из поступков индийских иудеев и зороастрийцев».
См. «Рад аль-Мухтар» (2.418).

Маликитский мазhаб:

≡ Имам аль-‘Адауи в «Хашия»передавал, что имам Малик считал бритье бороды поступком зороастрийцев.

Имам Абу ‘АбдиЛля Мухаммад ибн ‘Арафа аль-Малики (716-803) запрещал брить бороду.
См. «Хашия аль-‘Адауи» 2/446.

≡ Сказал имам ибн ‘Абд аль-Барр у себя в «ат-Тамhид»:

ويحرم حلق اللحية ، ولا يفعله إلا المخنثون من الرجال

«Бритье бороды запрещено. Никто у нас так не поступает кроме женоподобных».

Также о запрете говорили такие маликитские имамы как:

  1. Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани аль-Малики в «ар-Рисаля». 
  2. Мухаммад ад-Дусукъи аль-Малики в «Шарх|у ад-Дардир». 
  3. Аль-Хатаб ар-Ру’ейни аль-Малики в «Мауаhибу аль-Джалиль Шарх Мухтасар аль-Халиль».

Шафиитский мазhаб:

Вот тут, пожалуй, по подробней. Уж больно много «шафиитов» сегодня говорят о нежелательности бритья бороды. 

≡ Сказал имам аль-‘Иракъи аш-Шафии:

واستدل الجمهور على أن الأولى ترك اللحية على حالها, وأن لا يقطع منها شيء, وهو قول الشافعي وأصحابه

«Большинство ученых привели доказательства в пользу того, что лучше оставить бороду как есть и не отрезать с нее ничего. Это мнение аш-Шафи’и и его учеников«.
См.»Тарх ат-Тасриб» 2/83

≡ Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби аш-Шафии в «аль-Муфhим»:

«Не разрешается ни брить бороду, ни щипать ее, ни укорачивать».

≡ Сказал имам Абу Шама аль-Макъдиси аш-Шафии (учитель имама ан-Науауи):

وقد حدث قوم يحلقون لحاهم, وهو أشد مما نقل عن المجوس من أنهم كانوايقصونها

«Люди уже начали брить свои бороды. Это самое очевидное из того, что было перенято от зороастрийцев. Ведь (именно) они укорачивали свои бороды».

≡ Абу аль-Хамид аль-Гъазали в своей книге «Аль-Ихья» сказал:

«Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Аби Я’ля – судья Медины, что они не приняли свидетельство (на суде) от бреющего свою бороду».

 Он также сказал, упоминая бритье бороды:

«…это- является тяжким грехом. Борода является украшением мужчины».

Он же сказал:

«…и посредством нее (т.е эспаньолки) отличают мужчину от женщины».
См. «аль-Ихья» 2/257.

≡ Имам ан-Науауи не согласился с имамом аль-Къади ‘Иядом в том, что бороду нежелательно брить, сказав: «…но более верно, что ее надо оставить как есть и не укорачивать«.
Также ан-Науауи сказал:

والمختار تركهاعلى حالها, وألا يتعرض لها بتقصير شيء أصلاً

Предпочитается оставить бороду как есть и не укорачивать ее вообще
Шарх Муслим 2/154

Не смотря на известно мнение самого имама аш-Шафи’и о запрете укорачивания бороды, имам ан-Науауи противоречил самому аш-Шафи’и в этом вопросе. Да помилует его Аллаh.

Такой видный и авторитетный имам знаток шафиитского фикха как Шиhабу-Ддин Абу аль-‘Аббас Ахмад аль-Азра’и аш-Шафи’и (709-783), ученик аль-хафиза аль-Миззи и аль-хафиза аз-Заhби говорил, что что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды.

И в этом на него упирался дагестанский ученый, знаток шафиитов, который переехал из Дагестана в Мекку 200 лет назад, по имени ‘Абдуль-Хамид аш-Ширвани.

≡ Сказал аш-Ширвани: 

«…и теперь ты узнал, что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды. И также ты узнал, что мнение о нежелательности бритья ошибка, согласно словам аль-Азра’и: более верно – запрет бритья».

Ахмад бин Къасим аш-Шафии привел слова еще одного имама и знатока мазhаба аш-Шафи’и — Ибн ар-Риф’а аль-Ансари (современник ан-Науауи). Он в «Хашияту аль-Кифая» сказал:

«Имам аш-Шафии прямо писал у себя в «аль-Умму» о запрете бритья бороды. Также аз-Заркаши аль-Хулейми в «Шу’абу аль-Иман» и его устаз аль-Къаффаль аш-Шаши в «Махасину аш-Шари’а» писали о запрете бритья бороды».
См. аль-Халяби «Хукму ад-Ддин фи Тадхин уа Лихья» стр. 31.

P.S. Кстати, ибн ар-Риф’а, это Наджм Абу аль-‘Аббас Ахмад Ибн Риф’а аш-Шафи’и аль-Ансари (645-710). Это тот самый, про которого сам Ибн Теймийя сказал: «Я видел шейха, с бороды которого капал шафиитский фикх».
См. Ибн Хаджар в «Ад-Дурар аль-Камина» 1/335.

Ханбалитский мазхаб

≡ Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя сказал:
«Запрещено брить бороду»:
 См. «Аль-Ихтиярат аль-‘Илмийя» стр. 6

Он же сказал:

فأما حلقها فمثل حلق المرأة رأسها وأشد لأنه من المثلة المنهي عنها وهي محرمة

«А что касается бритья бороды, то это словно женщина, побрившая свою голову, и даже хуже. Это запрещенный проступок».

≡ Тоже самое сказал Ибн аль-Къайим. 

≡ Имам Ибн Муфлих аль-Ханбали в своей книге «Аль-Фуру» говорил о запрете бритья бороды в ханбалитском мазхабе. 

≡ Сказал имам Мансур аль-Буhути в «аль-Икъна»: «Запрещено брить бороду». 

≡ Сказал имам Абу ан-Наджа: «Запрещено брить бороду».

≡ Шамсуддин ас-Сафарайни аль-Ханбали сказал

المعتمد في المذهب ، حُرمَةُ حَلْقِ اللحية

«Принятое в мазhабе (ханбалитов), это запрет бритья бороды»
См. «Гъизау аль-Альбаб» 1/376.

≡ Сказал имам ‘Абд ар-Рахман бин Къасим аль-‘Асими аль-Ханбали (1392):

وما لهم قاتلهم الله أنى يؤفكون, أمرهم الله بالتأسي برسوله-صلى الله عليه وسلم فخالفوه, وعصوه, وتأسوا بالمجوس والكفرة, وأمرهم بطاعة رسوله , وقد قال: أعفوا اللحى, أوفوااللحى, أرخوا اللحى, أرجوا اللحى, وفّروا اللحى. فعصوه وعمدوا إلى لحاهم فحلقوها, وأمرهم بحلق الشوارب فأطالوها, فعكسوا القضية

«Что же с ними? Да уничтожит их Всевышний! Как же они лгут! Аллаh приказал им следовать примеру Его посланника, мир ему и благословение, а они вошли в противоречие с ним и ослушались его, последовали примеру зороастрийцев и кафиров. Он приказал им подчиниться посланнику. Ведь он сказал: «Отпускайте бороду, отращивайте бороду…» а они ослушались его…он приказал им подстричь усы, а те отрастили их и перевернули все на оборот…»
См. «Тахриму Халькъи-Ллиха» стр 13.

Муфтий ‘алляма Мухаммад бин Ибраhим сказал:

«Тот, кто сбрил свою бороду после того, как ему стало известно о запрете и он упорствует в этом, совершил большой грех».
См «Фатауа  уа расаиль» 2/54.

Гл. №5:
Бритье бороды ниже хвата кулака

≡ Аль-Хафиз Зейн аль-‘Иракъи в «ат-Тасриб» писал:

«Саляфы разногласили: есть ли ограничение в длине бороды, или нет? Некоторые из них сказали, что нет для нее ограничения до тех пор, пока она не станет отличатся (от остальных). Тогда он возвращает ее (на привычный образ). Имам Малик не любил слишком длинную (бороду). Некоторые (саляфы) сказали, что ее (минимальный) рост, это все то, что равно хвату кулака, а ниже этого разрешается отрезать. Другие (саляфы) сказали, что отрезается то, что (ниже кулака) лишь при Хадже и ‘Умре».
См. «Тарху ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.

≡ Имам аль-Къады ‘Ийяд считал, что если борода слишком длинная, то можно укоротить до обычной длины. Он объяснил это тем, что слишком огромная борода привлекает внимания.
См. «Тарху ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.

Тоже самое передается от ‘Умара и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh.
См. «Фатхуль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»

Ат-Табари считал, что если борода стала безобразно огромной, то разрешается привести ее в порядок. В этом он ссылался на Аль-Хасана аль-Басри и ‘Ата.
См. «Фатхуль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»

Также на этом мнении имам ибн ‘Абд аль-Барр, аль-Къади ‘Ийяд, ибн Теймийя и другие.

Аль-хафиз Абу аль-Уалид аль-Баджи в шархе на «Муватаъ имама Малика» сказал:

«Передал Ибн аль-Къасим от имама Малика, (сказавшего): «Нет проблем отрезать от бороды ту часть, которая безобразно растет». Ему сказали: «А если она очень длинная?» Он сказал: «Я считаю, что он может подстричь то, что ниже хвата кулака». И передается от ‘Абдуллы бин ‘Умара и Абу Хурайры, что они отрезали то, что было ниже хвата кулака.
Также передал Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» от ‘Али бин Аби Талиба, Абу Хурайры, ‘Абдуллы бин ‘Умара ибн аль-Хатаба, Тауса и аль-Къасима бин Мухаммада ибн Аби Бакра,  что они отрезали ту часть бороды, что ниже хвата кулака. Аль-Хасан (аль-Басри) говорил: «Они сделали исключением укорачивать то, что ниже хвата кулака». Джабир сказал: «Мы не будем трогать то, что нижу хвата кулака, разве только на Хадже и ‘Умре…»».

Гл. №6:
Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить

Этот вопрос я задал бывшему судье столицы королевства — Эр-Рияд, шейху Сулейману аль-Маджиду на его официальном сайте. Текст ответа:

حلق اللحية محرم، لكن إن أكره الإنسان عليه؛ وذلك بأن يغلب على ظنه أنه لم يفعل فإنه يسجن أو يضرب أو يؤخذ ماله أو يفصل من عمله الذي هو في ضرورة إليه أو نحو ذلك فلا حرج عليه في هذه الحال إذا حلق لحيته، لكن ليحذر الإنسان من الأوهام غير المتحققة في مثل هذا. والله أعلم.

«Бритье бороды — запрещено! Однако, если человек был принужден, т.е. более чем вероятно в случае невыполнения (требуемого) его посадят, или побьют, или отнимут его имущество, или отрежут от его работы, в которой он нуждается или что-то еще в этом плане, то нет на нем греха если в таком случае он побреет бороду.
Но! В подобных случаях человеку следует избегать (всяких) воображений»! 

Также этот вопрос я задал шейху ас-Сухейм на нашем еженедельном уроке по правовому делу:

Шейх, вопрос относительно отращивания бороды на Кавказе, особенно в Дагестане. Мы по сей день претерпеваем аресты и пытки со стороны режима. Говорю вам это без всякого преувеличения и искажения. Так вот, есть ли для принужденных какое-нибудь исключения? Т.е укоротить бороду то требуемой длины? Или как нам поступить, шейх?

Ответ:

«Ученые говорят: если дело не дошло до принуждения, то не допускается послабление. Принуждение имеет свое определение. Принуждением не называется простое (ничем не обоснованный) страх. Необоснованные опасения ареста не берутся во внимания. Но, если реально, в самом деле по причине соблюдения сунны, отращивая бороду он рискует быть схваченным, арестованным, или будут в отношении него применены пытки и т.д, то в таком случае разрешается укоротить бороду столько, сколько позволяет (местность). Ведь укорачивание бороды не тяжелее грехом чем произношение слов куфра, ведь Господь сказал» …кроме принужденных, сердца которых наполнены верой». У ученых сюда же входит и поступок куфра (по принуждению). А кто желает, может быть стойким до последнего.

Как известно некоторые сподвижники, да будет доволен им Аллаh, как Биляль, Хаббаб и другие, стояли до конца, несмотря на то, что их пытали, волокли по горячему песку, клали на них большие камни и т.д. Некоторых даже пытались убить, пытаясь выбить с них слова куфра и отречения от религии, но при этом они не оставляли свою религию даже словесно.

Это и есть непоколебимая решимость. Были и такие, которые словесно дались, как это произошло при смуте в вопросе сотворения Корана, но и там были проявляющие непоколебимую решимость и стойкость. Кто непоколебимо стоит до конца, его не упрекают, как и того, кто под принуждением сдались (словесно). Поэтому, если, одеваясь в исламский вид он может пострадать, то он может прибегнуть к послаблениям (в рамках разумного). Но прибегая к подобным послаблениям важно учитывать, что человек не должен следовать страстям и испытывать успокоение в сердце в том, чему его принудили…»

Ученые «Марказу аль-Фатауа» сказали:

«Если более чем вероятно, что, отпустив бороду его коснётся вред, который он не сможет перенести; пытки, изгнание, или тюремное заключение, не говоря уже о убийстве, то в таком случае разрешается сбрить ее!»

Тоже самое сказал шейх аль-Альбани, Ибн Джибрин, Ибн ‘Усеймин, Мукъбиль и другие, да помилует их Всевышний. Тоже самое говорил шейх Мустафа аль-‘Адауи, Мухаммад аль-Фиркаус, ‘Али ар-Рамлий и другие.

Сегодня действительно есть такая опасность. Я сам свидетель такому случаю, когда из-за бороды людей ставили на «профилактический» (экстремистский) учет, а оттуда все несчастья.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними.

 

Комментарии

  • Аноним | Мар 1,2018

    Работа в банке

  • Аноним | Мар 1,2018

    Можно ли хранить деньги в банке

  • Добавить комментарий