90. Хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело".

90. Хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:

Несколько раз встретил этот хадис в русскоязычной среде, и никто не указал на его достоверность. 

Пришло в хадисе, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: 

استعينوا على إنجاح الحوائج بالكتمان فإن كل ذي نعمة محسود

«Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть (свой) завистник»

Я скажу: перевод хадиса не мой, но он правильный. 

Его передают от ‘Али бин Аби Талиба, Му’аза ибн Джабаля, Абу Хурайры, ибн ‘Аббаса и Абу Бурды.

Версия Му’аза:

От него передал Халид ибн Ми’дан, а от него Саур аш-Шами, от него передали трое: Са’ид бин Саллям аль-‘Аттар, Хусейн ибн ‘Ульуан и ‘Амр аль-Къураши.

А от последних по цепочке передал Абу Джа’фaр аль-‘Укъуейли в “ад-Ду’афа”, ат-Табарани всех трех книгах, ибн ‘Ади в “аль-Камиль”, аль-Байхакъи в “Шу’аб”, Абу Ну’айм в “Хилья” и другие.

Что касается Халида, то он не слышал этот хадис от Му’аза. Сказал аль-Хайсами в “Маджма’у Зауаид”: “Халид ибн Ми’дан не слышал этот хадис от Му’аза”. 

Что касается Ибн Салляма, то аль-Хайсами а “Маджма’у Зауаид” сказал: “Сказал аль-‘Иджли: нет в нем проблем. А Ахмад обвинил его во лжи”

Шейх аль-Альбани сказал, что все ученые единогласны в слабости Ибн Салляма, кроме аль-‘Иджли. Шейх аль-Альбани на это сказал: “Не стоит обращать внимание на слова аль-‘Иджли в (его словах о Ибн Салляме).

Его также послабил имам ибн ‘Ади и аль-‘Укъейли. Аль-Бухари сказал: “Са’ида обвиняют в том, что он выдумывал хадисы”. Во лжи его обвинил Ахмад и ибн Нумейр (учитель аль-Бухари и Муслима).

Хадис послабил имам Зейн аль-‘Иракъи, ас-Суюти в “аль-Джами’ ас-Сагъир” и аль-‘Аджилюни в “Кашшафу аль-Хифа”.

Имам ас-Сан’ани в своем шархе “Ат-Танвир” на “аль-Джами’ ас-Сагъир” имама ас-Суюти сказал: “Са’ида бин Салляма послабили по причине этого хадиса, так как не известна основа этому хадису”. 

Вообщем данный хадис слабый. Имам Абу Хатим сказал о хадисе: “Мункар” – отвергаемый. Ибн аль-Джаузи считал данный хадис выдуманным.

Имам аз-Зайля’и передал у себя, что имам Ахмад и ибн Ма’ин сказали об этом хадисе: “Это выдуманный хадис, нет у него основы”.

Во-вторых: Хусейн ибн ‘Ульуан. Ибн ‘Ади сказал: “Все его хадисы выдуманные. Он числится среди тех, кто выдумывает хадисы”.

В-третьих: ‘Амр аль-Къураши. Сказал Абу Ну’айм: “Его хадисы оставлены”. Т.е он матрук. Аз-Заhаби сказал: “Передал хадисы, похожие на выдуманные”.

Версия ‘Али:

Передал Абу аль-Хасан ‘Али аль-Халь’и. В цепочке Ахмад аль-Джувейбари, лжец!

Версия ибн ‘Аббаса:

Передал аль-Хатиб аль-Багъдади. В цепочке аль-Хусейн ‘АбдуЛла. Лжец, развратник.

Версия Абу Хурайры:

От него передал племянник ‘Аиши – ‘Уруа. От него по цепочке Суhейль ибн ‘Абдирахман, а от него по цепочке ибн Хиббан в “Раудату аль-‘Укъаля” и ас-Саhми в “Тариху Джурджан”

Какой Суhейль здесь имеется ввиду? Шейх аль-Альбани считал, что это ас-Синди ибн ‘Абдавей. Это тот, кого хвалил Абу Дауд ат-Таялиси. Его также удостоверил Ибн Хиббан. А Абу Хатим сказал: “Шейх”. Что означает третий или четвертый уровень достоверности. Этого недостаточно для принятия его хадиса.

Хвала ат-Таялиси в адрес ас-Синди еще не означает, что он считал его точным. Сам ат-Таялиси иногда перепутывал хадисы. Хвала Ибн Хиббана еще не означает точность ас-Синди. Ибн Хиббан известен своей снисходительностью. Но вот слова Абу Хатима “Шейх” указывают на слабость. Эти слова означают, что он сам по себе большой ученый, праведный раб Аллаhа, но не точный в передачи. Как сказал аль-Хатиб: такие передатчики нуждаются в подтверждении других передатчиков этого уровня (мутаба’аты). Но все мутаба’аты этого хадиса очень слабые и даже лживые.

Также говорят, что Ибн Хиббан считал его неизвестным. Абу Хатим не писал его хадисы.

Версия Абу Бурды:

Эта версия также является слабой, оборванной.

Вывод:

Как вы поняли, данный хадис не достигает степени хасан, не говоря уже о степени сахих. Самая нормальная версия, это версия Абу Хурайры. Но и она должна иметь свидетельство других путей хадиса. Остальные пути этого хадиса никак не годятся в качестве свидетельства. 

Единственно что правильное в этом хадисе, так это слова: “…у каждого обладателя блага есть (свой) завистник»

По смыслу это правильно. Поэтому, каждый муслим обязан читать все азкары после намазов. Утренние и вечерние азкары. Азкары перед и после сна. Это защитит его отв всякого зла, иншаАлла.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *