112. Что говорит шариат о аукционах?

112. Что говорит шариат о аукционах?

112. CHto govorit shariat o auktsionah 640x404 - 112. Что говорит шариат о аукционах?

 

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Что такое аукцион ?

Что говорит шариат о аукционах?

Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.
См Wikipedia

Простыми словами: человек продает товар, и на этот товар есть несколько покупателей, желающие купить этот товар. Продавец назначает изначальную цену, а покупатели состязаются между собой в покупке этого товара, предлагая свои цены. Затем покупает этот товар тот, кто предложил наибольшую сумму, которую не осилили другие.

Слова исламских ученых о аукционе

Достопочтимый муфтий КСА ‘Абдуль-‘Азиз али Шейх давал фетву о дозволенности аукциона, но с условием: чтобы поднимающие цену имели намерение купить. Чтобы цены поднимали именно для покупки/продажи товара, а не для того, чтобы кто-то лишился возможности покупки/продажи товара.

Пример: человек продает автомобиль за 100 000 тысяч и предлагают аукционерам. Аукционеры начинают предлагать цены выше и выше с целью, чтобы реальные клиенты, в силу искусственной дороговизны, лишись этого.

Такой вид продажи называется «ат-Танаджуш».  А посланник Аллаhа ﷺ в хадисе у аль-Бухари и Муслима от Аби Хурайры сказал: «Не делайте ат-Танаджуш…».

А если нет намерения поднятием цен лишать других возможности купить, угождая продавцу или конкурентам, то нет проблем иншаАлла.

Тоже самое говорили уважаемые доктора шариатских наук Халид аль-Муслих.

Но есть и такие ученые, которые запрещали и это, из них шейх аль-Альбани и Мукъбиль, да помилует их Всевышний.

В силу нескольких причин первое мнение кажется нам убедительней:

1. Основа в быту — чистота и дозволенность до тех пор, пока не придет исключение с Корана и сунны.

2. Имам ат-Тирмизи передал хадис от Анаса, что посланник Аллаhа ﷺ продал попону (подстилку для седла) и стакан, предлагая ее продавцам. Один из присутствующих сказал: «Я возьму это за дирhам». На что пророк ﷺ ответил:  

مَنْ يَزِيدُ عَلَى دِرْهَمٍ مَنْ يَزِيدُ عَلَى دِرْهَمٍ

«Кто даст больше? Кто даст больше ?».

И тогда один человек предложил два дирhама, и пророк ﷺ продал ему это. 

Хвала Аллаhу Господу Миров.

 

Комментарии

  • Абу Мухаммад | Окт 20,2021

    Ассаляму алайкум ва рягьматуЛлагь. Брат, этот халис насколько достоверен?
    Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд».
    Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема».
    Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней».
    Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: 
    «Это твое состояние лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».

    • AR-RAD | Фев 8,2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Шейх аль-Альбани считал его слабым.

  • Добавить комментарий