Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Что такое аукцион ?
Что говорит шариат о аукционах?
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.
См Wikipedia
Простыми словами: человек продает товар, и на этот товар есть несколько покупателей, желающие купить этот товар. Продавец назначает изначальную цену, а покупатели состязаются между собой в покупке этого товара, предлагая свои цены. Затем покупает этот товар тот, кто предложил наибольшую сумму, которую не осилили другие.
Достопочтимый муфтий КСА ‘Абдуль-‘Азиз али Шейх давал фетву о дозволенности аукциона, но с условием: чтобы поднимающие цену имели намерение купить. Чтобы цены поднимали именно для покупки/продажи товара, а не для того, чтобы кто-то лишился возможности покупки/продажи товара.
Пример: человек продает автомобиль за 100 000 тысяч и предлагают аукционерам. Аукционеры начинают предлагать цены выше и выше с целью, чтобы реальные клиенты, в силу искусственной дороговизны, лишись этого.
Такой вид продажи называется «ат-Танаджуш». А посланник Аллаhа ﷺ в хадисе у аль-Бухари и Муслима от Аби Хурайры сказал: «Не делайте ат-Танаджуш…».
А если нет намерения поднятием цен лишать других возможности купить, угождая продавцу или конкурентам, то нет проблем иншаАлла.
Тоже самое говорили уважаемые доктора шариатских наук Халид аль-Муслих и Сулейман ар-Рухейли.
Но есть и такие ученые, которые запрещали и это, из них шейх аль-Альбани и Мукъбиль, да помилует их Всевышний.
В силу нескольких причин первое мнение кажется нам убедительней:
1. Основа в быту — чистота и дозволенность до тех пор, пока не придет исключение с Корана и сунны.
2. Имам ат-Тирмизи передал хадис от Анаса, что посланник Аллаhа ﷺ продал попону (подстилку для седла) и стакан, предлагая ее продавцам. Один из присутствующих сказал: «Я возьму это за дирhам». На что пророк ﷺ ответил:
مَنْ يَزِيدُ عَلَى دِرْهَمٍ مَنْ يَزِيدُ عَلَى دِرْهَمٍ
«Кто даст больше? Кто даст больше ?».
И тогда один человек предложил два дирhама, и пророк ﷺ продал ему это.
Хвала Аллаhу Господу Миров.