Последнее обновление на 15 Окт 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Видел, как распространяют хадис:
مَنْ بَاتَ طَاهِرًا بَاتَ فِي شِعَارِهِ مَلَكٌ فَلَمْ يَسْتَيْقِظْ إِلَّا، قَالَ الْمَلَكُ : اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِعَبْدِكَ فُلَانٍ، فَإِنَّهُ بَاتَ طَاهِرًا
«Кто бы не лег спать в омовении, как в его одежде поселится ангел. И не пройдет часа, чтоб ангел не говорил: «Аллаh! Прости этого раба твоего, ведь он лен спать в омовении»».
Разбор путей
Хади передается от لاбн ‘Умара, от которого передал ‘Ата, от него Сулейман аль-Ахуаль, а от него аль-Хасан ибн Закуан, а от него имам ибн аль-Мубарак.
Имам Ахмад и ибн Ма’ин считали ибн Закуана слабым. Ан-Насаи тоже не считал его сильным в передачи.
Ад-Даракъутни сказал: «Басриец. Слабый».
Он сам по себе правдивый. Иногда делал тадлис. В точности он не достает до степени «сахих».
Этот хадис от ‘Ата также передал ‘Аббас бин ‘Утба, а от него Исма’иль бин ‘Айяш
Имам Абу Джа’фар аль-‘Укъейли и ас-Заhаби считали, что хадис ‘Аббаса от ‘Ата не достоверные.
У этого хадиса есть еще версия ибн ‘Аббаса. Но и она проблемная.
Поэтому нет сомнений, что хадис не является из категории «сахих».
Но является ли он из категории «хасан». Вот в этом и спор среди ученых.
Аль-Мунзири и Аль-Альбани читали его хасан в совокупности всех цепочек. Ибн Хаджар тоже считал хадис «джейид». Говорят, что аль-Бухари ссылался.
Вывод
Мы не можем с точностью утверждать, что пророк (ﷺ) действительно сказал это. Есть лишь надежда. Я очень надеюсь, что иснад хадис действительно хасан.
Что касается самого омовения перед сном, то это достоверная сунна. Нет в ней сомнений.
Хвала Аллаhу Господу миров!