• +7 928 503 90 90

79. Мнение ученых ислама о нашидах.

79. Мнение ученых ислама о нашидах.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Хочу предоставить вашему вниманию мнение ученых ислама о нашидах.

Нашид — это песня или поэма, в которой читают стихи.

Пишу эту работу по той причине, что братья приводят фетвы на этот счет однобоко, смешивая понятие «музыка и песни» с нашидами. Они не ставят никаких границ и не делают никаких различий, следуя своим страстям, не более.

Первым делом скажу, что понятие «исламские нашиды» является предметом споров среди ученых. Но лучше не называть их так, дабы выйти из разногласия.

А что касается обычного нашида, без музыки, без эффектов, без хора, где мужчина читает или поет красиво смысловые стихи, то Коран, Сунна и саляф не запрещали это. И даже на оборот, в Сунне пришло поощрение этого.

Сам посланник Аллаh исполнил один стих, когда он увидел трудности при «Хандакъе»

اللهم لا عيش إلا عيش الآخرة * فاغفر للأنصار والمهاجرة
О Аллаh! Нет жизни, кроме жизни ахира. Так прости ансаров и мухаджира

Аль-Бухари от Анаса.

А сподвижники ответил также стихотворно:

نحن الذين بايعوا محمدا  *  على الجهاد ما بقينا أبدا
Мы те, кто присягнул Мухаммаду на сражение, и никогда не отступим.

Также передал Ибн Аби Шейба с хасан иснадом от Абу Салямы, сказавшего:

«Сподвижники в своих маджлисах читали нашиди, порицая дела в джахилии».

≡ Имам Ибн Баз сказал:

الأناشيد من جنس الشعر: حسنه حسن، وقبيحه قبيح، إذا كانت أناشيد سليمة، معانيها طيبة؛ لا بأس بها، وإن كانت أناشيد رديئة، ومعانيها رديئة؛ مُنِعَتْ، فهي من جنس الشعر، فإذا كانت الأناشيد في مدح الخمور، أو الدَّعوة إلى الفواحش، أو ما أشبه ذلك؛ فهذه تُمنع، أما إذا كانت أناشيد في الحثِّ على العلم، وطلب العلم، وبرِّ الوالدين، وصلة الرحم، والمحافظة على الصلاة، وأشباه ذلك؛ فهي مقبولة

«Нашиды, это из рода стихов. Хорошее из них, будет хорошим, плохое плохим. Если нашиды нормальные, с хорошим смыслом, то нет в них каких проблем. А если они мерзкие, с мерзким смыслом, то запрещается… Если в них восхваляется алкоголь, или призывается к пошлостям и тому подобном, то запрещаются (такие нашиды). А если в нашидах побуждается требовать знание, слушаться родителей, поддерживать родственные связи, оберегать молитву и тому подобное, тогда (такие нашиды) приемлемы».

≡ Сказал имам Ибн ‘Усеймин:

الأناشيد الإسلامية كثُرَ الكلام حولها، و أنا لم أستمع إليها منذ مدة طويلةٍ ، و هي أول ماظهرت كانت لابأس بها ، ليس فيها دفوف ، و تُؤدَّى تأديةً ليس فيها فتنة ، و ليست على نغمات الأغاني المحرمة ، لكن تطورت و صارَ يُسمع منها قرع يُمكن أن يكون دُفاً ، و يمكن أن يكون غيرَ دُفٍّ. كما تطورت با ختيار ذوي الأصوات الجميلة الفاتنة ، ثم تطورت أيضاً حتى أصبحت تؤدى على صفة الأغاني المحرمة ، لذلك: أصبح في النفس منها شيء و قلق ، و ل ايمكن للإنسان أن يفتي بإنها جائزة على كل حال و لا بإنها ممنوعة على كل حال ، لكن إن خلت من الأمور التي أشرت إليها فهي جائزة 

«Много сказано о исламских нашидах. Я очень давно уже их не слушал. В начале, когда они появились, они были безобидными. Не было в них бубена, не было фитны, не было запретных музыкальных элементов. Но сейчас они развились. Сейчас можно услышать эффекты, возможно это бубен, а может и нет. Да и голоса теперь стали выбирать искусительные.

Поэтому, человек не может заявлять точно, что они дозволены, как и то, что они запрещены. Но если они лишены всего того, на что я указал выше, тогда они дозволены».

≡ ‘Алляма Ибн Джибрин сказал:

النشيد هو قراءة القصائد إما بصوت واحد أو بترديد جماعتين، وقد كرهه بعض المشايخ، وقالوا: إنه من طرق الصوفية، وأن الترنم به يشبه الأغاني التي تثير الغرائز، ويحصل بها نشوة ومحبة لتلك النغمات. ولكن المختار عندي: جواز ذلك- إذا سلمت من المحذور- وكانت القصائد لا محذور في معانيها، كالحماسية والأشعار التي تحتوي على تشجيع المسلمين على الأعمال، وتحذيرهم من المعاصي، وبعث الهمم إلى الجهاد، والمسابقة في فعل الخيرات، فإن مصلحتها ظاهرة

«Нашид — это чтение стихов либо одним голосом, либо хором. Некоторые шейхи порицали это. Они сказали, что это путь суфиев. Сказали, что занимающийся этим подобен слушающему музыку, которая поднимает страсти, что вызывает привязанность к этим песням. 

Я считаю, что они дозволены, если лишены (этих) запретных вещей. Если (нашиды) лишены запретных речей, (но содержат) подъем духа, или содержат стихи, побуждающие мусульман к благим деяниям, предостерегающие от грехов, бодрящие цели к сражениям, к соревнованиям в благом, то польза здесь очевидна».

≡ Комитет «аль-Ляджна ад-Даима» сказал:

يجوز لك أن تستعيض عن هذه الأغاني بأناشيد إسلامية ، فيها من الحِكَم و المواعظ و العِبَر ما يثير الحماس و الغيرة على الدين ، و يهُزُّ العواطف الإسلامية ، و ينفر من الشر و دواعيه ، لتَبعَثَ نفسَ من يُنشِدُها ومن يسمعُها إلى طاعة الله ، و تُنَفِّر من معصيته تعالى ، و تَعَدِّي حدوده ، إلى الاحتماءِ بحِمَى شَرعِهِ ، و الجهادِ في سبيله . لكن لا يتخذ من ذلك وِرْداً لنفسه يلتزمُه ، و عادةً يستمر عليها ، بل يكون ذلك في الفينة بعد الفينة ، عند و جود مناسباتٍ و دواعيَ تدعو إليه ، كالأعراس و الأسفار للجهاد و نحوه ، و عند فتور الهمم ، لإثارة النفس و النهوض بها إلى فعل الخير ، و عند نزوع النفس إلى الشر و جموحها ، لردعها عنه وتـنفيرها منه . و خيرٌ من ذلك أن يتخذ لنفسه حزباً من القرآن يتلوه

«Ты можешь заменить эти песни исламскими нашидами. В них есть назидание, мудрые речи, поднимающие дух и ревность к религии. Они возбуждают исламские чувства, помогут отвернутся от зла и его причин. Эти нашиды должны подтолкнуть слушателя к подчинению Аллаhа, оттолкнуть его от ослушания Аллаhу и нарушения его границ. Побуждать придерживаться ислама, побуждать к сражению. 

Но нельзя постоянствовать в этом и делать это привычкой. Пусть это будет иногда, время от времени, при наличии причини и повода. Как свадьбы, военные походы, поднятия духа, поощрения к добрым поступкам. Когда душа тянет ко злу, пусть (эти стихи в нашидах) оградят ее от этого. 

Но лучше всего этого взять себе вирдом Коран и читать его».

≡ Сказал шейх аль-Альбани:

 إذا كانت هذه الأناشيد ذات معانٍ إسلامية ، و ليس معها شيء من المعازف و آلات الطرب كالدفوف و الطبول و نحوِها ، فهذا أمرٌ لا بأس به ، و لكن لابد من بيان شرطٍ مهم لجوازها ، وهو أن تكون خالية من المخالفات الشرعية ؛ كالغلوّ ، و نَحوِه ، ثم شرط آخر ، و هو عدم اتخاذها دَيدَناً ، إذ ذلك يصرِفُ سامعيها عن قراءة القرآن الذي وَرَدَ الحضُّ عليه في السُنَّة النبوية المطهرة ، و كذلك يصرِفُهُم عن طلب العلم النافع ، و الدعوة إلى الله سبحان

«Если эти нашиды содержат исламский дух, в них нет ничего из музыкальных инструментов; дуф, барабан и т.д. то это не запрещенное дело. 

Но важно знать условия: они не должны содержать противоречия исламу, как чрезмерность и т.д.

Затем другое условие: это не надо делать привычкой, это может отвернуть слушающего нашиды от чтения Корана, относительно которого в пророческой пречистой Сунне пришли тексты слушать его. Это также не должно отвлекать его от требования знания и призыва к Всевышнему Аллаhу».

Тоже самое сказал нынешний член комитета старейших ученых Са’ид аль-Хасалян, да хранит его Аллаh.

Я скажу:

Эти ученые не имеют ввиду те нашиды, которые практически заменили музыку своими эффектами. Нет, речь идет о стихах, научных мутунах, читаемых на распев для заучивания и тому подобное.

Хвала Аллаhу Господу миров.

ornament 2 - 79. Мнение ученых ислама о нашидах.

 

Добавить комментарий