Хвала Аллаху.
Во-первых.
Согласно более верному мнению ученых, да помилует их Аллах, закят с украшений обязателен. Мы разъяснили это в вопросах под №№ 19901 и 59866, размер нисаба золота и серебра смотрите в вопрос № 64.
Во-вторых.
Если у человека есть золото и серебро, и каждое из них по отдельности не достигает размера нисаба, то закят с них не обязателен. Даже если они достигают нисаба при складывании. Например, если у человека семьдесят граммов золота и четыреста граммов серебра, то он не должен выплачивать с них закят, пока один из металлов не достигнет величины нисаба. Доказательство в хадисе, переданном от Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах: Не следует выплачивать закят (с имущества) менее пяти окийсеребра (окийа – мера веса, равная 37,44 гр.) (приводит аль-Бухари под №1405 и Муслим под № 979). Золото – другой, отличный от серебра, вид металла. Поэтому его не складывают с серебром, как не складывают и остальные виды имущества, с которых выплачивается закят: верблюды не складывают с коровами, коровы – с баранами, пшеница – с ячменем, финики – с изюмом.
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:
Для дополнения нисаба ни золото не складывается с серебром, ни серебро не складывается с золотом. В этом вопрос нет разногласий (по мнению мазхаба). Также финики не складываются с изюмом… (Аль-маджму‘. – Т. 5. – С. 504).
Он также сказал:
Нисаб с дирхамов (серебреные монеты – прим. пер.) не дополняется золотом, ни наоборот. Даже если у человека 199 дирхамов и 19,5 мискалей золота (мискаль – мера веса, равная 4, 68 гр.) и т.п., то он не обязан выплачивать закят ни с одного из них. Об этом говорили большинство ученых. Это мнение передал Ибн Мунзир от Ибн Абу Ляйлы, аль-Хасана ибн Салиха, Шарика, Ахмада, Абу Саура и Абу ‘Убейда. Ибн Мунзир сказал: „Аль-Хасан, Катада, аль-Ауза‘и, ас-Саури, имам Малик, имам Абу Ханифа и другие последователи самостоятельного суждения (асхаб ар-раъй) сказали, что одно складывается с другим…“ (аль-Маджму‘. – Т. 5. – С. 504).
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал:
Золото не складывается с серебром с целью дополнения нисаба, так как они – разные виды (металлов)… Передается от Ахмада, что оно складывается, так как цель их одна, и они — две разновидности одного вида (аль-Кяфи).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
Первое мнение – верное. Золото не складывается с серебром для того, чтобы дополнить нисаб, исключением является имущество менялы. Потому что имущество менялы применяется для торговли, а золото и серебро (в этом случае) являются товарами (Шарх аль-кяфи).
Он также сказал:
Даже если они одинаковы по пользе и назначению, то это не указывает на необходимость соединения одного с другим для дополнения нисаба. Так как Аллах предписал для каждого из них определенную величину нисаба, что указывает на отсутствие закята с того, что менее этого. Также от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не передаются слова о необходимости соединять одно с другим для дополнения нисаба. Как пшеница не складывается с ячменем для дополнения нисаба, несмотря на то, что у них одно предназначение, так и золото с серебром (Маджму‘ аль-фатауа. – Т. 18. – С. 248).
А Аллаху ведомо лучше!
Из сайта шейха аль-Мунаджида.
Для пользы: 638. Основа закята (нисаба) сегодня — золото, не серебро.