Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
До меня дошло, что некоторые братья чрезмерны в вопросе питья стоя, остро реагируют на домочадцев, если кто-то из них выпьет стоя. Я решил затронуть эту тему вкратце и внушить правильное понимание этого вопроса.
Недопонимание у братьев вызвали следующие два хадиса:
→ Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ запрещал, чтобы человек пил стоя. Катада сказал: «Мы спросили Анаса: «А есть?» Он ответил: «Это ещё хуже (или: …ещё отвратительнее)».
Муслим и другие.
В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом,) сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не давал (людям) пить стоя.
→ В другом хадисе пророк ﷺ сказал:
لَا يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا، فَمَنْ نَسِيَ فَلْيَسْتَقِئْ
Пусть никто из вас ни в коем случае не пьёт стоя, а кто забудет пусть извергнет (из себя выпитое).
Муслим от Абу Хурайры.
Проблема людей перед такими хадисам: незнание усуля, не способность объединять хадисы.
→ Сказал имам ан-Науауи в шархе на сахих Муслим:
والصواب فِيهَا أَنَّ النَّهْيَ فِيهَا مَحْمُولٌ عَلَى كَرَاهَةِ التَّنْزِيهِ، وَأَمَّا شُرْبُهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَائِمًا فَبَيَانٌ للجواز فلا إشكال ولا تعارض
«Более верно (в этом вопросе): запрет (в этих хадисах) надо отнести к нежелательности. А что касается его ﷺ питья стоя, то чтобы показать дозволенность. Нет никаких проблем и нет противоречия (между хадисами, дозволяющих и запрещающих пить стоя)»
Имам ан-Науауи говорит о следующих хадисах:
→ Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
سَقَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ زَمْزَمَ فَشَرِبَ وَهُوَ قَائِمٌ
(Однажды) я дал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, воды из Замзама, и он выпил ее стоя.
Аль-Бухари и Муслим.
→ Имам аль-Бухари передал, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, подошедший к воротам мечети (в Куфе), выпил стоя и сказал:
إِنَّ نَاسًا يَكْرَهُ أَحَدُهُمْ أَنْ يَشْرَبَ وَهُوَ قَائِمٌ ، وَإِنِّي رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَعَلَ كَمَا رَأَيْتُمُونِي فَعَلْتُ
«Люди не одобряют пить воду стоя, а я видел как пророк ﷺ сделал тоже самое, что (сейчас) сделал я на ваших глазах»
Обратите внимание, в этом хадис опровержение тем, кто считает, что пророк ﷺ пил стоя только при необходимости, тогда как ‘Али не усмотрел в поступке пророка ﷺ какую-либо необходимость и повторил тот же поступок в свободном положении, что свидетельствует о дозволенности пить стоя и предпочтительности пить сидя.
→ Передал имам ат-Тирмизи, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
كُنَّا نَأْكُلُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَنَحْنُ نَمْشِي ، وَنَشْرَبُ وَنَحْنُ قِيَامٌ
При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, нам приходилось часто есть на ходу и пить стоя.
Ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис» Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным
→ Передают со слов Амра бин Шу’айба, что его отец передал, что его дед (имеется в виду дед отца Амра бин Шу’айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах.] сказал:
Я видел, как посланник Аллаха пил стоя и сидя.
Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший, достоверный хадис»
Те хадисы, где пророк ﷺ велел пить сидя, несут рекомендательный характер, а хадисы, в которых пророк ﷺ сам пил стоя, несут дозволяющее законоположение. Этого придерживался ат-Табари, аль-Хаттаби, Ибн Батталь, ан-Науауи, Ибн Хаджар и другие.
Постоянная комиссия фетв и исследований (аль-Ляджна ад-Даима) говорит:
الأصل أن يشرب الإنسان قاعداً ، وهو الأفضل ، وله أن يشرب قائماً ، وقد فعل النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الأمرين للدلالة على أن الأمر في ذلك واسع
«Основа: человек пьет сидя, это лучше, однако он может пить и стоя, ведь пророк ﷺ поступил и так и так, чтобы указать, что это вопрос не принципиальный».
Под фетвой подписались выдающиеся ученые: Ибн Баз, ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи, Ибн Гъудаян и Ибн Къу’уд, да помилует их Всевышний.
А что касается утверждения, что эти хадисы отмененные, то безосновательное утверждение.
Хвала Аллаhу Господу миров!
Пить сидя или есть сидя — это суна?
Асссламу алейкум. Слова «основа: человек пьёт стоя, это лучше» там должно было быть «сидя»? т.к в статье написано что лучше пить сидя или я что-то не понял?
*Не судите строго если я не понял что-то простое и тут нет ошибки
Я перепутал. Уже исправил: «Основа: человек пьет сидя, это лучше, однако он может пить и стоя, ведь пророк ﷺ поступил и так и так…»
В сунне пришло и то и другое, с предпочтением делать это сидя.
Уважаемые брат я вышла с выпечка уроки сёстрам и с телеграмм пока нельзя на меня дело вообщем ворона
Надеюсь у вас все хорошо.