Last updated on 30 Дек 2022
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение любимому пророку, его пречистой семье, верным сподвижником, и искренне следующим за ними, а затем…
Что значит справедливость между женами? Означает ли это абсолютное равенство во всех вещах, или это справедливость и довольство?
Я, с дозволения Всевышнего Аллаhа, хочу коротко и ясно поговорить о истинном значении «справедливость между женами», так как вижу, что огромное количество людей просто не понимают, что это такое на самом деле, и практикуют чрезмерность в этом вопросе, или вовсе ничего не практикуют!
И так, основа во всем — это справедливость и благочестие, Всевышний Господь сказал в суре «Пчелы»:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников…».
Имам ат-Табари, да помилует его Аллаh, в толковании этого аята сказал: «Поистине, Аллаh приказывает в этой книге, ниспосланной тебе о Мухаммад, соблюдать справедливость — а это беспристрастность».
Также сказал Господь в хадисе къудси, переданном имамом Муслимом от Абу Зарра, да будет доволен им Аллаh:
يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي ، وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا ، فَلَا تَظَالَمُوا
О рабы Мои! Я запретил себе несправедливость и запрещаю ее вам, так не поступайте же по отношению друг друга несправедливо.
Это что касается основы, теперь конкретно о многоженстве: сообщатся от Абу Хурайры, что посланник ﷺ сказал:
(إِذَا كَانَ عِنْدَ الرَّجُلِ امْرَأَتَانِ فَلَمْ يَعْدِلْ بَيْنَهُمَا جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَشِقُّهُ سَاقِطٌ (أَحَدُ شِقَّيْهِ مَائِلٌ
В судный день придет однобоким тот (в другой версии: полубоким), кто имея двух жен не соблюдал справедливость между ними.
Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа от Абу Хурайры.
Сказал имам аль-Хусейн ат-Тиби: «Т.е часть его будет кривой (или вообще без нее). (Другие) сказали: «Чтобы люди видели его в судный день, (и это) добавка к наказанию». Т.е позор будет добавкой к общему наказанию!
→ Передают также, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела.
Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие.
Но многие не знают, что «склонение» к жене в данном хадисе указывает на несправедливость в обязательных супружеских правах, как ночлег, одежда, содержание, и т.д. Т.е если муж склоняется к одной из своих жен, то склоняется открыто, это подконтрольное действие и за это будет спрос. Но! Человек не может любить всех жен одинаково! Значит, если он будет склоняться к одной из жен сердцем, не демонстрируя, то в таком случае запрета нет, ибо любовь сердца — вещь неконтролируемая.
→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал, раздавая пропитание между женами:
О Аллаh! Это моя дележка (между женами), которой я владею, так не упрекай же меня за то, чем владеешь Ты и не владею я.
Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Байхакъи от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh.
Сказал имам Абу Дауд, объясняя смысл «не владею я»: «Т.е сердце (любовь)».
Сказал имам ат-Тирмизи: «Хадис указывает на то, что склонение сердцем процесс неконтролируемый, более того, это от Всевышнего Аллаhа».
Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллаh: «Если человек выполнил свои обязательства перед каждой женой: как одежда, пропитание, ночлег, то нет проблем в том если его сердце склоняется (к одной из жен), или если он сделает подарок».
Сказал Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллаh: «Он ﷺ, делил между ними ночи, пропитание, но что касается равенства в любви и постели, то здесь равенство соблюдать необязательно, ибо это не подвластно (человеку)».
Сказал Шейхуль Ислям: «Нет проблем если он любит ее больше (другой) и совокупляется с ней больше (чем с другой)».
Он, мир ему, любил всех своих жен, но склонялся сердцем к ‘Аише и не показывал этого. Но другие жены все же почувствовали это и попросили Фатиму передать посланнику Аллаhа ﷺ, чтобы он был одинаковым ко всем женам даже в сердце. Когда Фатима передала это посланнику ﷺ он сказал ей: «О Фатима, разве ты не любишь кого люблю я?» Она сказала: «Да», он ﷺ сказал: «Тогда полюби ее» и указал на ‘Аишу, которая сидела рядом. Это резюме с шарха имама ан-Науауи на имама Муслима.
Поэтому брат мой, если у тебя несколько жен, то соблюдай равенство между ними внешне, но, если ты любишь одну из своих жен больше других, так пусть это не отражается на твоей справедливости — не показывай внешне.
Большинство людей под «равенством» понимают буквальный его смыл: два — значит два, три — значит три. Все это не соответствует истине!
Пример: я дал первой жене два мороженного, означает ли это то, что и второй я должен дать два мороженного? Ответ: нет, ибо второй одного мороженного хватит, а первой может и двух не хватить! Первая довольна двумя рожками, значит ей два, вторая довольно одним, ну значит ей один. А третья вообще не любит мороженное, теперь ее заставлять? Нет, конечно, нет.
Другими словами, справедливость — это довольство жен, а не банальное равенство!
Что касается ночей: тут такая-же аналогия: первой хватает одной ночи, и она довольна, значит ей одну ночь и хвала Аллаhу, а второй возможно и три ночи не хватит, значит ей столько сколько хочет, вот и судите по такой аналогии.
Как вы поняли, справедливость между женами не означает абсолютное равенство. Ниже приведу еще несколько примеров…
У первой четырехкомнатная квартира, а у второй двух, почему? Потому что у первой трое детей, а у второй один ребенок, здесь справедливость между ними установлена иншаАлла!
Первой дал 5 тыс. руб на лечение зуба, тут вторая заявляет: «Поскольку ты первой отдал 5 тыс, дай и мне 5 тыс». Здесь можно ответить следующим образом: «Дорогая, ей я дал на ее лечение, в этом очевидная нужда, в твоем же случае нет нужды».
В заключение воздаем хвалу Всевышнему!
Ассаламу алейкум! Ну мороженое это понятно, а как это на счёт ночей? Не совсем понимаю, одной одну ночь, а другой и трёх ночей мало, не представляю себе такого, это и будет внешним проявлением несправедливости, разве нет? Мне кажется ни одна жена на такое не согласится, больна не больна, Хайд у нее или нет, ночи будь добр дели поровну, иначе женщина будет чувствовать себя обеденной, ну и ревностью изведется вся
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Это не касается ночей, ночи должны быть равными, если конечно жены сами не отдадут свои ночи.
обделённой