• +7 928 503 90 90

60. Вовремя саджда нос должен прикасаться земли?

60. Вовремя саджда нос должен прикасаться земли?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Вовремя саджда нос должен прикасаться земли, или достаточно одного лба? На этот счет у саляф есть три известных мнения.

Первое: обязательно. На этом ибн ‘Аббас, ибн Джубейр, ан-Наха’и Малик. На этом также ИсхIакъ и известное мнение у ханбалитов. Шейх ибн Баз тоже на этом мнении.

Второе: необязательно. На этом Салим, ТIаус, ‘АтIа, ‘Икрима, аль-Хасан, аль-Къасим, ибн Сирин,ас-Саури, Абу Юсуф и Мухаммад. Это также риваят от Ахмада и мнение в мазхабе аш-Шафии, которое ан-Науауи назвал правильным. Шейх Мустафа аль-‘Адауи тоже на этом мнении.

Третье: можно лбом вообще не касаться, достаточно просто носом. На этом Абу Ханифа. Но это самое слабое мнение, поэтому мы лишь разберем два первых.

Доказательство первой группы

→ Аль-Бухари сказал: нам рассказал Му’алля бин Асад (аль-Басри): нам рассказал Вуhейб (бин Халид аль-Басри), от ‘АбдуЛлы бин ТIауса, от своего отца, от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

«Мне было приказано делать земной поклон на семь частей: на лоб, и указал на свой нос, на руки (ладони), на колени и кончики пальцев. А также не подворачивать рукава и волосы в намазе».

А Муслим передал этот хадис по пути ибн Джурейджа, от ‘АбдуЛлы бин ТIауса, от своего отца, от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, но без добавки: «и указал на свой нос».

→ Передал ‘Асым от ‘Икримы, что когда посланник Аллаhа увидел человека, совершающего намаз, не прикасаясь носом в земном поклоне, сказал

لا تقبل صلاة لا يمس فيها الأنف ما يمس الجبين

«Не принимается молитва, если нос не прикасается того, чего прикасается лоб».

Однако данный хадис мурсаль, как указал на это имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни и другие.

→ Имам ат-Тирмизи передал от Абу ХIамида, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:

أن النبي صلى الله عليه وسلم سجد ومكن جبهته وأنفه على الأرض

Посланник Аллаhа ﷺ совершил земной поклон, и положил свой лоб и нос на землю

Доказательство второй группы

Эта группа ответила, что хадис ибн ‘Аббаса несет в себе рекомендательный характер, а не обязательным. Ведь в хадисе сказано «семь частей», а если посчитать нос, то выйдет восемь. Но оппоненты ответили, что лоб и нос, это один орган.

≡ Ан-Навави сказал:

وأن يسجد على الجبهة والأنف جميعا ، فأما الجبهة فيجب وضعها مكشوفة على الأرض ويكفي بعضها ، والأنف مستحب ، فلو تركه جاز

«и надо прикасаться лбом и носом в земном поклоне. Что касается лба, то он должен класть его на землю оголенным хотя-бы частично, а нос желательно класть, если он не сделает этого, то (молитва) действительна… это мазхаб Малика и аш-Шафии, да помилует их Аллаh, а также мазхаб большинства…

Дискуссия

Первая группа привела хадис ибн ‘Аббаса, сказав, что в нем прямо сказано: «и указал на свой нос». 

Вторая группа отвечает, что это несет рекомендательный характер, а не обязательный. 

Первая отвечает, что нуден далиль на это, так как внешне принимается как есть.

Вторые отвечают, что в версии ибн Джурейдж, не упоминается эта добавка.

Но мы скажем, что добавка заслуживающего доверия принимается.

Вторые скажут, что если-бы нос был-бы обязательным, тогда надо было сказать «на восемь частей» а не «семь».

Мы скажем, что это одна часть.

Затем первая группа привела хадиса ‘Икримы:

«Не принимается молитва, если нос не прикасается того, чего прикасается лоб».

Вторая группа ответила: что данный хадис мурсаль, как указал на это имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни и другие.

Затем первая группа привела хадис Абу ХIамида, где Посланник Аллаhа ﷺ совершил земной поклон, и положил свой лоб и нос на землю.

Вторые ответили, что это то, что он видел, и не обязательно отсюда понять, что это обязательно.

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

Добавить комментарий