606. Все о ночи предопределения

606. Все о ночи предопределения

606. kogda nachinaetsja noch predopredelenija i skolko vystaivat 638x640 - 606. Все о ночи предопределения

 

Гл. 1 ПРЕДИСЛОВИЕ

Гл. 2 НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЬКО ДЛЯ НАШЕЙ УММЫ?

Гл. 3 ДОСТОИНСТВО НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гл. 4 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В ЛЮБОЙ НОЧИ ГОДА

Гл. 5 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В ЛЮБОЙ  НОЧИ РАМАДАНА

Гл. 6 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В 1-УЮ НОЧЬ

Гл. 7 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В 17-УЮ НОЧЬ

Гл. 8 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНИЕ 10 НОЧЕЙ

Гл. 9 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНИЕ 7 НОЧЕЙ

Гл. 10 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В 21 НОЧЬ

Гл. 11 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В 23 НОЧЬ

Гл. 12 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ИМЕННО В 27 НОЧЬ?

Гл: 13 ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В 29 НОЧЬ

Гл. 14 НИКТО НЕ ЗНАЕТ ТОЧНО, КОГДА ЭТА НОЧЬ

Гл. 15 НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ В ЧЕТНЫЕ ДНИ

Гл. 16 ЛЕЙЛЯТУЛЬ- КЪАДР ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ МЕЖДУ ПОСЛЕДНИМИ НОЧАМИ

Гл. 17 КАК ВЫСТАИВАТЬ ЭТУ НОЧЬ И СКОЛЬКО?

Гл. 18 ПОКЛОНЕНИЕ В НОЧЬ И ДЕНЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гл. 19 ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Гл. 20 У КАЖДОГО МАТЕРИКА СВОЯ НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

 


 

Гл. 1
ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Побудила меня написать эту работу малая осведомленность исламских студентов (так и не рассмотревших доказательства всех сторон, достоверность хадисов и асаров), утверждающих, что эта ночь выпадает на какое-то конкретное число.

Многие хадисы и асары в этой статье подлежат научной критике, как со стороны иснада, так и со стороны матна, но основная часть этих преданий вместе с их информативной частью принята подавляющим большинством ученых этой общины.

 

Гл. 2
НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЬКО ДЛЯ НАШЕЙ УММЫ?

Некоторые риваяты указывают, что ночь предопределения является особенностью этой уммы.

Ад-Дайлями передал со своим иснадом до Анаса, да будет доволен им Аллаh, что пророк (ﷺ) сказал:

إن الله وهب لأمتي ليلة القدر ولم يعطها من كان قبلهم

«Поистине! Аллаh даровал моей общине ночь предопределения, и не даровывал ее никому до нее».

Мне не известно никого, кто бы еще кроме ад-Дайлями передал этот хадис. Единичные риваяты ад-Дайлями подобны единичным риваятам Ибн Аби Дунья, или единичным риваятам Ибн Маджы, но последний превосходит первых двух в разы.

Есть еще асар, подтверждающий приведенный ад-Дайлями хадис: передал Мухаммад Ибн Наср от Са’ида Ибн Мансура, которого спросили о ночи предопределения: «Она для уммы Мухаммада».

Есть хадисы, которые свидетельствуют об обратном:

Имам Ахмад передал, что Убейя спросил пророка (ﷺ): ночь предопределения будет с пророками, а когда они умрут ее отменят? На что он (ﷺ) ответил:

Она будет до судного дня
Амхад и другие с достоверным иснадом

Здесь упоминаются пророки, а пророки были до исламской общины.

Также передал Абу Дауд и ат-Табарани от Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh, что пророк (ﷺ) сказал:

Она в каждом Рамадане

Рамадан был до ислама тоже, хоть и назывался по-другому. Предок нашего пророка (ﷺ), Киляб бин Мурра, назвал этот месяц Рамадан, от слова «Рамдаъ» — жара, зной.

Всевышний сказал: «…вам предписан пост, как был предписан тем, кто был до вас».

Слова «… до вас» свидетельствуют, что эта ночь не является особенностью этой общины.

Однако Мухаммад аз-Заркъани в шархе на «аль-Мууаттаъ» имама Малика так не считает, по его мнению, поклонения в эту ночь — особенность этой уммы, и сослался на Джазама ибн Хабиба и Ибн ‘Абд аль-Барра из числа маликитов.

Имам ан-Науауи сказал, что большинство шафиитов придерживаются этого.

Они же ссылаются на асар, упомянутый имамом аль-Багъауи, ссылающимся на ‘Ата, передающего от Ибн ‘Аббаса, который рассказывал, что среди сынов израилевых был человек, который нес меч на своем плече тысячу лет (т.е сражался), и пророк, мир ему и благословение, пожелал для своей уммы того же, сказав Аллаhу: «О мой Господь! Ты сделал мою общину самой короткой по уровню жизни и деяниям (т.е предписаний)», и тогда Всевышний ниспослал «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» и сказал: «То, что нес тот израильтянин тысячу лет, для вас будет до судного дня».

И здесь Всевышний даровал своему пророку (ﷺ) ночь предопределения взамен на то, что было в общинах до нас — долголетие. Но данный иснад аль-Бугъауи нельзя проверить.

Шейх ‘Атыйя Салим в шархе «Булюгъ аль-Марам» упомянул эти два мнения и не пришел к заключению.

Мне попался еще один хадис, свидетельствующий о наличии Рамадана в умме, Ибраhима, Мусы и ‘Исы, мир им:

أنزلت صحف إبراهيم عليه السلام في أول ليلة من رمضان، وأنزلت التوراة لستٍّ مضين من رمضان، والإنجيل لثلاث عشرة خلت من رمضان، وأنزل الفرقان لأربع وعشرين خلت من رمضان

Свитки Ибраhима были ниспосланы в первые ночи Рамадана, Таурат был ниспослан на шестой день Рамадана, Инджиль был ниспослан на тринадцатый оставшийся день Рамадана, а Коран был ниспослан на двадцать четвертый оставшийся день от Рамадана
Ахмад, ат-Табарани и другие

Но данный хадис подвергся критике.

Он передается через ‘Имрана аль-Къаттана, которого послабили имам Ибн Ма’ин, ан-Наса, Абу Дауд, аль-‘Укъейли и ад-Даракъутни.

Но удостоверил Ибн Хиббан.

Аль-Бухари сказал: «Он правдивый, но путается».

Ахмад сказал: «Надеюсь его хадисы годятся».

Ахмад ибн Салих: «Сикъа» (заслуживает доверия).

Ибн ‘Ади сказал: «Его хадисы записываются» (если есть свидетельство его передачам)».

Закарийя ас-Саджи и аз-Захаби назвали его правдивым.

‘Амр ибн Фалляс сказал: «Ибн Маhди записывал его хадисы».

Говорят, что Яхья аль-Къаттан хвалил его. Если действительно аль-Къаттан хвалил его и Ибн Маhди передавал его хадисы, то этого факта достаточно, чтобы назвать его достоверным, ибо эти двое не передают от слабых. Добавьте сюда слова Ахмада.

Как результат можно сказать, что он сам по себе правдивый, но его единичных передач стоит остерегаться.

Похожий по смыслу хадис передает Абу Я’ля от Суфьяна, сына имама Уаки’а. Он еще является учителем имама ат-Табари, Ибн Маджи и ат-Тирмизи, да помилует их Аллаh. Суфьян был богобоязненным ученым, сыном выдающегося имама, Уаки’а. Проблема в том, что у Суфьяна были неблагочестивые писари, подсовывавшие ему хадисы, а он ничего не подозревал, и из-за опасений путаницы имамы послабили его.

 

Гл. 3
ДОСТОИНСТВО НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Сказал Всевышний Аллаh:

 

Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела, по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания
(Ад-Духан: 3-5).

Сказал Всевышний Аллаh:

إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ. وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ. لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ. تَنَزَّلُ الْمَلائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ مِنْ كُلِّ أَمْرٍ. سَلامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ

 Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари

→ В хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, говорится:

من يقم ليلة القدر إيماناً واحتسابا غفر لله ما تقدم من ذنبه

Кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на награду, Аллаh простит ему прежние грехи.
Аль-Бухари, Муслим и другие.

Краткий шарх от толкователей хадисов:

  1. Упоминание выстаивания не ограничивается лишь этии видом поклонения.
  2. Упомянутая награда имеет место лишь при соблюдении двух условий: убежденности в этой награде и в ее желании.
  3. Прощаются грехи и ошибки, а что касается больших, губительных грехов, или несправедливости по отношению к другим людям, то для этого требуется отдельное покаяние со всеми условиями: если речь о грехах лично человека, то он должен немедленно прекратить, оставить и сожалеть о содеянном, а если грех касается прав человека, то их нужно восстановить (вернуть права — обязательное условие принятия покаяния данного вида греха).

 

→  ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказал:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا دخل العشر أحيا الليل وأيقظ أهله وجد وشد المئزر

Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, когда наступали десять (последних ночей), оживлял ночи, будил свою семью и затягивал свой изар».
Муслим и другие.

Слова «затягивал свой изар» образное выражение, означающее готовность к усердию. Имам аль-Хаттаби в шархе сказал: «Вероятно, имеется в виду усердие в поклонении».

Другие сказали: и сторонился жен в этот период. Первое очевиднее.

 

→ В хадисе Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказано:

إن هذا الشهر قد حضركم وفيه ليلة خير من ألف شهر من حرمها فقد حرم الخير كله ولا يحرم خيرها إلا محروم

Настал для вас этот месяц, в нем есть ночь, которая лучше тысячи ночей. Кто лишился ее блага, лишился всего, не лишается ее блага никто, кроме лишенного.
Ибн Маджа. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Слова «Кто лишился ее блага, лишился всего» также передал имам Ахмад и ан-Насаи от Абу Хурайры.

Суть хадиса: если человек без особой причины лишает себя такой огромной возможности получить величайшие блага, тогда больше ни на что он не способен, он действительно несчастный по причине своих грехов, которые удерживают его от такого поклонения. Выход: немедленно исправить свою жизнь и прийти к Аллаhу с покаянием и не оставлять ночные джамааты с имамом (если такое возможно).

Имам аль-Багъауи ссылается на ‘Ата, передающего от Ибн ‘Аббаса, который рассказывал, что среди сынов израилевых был человек, который нес меч на своем плече тысячу лет (т.е сражался), и пророк, мир ему и благословение, пожелал для своей уммы того же, сказав Аллаhу: «О мой Господь! Ты сделал мою общину самой короткой по уровню жизни и деяниям (т.е предписаний)», и тогда Всевышний ниспослал «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» и сказал: «То, что нес тот израильтянин тысячу лет, для вас будет до судного дня».

Имам аль-Багъауи не упомянул иснад, что делает его проверку невозможным.

Имам аль-Багъауи добавил, ссылаясь на других муфассиров: благие деяния в эту ночь лучше, чем благие деяния на протяжении тысячи месяцев, в которых нет ночи предопределения. Это мнение имама ат-Табари и с ним соглашается хафиз Ибн Касир.

Также в эту ночь был ниспослан Коран, и каким образом: целиком или частично? Для этого у нас будет отдельная работа.

Всевышний сказал:

«Воистину, Мы ниспослали его в Ночь Предопределения. Откуда ты мог знать, что такое Ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и Дух в нее с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари».

Имам ‘Абд ибн Хумейд (учитель аль-Бухари и Муслима) привел свой иснад до ар-Раби’а ибн Анаса, сказавшего в толковании аята: « Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев» — «благие дела (в эту ночь лучше) тысячи месяцев».

Также ‘Абд ибн Хумейд от Анаса, сказавшего: «Благие деяния в ночь предопределения: садакъа, намазы и закят лучше, чем (совершение этих деяний в) тысячу (других) месяцев».

Подобное передал ат-Табари от ‘Амра ибн Къайса.

То же самое передали Ибн аль-Мунзир, ‘Абд ар-Раззакъ, Ибн Джарир и ‘Абд Ибн Хумейд от Къатады.

Ибн Аби Хати и ‘Абд ар-Раззакъ передали такое от Муджаhида.

Некоторые муфассиры сказали, что под «тысячу» подразумевается «все время». 

 

Гл. 4
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В ЛЮБОЙ НОЧИ ГОДА

Сказал хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр, да помилует его Аллаh: 

وَقَدْ حَكَى الْجَوْزَجَانِيُّ عَنْ أَبِي حَنِيفَةَ وَأَبِي يُوسُفَ وَمُحَمَّدٍ أَنَّهُمْ قَالُوا لَيْلَةُ الْقَدْرِ فِي السَّنَةِ كُلِّهَا كَأَنَّهُمْ ذَهَبُوا إِلَى قول بن مسعود

«Передал аль-Джаузаджани от Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада, что они считали (выпадение) ночи предопределения на протяжении всего года, они вероятно придерживались мнения Ибн Мас’уда».
См. «Аль-Истизкар»  3/414. 

От Ибн Мас’уда передается обратное.

Другие сказали, что эта ночь только в Рамадане. Имам аль-Къуртуби отнес это мнение к Абу Хурайре. 

 

Гл. 5
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В ЛЮБОЙ  НОЧИ РАМАДАНА

→ Ибн Аби Шейба сказал: нам сообщил Уаки’ от Раби’а ибн Кульсума, сказавшего: я слышал аль-Хасана, сказавшего: «Она во всем Рамадане».

Хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр упомянул, что Хаммад бин Саляма сказал: нам рассказал Раби’а бин Кульсум, что один человек спросил аль-Хасана:

 رَوَى حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ قَالَ أَخْبَرَنَا رَبِيعَةُ بْنُ كُلْثُومٍ قَالَ سَأَلَ رَجُلٌ الْحَسَنَ وَأَنَا عِنْدَهُ فَقَالَ يَا أَبَا سَعِيدٍ! أَرَأَيْتَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ أَفِي كُلِّ رَمَضَانَ هِيَ قَالَ إِي وَاللَّهِ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ إِنَّهَا لَفِي كُلِّ رَمَضَانَ وَإِنَّهَا اللَّيْلَةُ الَّتِي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ فِيهَا يَقْضِي اللَّهُ كُلَّ خَلْقٍ وَأَجَلٍ وَرِزْقٍ وَعَمَلٍ إِلَى مِثْلِهَا

«О Абу Са’ид! Ты считаешь, что ночь предопределения может быть во всех (одной из ночей) всего Рамадана?»  сказал: «Да, клянусь Аллаhом, кроме которого нет другого божества, она во всем Рамадане».
≡ См. «Аль-Истизкар» 3/414.

 

Гл. 6
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В 1-УЮ НОЧЬ

Имам аль-Къуртуби пишет, что Абу Разин аль-‘Укъейли, да будет доволен им Аллаh, считал ночь предопределения в первую ночь Рамадана.

 

Гл. 7
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР В 17-УЮ НОЧЬ

→ ‘Абд ар-Раззакъ передал от ас-Саури, от Ибраhима, от аль-Асуада, сказавших, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллаh, сказал:

تَحّرُّوَا لَيْلَةَ الْقَدْرِ لَيْلَةَ سَبْعَ عَشْرَةَ صَبَاحَةَ بَدْرٍ، أَوْ إِحْدَى وَعِشْرِينَ، أَوْ ثَلَاثٍ وَعِشْرِينَ

Ищите ночь предопределения в 17, 21 и 23 (числа).

Имам ат-Табарани передал это же предание по пути ‘Абд ар-Раззакъа.

→ Ибн Аби Шейба сказал: нам рассказал ‘Умар Ибн Шейба Ибн Кариз, сказавший: я слышал Абу Бакра Ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн аль-Хариса Ибн Хишама, говорящего: «Ночь предопределения — семнадцатая ночь на джуму’а».

Имам аль-Куртуби отнес это мнение к Ибн аз-Зубейру, да будет доволен им Аллаh, к аль-Хасану и Ибн Исхаку.

 

Гл. 8
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНИЕ 10 НОЧЕЙ

→ Хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, 

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يجاور في العشر الأواخر من رمضان ويقول: تحروا ليلة القدر في العشر الأواخر من رمضان

Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, делал и’тикаф в последние ночи Рамадана, говоря: «Ищите (ожидайте) ночь предопределения в последние десять (ночей) Рамадана»
Аль-Бухари и другие.

⇒ Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, сказал:

اعتكف رسول الله صلى الله عليه وسلم عشر الأول من رمضان واعتكفنا معه فأتاه جبريل فقال إن الذي تطلب أمامك فاعتكف العشر الأوسط فاعتكفنا معه فأتاه جبريل فقال إن الذي تطلب أمامك قام النبي صلى الله عليه وسلم خطيباً صبيحة عشرين من رمضان فقال: من كان اعتكف مع النبي صلى الله عليه وسلم فليرجع فإني أُرِيت ليلة القدر وإني نُسِّيتُها وإنها في العشر الأواخر وفي وتر وإني رأيت كأني أسجد في طين وماء

«Посланник Аллаhа (ﷺ) делал и’тикаф в первые десять ночей Рамадана и мы делали и’тикаф с ним, затем явился к нему Джибриль и сказал: «То, что ты ищешь, перед тобой (т.е. дальше)» (и после этого) он делал и’тикаф десять дней в середине (месяца) и мы делали и’тикаф с ним, затем  Джибриль (снова) явился к нему и сказал: «То, что ты ищешь, перед тобой», (и тогда) Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, на двадцать первый дня Рамадана, которая следует после рассвета (предыдущего дня), сделал проповедь, сказав: «Кто делал и’тикаф со мной, пусть вернется, поистине, я видел ночь предопределения, (знание точного ее дня) покинуло меня, (но ожидать ее следует) в последние десять нечетных ночей. Я видел себя совершающим земной поклон на воду (мелкие лужи от дождя) и глину утром (после этой ночи), так ищите ее в последние десять, ищите ее в каждую нечетную (из последних ночей)»

Далее он сказал: «(Часть крыши) мечети была на пальмовых листьях, а на небе мы не видели (никаких облаков), и тут явилось небольшое облако и пошел дождь. Глаза мои увидели посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, на его лбу остатки воды и глины (от лужи дождя) утром двадцать первого».
≡ Аль-Бухари и Муслим от Абу Са’ида.

Мой любимый наставник, да помилует его Аллаh, в своем шархе на «Умдатуль-Ахкам», комментируя данный хадис сказал: «Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, делал и’тикаф  десять ночей середины Рамадана» это не значит, что он не делал и’тикаф до этого

То что он (мир ему и благословение) забыл (точнее Всевышний заставил его забыть когда именно наступит) ночь предопределения никак не влияет на (его миссию) донесения (посланничества), напротив, в этом очевидная мудрость. Всевышний скрыл ее также, как скрыл час (принятия дуа) в пятницу. Ибн Хаджар упомянул 40 мнений относительно часа в пятницу.

Я добавлю: его слова: «Кто делал и’тикаф с пророком, мир ему и благословение, пусть вернется»  т.е те, кто делал со мной и’тикаф не в последние дни Рамадана, которые вышли с мечети и пошли по домам, пусть вернутся, мне сообщили когда следует ждать эту ночь.

Его слова: « в последние десять нечетных ночей» т.е 21, 23, 25, 27, 29 ночь.

→ Хадис Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаhа, где пророк, мир ему и благословение, сказал:

التمسوها في العشر الأواخر من رمضان ليلة القدر في تاسعة تبقى في سابعة تبقى في خامسة تبقى

Ищите ее в последних десяти ночей Рамадана; в девятой, седьмой и пятой (т.е третьем десятке Рамадана).
Аль-Бухари и другие.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:

 السنة إحياء ليالي العشر كلها، هذا السنة، وإذا أحيا الإنسان منها الأوتار: كإحدى وعشرين، أو ثلاث وعشرين، أو خمس وعشرين.. سبع وعشرين.. تسع وعشرين؛ فلا بأس، لكن الأفضل أن يحييها كلها، لكن هذه الأوتار أولى بالإحياء، وهي متأكدة؛ لأنها أرجى لليلة القدر النبي -عليه الصلاة والسلام- قال: التمسوها في كل وتر وفي بعض الروايات: التمسوها في العشر الأواخر يعني: الليلة، لكن الأوتار أرجى الليالي: إحدى وعشرون.. ثلاث وعشرون.. خمس وعشرون.. سبع وعشرون.. تسع وعشرون، وأرجاها الليلة السابعة.. السابعة والعشرون. نعم

«Сунна оживлять (поклонением) все десять ночей. Если человек выстаивает нечетные (ночи): 21, или 23, или 25, или 27, или 29, нет проблем, но лучше их всех выстаивать, но эти нечетные ночи более предпочтительные, они утвержденные, в них ночь предопределения больше ожидаема.

Пророк, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Ищите ее в каждую нечетную ночь». В некоторых риваятах: «Ищите ее в последних десяти» т.е ночей, но нечетные ночи более предпочтительные: 21, 23, 25, 27 и 29″.

Хафиз Ибн Хаджар сказал:

لَيْلَةُ الْقَدْرِ مُنْحَصِرَةٌ فِي رَمَضَان ، ثُمَّ فِي الْعَشْر الْأَخِيرِ مِنْهُ ، ثُمَّ فِي أَوْتَارِهِ ، لَا فِي لَيْلَةٍ مِنْهُ بِعَيْنِهَا , وَهَذَا هُوَ الَّذِي يَدُلُّ عَلَيْهِ مَجْمُوع الْأَخْبَار الْوَارِدَة فِيهَا 

«Ночь предопределения ограничена Рамаданом, затем последними ночами, затем нечетными, но не конкретной ночью, и именно на это указывают все сообщения в совокупности«.

≡ См. «Фатх» 4/260.

 

Гл. 9
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНИЕ 7 НОЧЕЙ

→ От Нафи’а, от Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh:

أن رجالاً من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم أروا ليلة القدر في المنام في السبع الأواخر فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم أرى رؤياكم قد تواطأت في السبع الأواخر فمن كان متحريها فليتحرها في السبع الأواخر

«Сподвижники пророка, мир ему и благословение от Аллаhа, увидели во сне ночь предопределения (среди) семи последних ночей, и тогда посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Я вижу ваши сны объединились в последних семи ночах. Кто хочет застать ее, пусть ожидает ее в последних семи ночах»».
Аль-Бухари и другие.

→  Хадис Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, где пророк, мир ему и благословение, сказал:

التمسوها في العشر الأواخر من رمضان ليلة القدر في تاسعة تبقى في سابعة تبقى في خامسة تبقى

Ищите ее в последних десяти ночах Рамадана; в девятой, седьмой и пятой (т.е третьем десятке Рамадана).
Аль-Бухари и другие.

→ Хадис ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллаh:

 خرج النبي صلى الله عليه وسلم ليخبرنا بليلة القدر فتلاحى رجلان من المسلمين فقال: خرجت لأخبركم بليلة القدر فتلاحى فلان وفلان فرفعت وعسى أن يكون خيراً لكم فالتمسوها في التاسعة والسابعة والخامسة

Вышел пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, ночью (в тот момент), когда двое из мусульман начали препираться между собой, и он сказал: «Я вышел (к вам) чтобы сообщить вам о ночи предопределения, но такой-то и такой-то начали спор и это ушло (покинуло меня), быть может в этом благо для вас. Ищите (ожидайте) ее в девятой, седьмой и пятой (после двадцати)»».

 

Гл. 10
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В 21 НОЧЬ

В приведенном ранее хадисе Абу Са’да во второй главе он сказал: «(Часть крыши) мечети была на пальмовых листьях, а на небе мы не видели (никаких облаков), и тут явилось небольшое облако и пошел дождь. Глаза мои увидели посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, на его лбу остатки воды и глины (от лужи дождя) утром двадцать первого».
≡ Аль-Бухари и Муслим от Абу Са’ида.

Затем Абу Са’ид добавил, что это было 21 числа. Аль-Къуртуби отнес это мнение к имаму аш-Шафии.

В энциклопедии хадиса от «Дорар» сказано: 

وكان في ذلِكَ اكتِمالُ العَلامةِ الَّتي أراها اللهُ له على أنَّ لَيْلةَ الحادي والعِشْرينَ من رَمَضانَ هي لَيْلةُ القَدْرِ في هذا العامِ، وَهذا تَصْديقُ رُؤياهُ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم

«И на этом завершились признаки, которые Аллаh показал ему, что двадцать первая ночь Рамадана этого года была ночью предопределения, и это подтверждает правдивость его видения, да благословит его Аллаh и приветствует».

Наш шейх ас-Сухейм в своем шархе на ‘умду тоже сказал, что это был признак ночи предопределения: «(Слова в хадисе) «утром (после этой ночи)» — т.е на фаджр, и это благоприятный признак для тех, кто выстаивал ночь предопределения. Она как восход солнца без лучей».

Данный хадис — ярчайшее свидетельство, что ночь предопределения в тот год выпала на 21 ночь.

 

Гл. 11
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В 23 НОЧЬ

→ Хадис ‘Абдуллы ибн Унейса, да будет доволен им Аллаh, что пророк, мир ему и благословение, сказал:

تحروا ليلة القدر ليلة ثلاث و عشرين

Ищите ночь предопределения в 23 ночь
Ат-Табарани. Шейх аль-Альбани назвал асар достоверным.

Также Ахмад и Ибн Хузейма передал, что посланник Аллаhа (ﷺ) сказал:

«Она не первая из восьми, она первая из семи, месяц не будет полным»».

Т.е двадцать третья ночь, если месяц 29.

→ Хадис ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что ему во сне было сказано: данная ночь — ночь предопределения. Он проснулся и в сонном состоянии застал пророка, мир ему и благословение, молящимся, и это была 23 ночь Рамадана.
Имам Ахмад. Аль-Арнаут сказал хадис хасан со всеми путями.

Ас-Сунабихи спросил Биляля об этой ночи, он сказал: ночь предопределения 23 (ночь).
Передал Ибн Аби Шейба.

Ибн Аби шейба передал со своим иснадом до ‘Абдуллы бин Унейса, что пророк, мир ему и благословение, сказал:

 التمسوا تلك الليلة ليلة ثلاث وعشرين

«Ищите ту ночь в двадцать третье (число Рамадана).
Очень сомневаюсь в достоверности это хадиса. А если достоверен, то, вероятно, в тот год пророку, мир ему и благословение, было внушено, что она в их Рамадан будет именно в ту ночь.

Ибн Аби шейба передал со своим иснадом до ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что она будила свою семью в двадцать третью ночь. 

Ибн Аби шейба передал со своим иснадом до Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что в двадцать третью ночь брызгал водой на лицо своим домочадцам, чтобы те проснулись для молитв в эту ночь.

Ма’мар рассказывал, что Айюб ас-Сахтийяни умастился благовониями в эту ночь.

 

Гл. 12
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ИМЕННО В 27 НОЧЬ?

Наши братья отправили мне некоторые тексты из групп, где приводят несколько хадисов и асаров, утверждающих, что эта ночь выпадает исключительно на 27 ночь.

Сначала я приведу общие хадисы на эту тему, в понимании которых мы не имеем расхождений, а затем приведу их аргументы и ответим на них. Я не буду приводить одинаковые сообщения с небольшими изменениями.

Я приведу их сообщения:

 От Ибн Аббаса, да пребудет над ним довольство Аллаха, сообщается, что он сказал:
أن رجلا أتى النبي صلى الله عليه و على آله وسلم ، فقال : يا نبي الله ! إني شيخ كبير عليل ، يشق علي القيام ، فأمرني بليلة ، لعل الله يوفقني فيها ليلة القدر . قال :عليك بالسابعة
«(Однажды) к Пророку ﷺ пришёл человек со словами: «О Пророк Аллаха! Поистине, я стар и болен, и мне тяжело выстаивать ночные молитвы. Вели мне (провести в поклонении) одну ночь. Надеюсь, Аллах поможет мне застать в ней ночь Предопределения». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует миром) ответил: «На тебе двадцать седьмая [проведи в поклонении двадцать седьмую ночь Рамадана]»».
 См. «Муснад» имама Ахмада, 4/49, предание № 2149. Шейх Ахмад Шакир назвал этот хадис достоверным. Опираясь на это и иные предания от Ибн Аббаса, а также на другие хадисы, часть учёных сказали, что ночь Предопределения приходится на 27 ночь Рамадана — каждый год.


• Ответим на это: 

Помимо шейха Ахмада Шакира этот хадис удостоверил шейх Шу’айб аль-Арнаут, а до них величайший хафиз Магриба — Ибн ‘Абд аль-Барр.

Этот хадис передали имам Ахмад, Ибн Наср аль-Маруази, ат-Табарани, аль-Байhакъи ад-Дыйя аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» и другие через Му’аза ибн Хишама, от своего отца (Хишам ад-Дастуваи), от Къатады, от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса.

Иснад от Хишама и далее безупречный, но проблема заключается в Му’азе, который являлся ученым Басры в свое время, да помилует его Аллаh и да простит ему его ошибочные взгляды в вопросе предопределения.

В целом его передачи принимаются при условии, чтобы они не были единичными, поскольку он сам по себе мог ошибаться, хоть и не был подменяющим иснады и матны.

Сказал имам Ибн Ма’ин: «Им не аргументируются». Т.е его единичными передачами.

Аль-Хумейди (учитель имама аль-Бухари) сказал: «Ничего не принимайте от этого къадарита».  Справедливости ради надо признать, что данный джарх со стороны аль-Хумейди касается конкретно къадара, а не передачи хадисов.

Кто-то может сослаться на Ибн ‘Ади, сказавшего: «У него от отца и Къатады много хадисов, от других тоже есть хадисы, пригодные. Он иногда мог ошибаться, надеюсь, что он правдивый».

Это похвала общая, и действительно у Му’аза много передач от своего отца, что уменьшает вероятность данной ошибки в данной передаче.

В любом случае моя душа воздерживается от принятия этого риваята, но я не утверждаю об однозначной слабости этого риваята.

Даже если данный хадис достоверный, то, возможно, ночь предопределения выпала в 27 ночь именно того года, ведь она перемещается, как считали Малик, ас-Саури, Ахмад, Абу Саур и другие имамы общины, я уже молчу о том, что аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Са’ида, что ночь предопределения выпала на 21 ночь согласно описанным признакам, а это прямо конфликтует с вышеприведенным хадисом Ибн ‘Аббаса.

Затем наши подписчики отправили мне еще один пост с группы:

О 27 НОЧИ РАМАДАНА
• Сказал Убайй бин Ка’б:وَاللَّهِ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ إِنَّهَا لَفِي رَمَضَانَ — وَوَاللَّهِ إِنِّي لَأَعْلَمُ أَيُّ لَيْلَةٍ هِيَ، هِيَ اللَّيْلَةُ الَّتِي أَمَرَنَا بِهَا رَسُولُ اللَّهِ ﷺ بِقِيَامِهَا، هِيَ لَيْلَةُ سَبْعٍ وَعِشْرِينَ«Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества достойного поклонения — она (Ночь предопределения) – в одной из ночей Рамадана!
И клянусь Аллахом, я знаю какая эта ночь — это ночь 27-я, и эта ночь, которую Посланник Аллаха ﷺ, приказал нам оживлять».
[«Сахих» Муслим: № 762] • Сказал Зирр бин Хубейш (ум. 81 г.х):كَانَ عُمَرُ، وَحُذَيْفَةُ، وَنَاسٌ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ لَا يَشُكُّونَ أَنَّهَا لَيْلَةُ سَبْعٍ وَعِشْرِينَ«Умар, Хузейфа и группа из сподвижников Пророка ﷺ, не сомневались что это ночь 27-я».
[«Мусаннаф» Ибн Аби Шейба: № 8667] • Сказал ‘АбдуЛлах бин Шарик: Я слышал как Анас [бин Малик] и Зирр [бин Хубейш] говорили:لَيْلَةُ سَبْعٍ وَعِشْرِينَ، وَإِذَا كَانَ تِلْكَ اللَّيْلَةَ، فَلْيَغْتَسِلْ أَحَدُكُمْ وَلْيُفْطِرْ عَلَى لَبَنٍ، وَلْيُؤَخِّرْ فِطْرَهُ إِلَى السَّحَرِ«27-я ночь — кто застанет эту ночь, пусть искупается, и пусть отпустит свой пост молоком и отложит свое разговение до предрассвета* (сухура)».
[«Мусаннаф» Ибн Аби Шейба: № 9536]  

• Ответим на это: 

1) Что касается асара Убейи, то другие сахабы так не считали, а раз так, то слова одного сподвижника не берутся доводом над другим сподвижником. А что касается его слов: «Это ночь 27-я, и эта ночь, которую Посланник Аллаха ﷺ, приказал нам оживлять» то очевидно, что в тот год она действительно выпала именно на это число, но в другие года она попадала на другие ночи, на 21, к примеру, как это в хадисе Абу Са’ида.

2) Что касается слов Зирра бин Хубейша «Умар, Хузейфа и группа из сподвижников Пророка ﷺ, не сомневались что это ночь 27-я», они не сомневались, но другие сподвижники сомневались, а пророк, мир ему и благословение, и вовсе не раскрыл нам эту тайну, поскольку его самого это покинуло, либо Всевышний велел скрыть это.

3) Ответ по асару Анаса ибн Малика аналогичный.

Я еще добавлю асаров в пользу наших оппонентов, которых они не упомянули, а затем отвечу на них:

⇒ Асар ‘Умара и Ибн ‘Аббаса да будет доволен ими Аллаh. Передал Ляхикъ ибн Хумейд от ‘Икримы, что ‘Умар спросил: «Кто знает, когда ночь предопределения?» Ибн ‘Аббас сказал: «В седьмую оставшуюся ночь».
Передал Ахмад.

• Ответим на это: 

От Ибн ‘Аббаса по многочисленным путям сообщается, что он говорил, и о 27 ночи, и о 25, и о 23, и вообще о последних десяти.  

В хадисе Му’ауии пророк, мир ему и благословение, сказал:

التمسوا ليلة القدر ليلة سبع وعشرين

«Ищите ночь предопределения в двадцать семь».
Ат-Табарани. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. Этот же хадис Му’ауии передал Ибн Хузейма с отличием: «Ищите ее в последней ночи»

Абу Дауд ат-Таялиси передает этот хадис со слов самого Му’ауии (т.е маукъуф).
 

Гл: 13
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР ТОЛЬКО В 29 НОЧЬ

Имам Ибн Хузейма передает в своем сахихе со своим иснадом до Му’ауии, сказавшего: посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал:

 الْتَمِسُوا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِي آخِرِ لَيْلَةٍ

Ищите ночь предопределения в последнюю ночь

 

Гл. 14
НИКТО НЕ ЗНАЕТ ТОЧНО, КОГДА ЭТА НОЧЬ

После упоминаний большинства риваятов можно смело заявить, что точное знание этого вопроса только у Всевышнего и Могучего Аллаhа!

Сказал уважаемый шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид на своем сайте:

Аль-Хафиз ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Слова имама аль-Бухари: Глава о поиске Ночи Предопределения в нечётные числа последних десяти ночей Рамадана указывают на предпочтительность мнения о том, что Ляйляту-ль-кадр бывает в месяце Рамадан, в одну из последних десяти ночей, а именно в нечетную ночь из последних десяти ночей месяца Рамадан, а не в какую-то определенную ночь. На это указывают хадисы, в которых говорится об этой ночи»
Ибн аль-Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 4. С. 260.

Он также сказал: Ученые сказали, что мудрость сокрытия Ночи Предопределения в том, чтобы люди стремились найти ее, и если бы было известно ее точное время, то люди ограничились бы поклонением только в эту ночь. То же самое говорится и о сокрытии времени ответа на мольбу в день пятницы.
Там же. Т. 4. С. 266.

В-третьих, из вышесказанного становится понятно, что никто не может сказать, что какая-либо конкретная ночь является Ночью Предопределения. Особенно, учитывая то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел рассказать нам о точном времени ее наступления, но затем сообщил, что Аллах забрал знание об этом».

 

Гл. 15
НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ В ЧЕТНЫЕ ДНИ

Ибн  ‘Абд аль-Барр передал со своим иснадом у себя в «ат-Тамhид» до ‘Абдуллы бин Унейса, что один человек пришел к пророку, мир ему и благословение, и сказал:

أَرْسَلَنِي إِلَيْكَ رَهْطٌ مِنْ بَنِي سَلَمَةَ يَسْأَلُونَكَ عَنْ لَيْلَةِ الْقَدْرِ فَقَالَ كَمِ اللَّيْلَةُ قُلْتُ اثْنَانِ وَعِشْرُونَ قَالَ هِيَ اللَّيْلَةُ

«Меня послала к тебе группа из бану Саляма, они спрашивают тебя об этой ночи». Он сказал: «Какая сегодня ночь?» Я сказал: «Двадцать вторая». Он сказал: «Это она и есть».

Хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр сказал, комментируя этот хадис: «В этом хадисе доказательство, что ночь предопределения может выпасть на двадцать второй день, а она не витр (т.е не нечетная ночь)».
См. «Аль-Истизкар» 3/408.

Но потом там же Ибн ‘Абд аль-Барр послабил данный хадис по причине Дамры, сына ‘Абдуллы ибн Унейса, он единственный кто передал этот хадис в такой форме, а его единичные хадисы должны подтверждаться другими путями, как указал на это хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Имам Ма’мар передает от человека, услышавшего аль-Хасана, сказавшего: 

نَظَرْتُ الشَّمْسَ عِشْرِينَ سَنَةً فَرَأَيْتُهَا تَطْلُعُ لَيْلَةَ أَرْبَعٍ وَعِشْرِينَ مِنْ رَمَضَانَ لَيْسَ لَهَا شُعَاعٌ

Я наблюдал за солнцем (в течении) двадцати лет (в эти дни), и в двадцать четвертую ночь Рамадана увидел восходящее солнце без лучей.

Шейх аль-ислям, да помилует его Аллаh, считал, что ночь предопределения может выпасть на четную ночь.
См. «Маджму» 24/284.

Шейх аль-ислям объяснил, что если месяц будет полным, тогда нечетные ночи становятся четными, а если месяц неполный, т.е 29 дней, то четные ночи становятся нечетными. Эта группа ученых сослалась на тафсир Абу Са’ида, да будет доволен им Аллаh, как это пришло в сахихе Муслим, где посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал:

يا أيها الناس، إنها كانت أبينت لي ليلة القدر، وإني خرجت لأخبركم بها، فجاء رجلان يحتقَّان معهما الشيطان، فنُسِّيتها؛ فالتمسوها في العشر الأواخر من رمضان، التمسوها في التاسعة والسابعة والخامسة

«Я вышел (к вам) чтобы сообщить вам о ночи предопределения, но такой-то и такой-то начали спорить и с ними был шайтан и это ушло (покинуло меня). Ищите (ожидайте) ее в девятой, седьмой и пятой (после двадцати)»».

Затем они сказали Абу Са’иду: «О Абу Саид, вы лучше нас знаете числа». Он сказал: «Конечно! Мы имеем больше прав на это». Они сказали: «Что значит в девятой, седьмой и пятой?» Он сказал: «Когда завершится двадцать первая, за ней последует двадцать вторая, она и есть девятая (ночь). Когда завершится двадцать третья, та, что последует за ней, будет седьмой. Когда завершиться двадцать пятая ночь, за ней последует пятая (упомянутая ночь в хадисе)».

Но мы не согласны с этим толкованием благородного сподвижника и уважаемого шейхуль-исляма Ибн Теймийи, и вот почему:

  • Во-первых:

Посланник Аллаhа (ﷺ), когда говорил об этих ночах, говорил не зная, будет ли месяц полным, или нет, и само это незнание о продолжительности месяца уже свидетельствует о недействительности позиции шейхуль-исляма и тех, кто на этом мнении.

Пророк (ﷺ) знал, что месяц может быть, как полным, так и не полным, но при всем этом он назвал нечетные ночи, и он не отсчитывал так, как отсчитал Абу Са’ид, да будет доволен им Аллаh.

То, что мы сказали, подтверждает сам пророк (ﷺ) в хадисе Абу Хурайры:

 قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: كم مضى من الشهر؟ قال: قلنا: مضت ثنتان وعشرون، وبقي ثمان، قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا، بل مضت منه ثنتان وعشرون، وبقي سبعٌ، اطلبوها الليلة

Посланник Аллаhа сказал: «Сколько прошло (дней этого) месяца?» Мы сказали: «Прошло двадцать два, осталось восемь». Он сказал: «Нет, прошло двадцать два, осталось семь, ожидайте ее сегодня».
Ахмад, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и другие.

Толкование Абу Са’ида, да будет доволен им Аллаh, ступает в конфликт с этим хадисом, так как по его расчетам двадцать вторая ночь должна была быть девятой ночью, ночью предопределения, тогда как пророк в этом хадисе двадцать вторую ночь пропустил и на следующую ночь велел ожидать ночь предопределения.

К тому же сахабы ответили ему, что осталось восемь ночей, и в этом они исходили от тридцати дней Рамадана, а пророк (ﷺ) исходил из двадцати дней, и это нисколько не отразилось на последовательности ночей и их (синхронности) с ночью предопределения.

Еще одним подтверждением нашей позиции служит хадис, переданный имамом Ахмадом и Ибн Хузеймой от Му’аза ибн ‘Абдилля Ибн Унейса, сказавшего:

جلسنا مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في آخر هذا الشهر، فقلنا له: يا رسول الله، متى نلتمس هذه الليلة المباركة؟ قال: التمسوها هذه الليلة، وقال: وذلك مساء ليلة ثلاث وعشرين، فقال له رجل من القوم: وهي إذًا يا رسول الله أول ثمان؟ قال: فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إنها ليست بأول ثمان، ولكنها أول السبع، إن الشهر لا يتم

«Мы сидели с пророком (ﷺ) в последний месяц, мы сказали ему: о посланник Аллаhа, когда нам ожидать эту благословенную ночь? Он сказал: «Ищите ее этой ночью. Ночью двадцать третьего». Сказал ему один человек: Значит эта (ночь выпадет) на первую восьмую (оставшуюся после двадцати двух)? Посланник Аллаhа (ﷺ) сказал: «Она не первая из восьми, она первая из семи, месяц не будет полным»».

Обратите внимание, здесь пророк уже знал, что месяц не будет полным, а сподвижники не знали, и поэтому они посчитали, что осталось восемь ночей (если считать полных тридцать дней в Рамадане), но пророк (ﷺ) назвал эту ночь двадцать третьей, назвав ее первой из семи оставшихся, и тот месяц содержал двадцать девять дней.

  • Во-вторых:

Пророк (ﷺ), когда велел искать эту ночь в последних ночах, не указывал количества дней/ночей Рамадана.

Затем они привели в доказательства хадис Уасиляh ибн аль-Аскъа’, да будет доволен им Аллаh, что пророк (ﷺ) сказал:

أنزلت صحف إبراهيم عليه السلام في أول ليلة من رمضان، وأنزلت التوراة لستٍّ مضين من رمضان، والإنجيل لثلاث عشرة خلت من رمضان، وأنزل الفرقان لأربع وعشرين خلت من رمضان

Свитки Ибраhима были ниспосланы в первые ночи Рамадана, Таурат был ниспослан на шестой день Рамадана, Инджиль был ниспослан на тринадцатый оставшийся день Рамадана, а Коран был ниспослан на четырнадцатый оставшийся день от Рамадана
Ахмад, ат-Табарани и другие

Но даже если он достоверный, то в нем нет конкретизации, что именно в это число была ночь предопределения, тут речь идет о ниспосылании Корана.

Наши оппоненты могут привести асар Ибн ‘Аббаса в сахихе аль-Бухари: «Ищите ночь в двадцать четвертое число».

Мы скажем: если отсчитать с конца месяца до двадцать четвертого числа, то как раз получается семь ночей, и это полностью соответствует  хадису, который приводит сам же Ибн ‘Аббас, который привел аль-Бухари над этим асаром: посланник Аллаhа (ﷺ) сказал: «ищите ее в оставшиеся девяти или семи», а затем аль-Бухари сразу за этим хадисом, который со слов Ибн ‘Аббаса, приводит слова самого Ибн ‘Аббаса: «Ищите ночь в двадцать четвертое число», вот и получается «оставшиеся семь».
Взято из шарха Ибн Хаджара «аль-Фатх» 4/308

Гл. 16
ЛЕЙЛЯТУЛЬ-КЪАДР  ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ МЕЖДУ ПОСЛЕДНИМИ НОЧАМИ

Хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр, да помилуете его Аллаh, сказал: 

قال مالك وَالشَّافِعِيُّ وَالثَّوْرِيُّ وَأَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ وَإِسْحَاقُ وَأَبُو ثَوْرٍ هِيَ مُنْتَقِلَةٌ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ مِنْ رمضان ولا يدفعون أن تكون فِي كُلِّ رَمَضَانَ

«Малик, аш-Шафии, ас-Саури, Ахмад ибн Ханбаль, исхак, Абу Саур сказали, что она перемещается среди десяти последних ночей Рамадана, и не исключают, что она может (перемещаться между всеми ночами) Рамадана».
≡ См. «Аль-Истизкар» 3/414.

Также хафиз сказал:

ذَكَرَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ عَنْ مَعْمَرٍ عَنْ أَيُّوبَ عَنْ أَبِي قِلَابَةَ قَالَ لَيْلَةُ الْقَدْرِ تَنْتَقِلُ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ فِي كُلِّ وَتْرٍ

«Упомянул (передал) ‘Абд ар-Раззакъ, от Ма’мара, от Айюба, от Аби Къилябы, сказавшего: «Ночь предопределения перемещается среди последних нечетных ночей»
≡ Тот же источник.

Наш шейх ас-Сухейм в шархе на ‘умду, комментируя хадис Абу Са’ида, сказал: «В (этом хадисе) доказательство на то, что ночь предопределения перемещается между нечетными ночами, и это мнение большинства ученых.

Сказал хафиз аль-‘Иракъи: «Группа ученых считала, что она перемещается: один год в эту ночь, другой год в другую ночь и так далее. Это передал Ибн Аби Шейба в своем мусаннафе от Абу Къилябы. Это мнение Малика, Суфьяна ас-Саури, Ахмада ибн Ханбаля, Исхакъа ибн Раhавейhи, Абу Саура и других».

Хафиз аль-‘Иракъи упомянул тридцать три мнения относительно ночи предопределения, что ранее уже указывалось. Саляфы проявляли усердие в последних десяти (ночах), выжидали ночь предопределения, готовились к ней».

 

Гл. 17
КАК ВЫСТАИВАТЬ ЭТУ НОЧЬ И СКОЛЬКО?

Великий табиин Са’ид Ибн аль-Мусейиб сказал:

 

من شهد المغرب والعشاء في جماعة فقد أخذ بحظه من ليلة القدر

«Кто (в эти ночи) помолился магъриб и ‘иша в коллективе (в мечети), взял свою долю от ночи предопределения».

هذا لا يكون رأياً ولا يؤخذ إلا توقيفاً، ومراسيل سعيد أصح المراسيل

Хавиз Ибн ‘Абд аль-Барр прокомментировал эти слова: «Это не может быть собственным мнением, оно должно приниматься только как таукъиф (т.е преданием от тех, кто был до него). Марасили (т.е предания, в которых Ибн аль-Мусейиб не упоминает имя сподвижника) одни из самых достоверных».

Хафиз аль-Баджи аль-Малики в шархе на «Мууаттаъ» имама Малика прокомментировал эти слова:

قَوْلُهُ مَنْ شَهِدَ الْعِشَاءَ مِنْ لَيْلَةِ الْقَدْرِ فَقَدْ أَخَذَ بِحَظِّهِ مِنْهَا يُرِيدُ — وَاَللَّهُ أَعْلَمُ — مَعْنَى الْحَدِيثِ الْمُتَقَدِّمِ فِي الصَّلَاةِ أَنَّ مَنْ شَهِدَ الْعِشَاءَ فِي جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ لَيْلَةٍ فَمَنْ شَهِدَ الْعِشَاءَ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ عَدَلَ لَهُ ذَلِكَ قِيَامَ نِصْفِهَا، وَهَذَا بِفَضْلِ اللَّهِ تَعَالَى حَظٌّ وَافِرٌ مِنْهَا وَخَصَّ بِذَلِكَ صَلَاةَ الْعِشَاءِ دُونَ صَلَاةِ الْفَجْرِ عَلَى مَا جَاءَ فِيهَا؛ لِأَنَّ صَلَاةَ الْعِشَاءِ مِنْ اللَّيْلَةِ وَلَيْسَتْ صَلَاةُ الصُّبْحِ مِنْ اللَّيْلَةِ عَلَى مَا قَدَّمْنَا، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«Аллаhу ведомо лучше, но его слова «Кто (в эти ночи) помолился ‘иша в коллективе (в мечети), взял свою долю от ночи предопределения» означают смысл вышеприведенного хадиса, что выполнивший ‘иша в джамаате словно выстоял половину ночи, (следовательно), выполнивший ‘иша в джамаате в ночь предопределения, словно выстаивал половину ночи предопределения, и это, по милости Аллаhа, большой удел.

Он особо выделил (эту ночь) с ‘иша, не с фаджром, согласно тому, что пришло далее, так как ‘иша из ночи, а субх (фаджр) не является ночью согласно тому, что мы уже привели».

Подобно тому, что сказал имам Ибн аль-Мусейиб, передают от его зятя — Абу Хурайры.

В старом мнении имама аш-Шафии относил молитву фаджр к этой же доли, что и ‘иша.

Хафиз аль-‘Иракъи у себя в «Тарх ат-Тасриб» сказал:

ليس المراد بقيام رمضان قيام جميع ليله بل يحصل ذلك بقيام يسير من الليل كما في مطلق التهجد وبصلاة التراويح وراء الإمام كالمعتاد في ذلك، وبصلاة العشاء والصبح في جماعة لحديث عثمان بن عفان قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلى الصبح في جماعة فكأنما صلى الليل كله. رواه مسلم في صحيحه بهذا اللفظ. فمعنى قوله 

«Под выстаиванием Рамадана не подразумевается полное его выстаивание, это достигается даже частичным выстаиванием (его) ночей обычным таhаджудом и молитвой тарауих за имамом, как это обычно бывает. Также (достигается это)  молитвой ‘иша и фаджр за имамом в коллективе, как это пришло в хадисе ‘Усмана ибн ‘Аффана, сказавшего: посланник Аллаhа, мир ему и благословение, сказал: «Кто совершил ‘иша в джамаате, он словно выстаивал пол ночи. А кто совершил фаджр в джамаате (вместе с ‘иша), он словно всю ночь молился». Его передал в своем сахихе в этой форме».

Но Шамсуддин аль-Кирмани отметил, что не говорится «выстаивал ночь» если человек буквально не выстаивал всю или большинство ночи.

Ибн Аби шейба передал со своим иснадом до ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что она будила свою семью  в двадцать третью ночь.

Также посланник Аллаhа (ﷺ) научил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллаh, молитвам, которые желательно читать в эти ночи:

اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني

«О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!
Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Великий табиин Суфьян ас-Саури считал, что мольбы в эту ночь лучше намазов, так как в мольбах человек попросит больше, чем в намазах.

От имама аз-Зуhри и других саляф сообщается, что они закрывали книги и открывали Коран в эти ночи.

От Анаса и других саляф сообщается, что это время поклонений: намазов, садакъа и закята.

Еще крайне уместно в эти дни пребывать в состоянии и’тикафа в мечети, как это сообщил имам Муслим от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: «Посланник Аллаhа (ﷺ) делал и’тикаф в первые десять ночей Рамадана и мы делали и’тикаф с ним

По возможности мусульманин должен объединить все это. Также важно отметить, что эти ночи не для требования знания, нельзя отвлекаться на это (не считая самого важного или того, что сейчас необходимо).

 

Гл. 18
ПОКЛОНЕНИЕ В НОЧЬ И ДЕНЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Выстаивание ночей касается исключительно ночи предопределения, или ее дня тоже?

Сообщил Ибн Аби Шейба от ‘Амира, сказавшего: «(Предопределение), ее день такой же, как ее ночь, а ее ночь такая же, как ее день».

Он же передал от аль-Хасан ибн Хурра: «До меня дошло, что деяние в день предопределения подобно в ее ночь».

Имам аш-Шафии считал желательным заниматься поклонением, как и в ночь предопределения, так и в день предопределения.

 

Гл. 19
ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Ученые упоминают еще несколько признаков:

  • Светлая и спокойная ночь, без ветров.
  • Успокоение сердец и раскрытие груди для имана, вдохновения.
  • Чувствуется явный вкус поклонения.
  • Человеку может присниться это во сне, как это приснилось Абу Са’иду.
  • Солнце восходит без лучей, а небо чистое.

Правоведы также отмечают следующее:

  • Не обязательно наличие всех этих признаков одновременно.
  • Если где-то пошел дождь в качестве признака, на другой стороне планеты этого может и не быть
  • Эти признаки могут выпадать очередно, сегодня на одной половине планеты, а завтра на другой, так как ночь наступает не на всей планете.
  • Если никто не почувствовал этих признаков, не значит, что их не было. 

В позапрошлую ночь я почувствовал все эти признаки на себе и увидел их, за исключением солнца без лучей (был в помещении).

Имам Муслим передал подобное от Убейи бин Ка’ба, да будет доволен им Аллаh, который сказал: «Нам рассказал пророк (ﷺ)».

Также Муслим передал со своим иснадом до Зир, он от своего отца, описавшего ее признак: «Солнце восходит чистым (белым, буквальный перевод) и без лучей».

Он же передал подобное от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, как слова самого Ибн ‘Аббаса.

Еще сообщается такое от Джабира, да будет доволен им Аллаh.

Имам Ибн Хузейма передал, что пророк (ﷺ)сказал:

إنَّ الملائكة تلك الليلة أكثر في الأرض من عدد الحصى

Количество ангелов в ту ночь на земле больше, чем мелких камней
Шейх аль-Альбани назвал хадис хасан

→ Имам Ахмад передает с достоверным иснадом от ‘Убады ибн Самита, что пророк (ﷺ) сказал:

«Признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним».
Ахмад. Данный перевод не мой, но он правильный

→ Ибн Аби Шейб передал до Абу Я’къуба аль-Асади, сказавшего:

 أتينا ابن مسعود في داره فوجدناه فوق البيت فسمعناه يقول قبل أن ينزل صدق الله ورسوله فقلنا له سمعناك تقول قبل أن تنزل صدق الله ورسوله فقال إن ليلة القدر في السبع من النصف الآخر وذلك أن الشمس تطلع يومئذ بيضاء لا شعاع لها فنظرت إلى الشمس فرأيتها كما حدث فكبرت 

«Мы пришли к Ибн Мас’уду в его двор и нашли его на крыше его дома, и перед тем как спуститься, он сказал: «Прав был Аллаh и его посланник». Мы сказали ему: мы слышали как ты говорил «Прав был Аллаh и его посланник», он сказал: «Ночь предопределения выпадает на седьмой день из третьего десятка (месяца Рамадан), и солнце (того дня) восходит светлым (чистым) без лучей, я взглянул на солнце и обнаружил его таким, каким он описал, и тогда я возвеличил (Аллаhа)»

Передал Ибн аль-Мунзир со своим иснадом до ад-Даххака, сказавшего: «(В эту ночь) не будет разрешено метание звезд до самого рассвета».

Передали Са’ид ибн Мансур, ‘Абд ибн Хумейд, Мухаммад инб Наср, Ибн аль-Мунзир, Ибн Аби Хатим и аль-Байhакъи в «Шу’аб» со своими иснадами до Муджаhида, сказавшего: «Шайтан не сможет в эту ночь сделать плохое или причинить зло».

Передали Ибн Джарир и Ибн аль-Мунзири от Ибн Аби Лейлы, сказавшего: «Никого не постигнет беда в эту ночь».

Передали Са’ид Ибн Мансур, Ибн аль-Мунзир и аль-Байhакъи, что аш-Ша’би сказал: «Ангелы будут делать таслим находящимся в мечети до самого фаджра».

Передали Са’ид Ибн Мансур и Ибн аль-Мунзир, что Мансур Ибн Зазан сказал: «Ангелы спускаются после заката солнца, и вплоть до восхода, проходя мимо каждого верующего, говорят: «Мир тебе! О муъмин!».

Передал Ибн аль-Мунзир от аль-Хасана аль-Басри, сказавшего: «Когда наступает ночь предопределения, ангелы не перестают хлопать (махать) крыльями, приветствуя миром и Его милости, и это от магриба до фаджра».

Передали Мухаммад Ибн Наср и Ибн Мардавей от Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «В эту ночь оковываются шайтаны и ифриты из джинов, открываются все небесные врата, Всевышний принимает (в эту ночь) покаяние кающихся…».

В тафсире аятов (3,4,5) Ибн Джарир и Ибн Касир упомянули, что в эту ночь записываются судьбы живых и мертвых, спасшихся и пропавших, счастливых и несчастных, знатных и низких. Все то, что желает Аллаh на следующий год, предписывает это в ночь предопределения».

 

Гл. 20
У КАЖДОГО МАТЕРИКА СВОЯ НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ

Если на Кавказе ночь предопределения выпала на 29 число, то в это время на северной и южной америке будет день, и их ночь предопределения еще не настала, или на оборот, у них уже настала, а в Азии и Африке нет.

Такое же дело может обстоять на одном и том-же материке: одна страна не последовала за другой, увидевшую полумесяц в ша’бана, следуя за мазхабом аш-Шафии, следовательно, у них пост на день позже, а значит и ночь предопределения на день позже. Вот и выходит: одна страна встретила ночь предопределения сегодня, а другая завтра, а северная Америка послезавтра.  Так что получается, три ночи предопределения на земле за один месяц? Ответ: да, и это из сокровенных знаний, не постигающихся чувственным опытом и экспериментальным путем! От нас только твердая вера и практика под воздействием этой веры!

 

Милостивый, прими наши старания в этот священный месяц Рамадан!

 

Комментарии

  • Тахир | Апр 23,2022

    Ассаляму алейкум.
    Получает ли человек награду за Лейлятуль Кадр, не зная, что это происходит в конкретную ночь?

    • AR-RAD | Апр 24,2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Да, получает, и шейх ‘Абд аль-Карим аль-Худейр сказал, что это истина.

  • Абу Ахмад | Май 1,2022

    السلام عليكم ورحمة الله وبركاته брат можно такой вопрос , можно ли читать тахаджуд за имамом в последние 10 ночей Рамадана после таравих?

    • AR-RAD | Май 1,2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Да, можно.

      • Муслим | Май 1,2022

        لأربع وعشرين خلت من رمضان
        Ахи ты хотел наверное написать 24 ночь, بارك الله فك

        • AR-RAD | Май 4,2022

          Исправил. Да воздаст вам Всевышний благом.

    • Abdurahman | Май 1,2022

      ما شاء الله Брат. На одном дыхании прочитал. Очень интересно. Пусть Аллах воздаст тебе благом в обоих мирах.

  • Mohamed Chlimov | Май 1,2022

    Есть ли книги написанные тобой , чтобы купить на русском языке?

    • AR-RAD | Май 4,2022

      Все что я пишу находится на этом сайте и комментариях на наших официальных страницах на некоторых соцсетях.
      Планируем книги издавать.

  • Абу Ахмад | Май 1,2022

    جزاك الله خيرا брат правда ли , что некоторые имамы сказали ,что макрух читать тахаджуд за имамом?

    • AR-RAD | Май 4,2022

      Не встречал такого.

  • Добавить комментарий