Последнее обновление на 16 Апр 2023
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Уже несколько раз становился свидетелем тому, как один и тот же асар публикуют в соцсетях, где якобы имам Ахмад выносил такфир правителю за его му’тазилитский взгляд. Затем наткнулся на видео шейха Ибн ‘Усеймина и аль-Фаузана, которые отрицали этот факт, и теперь я решил уделить этому немного времени, чтобы разобраться, как обстояла ситуация на самом деле!
Вот тот асар, на который ссылаются в соцсетях: имам Абу Бакр аль-Халлаль сказал: нам рассказал Ахмад ибн Мухаммад ибн Матар, сказавший: рассказал нам Абу Талиб, сказавший: я сказал Абу ‘Абдиллеh: «Они в Тарсусе проходили мимо могилы человека и сказали: «Кафир, да не помилует его Аллаh». Сказал Абу ‘Абдилля: “Да, не помилует его Аллаh. Это тот, кто основал это (фитну в вопросе сотворенности Корана)”»,
Известно, что Маъмун захоронен в Тарсусе, как это упомянул хафиз аз-Захаби.
С дозволения Аллаh у нас на это четыре ответа:
Во-первых: слова Ахмада «да» не указывают на подтверждение слов «кафир», ведь он продолжил: «Да, не помилует его Аллаh». Однозначно нельзя сказать, что имама Ахмад поддержал такфир, по контексту понимается, что он поддержал слова «Да не помилует его Аллаh», а Аллаhу ведомо лучше.
Во-вторых: известно от Ахмада, что он не выносил такфир му’тазилитским халифам, и от Ахмада это передается многочисленными путями, и данный единственный риваят аль-Халляля противоречит многим обратным передачам.
• Шейхуль-ислям сказал:
فالإمام أحمد رضي الله تعالى عنه ترحم عليهم واستغفر لهم لعلمه بأنه لم يتبين لهم أنهم مكذبون للرسول ولا جاحدون لما جاء به، ولكن تأولوا فأخطئوا وقلدوا من قال ذلك لهم
Имам Ахмад, да будет доволен им Аллаh, просил у Аллаhа милости для них, прощения для них, зная, что они, сами того не понимая, перечили посланнику, но не отрицали то, с чем он пришел, они сделали таъвиль и ошиблись, сделали такълид за теми, кто выдвинул им такое (убеждение).
Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя о ситуации Ахмада с правителями его времени:
أحمد لم يكفر أعيان الجهمية، ولا كل من قال: إنه جهمي كفره، ولا كل من وافق الجهمية في بعض بدعهم، بل صلى خلف الجهمية الذين دعوا إلى قولهم، وامتحنوا الناس وعاقبوا من لم يوافقهم بالعقوبات الغليظة، لم يكفرهم أحمد وأمثاله، بل كان يعتقد إيمانهم، وإمامتهم، ويدعو لهم، ويرى الائتمام بهم في الصلاة خلفهم، والحج والغزو معهم، والمنع من الخروج عليهم ما يراه لأمثالهم من الأئمة، وينكر ما أحدثوا من القول الباطل الذي هو كفر عظيم، وإن لم يعلموا هم أنه كفر، وكان ينكره ويجاهدهم على رده بحسب الإمكان، فيجمع بين طاعة الله ورسوله في إظهار السنة والدين، وإنكار بدع الجهمية الملحدين، وبين رعاية حقوق المؤمنين من الأئمة والأمة، وإن كانوا جهالاً مبتدعين، وظلمة فاسقين
«Ахмад не выносил такфир конкретным личностям из числа джаhмитов, и не выносил такфир всем подряд о ком говорили «Он джаhмит», и не выносил каждому, кто соглашался с джахмитами в некоторых их нововведениях, на против, он молился за джахмитами, призывающими к своим взглядам, подвергающими людей испытанию, наказывающими людей жестким наказанием за несогласие.
Ахмад не вынес такфир им и им подобным, он был убежден в их вере и законности их правления, делал ду’а за них, считал действительным совершать коллективные молитвы за ними, паломничество и сражение с ними (в одном ряду против врагов).
Также считал запретным выходить против них и других, подобных им правителей, и (в тоже время) он порицал привнесенное ими недействительные взгляды, являющиеся великим куфром, даже если они сами не знали о куфре (этих слов).
Он отрицал это и противодействовал этому как мог, объединив тем самым между подчинением Аллаhу и его посланнику, открыто проявляя сунну и религию, между порицанием ереси безбожных джахмитов, и между соблюдением прав верующих из числа правителей и общины, даже если они невежественные сектанты, беззаконные нечестивцы»
≡ См. «Фатауа» 7/507-508.
Он также сказал:
ثم إن الإمام أحمد دعا للخليفة وغيره ممن ضربه وحبسه واستغفر لهم وحللهم مما فعلوه به من الظلم والدعاء إلى القول الذي هو كفر ولو كانوا مرتدين عن الاسلام لم يجز الاستغفار لهم فإن الاستغفار للكفار لا يجوز بالكتاب والسنة والاجماع وهذه الاقوال والأعمال منه ومن غيره من الأئمة صريحة في أنهم لم يكفروا المعينين من الجهمية الذين كانوا يقولون القرآن مخلوق وان الله لا يرى في الآخرة وقد نقل عن أحمد ما يدل على أنه كفر به قوما معينين فأما أن يذكر عنه في المسألة روايتان ففيه نظر أو يحمل الأمر على التفصيل فيقال من كفر بعينه فلقيام الدليل على أنه وجدت فيه شروط التكفير وانتفت موانعه ومن لم يكفره بعينه فلنتفاء ذلك في حقه هذا مع اطلاق قوله بالتكفير على سبيل العموم
«Затем, имам Ахмад делал ду’а за халифа и других, кто пытал его и заключил его. Он делал ду’а за них о прощении и простил им то, что они делали с ним: притеснение и призыв сказать слова куфра. Если бы они (правители) были вероотступниками, то нельзя просить за них прощение. Делать ду’а за кафира о прощении запрещается Кораном, сунной и единогласием.
Такие высказывания и поступки от него и других имамом очевидные, что они не выносили такфир конкретным личностям из джахмитов, говорящим: Корна сотворен и Аллаhа не увидят в последней жизни.
От Ахмада передается, где он вынес такфир конкретным людям, и говорить, что от Ахмада в (данном) вопросе два риваята, спорно, или же здесь надо внести (следующие) ясности: тех, кому Ахмад вынес личностный такфир, это потому что в нем собрались все условия такфира и отсутствовали препятствия, те же, кому он не вынес такфир, то из-за наличия препятствий…».
≡ См. «Маджму’у аль-Фатауа» 12/489.
• Хафиз Ибн Хаджар, упоминая случай с халифами, когда те пытали и призывали к сотворенности Корана, сказал следующее:
ولم يقل أحد بوجوب الخروج عليهم بسبب ذلك ودام الأمر بضع عشرة سنة حتى ولي المتوكل الخلافة فأبطل المحنة وأمر بإظهار السنة
«… и никто из (ученых того времени) не призвал выйти против правителя из-за того. Это продолжалось десять с лишним лет, пока не пришел к власти аль-Мутаваккиль и не отменил эти испытания и не превознес сунну».
≡ См. «Аль-Фатх» 7/507-508.
• Имам ‘Абд аль-Лятыф ибн ‘Абд ар-Рахман ибн Хасан сказал:
ولم يَدْرِ هؤلاء المفتونون أن أكثر ولاة أهل الإسلام من عهد يزيد بن مُعَاوِيَة -حاشا عُمَر بن عبد العزيز ومن شاء الله من بني أمية- قد وقع منهم من الجرأة والحوادث العظام والخروج والفساد في ولاية أهل الإسلام، ومع ذلك فسيرة الأئمة الأعلام والسادة العظام معهم معروفة مشهورة، لا ينْزعونَ يدًا من طاعة فيما أمر الله به ورسوله من شرائع الإسلام، وواجبات الدين. وأضربُ لك مثلاً …الطبقة الثانية من أهل العلم، كأحمد بن حنبل، وَمُحَمَّد بن إسْمَاعيل، وَمُحَمَّد بن إدريس، وَأَحْمَد بن نوح، وإسحاق بن راهويه، وإخوانهم… وقع فِي عصرهم من الملوك ما وقع من البدع العظام وإنكارالصفات، ودُعُوا إلى ذَلِكَ، وامتُحِنُوا فيه، وقُتِلَ من قُتِلَ، كمحمد بن نصر، ومع ذَلِكَ، فلا يُعْلَم أنَّ أحدًا منهم نزَعَ يدًا من طاعة ولا رأى الخروج عليهم» اهـ باختصار.
«И не знают они, издающие фетвы, что большинство правителей ислама со времен Язида ибн Му’ауии, за исключением ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза и некоторых, кого пожелал Аллаh из Бану Умейя, было с их стороны проявление дерзости, великих событий и смуты в правлении ислама, и вместе с этим позиция великих имамов, выдающихся ученых и господ в их отношении согласно их сире, известна: они не убирали руки от подчинения в том, в чем повелел Аллаh и его посланник, как исламские законоположения и религиозные обязательства.
Я приведу пример… вторая табакъа обладателей знания, как Ахмад, Мухаммад ибн Исма’иль, Мухаммад ибн Идрис, Ахмад ибн Нух, Исхакъ ибн Раhавейhи и их братья… в их эпоху произошли величайшие нововведения и отрицание (божественных) атрибутов, их призывали к этому, наказывали на основе этого, убили кого убили, как Мухаммада Ибн Насра, но вместе с этим не известно, что-бы хоть кто-то из них убрал свою руку от подчинения (му’тазилитским халифам) или видел выход против них».
≡ См. «Ад-Дурар ас-Санийя» 8/378-388.
В-третьих: Имам аль-Халляль передал эти слова Ахмада от Ибн Матара, о котором он сам сказал:
عنده عن أبي عبد الله مسائل سمعتها منه وكان فيها غرائب سمع إمامنا وشريحاً ويونس وغيرهما
«У него от Абу ‘Абдилля (различные) материалы, я слышал их от него, и в них были странные передачи. Он брал от нашего имама, Шурейха, Юнуса и других».
≡ См. «Табакъат аль-Ханабиля» 1/73. Изд.: DKI
Не исключено, что Ибн Матар передал это от Ахмада (посредством Абу Талиба) неточным образом, а Аллаhу ведомо лучше!
Но сам по себе Ибн Матар заслуживает доверия, как сказал аль-Хаттаби, но это не исключает вариант ошибок в передачи.
В-четвертых: Имам Ханбаль сказал: «Собрались правоведы Багдада во время правления аль-Уасикъа и пришли к Ахмаду и сказали: “О Абу ‘Абдилля это дело обострилось и распространилось”, имея ввиду слова о сотворенности Корана и другие, “и мы не довольны его правлением и властью”. Он (Ахмад) дискуссировал с ними в этом вопросе, и сказал: “Вы должны отрицать это (т.е их ересь) своими сердцами, но не снимайте руку подчинения и не разделяйте общину мусульман, не проливайте свою кровь и кровь мусульман вместе с вашей, смотрите на результат ваших дел…”».
≡ См. Ибн Муфлих в «Аль-Адаб аш-Шар’ийя» 1/221.
Спрашивается: почему Ахмад запрещает выходить против аль-Уасикъа, который имел такие-же взгляды, как и его недавний предшественник Маъмун?
Хвала Аллаhу Господу миров!
Ассаламу алайкум,многие говорят что работать в полиции России большой куфр,верно ли это?
И ещё,мечети которое построили эти люди на кавказе можно ли там молится?(просто говорят что эти мечети «ад-Дирор»)
Да будет доволен вами Аллаh!
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Являются ли они мечети дырар надо еще выяснять.
Они говорят являются потому что дома которые были куплены на месте где строят мечеть если бы они не продали бы эти участки то они бы их отобрали,поэтому недовольно продали их они.И ответьте пожалуйста на первый вопрос служить властям россии большой куфр?
Ерунда.
Я просто из за этого не ходил на джума намаз,они сказали что не примится.
И ещё, имам мечети служит муфтияту и говорил идти на выборы и хвалит ихнюю власть.
Можно ли ходить на джума там?
334. За кем можно, а за кем нельзя делать намаз?
https://ar-rad.ru/334-za-kem-mozhno-a-za-kem-nelzya-delat-namaz/html
Если вы удалите мой коммент или не ответите то клянусь Аллаhом я пожалуюсь на тебя тому кто на троне!
Вам выше отправили ссылку на подробный ответ. Далее этот вопрос будет игнорироваться.
Я понял теперь,извините что сразу не понял.
Ассаламу Алейкум, является ли Асар от муджахида о том что нун означает кит,и земля на ките, является ли это предание достоверным и если нет то почему?
Баракаллаху фикум!
Ва алейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатуху. В другом месте брат ответил что это не достоверный асар