584. 'Акида аш Шафи'и и тадлис 'Исама ат-Туниси (аль-Джахми)

584. ‘Акида аш Шафи’и и тадлис ‘Исама ат-Туниси (аль-Джахми)

584. akida ash shafii i tadlis isama at tunisi al dzhahmi - 584. 'Акида аш Шафи'и и тадлис 'Исама ат-Туниси (аль-Джахми)

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Вступление

Есть некий, новоявленный последователь Джахма ибн Сафвана, которого зовут ‘Иса́м ат-Туниси аль-Азхари. Ему задали вопрос о достоверности сообщения, которую относят к имаму аш-Шафи’и, относительно артибутов и качеств Аллаhа, и естественно, он (т. е. ‘Исам ат-Туниси) ставит её под сомнение.

Вот это сообщение:

Привёл Абу-ль-Хасан аль-Хаккари по своей цепочке, доходящей до Абу Саура и Абу Шуайба, от имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах: «Слово о сунне, которого я придерживаюсь, и видел своих сторонников придерживающихся этого, ахлюль-хадис, которых я видел и от которых брал знание, как Суфьян, Малик и другие, что: «При-знание веры свидетельством «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Алла-ха», и что Аллах на Своем Арше в Своих небесах, и приближается к рабам как пожелает, и что Аллах спускается к небесам этого мира, как пожелает».

Теперь, что говорит этот человек:

В действительности, это сообщение от имама аш-Шафи’и, недостоверное и ложное. Нельзя относить это сообщение к нему, поскольку там присутствует передатчик Абу-ль-Хасана аль-Хаккари, который подозревается в распространении ложных сообщений и составлением иснадов.

Далее он приводит мнение ученых о нем:

Сказал аль-Хафиз аз-Захаби в «Мизан аль-И’тидаль» 5/137 в его биографии: «Сказал Абуль-Касим ибн Асакир (строгий ашарит): Он не был доверенной (надежной) личностью».

Сказал Ибн Наджар: «Он подозревается в распространении ложных сообщений и составлении иснадов».

Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар описывая его биографию в «Лисан аль-Мизан» 4/236: «Большинство хадисов, которые он передавал – странные и отвергаемые, и в его хадисах есть ложные высказывания. И я сам видел рукописи некоторых ученых мухаддисов, в которых было сказано, что он рассказывал ложные хадисы в Асбахане».

Таким образом, становится очевидно, что данное сообщение является вымышленным и ложным, и что Имам аш-Шафи’и не причастен к тому, что приписывают ему муджассима так же, как волк непричастен к потере Юсуфа. Хвала Аллаху.

Перед тем, как мы начнем разбирать утверждение этого человека, хотелось бы сделать небольшое вступление в науку «аль-Джарх ват-Та’диль», ибо наш оппонент позиционируют себя как мухаддис, хотя на самом деле таковым и не является.

 

  1. Абу-ль-Хасан ‘Али аль-Хакка́ри

Это имам, захид (аскет), ‘а́бид (поклоняющийся), большой учёный, Шейх-уль-Ислам, и таковым его называли Ибн Куда́ма, аз-Захаби, и Ибн Хаджар аль-‘Аскъаля́ни.

А этот ‘Исам называет его просто передатчиком, отсюда и видно, что он даже его и не знает, либо знает, но скрывает.

Теперь, почему же, если Абу-ль-Хасан аль-Хаккари, являясь Шейх-уль-Ислямом, учёные его послабили?

  1. В основном его послабили ашаритские учёные. Учёные ахлю-сунна тоже послабляли, но не так как делают это ашариты.
  2. Есть имамы в кираатах, есть имамы в хадисе, есть имамы в фикхе, и так далее. Имам, который является точным, специалистом в одной науке может быть, как правило, слабым в других науках, но бывают также и исключения, когда имам является специалистом во всех науках, как аш-Шафи’и, Малик и др.

Например, Хафс ибн Сулейман аль-Азди аль-Баззар, великий имам в кираатах, однако все учёные его послабили в передаче хадисов пророка . Но вся умма единогласна в том, что его передача Корана, является достоверной.

Этот ‘Исам сделал очень мерзкий тадлис! Он привёл послабление имамов в адрес аль-Хаккари именно в передаче хадисов. Это подобно тому, как имамы Хафс, а затем его учитель, ‘Асим ибн Аби ан-Наджуд, являются слабыми в хадисах, но имамами в кираатах, то есть каждый имам является специалистом, какой-либо определённой науки, и как правило бывает слабым в других.

Шейх-уль-Ислям аль-Хаккари является имамом, гигантом и худжей в вопросах акъиды, хоть и слаб в передаче хадисов пророка, а именно хадисов ахкам, но не в передаче асаров.

Похвала учёных

Асар который он послабил, передает аль-Байхаки и аль-Хаким, и никто это не послабил.

Что же скрыл Исам? Он скрыл слова Ибн Хаджара, о самом Али аль-Хаккари.

Ибн Хаджар: «‘Али ибн Ахмад Шейх-уль-Ислям Абу-ль-Хасан аль-Хакка́ри».

Далее после того, как он привёл учёных, которые его послабили именно в хадисах, он хваля его, говорит: «Он совершал часто молитвы, поклонение, служащий Аллаху».

Аз-Захаби в Тарих, тоже называет его Шейх-уль-Ислям, и приводят похвалу учёных в его адрес, как ас-Сам’ани и др. А затем он приводят тех, кто его послабили, именно в хадисах, ибо как мухаддис он слабый, но как разбирающийся в вопросах акыды, он худжжа.

Это что касается похвалы ученых, что этот человек не был лжецом и заблудшим, но не имел точности в хадисах, поэтому и его послабили, как послабили и Хафса и других. Более того, когда говорят, что у него ложные передачи, имеется ввиду что запутанные, потому что Яхья Каттан, много говорил, что этот каззаб у него аказиб, и Муслим, комментируя говорит, что они не намеревались лгать однако их передачи запутанные и ошибочные, это что касается хадисов-ахкам.

 

  • Сообщение от аш-Шафи’и
  1. Имам аз-Захаби:

Аз-Захаби в книге «аль-‘Улю» говорит: «Это сообщение передали Шейх-уль-Ислям Абу-ль-Хасан аль-Хакка́ри и аль-Хафиз Абу Мухаммад аль-Макъдиси, со своими иснадами до Абу Саура и Абу Шу’айба, от имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и…», и далее привёл это сообщение, и имам аш-Шафи’и сказал: «Аллах над Своим Троном, и приближается к Своим творениям, как пожелает».

аз-Захаби говорит: «И также, у данного сообщение есть иснад от аль-Хусейна ибн Хишама, но я не знаю». Мы же, если пожелает Аллах, приведем и его.

Далее, он также сказал: «Его иснады имеет некую слабость/вахин».

Здесь может показаться, что отсюда вытекает то, что в пользу этого человека.

Во-первых: имам аз-Захаби не сказал, что это сообщение ложное, выдуманное и так далее, как это преподнёс нам ‘Исам.

Во-вторых: Иснад категория «вахин», это тот иснад, который не имеет серьезной проблемы, в котором есть незначительная слабость.

Это максимум, что может быть в их пользу, а именно слова аз-Захаби, но далее мы докажем со слов же самого аз-Захаби, что там нет никакой слабости.

аз-Захаби в «Китаб-уль-‘Арш» говорит:

«И передал аль-Хафиз Абдульгани аль-Макдиси, и Шейх-уль-Ислям Абу-ль-Хасан аль-Хаккари, да смилуется над ним Аллах, и другие, в сборнике, в котором они собрали убеждение имама аш-Шафи’и, со своими иснадами до Абу Саура и Абу Шуайба», и далее приводит тоже самое сообщение, но уже со слов аль-Хусейна (аль-Хасана) ибн Хишама.

А затем, внимание, аз-Захаби говорит: «И передал Шейх-уль-Ислям относительно убеждения имама аш-Шафи’и, передача которых является достоверными. И подобных слов от имама аш-Шафи’и много, их собрали Шейх-уль-Ислям Абу-ль-Хасан аль-Хаккари, аль-Хафиз Абу Мухаммад Абдульгани аль-Макдиси, Абу-ль-Хасан ибн Шукр и многие…»

Итак, что мы извлекаем из этого:

  1. Имам аз-Захаби приводит данное сообщение в качестве довода, и если бы оно было ложным или выдуманным, он не приводил бы ее.
  2. Это сообщение передал не только аль-Хаккари, но и Абу Мухаммад Абдульгани аль-Макъдиси, брат по матери Ибн Кудамы.
  3. Передача аль-Хусейна (аль-Хасана) ибн Хишама подтверждает передачу от аль-Хаккари и аль-Макдиси, в итоге у нас три передачи, а точнее четыре, но об этом позже.

 

  1. Имам аль-Ла́лака́и:

Абу Хатим ар-Рази говорит: «Наш мазхаб, и мазхаб тех, кого мы застали из числа таби’инов как: Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Ибрахим (Ибн Рахавейх), Абу ‘Убайд аль-Ка́сим ибн Саллам, аш-Шафи’и…».

И далее: «И мы утверждаем, что Аллах над Своим Троном отдалён от своих творений».

Это передаёт Абу Хатим и Абу Зур’а от Ахмада, аш-Шафи’и, Исхака, Суфьяна, Хаммада ибн Зейда, Хаммада ибн Саляма и др.

Даже если убрать всё то, что привёл аз-Захаби, то нам достаточно данное сообщение, которую приводит аль-Лалакаи достоверным иснадом.

А если же вы спросите: «Как же Абу Хатим передал от аш-Шафи’и, если он его не встретил?», — то я отвечу:

Абу Хатим передал это от Юнуса ибн Абд-иль-А’ля, а он сподвижник имама аш-Шафи’и, иснад безупречный.

 

  1. Имам Ибн Кудама:

Ибн Кудама написал книгу «Исбат Сифат-уль-Улю», где он опровергает джахмитов, и подтверждает, что Аллах над Своим Троном Своей Сущностью.

В данной книге он по своей цепочке передал от аль-Хаккари до аш-Шафи’и все те же самые сообщение, что и аз-Захаби и аль-Лалакаи, плюс, он передал также от Абу-ль-Касима ат-Табари.

Итак, что мы извлекаем из этого:

Мы видим, что Ибн Кудама, привёл от Абу Хатима ар-Рази, что аш-Шафи’и говорил, что Аллах над Своим Троном, отдалён от Своих творений.

Тоже самое привели и аз-Захаби, и аль-Лалакаи.

Если мы уберём все эти риваяты, то остаётся риваят Абу Хатима, от Юнуса, от аш-Шафи’и, который передал то, что Аллах над Своим Троном, от Ахмада, Малика, Исхака и других имамов.

Более подробно в нашем видео:

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *