Гл.1. Сахих.
Гл.2. Джами’
Гл. 3. Муснад
Гл. 4. Сунан.
Гл. 5. Мусаннаф.
Гл. 6 .Му’джам.
Гл. 7. Мустадрак.
Гл. 8. Мустахрадж.
Гл. 9. Аджзаъ.
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Очень важно знать принцип, тематику, цель и событийность той или иной книги.
Сегодня, иншаАлла разберем терминологию книг, занимающиеся передачей хадисов.
Книги бывают по принципу: Сахих, Муснад, Джами’, Сунан, Мусаннаф, Му’джам, Мустадрак, Мустахрадж и аль-Аджзаъ аль-Хадисийя”.
Обо всем по порядку:
Гл.1
Сахих
Термин “сахих” означает – достоверный.
Это означает, что автор книги обязался привести исключительно достоверные хадисы по его мнению, отвечающие пяти условиям:
- Заслуживающий доверия передатчик.
- Точные в передачи.
- Непрерывность иснада.
- Отсутствие скрытого изъяна.
- Отсутствие противоречия более достоверным передатчикам.
Таковым является аль-Бухари, Муслим, Ибн Хузейма и Ибн ХIиббан. Они обязались привести исключительно достоверные хадисы.
Условия аль-Бухари немного строже. Он обязался привести такие иснады, передающие от передатчиков и их шейхов, где была “мулязама” (т.е передатчик сопровождал своего шейха долгое время).
Но местами аль-Бухари не придерживается этого условия. У аль-Бухари есть хадисы ниже степени “сахиха”. У Муслима есть спорные хадисы. Но в целом они ответили своим условиям.
Таким-же примером последовал имам Ибн Хузейма. Его уровень ниже чем уровень Муслима, не говоря о уровне аль-Бухари. О сам иногда говорит: “Если хадис достоверен”, намекая, что хадис у него недостоверный. А иногда он приводит “шаз” хадисы. Это такие хадисы, которые противоречат другим, более достоверным. Ибн Хузейму ставят в ряд Абу Дауда и ан-Насаи.
Этим путем последовал и Ибн Хиббан. Его степень ниже степени остальных сахихов, в том числе с степени своего шейха Ибн Хузеймы. Он известный “мутасаhиль” (снисходительный в критике и отборе иснадов). Иногда он называет достоверным такого передатчика, которого никто не знал до него.
Но все упомянутые книги в данной главе не называются просто “сахих”, они имеют то название, которое дал сам автор.
К примеру “Сахих аль-Бухари”. Это не родное название книги. Родное название книги:
الجامع المسند الصحيح المختصر من أمور رسول الله صلى الله عليه وسلم وسننه وأيامه
[Аль-джами’у аль-муснаду ас-сахIихIу аль-мухтасару мин умури расулу-Ллаh уа сунаниhи ﷺ уа айямиhи]
Что означает: “Всеохватывающий, достоверный, непрерывный, краткий сборник о приказах пророка ﷺ, его суннатах и образа его жизни”.
Как видно из названия, аль-Бухари назвал свою книгу не только “сахихом, но и “аль-джами” и “аль-муснад”. К атрибуту “сахих” добавил еще два атрибута. Таким образом сахих аль-Бухари попадает сразу в три главы нашей статьи.
Также поступил и Муслим. Оригинальное название книги:
المسند الصحيح المختصر بنقل العدل عن العدل إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم
[Аль-муснаду ас-сахIихIу аль-мухтасару би накъли аль-‘адль ‘ан аль-‘адль иля расули-Ллаh уа сунаниhи ﷺ уа айямиhи]
Что означает: “Достоверный, непрерывный, краткий сборник от заслуживающих доверия к посланнику Аллаh ﷺ “.
Здесь Муслим тоже назвал свой сборник “муснад”. Но не назвал “джами”.
А сахих Ибн Хузейма имеет куда более длинное название:
مختصر المختصر من المسند الصحيح عن النبي بنقل العدل عن العدل موصولا إليه من غير قطع في أثناء الإسناد ولا جرح في ناقلي الأخبار
[Мухтасару аль-мухтасари мин аль-муснади ас-сахIихIи ‘ан ан-Набий ﷺ би накъли аль-‘адль ‘ан аль-‘адль маусулян мин гъайри къатI’и фи аснаи аль-иснад уа ля джархI фи накъили аль-ахбар]
Что означает: “Кратчайший и достоверный сборник непрерывной (передачи) к самому пророк ﷺ, по пути заслуживающих доверия, без обрывов в (иснаде) и дискредитации передатчиков сообщений “.
Как мы видим, этот сборник тоже имеет атрибут “муснада”.
Сахих Ибн Хиббан имеет родное название тоже:
المسند الصحيح على التقاسيم والأنواع من غير وجود قطع في سندها و لا ثبوت جرح في ناقليها
[Аль-муснаду ас-сахIихIу ‘аля такъасими уа аль-ануа’и мин гъайри вуджуди къатI’ин фи санадиhа уа ля субути джархIин фи накъилиhа]
Что означает: Достоверный, с непрерывной (цепочкой) сборник, с главами и разделами, без обрывов в иснаде и джархIа его передатчиков.
Как мы видим, этот сборник тоже имеет атрибуты “муснада”.
Атрибут “муснад” в этих сборниках не несет терминологическое название, но несет языковое название. Тогда как атрибут “муснад” в сборнике имама Ахмада, как раз несет терминологическое значение, о котором мы поговорим ниже.
Гл.2
Джами’
Слово “аль-джами” означает – всеохватывающий.
Здесь, как правило, имеется ввиду тот сборник, который охватил/включил все аспекты религии. Автор не ограничился фикхом. Включил единобожие, фикх, тафсир, истории из прошлого, нрав, военные походы и т.д.
Таковым является аль-Бухари, который в названии включил атрибут “аль-Джами” в название своей книги. Вот здесь он несет терминологическое значение.
Из оригинального названия книги аль-Бухари, можно извлечь три атрибута: сахих, джами’ и муснад. Два первых имеют терминологическое значение, а третий языковое. Но плюс к этому, термин “джами” означает сортировка глав по порядку. Порядок определяется темой главы. Т.е “Глава начала откровений”, затем “Глава знания”. и т.д.
Аль-Бухари приводит сначала раздел, называемый “китаб”, а в разделе главы, называемые “Абваб”.
Если посмотреть на сборник сахих аль-Бухари, то мы видим, что он привел 97 книг (разделов), и в каждой книге тема. 96-ая книга о следовании Сунне, а 97-ая книга о единобожии. Плюс к этому он в названиях глав выражает свое мнение по этому поводу, что указывает на его знание в фикхе.
Имам Муслим поступил точно также. Только он привел 54 книги, закончив на тафсире.
Также атрибут “аль-джами” имеет сборник хадиса ат-Тирмизи, который известен по совсем обратной атрибутике: “Сунан ат-Тирмизи”. Говорить на сборник “суннан” вещь устоявшаяся в истории, но терминологически сборник ат-Тирмизи не является “сунан”. Ат-Тирмизи в этом последовал за своим учителем аль-Бухари.
Оригинальное название сборника ат-Тирмизи:
الجامع المختصر من السنن عن رسول الله صلى الله عليه وسلم ومعرفة الصحيح والمعلول وما عليه العمل
[Аль-джами’у аль-мухтасару мин сунани расулу-Ллаh уа сунаниhи ﷺ уа ма’рифату ас-сахIихI уа аль-ма’люль уа ма ‘алейhи аль-‘амаль]
Что означает: Сокращенный сборник суннатов посланника Аллаhа ﷺ. А также знания достоверного (хадиса) от проблемного. И знание претворяемых ( хадисов).
Как видно из названия, ат-Тирмизи дал своему сборнику атрибут “аль-джами”. Поэтому, сборник ат-Тирмизи по определению не является “сунаном”, в отличии от Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджей и других, о чем речь будет ниже.
Есть также “аль-джами” имама Ма’мара бин Рашида, сподвижника имама Малика. Есть еще “аль-джами” имама Ибн Уаhба, сподвижника имама Малика. Но она неполная.
Гл.3
Муснад
Муснад в языковом значении означает “непрерывность иснада”. Здесь он словно “муттасиль”.
Но нас сейчас интересует не языковое значение, а терминологическое. В терминологии хадиса это означает: “Сортировка хадисов согласно именам сподвижникам”.
Что это означит? А значит это, что хадисы в книге с атрибутом “муснад” будут приводиться не по главам фикха, а по главам сподвижников.
Лучшим примером для этого будет “Муснад Ахмада”.
Имам Ахмад, да помилует его Аллаh, не сортировал свои хадисы по главам фикха. Его тематика не на основе тем, а на основе имен сподвижников.
Пример:
Аль-Бухари и другие сборники, с атрибутом “аль-джами”, привели хадисы от разных имен сподвижников, заточенные под разделы, в которых главы.
К примеру, разделе №4: “Книга омовения” аль-Бухари добавил 73 главы, и в каждой главе 95 (+/-) от 31 сподвижника.
Абу Хурайры – 12 хадисов.
‘АбдуЛла бин Зейда – 6 хадиса.
Ибн ‘Аббаса – 12 хадисов.
Усамы бин Зейда – 1 хадис.
Анас – 17 хадисов.
Абу Айюб аль-Ансари – 1 хадис.
Ибн ‘Умара – 5 хадиса
‘Аиши – 8 хадиса.
Абу Къатада – 2 хадиса.
‘АбдуЛла ибн Мас’уд – 1 хадис.
‘Усман ибн ‘Аффана – 2 хадиса.
‘АбдуЛлы бин ‘Амра 1 – хадис.
Уммы ‘АтIыйя – 1 хадис.
‘Ади ибн ХIатим – 1 хадис.
‘Али, Абу Са’ида – 1 хадис.
Усамы бин Зейда – 1 хадис.
Аль-Мугъира – 3 хадиса.
Асма бинт Аби Бакр – 2 хадиса.
Абу ДжухIефа – 1 хадиса.
МахIмуд ибн ар-Раби’ – 1 хадис.
Ас-Саиб ибн Язид – 1 хадис.
Джабир – 1 хадис.
Абу Мусы – 2 хадиса.
Са’д бин Аби Уакъас – 1 хадис.
‘Амр ибн Умейя – 2 хадиса.
Сувейд ибн Ну’ман – 2 хадиса.
Маймуна – 2 хадиса.
Умму Къайс бинт МихIсан – 1 хадис.
ХIузейфа – 2 хадиса.
Бурды – 1 хадис.
Аль-Бара ибн ‘Азиб – 1 хадис.
Да будет доволен ими всеми Аллаh!
Что мы имеем? Мы имеем раздел “Книга омовения”, в которой 73 главы, в которой 95 (+/-) хадиса от 31 сподвижника.
Это и есть принцип “аль-Джами”. Еще его называют более точным названием: “аль-Мусаннаф”.
Принципиальное отличие муснада в том, что автор муснада не приводит у себя хадисы, сортируя их под разделы (книги) и главы, но приводит сподвижника, со всеми его хадисами, и не важно, о чем говорится а хадисах. Единственные главы, это главы с именами сподвижников.
Пример: Имам Ахмад:
Муснад Абу Бакра:
Хадис №1
Хадис№2
Хади с№3
И так до 81 хадиса от Абу Бакра.
Муснада ‘Умар:
Хадис №1
Хадис№2
И так до 398 хадиса от ‘Умара.
Муснад ‘Усмана.
Хадис №1
И так далее…
Как видно из примера, хадисы сподвижников в “муснаде” не касаются темы, но касаются имен сподвижников.
Цель в “аль-джами” (или мусаннаф в языковом) привести хадисы под главу, а цель “муснада” привести все хадисы, передаваемые от того или иного сподвижника.
Хадисы “Муснада” согласно именам сподвижников, а хадисы “аль-джмами” (мусаннаф – яз) согласно названиям глав.
У нас в исламе не один муснад (в терминологическом значении). Есть еще “Муснад” имама ‘Али ибн аль-Джа’да (ум,230). Есть еще “муснад” имам Ибн Раhавейhи (ум. 238), учителя имама Ахмада.
Также:
Муснад Абу Ханифы (ум. 150).
Муснад Абу Дауда ат-ТIаялиси (ум. 204).
Муснад Абу Бакра аль-ХIумейди (ум. 219).
Муснад Ибн Аби Шейбы (ум. 235).
Муснад (аль-БахIр аз-Заххар) Абу Бакр аль-Баззар (ум. 292).
Муснад Абу Бакра ар-Руйяни. (ум. 307).
Муснад Абу Я’ля Ахмад аль-Маусали (Ум. 307).
Муснад Абу Са’ид аль-Хайсам аш-Шаши (ум. 335).
Муснаду аш-Шамиин имама ат-ТIабарани (ум. 360).
Муснад Абу аль-Къасима ‘Абд ар-РахIмана аль-Джауhари аль-Малики (Ум. 381).
И так далее.
Но есть такие муснады, которые не имеют терминологического значения, а имеют языковое значение. Т.е такие муснады, которые по сути сунаны и мусаннафы.
К примеру:
- Муснад аш-Шафи’и (Ум. 202).
- Муснад Абу аль-‘Аббаса Мухаммада ан-Нисабури. Известный как “ас-Саррадж”. (Ум. 313).
Муснады не обязательно должны иметь все достоверные хадисы, но они обязательно должны привести все хадисы Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Анаса, Джабира и т.д.
Но они приводят именно те хадисы, которые смогли найти.
Гл.4
Сунан
Данный термин всегда значит одно: привести хадисы пол главу фикха.
В этом смысле тематика книги подобна аль-джами’, с той лишь разницей, что в случае с “сунан” автор обязуется привести хадисы, захватывающие как можно больше аспектов фикха, а в случае с “аль-джами’ “как можно больше аспектов религии ислам.
В эту категорию в первую очередь входит “Сунан Аби Дауд”. Ученые говорят, что эта лучший источник фикха. Также в эту главу входит ан-Насаи и Ибн Маджа. Лучше их этих троих является ан-Насаи (этой позиции придерживаемся мы).
Но справедливости ради надо признать, и это известно только тому, кто занимается хадисами, что Абу Дауд более знающий со стороны фикха хадиса, а ан-Насаи со стороны передачи хадиса.
Абу Дауд взял больше фикха, чем ан-Насаи. И это видно по его “Суалятам” от имама Ахмада.
Но у ан-Насаи более обширные знания о передатчиках, иснадах и их проблемах. У ан-Насаи два сунана: аль-Кубра, и ас-Сугъра. Когда говорят: “Передал ан-Насаи”, имеется ввиду именно “Ас-сунан ас-сугъра” (т.е аль-Муджтаба).
Есть еще более древний сунан: “Сунан Са’ид бин Мансур (Ум. 227). Но он не охватывает многие аспекты.
Есть еще “Сунан ад-Дарими”. Этот сборник входит в “кутуб ас-саб’а”. Автор ‘АбдуЛла ибн ‘Абд ар-РахIман ас-Самаркъанди. Ум. 255. Не путать его с Абу Са’идом ад-Дарими, врагом джаhмитов. Ошибся тот, кто называет сборник имама ад-Дарими “муснад”.
Есть еще “Сунан ад-ДаракъутIни”. Автор Абу аль-ХIасан ‘Али ибн ‘Умар. Ум. 385. Он приводит то-же, что и другие в фикхе, но есть одно НО: он постарался привести именно слабые и очень слабые хадисы, которыми руководствовались факихи его времени. Достоверные вещи он приводит тоже.
Самый поздний из них, и, пожалуй, один из самых объемлющих сунанов, это “Сунан аль-Байhакъи”, о котором аз-Заhаби сказал, что этот сборник должен быть в каждом доме. А ‘Абд аль-Карим аль-Худейр сказал, что этот сборник почти охватил всю сунну.
И в самом деле, сколько раз бывало, что хадиса нет ни в одних известных сунанах, и не только, но даже и в джами’ах, на затем обнаруживался у у аль-Байhакъи. (Ум. 458).
Шейх аль-Альбани когда не находил хадис, он находил именно у аль-Байhакъи.
Но сложно сказать, что “сунан”, это сборник исключительно по фикху и тому, что вытекает из него. Абу Дауд привел целые главы в опровержении джахмитам у себя в “Сунан”.
Гл.5
Мусаннаф
Этот атрибут похож с аль-джами’ и с сунан, но с той лишь разницей, что автор “мусаннаф” приводит не только хадисы, но и слова сподвижников (маукъуф) и слова табиинов (макъту’). Это единственное отличие. В этом данный атрибут схож один в один с “муваттIаъ” имама Малика.
Только у Малика часто бывают “балягъаты”. Это когда он говорит: “До меня дошло, что сахабы делали так-то”. Т.е он не упоминает иснад. Это в точь-точь соответствует “му’аллякъатам” аль-Бухари, который тоже иногда так поступает, говоря: “Абу Муса сказал, что пророк ﷺ сделал так-то”. Т.е иснад он не упомянул.
Хадис таких сборников легко учить, у них короткие иснады.
В умме два самых известных труда, имеющие атрибут “мусаннаф”: Мусаннаф Ибн Аби Шейба (235), и Мусаннаф ‘Абд ар-Раззакъа (211). Оба являются учителями имама Ахмада.
Гл.6
Му’джам
Если мусаннаф это сортировка хадисов под название глав, муснад – сортировка хадисов под имена сподвижников, то му’джам – это сортировка хадисов по алфавитному порядки имен сподвижников, или имен шейхов автора.
Пример порядка имен сподвижников
А – Анаса. И все его хадисы.
Б – Башир. Биср. И их хадисы.
И так далее.
Пример порядка имен шейхов автора:
А – Адам. Затем говорит: “Рассказал нам Адам, от …”.
Б – Бундар. Говорит: “Рассказал нам Бундар, от ….”
И так далее.
Самый известный му’джам, это имама ат-ТIабарани. У него три му’джма: сагъир – маленький, аусатI – средний, а и кабир – большой.
А также:
Му’джам Абу Я’ля.
Му’джам Абу Са’ида аль-А’раби аль-Мисри. Ум. 340.
Му’джам Ибн аль-Мукъриъ. Это Абу Бакр Мухаммад аль-Асбаhани. Ум. 381.
Му’джам Ибн ‘Асакир. Ум. 571.
Гл.7
Мустадрак
Буквально: мустадрак – дополненный.
Суть этой тематики в том, что автор “мустадрака” хочет дополнить другой сборник(и), но со своими иснадами и хадисами. Это дополнение должно быть на условиях автора, которому он делают дополнение.
Самой известной такой работой является “Мустадрак аль-ХIакима”.
Целью этого имама было то, что он дополнил Сахих аль-Бухари и Муслим хадисами, которые они не привели в своих сахихах, но эти оставленные ими хадисы соответствовали их условиям.
Дополнение он писал не в сам сахих, а в отдельную работу, назвав ее “Мустадрак”.
Пример: Аль-Бухари и Мслим нашли два хадиса о достоинстве сивака, но добавили в свои сборники “Сахих” лишь один из них, либо боясь делать сборник слишком большим, либо или еще что-то, но иснад этого второго оставленного ими хадиса соответствует условиям достоверности аль-Бухари и Мслима.
Приходит аль-Хаким и собирает все хадисы, которые не включил аль-Бухари и Муслим, но соответствующие их условиям достоверности.
К сожалению, имам аль-ХIаким не успел перепроверить книгу, Всевышний забрал его. Он успел лишь проверить первую часть книги. Поэтому, последние части его книги содержат много слабых, и очень слабых хадисов, которые не соответствуют условиям аль-Бухари и Муслима.
Затем аз-Заhаби взялся проверять эти хадисы. Часто видим: “Удостоверил аль-Хаким. Аз-Заhаби с ним согласился”.
Этот сборник тоже сортирует хадисы по названиям глав.
Гл.8
Мустахрадж
Этот термин похож с аль-мустадраком внешне – оба дополняют какой-то сборник.
Принципиальное отличие мустахраджа с мустадраком в том, что мустахрадж дополняет сборник не отдельным хадисом, соответствующим условиям автора, а отдельным иснадом, сохраняя сам матн хадиса.
Т.е автор мустахраджа дополняет сборник аль-Бухари своим иснадом, сохраняя сам хадис в аль-Бухари.
Возьмем “Мустахрадж на аль-Бухари”, имама Абу Бакра аль-Исма’или. И возьмем “Мустадрак на аль-Бухари” имама аль-Хакима”. В чем разница? Ведь оба дополняют и подкрепляют?
Пример:
Абу Бакр аль-Исма’или у себя в “Мустахрадж” на аль-Бухари решил дополнить какой-то хадис у аль-Бухари другим иснадом, собственным иснадом. Что он делает? Берет хадис у аль-Бухари в свой сборник, а затем приводит иснад, но не тот иснад, который привел аль-Бухари, а свой путь, свой иснад к этому-же хадису. В итоге хадис тот-же, но дополнение произошло в его путях. А значит, степень достоверности его может отличаться в пользу любого из них.
А аль-Хаким дополняет не только иснад, но еще и сам текст хадиса. Но иснад он должен привести на условиях аль-Бухари, что не сказать о авторе аль-мустахрадж, который не обязуется приводить иснад такого-же уровня, но обязуется привести такой-же матн.
Есть еще “Мустахрадж Аби ‘Ауана”. Это Я’къуб бин ИсхIакъ ан-Нисабури аль-Исфарайни. Ум. 316.
Если Абу Бакр аль-Исма’или сделал тахридж на аль-Бухари, то Абу ‘Ауана сделал тахридж на Муслима. А аль-ХIаким на обоих, с небольшой упомянутой разницей.
Все они сортируют хадисы согласно названиям глав.
Гл.9
Аджзаъ
Полностью: Аль-аджза аль-хIадисийя. Означает: части от сборников хадиса.
Это такие сборники, где автор собрал все хадисы на конкретную тему. К примеру, аль-Бухари, у него есть книга “Чтение за имамом”. Он в этой книге привел все сообщения, доказывая законность этого.
Суть в том, что в этой книге только одна глава, значит и хадисы будут только на эту тему.
И хвала Аллаhу Господу миров!

Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва барякатуху
Что значит термин мутаби’ и ‘ан ‘ан в науке хадисов, например пишут: “В его иснаде ‘ан ‘ан Абу аз-Зубайра, но он мутаби'”?
Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
Термин “мутаба’ ” это когда двое и выше передатчиков встречаются в одной табакъе от одного и того-же вышестоящего передатчика.
К примеру хадис: “Будь в дунья как путник”. Его передал ибн ‘Умар. От него передали двое: Муджахид и ‘Абда бин Аби Любаба. Так вот, первая табакъа в этом хадисе, это сподвижник ибн ‘Умара, затем следует табакъа двух табиинов: Муджахида и ‘Абда. Так вот, эти двое сделали “мутаба’а”, так как стыкуются друг с другом в ибн ‘Умаре в данном риваяте.
И это не смотря на то, что Муджахид из третей табакъи, а ‘Абда из четвертой,( это табакъа аз-Зухри), но это не влияет на его мутаба’а, ибо в расчет берется не его собственный уровень, а берется то, с кем он стыкуется в данном хадисе. Вернее: на каком уровне он встретился в данном хадисе с другим передатчиком.
Затем от Муджахида этот хадис передал Лейс, и никто кроме Лейса (табакъа 4) это не передал от Муджахида. Лейс один в этом риваете после Муджахида, следовательно, нет у него “мутаба’а”.
Но вот от Лейса передали ряд имамов: аль-‘Амаш, ас-Саури, Хаммад и Абу Му’авия. Вот все они встретились в этой передачи от Лейся, следовательно, у нас четыре матаба’и.
Надеюсь пример ясный.
А по поводу ‘ан-‘ан, это когда иснад состоит из сплошных: от, от, от, от. Т.е без: нам рассказал: нам передал: нам сообщил… и т.д.
В основе, если в иснаде одним имамы, то нет проблем в таком иснаде. А если он состоит из имамов, которые известны своим сильным тадлисом, как аль-‘Амаш, Аль-Уалид бин Муслим, то это проблемно.
А если там не сильные мудаллисы, как Мухаммад бин ‘Аджлян, Сулейман ат-Тейми, аль-Хаджадж бин Арта, Къатада, и т.д. то надо обратить внимание на иснад и проявить усердие в выявлении изъяна.
السلام عليكم و رحمةالله و بركاته
Можете разьянить мне тип и состав сборника Канз аль-Уммаль, подробнее?
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Это сборник слабых и выдуманных хадисов.
السلام عليكم و رحمةالله و بركاته
Как вы считаете правильно ли будет если собрать этот огромный сборник и классифицировать его подобно книгам Джами’, или же по главам фикха, а также указать на степени достоверности всех хадисов и привести тахридж каждого из них?
حزاك الله خيرا
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Нет нужды в этом. Много книг написаны на подобную тематику и много тахриджа сделано.
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Пример мутабьа ваш не понял . Не ясен для меня. Перечитал и еще и все равно не понял. Как раз для этот вопрос был для меня и раньше не ясен так и остался не ясным. Сможете облегчить разъяснение?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Вот смотрите: Ма’мар передал от Малика, и Ибн ‘Уейна передал от Малика, а Малик от аз-Зухри, он от Салима, он от Ибн ‘Умара. Где в иснаде мутаба’а? Ответ: она между Ма’маром и Ибн ‘Уейна.
Т.е Ибн ‘Уейна встретился с Ма’маром в иснаде от Малика.
Пример ясен?
Ас-саляму ‘аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракату-ху. Какие методы использовали ученые джарх уа-т та‘диль, как Абу Хатим, Абу Зур‘а, Яхъя ибн Ма‘ин и т.д., в оценке передатчиков хадисов, чтобы определять их слабость, лживость и т.д?
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Что вы имеете ввиду под “методами” ?