535. Термины в науке хадис: Сахих, Джами', Муснад, Сунан, Мусаннаф, Му'джам, Мустадрак, Мустахрадж и Аджзаъ.

535. Термины в науке хадис: Сахих, Джами’, Муснад, Сунан, Мусаннаф, Му’джам, Мустадрак, Мустахрадж и Аджзаъ.

535. Terminy v nauke hadis Sahih Dzhami Musnad Sunan Musannaf Mudzham Mustadrak Mustahradzh i Adzhza. - 535. Термины в науке хадис: Сахих, Джами', Муснад, Сунан, Мусаннаф, Му'джам, Мустадрак, Мустахрадж и Аджзаъ.

Скачать

 

Гл.1. Сахих.
Гл.2. Джами’
Гл. 3. Муснад
Гл. 4. Сунан.
Гл. 5. Мусаннаф.
Гл. 6 .Му’джам.
Гл. 7. Мустадрак.
Гл. 8. Мустахрадж.
Гл. 9. Аджзаъ.


Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Очень важно знать принцип, тематику, цель и событийность той или иной книги.

Сегодня, иншаАлла разберем терминологию книг, занимающиеся передачей хадисов.

Книги бывают по принципу: Сахих, Муснад, Джами’, Сунан, Мусаннаф, Му’джам, Мустадрак, Мустахрадж и аль-Аджзаъ аль-Хадисийя».

Обо всем по порядку:

Гл.1
Сахих

Термин «сахих» означает — достоверный.

Это означает, что автор книги обязался привести исключительно достоверные хадисы по его мнению, отвечающие пяти условиям:

  1. Заслуживающий доверия передатчик.
  2. Точные в передачи.
  3. Непрерывность иснада.
  4. Отсутствие скрытого изъяна.
  5. Отсутствие противоречия более достоверным передатчикам.

Таковым является аль-Бухари, Муслим, Ибн Хузейма и Ибн ХIиббан. Они обязались привести исключительно достоверные хадисы. 

Условия аль-Бухари немного строже. Он обязался привести такие иснады, передающие от передатчиков и их шейхов, где была «мулязама» (т.е передатчик сопровождал своего шейха долгое время).

Но местами аль-Бухари не придерживается этого условия. У аль-Бухари есть хадисы ниже степени «сахиха». У Муслима есть спорные хадисы. Но в целом они ответили своим условиям.

Таким-же примером последовал имам Ибн Хузейма. Его уровень ниже чем уровень Муслима, не говоря о уровне аль-Бухари. О сам иногда говорит: «Если хадис достоверен», намекая, что хадис у него недостоверный. А иногда он приводит «шаз» хадисы. Это такие хадисы, которые противоречат другим, более достоверным. Ибн Хузейму ставят  в ряд Абу Дауда и ан-Насаи. 

Этим путем последовал и Ибн Хиббан. Его степень ниже степени остальных сахихов, в том числе с степени своего шейха Ибн Хузеймы. Он известный «мутасаhиль» (снисходительный в критике и отборе иснадов). Иногда он называет достоверным такого передатчика, которого никто не знал до него.

Но все упомянутые книги в данной главе не называются просто «сахих», они имеют то название, которое дал сам автор.

К примеру «Сахих аль-Бухари». Это не родное название книги. Родное название книги:

الجامع المسند الصحيح المختصر من أمور رسول الله صلى الله عليه وسلم وسننه وأيامه

[Аль-джами’у аль-муснаду ас-сахIихIу аль-мухтасару мин умури расулу-Ллаh уа сунаниhи ﷺ уа айямиhи]

Что означает: «Всеохватывающий, достоверный, непрерывный, краткий сборник о приказах пророка ﷺ, его суннатах и образа его жизни».

Как видно из названия, аль-Бухари назвал свою книгу не только «сахихом, но и «аль-джами» и «аль-муснад». К атрибуту «сахих» добавил еще два атрибута. Таким образом сахих аль-Бухари попадает сразу в три главы нашей статьи.

Также поступил и Муслим. Оригинальное название книги:

المسند الصحيح المختصر بنقل العدل عن العدل إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم
[Аль-муснаду ас-сахIихIу аль-мухтасару би накъли аль-‘адль ‘ан аль-‘адль иля расули-Ллаh уа сунаниhи ﷺ уа айямиhи]

Что означает: «Достоверный, непрерывный, краткий сборник от заслуживающих доверия к посланнику Аллаh ﷺ «.

Здесь Муслим тоже назвал свой сборник «муснад». Но не назвал «джами».

А сахих Ибн Хузейма имеет куда более длинное название:

مختصر المختصر من المسند الصحيح عن النبي بنقل العدل عن العدل موصولا إليه من غير قطع في أثناء الإسناد ولا جرح في ناقلي الأخبار
[Мухтасару аль-мухтасари мин аль-муснади ас-сахIихIи ‘ан ан-Набий ﷺ би накъли аль-‘адль ‘ан аль-‘адль маусулян мин гъайри къатI’и фи аснаи аль-иснад уа ля джархI фи накъили аль-ахбар]

Что означает: «Кратчайший и достоверный сборник непрерывной (передачи) к самому пророк ﷺ, по пути заслуживающих доверия, без обрывов в (иснаде) и дискредитации передатчиков сообщений «.

Как мы видим, этот сборник тоже имеет атрибут «муснада».

Сахих Ибн Хиббан имеет родное название тоже:

المسند الصحيح على التقاسيم والأنواع  من غير وجود قطع في سندها و لا ثبوت جرح في ناقليها
[Аль-муснаду ас-сахIихIу ‘аля такъасими уа аль-ануа’и мин гъайри вуджуди къатI’ин фи санадиhа уа ля субути джархIин фи накъилиhа]

Что означает: Достоверный, с непрерывной (цепочкой) сборник, с главами и разделами, без обрывов в иснаде и джархIа его передатчиков.

Как мы видим, этот сборник тоже имеет атрибуты «муснада».

Атрибут «муснад» в этих сборниках не несет терминологическое название, но несет языковое название. Тогда как атрибут «муснад» в сборнике имама Ахмада, как раз несет терминологическое значение, о котором мы поговорим ниже.

Гл.2
Джами’

Слово «аль-джами» означает — всеохватывающий.

Здесь, как правило, имеется ввиду тот сборник, который охватил/включил все аспекты религии. Автор не ограничился фикхом. Включил единобожие, фикх, тафсир, истории из прошлого, нрав, военные походы  и т.д.

Таковым является аль-Бухари, который в названии включил атрибут «аль-Джами» в название своей книги. Вот здесь он несет терминологическое значение. 

Из оригинального названия книги аль-Бухари, можно извлечь три атрибута: сахих, джами’ и муснад. Два первых имеют терминологическое значение, а третий языковое. Но плюс к этому, термин «джами» означает сортировка глав по порядку. Порядок определяется темой главы. Т.е «Глава начала откровений», затем «Глава знания». и т.д.

Аль-Бухари приводит сначала раздел, называемый «китаб», а в разделе главы, называемые «Абваб». 

Если посмотреть на сборник сахих аль-Бухари, то мы видим, что он привел 97 книг (разделов), и в каждой книге тема. 96-ая книга о следовании Сунне, а 97-ая книга о единобожии. Плюс к этому он в названиях глав выражает свое мнение по этому поводу, что указывает на его знание в фикхе.

Имам Муслим поступил точно также. Только он привел 54 книги, закончив на тафсире.

Также атрибут «аль-джами» имеет сборник хадиса ат-Тирмизи, который известен по совсем обратной атрибутике: «Сунан ат-Тирмизи». Говорить на сборник «суннан» вещь устоявшаяся в истории, но терминологически сборник ат-Тирмизи не является «сунан». Ат-Тирмизи в этом последовал за своим учителем аль-Бухари.

Оригинальное название сборника ат-Тирмизи:

الجامع المختصر من السنن عن رسول الله صلى الله عليه وسلم ومعرفة الصحيح والمعلول وما عليه العمل
[Аль-джами’у аль-мухтасару мин сунани расулу-Ллаh уа сунаниhи ﷺ уа ма’рифату ас-сахIихI уа аль-ма’люль уа ма ‘алейhи аль-‘амаль]

Что означает: Сокращенный сборник суннатов посланника Аллаhа ﷺ. А также знания достоверного (хадиса) от проблемного. И знание претворяемых ( хадисов).

Как видно из названия, ат-Тирмизи дал своему сборнику атрибут «аль-джами». Поэтому, сборник ат-Тирмизи по определению не является «сунаном», в отличии от Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджей и других, о чем речь будет ниже.

Есть также «аль-джами» имама Ма’мара бин Рашида, сподвижника имама Малика. Есть еще «аль-джами» имама Ибн Уаhба, сподвижника имама Малика. Но она неполная.

Гл.3
Муснад

Муснад в языковом значении означает «непрерывность иснада». Здесь он словно «муттасиль».

Но нас сейчас интересует не языковое значение, а терминологическое. В терминологии хадиса это означает: «Сортировка хадисов согласно именам сподвижникам».

Что это означит? А значит это, что хадисы в книге с атрибутом «муснад» будут приводиться не по главам фикха, а по главам сподвижников.

Лучшим примером для этого будет «Муснад Ахмада». 

Имам Ахмад, да помилует его Аллаh, не сортировал свои хадисы по главам фикха. Его тематика не на основе тем, а на основе имен сподвижников. 

Пример:

Аль-Бухари и другие сборники, с атрибутом «аль-джами», привели хадисы от разных имен сподвижников, заточенные под разделы, в которых главы.

К примеру, разделе №4: «Книга омовения» аль-Бухари добавил 73 главы, и в каждой главе 95 (+/-) от 31 сподвижника. 

Абу Хурайры — 12 хадисов.

‘АбдуЛла бин Зейда — 6 хадиса.

Ибн ‘Аббаса — 12 хадисов.

Усамы бин Зейда — 1 хадис.

Анас — 17 хадисов.

Абу Айюб аль-Ансари — 1 хадис.

Ибн ‘Умара — 5 хадиса

‘Аиши — 8 хадиса.

Абу Къатада — 2 хадиса.

‘АбдуЛла ибн Мас’уд — 1 хадис.

‘Усман ибн ‘Аффана — 2 хадиса.

‘АбдуЛлы бин ‘Амра 1 — хадис.

Уммы ‘АтIыйя — 1 хадис.

‘Ади ибн ХIатим — 1 хадис.

‘Али, Абу Са’ида — 1 хадис.

Усамы бин Зейда — 1 хадис.

Аль-Мугъира — 3 хадиса.

Асма бинт Аби Бакр — 2 хадиса.

Абу ДжухIефа — 1 хадиса.

МахIмуд ибн ар-Раби’ — 1 хадис.

Ас-Саиб ибн Язид — 1 хадис.

Джабир — 1 хадис.

Абу Мусы — 2 хадиса.

Са’д бин Аби Уакъас — 1 хадис.

‘Амр ибн Умейя — 2 хадиса.

Сувейд ибн Ну’ман — 2 хадиса.

Маймуна — 2 хадиса.

Умму Къайс бинт МихIсан — 1 хадис.

ХIузейфа — 2 хадиса.

Бурды — 1 хадис.

Аль-Бара ибн ‘Азиб — 1 хадис.

Да будет доволен ими всеми Аллаh!

Что мы имеем? Мы имеем раздел «Книга омовения», в которой 73 главы, в которой 95 (+/-) хадиса от 31 сподвижника.

Это и есть принцип «аль-Джами». Еще его называют более точным названием: «аль-Мусаннаф».

Принципиальное отличие муснада в том, что автор муснада не приводит у себя хадисы, сортируя их под разделы (книги) и главы, но приводит сподвижника, со всеми его хадисами, и не важно, о чем говорится а хадисах. Единственные главы, это главы с именами сподвижников.

Пример: Имам Ахмад: 

Муснад Абу Бакра:
Хадис №1
Хадис№2
Хади с№3

И так до 81 хадиса от Абу Бакра.

Муснада ‘Умар:
Хадис №1
Хадис№2

И так до 398 хадиса от ‘Умара.

Муснад ‘Усмана.
Хадис №1

И так далее…

Как видно из примера, хадисы сподвижников в «муснаде» не касаются темы, но касаются имен сподвижников.

Цель в «аль-джами» (или мусаннаф  в языковом) привести хадисы под главу, а цель «муснада» привести все хадисы, передаваемые от того или иного сподвижника.

Хадисы «Муснада» согласно именам сподвижников, а хадисы «аль-джмами» (мусаннаф — яз) согласно названиям глав.

У нас в исламе не один муснад (в терминологическом значении). Есть еще «Муснад» имама ‘Али ибн аль-Джа’да (ум,230). Есть еще «муснад» имам Ибн Раhавейhи (ум. 238), учителя имама Ахмада.

Также:

Муснад Абу Ханифы (ум. 150).

Муснад Абу Дауда ат-ТIаялиси (ум. 204).

Муснад Абу Бакра аль-ХIумейди (ум. 219).

Муснад Ибн Аби Шейбы (ум. 235).

Муснад (аль-БахIр аз-Заххар) Абу Бакр аль-Баззар (ум. 292).

Муснад Абу Бакра ар-Руйяни. (ум. 307).

Муснад Абу Я’ля Ахмад аль-Маусали (Ум. 307).

Муснад Абу Са’ид аль-Хайсам аш-Шаши (ум. 335).

Муснаду аш-Шамиин имама ат-ТIабарани (ум. 360).

Муснад Абу аль-Къасима ‘Абд ар-РахIмана аль-Джауhари аль-Малики (Ум. 381).

И так далее.

Но есть такие муснады, которые не имеют терминологического значения, а имеют языковое значение. Т.е такие муснады, которые по сути сунаны и мусаннафы. 

К примеру:

  • Муснад аш-Шафи’и (Ум. 202).
  • Муснад Абу аль-‘Аббаса Мухаммада ан-Нисабури. Известный как «ас-Саррадж». (Ум. 313).

Муснады не обязательно должны иметь все достоверные хадисы, но они обязательно должны привести все хадисы Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Анаса, Джабира и т.д.

Но они приводят именно те хадисы, которые смогли найти.

Гл.4
Сунан

Данный термин всегда значит одно: привести хадисы пол главу фикха. 

В этом смысле тематика книги подобна аль-джами’, с той лишь разницей, что в случае с «сунан» автор обязуется привести хадисы, захватывающие как можно больше аспектов фикха, а в случае с «аль-джами’ «как можно больше аспектов религии ислам.

В эту категорию в первую очередь входит «Сунан Аби Дауд». Ученые говорят, что эта лучший источник фикха. Также в эту главу входит ан-Насаи и Ибн Маджа. Лучше их этих троих является ан-Насаи (этой позиции придерживаемся мы).

Но справедливости ради надо признать, и это известно только тому, кто занимается хадисами, что Абу Дауд более знающий со стороны фикха хадиса, а ан-Насаи со стороны передачи хадиса.

Абу Дауд взял больше фикха, чем ан-Насаи. И это видно по его «Суалятам» от имама Ахмада.

Но у ан-Насаи более обширные знания о передатчиках, иснадах и их проблемах. У ан-Насаи два сунана: аль-Кубра, и ас-Сугъра. Когда говорят: «Передал ан-Насаи», имеется ввиду именно «Ас-сунан ас-сугъра» (т.е аль-Муджтаба).

Есть еще более древний сунан: «Сунан Са’ид бин Мансур (Ум. 227). Но он не охватывает многие аспекты.

Есть еще «Сунан ад-Дарими». Этот сборник входит в «кутуб ас-саб’а». Автор ‘АбдуЛла ибн ‘Абд ар-РахIман ас-Самаркъанди. Ум. 255. Не путать его с Абу Са’идом ад-Дарими, врагом джаhмитов. Ошибся тот, кто называет сборник имама ад-Дарими «муснад».

Есть еще «Сунан ад-ДаракъутIни». Автор Абу аль-ХIасан ‘Али ибн ‘Умар. Ум. 385. Он приводит то-же, что и другие в фикхе, но есть одно НО: он постарался привести именно слабые и очень слабые хадисы, которыми руководствовались факихи его времени. Достоверные вещи он приводит тоже.

Самый поздний из них, и, пожалуй, один из самых объемлющих сунанов, это «Сунан аль-Байhакъи», о котором аз-Заhаби сказал, что этот сборник должен быть в каждом доме. А ‘Абд аль-Карим аль-Худейр сказал, что этот сборник почти охватил всю сунну.

И в самом деле, сколько раз бывало, что хадиса нет ни в одних известных сунанах, и не только, но даже и в джами’ах, на затем обнаруживался у у аль-Байhакъи. (Ум. 458).

Шейх аль-Альбани когда не находил хадис, он находил именно у аль-Байhакъи.

Но сложно сказать, что «сунан», это сборник исключительно по фикху и тому, что вытекает из него. Абу Дауд привел целые главы в опровержении джахмитам у себя в «Сунан».

Гл.5
Мусаннаф

Этот атрибут похож с аль-джами’ и с сунан, но с той лишь разницей, что автор «мусаннаф» приводит не только хадисы, но и слова сподвижников (маукъуф) и слова табиинов (макъту’). Это единственное отличие. В этом данный атрибут схож один в один с «муваттIаъ» имама Малика. 

Только у Малика часто бывают «балягъаты». Это когда он говорит: «До меня дошло, что сахабы делали так-то». Т.е он не упоминает иснад. Это в точь-точь соответствует «му’аллякъатам» аль-Бухари, который тоже иногда так поступает, говоря: «Абу Муса сказал, что пророк ﷺ сделал так-то». Т.е иснад он не упомянул.

Хадис таких сборников легко учить, у них короткие иснады.

В умме два самых известных труда, имеющие атрибут «мусаннаф»: Мусаннаф Ибн Аби Шейба (235), и Мусаннаф ‘Абд ар-Раззакъа (211). Оба являются учителями имама Ахмада.

Гл.6
Му’джам

Если мусаннаф это сортировка хадисов под название глав, муснад — сортировка хадисов под имена сподвижников, то му’джам — это сортировка хадисов по алфавитному порядки имен сподвижников, или имен шейхов автора.

Пример порядка имен сподвижников

А — Анаса. И все его хадисы.

Б — Башир. Биср. И их хадисы.

И так далее.

Пример порядка имен шейхов автора:

А — Адам. Затем говорит: «Рассказал нам Адам, от …».

Б — Бундар. Говорит: «Рассказал нам Бундар, от ….»

И так далее.

Самый известный му’джам, это имама ат-ТIабарани. У него три му’джма: сагъир — маленький, аусатI — средний, а и кабир — большой.

А также:

Му’джам Абу Я’ля.

Му’джам Абу Са’ида аль-А’раби аль-Мисри. Ум. 340.

Му’джам Ибн аль-Мукъриъ. Это Абу Бакр Мухаммад аль-Асбаhани. Ум. 381.

Му’джам  Ибн ‘Асакир. Ум. 571.

Гл.7
Мустадрак

Буквально: мустадрак — дополненный.

Суть этой тематики  в том, что автор «мустадрака» хочет дополнить другой сборник(и), но со своими иснадами и хадисами. Это дополнение должно быть на условиях автора, которому он делают дополнение.

Самой известной такой работой является «Мустадрак аль-ХIакима». 

Целью этого имама было то, что он дополнил Сахих аль-Бухари и Муслим хадисами, которые они не привели в своих сахихах, но эти оставленные ими хадисы соответствовали их условиям.

Дополнение он писал не в сам сахих, а в отдельную работу, назвав ее «Мустадрак».

Пример: Аль-Бухари и Мслим нашли два хадиса о достоинстве сивака, но добавили в свои сборники «Сахих» лишь один из них, либо боясь делать сборник слишком большим, либо или еще что-то, но иснад этого второго оставленного ими хадиса соответствует условиям достоверности аль-Бухари и Мслима.
Приходит аль-Хаким и собирает все хадисы, которые не включил аль-Бухари и Муслим, но соответствующие их условиям достоверности.

К сожалению, имам аль-ХIаким не успел перепроверить книгу, Всевышний забрал его. Он успел лишь проверить первую часть книги. Поэтому, последние части его книги содержат много слабых, и очень слабых хадисов, которые не соответствуют условиям аль-Бухари и Муслима. 

Затем аз-Заhаби взялся проверять эти хадисы. Часто видим: «Удостоверил аль-Хаким. Аз-Заhаби с ним согласился».

Этот сборник тоже сортирует хадисы по названиям глав.

Гл.8
Мустахрадж

Этот термин похож с аль-мустадраком внешне — оба дополняют какой-то сборник.

Принципиальное отличие мустахраджа с мустадраком в том, что мустахрадж дополняет сборник не отдельным хадисом, соответствующим условиям автора, а отдельным иснадом, сохраняя сам матн хадиса.

Т.е автор мустахраджа дополняет сборник аль-Бухари своим иснадом, сохраняя сам хадис в аль-Бухари.

Возьмем «Мустахрадж на аль-Бухари», имама Абу Бакра аль-Исма’или. И возьмем «Мустадрак на аль-Бухари» имама аль-Хакима». В чем разница? Ведь оба дополняют и подкрепляют?

Пример:

Абу Бакр аль-Исма’или у себя в «Мустахрадж» на аль-Бухари решил дополнить какой-то хадис у аль-Бухари другим иснадом, собственным иснадом. Что он делает? Берет хадис у аль-Бухари в свой сборник, а затем приводит иснад, но не тот иснад, который привел аль-Бухари, а свой путь, свой иснад к этому-же хадису. В итоге хадис тот-же, но дополнение произошло в его путях. А значит, степень достоверности его может отличаться в пользу любого из них.

А аль-Хаким дополняет не только иснад, но еще и сам текст хадиса. Но иснад он должен привести на условиях аль-Бухари, что не сказать о авторе аль-мустахрадж, который не обязуется приводить иснад такого-же уровня, но обязуется привести такой-же матн.

Есть еще «Мустахрадж Аби ‘Ауана». Это Я’къуб бин ИсхIакъ ан-Нисабури аль-Исфарайни. Ум. 316.

Если Абу Бакр аль-Исма’или сделал тахридж на аль-Бухари, то Абу ‘Ауана сделал тахридж на Муслима. А аль-ХIаким на обоих, с небольшой упомянутой разницей.

Все они сортируют хадисы согласно названиям глав. 

Гл.9
Аджзаъ

Полностью: Аль-аджза аль-хIадисийя. Означает: части от сборников хадиса.

Это такие сборники, где автор собрал все хадисы на конкретную тему. К примеру, аль-Бухари, у него есть книга «Чтение за имамом». Он в этой книге привел все сообщения, доказывая законность этого. 

Суть в том, что в этой книге только одна глава, значит и хадисы будут только на эту тему.

И хвала Аллаhу Господу миров!

 

Комментарии

  • blank

    'Абидин | Авг 21,2019

    Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва барякатуху
    Что значит термин мутаби’ и ‘ан ‘ан в науке хадисов, например пишут: «В его иснаде ‘ан ‘ан Абу аз-Зубайра, но он мутаби'»?

    • blank

      AR-RAD | Авг 21,2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.

      Термин «мутаба’ » это когда двое и выше передатчиков встречаются в одной табакъе от одного и того-же вышестоящего передатчика.

      К примеру хадис: «Будь в дунья как путник». Его передал ибн ‘Умар. От него передали двое: Муджахид и ‘Абда бин Аби Любаба. Так вот, первая табакъа в этом хадисе, это сподвижник ибн ‘Умара, затем следует табакъа двух табиинов: Муджахида и ‘Абда. Так вот, эти двое сделали «мутаба’а», так как стыкуются друг с другом в ибн ‘Умаре в данном риваяте.
      И это не смотря на то, что Муджахид из третей табакъи, а ‘Абда из четвертой,( это табакъа аз-Зухри), но это не влияет на его мутаба’а, ибо в расчет берется не его собственный уровень, а берется то, с кем он стыкуется в данном хадисе. Вернее: на каком уровне он встретился в данном хадисе с другим передатчиком.

      Затем от Муджахида этот хадис передал Лейс, и никто кроме Лейса (табакъа 4) это не передал от Муджахида. Лейс один в этом риваете после Муджахида, следовательно, нет у него «мутаба’а».
      Но вот от Лейса передали ряд имамов: аль-‘Амаш, ас-Саури, Хаммад и Абу Му’авия. Вот все они встретились в этой передачи от Лейся, следовательно, у нас четыре матаба’и.
      Надеюсь пример ясный.

      А по поводу ‘ан-‘ан, это когда иснад состоит из сплошных: от, от, от, от. Т.е без: нам рассказал: нам передал: нам сообщил… и т.д.

      В основе, если в иснаде одним имамы, то нет проблем в таком иснаде. А если он состоит из имамов, которые известны своим сильным тадлисом, как аль-‘Амаш, Аль-Уалид бин Муслим, то это проблемно.

      А если там не сильные мудаллисы, как Мухаммад бин ‘Аджлян, Сулейман ат-Тейми, аль-Хаджадж бин Арта, Къатада, и т.д. то надо обратить внимание на иснад и проявить усердие в выявлении изъяна.

  • blank

    Абидин | Ноя 5,2019

    السلام عليكم و رحمةالله و بركاته
    Можете разьянить мне тип и состав сборника Канз аль-Уммаль, подробнее?

    • blank

      AR-RAD | Ноя 15,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Это сборник слабых и выдуманных хадисов.

      • blank

        Абидин | Ноя 16,2019

        السلام عليكم و رحمةالله و بركاته
        Как вы считаете правильно ли будет если собрать этот огромный сборник и классифицировать его подобно книгам Джами’, или же по главам фикха, а также указать на степени достоверности всех хадисов и привести тахридж каждого из них?
        حزاك الله خيرا

        • blank

          AR-RAD | Ноя 18,2019

          Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Нет нужды в этом. Много книг написаны на подобную тематику и много тахриджа сделано.

  • blank

    Ержан | Апр 5,2020

    Ас-саляму ‘аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракату-ху. Какие методы использовали ученые джарх уа-т та‘диль, как Абу Хатим, Абу Зур‘а, Яхъя ибн Ма‘ин и т.д., в оценке передатчиков хадисов, чтобы определять их слабость, лживость и т.д?

    • blank

      AR-RAD | Май 6,2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Что вы имеете ввиду под «методами» ?

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *