486. Прикосновение к женщине не нарушает омовение

486. Прикосновение к женщине не нарушает омовение

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Прикосновение к женщине

Прикосновение к женщине не нарушает омовение, доказательства Корана и Сунны указывают на это.

Ясное дело, что запрещено прикасаться к посторонней женщине, даже если она тебе двоюродная сестра. Нельзя трогать немахрам. Пришло в хадисе у имама ат-Табарани в «Аль-Кабир» от Ма’къиля бин Ясара, что посланник Аллаhа сказал:

لأَنْ يُطْعَنَ فِي رَأْسِ أَحَدِكُمْ بِمِخْيَطٍ مِنْ حَدِيدٍ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَمَسَّ امْرَأَةً لا تَحِلُّ لَهُ
Для мужчины лучше, чтоб ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена!

Однако речь идет о жене. Сюда, в принципе, можно включить любую не кровную и не молочную махрам. В этом вопросе три известных мнения:

• Первое мнение

Прикосновение к женщине (немахрам и к жене) нарушает омовение в любом случае. Это мнение Ибн ‘Умара, аш-Шафи’и и других.

Их доказательство это слова Всевышнего в суре «Трапеза»:

«Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость (прикоснулись — لامستم лямастум) с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки».

Эта группа сказала, что в аяте было использован глагол: «лямася» (прикасаться), а основа в этом глаголе — это прикосновение рукой. Т.е аш-Шафи’и взял этот аят внешне.

Также доводом тому, что «лямаса» понимается буквально служит хадис, переданный Ахмадом, где пророк ﷺ сказал Ма’изу:

«Быть может ты лишь поцеловал ее или прикоснулся (лямас-та) к ней».

А также хадис Ахмада:

 "Зина руки - это прикосновение (Лямс). 

• Второе мнение

Прикосновение не нарушает омовение в любом случае. На этом Ибн ‘Аббас, ас-Саури, Абу Ханифа, Ибн Теймийя и другие. На этом мнении также наш шейх ас-Сухейм.

Доводы этой стороны в важном правиле: основа, ничто не нарушает омовение, если не пришел довод из Корана и Сунны. 

Второе доказательство этой стороны служит хадис, переданный имамом аль-Бухари, где ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:

«Я лежала перед посланником Аллаhа ﷺ, а ноги мои были расположены в его сторону, и когда он делал земной поклон о щипал меня и тогда я убирала их, а когда он вставала я снова возвращала их на место». 

А в версии ан-Насаи:

«А когда он хотел сделать витр, он дотрагивался до меня своей ногой».

Имам Ибн Къудама у себя в «Аль-Мугъни» сказал:

«Если бы это нарушало омовение, то он не делал бы это». 

Также от ‘Аиши, да будет доволен ею и ее отцом Аллаh, передается:

«Когда в одну из ночей я не обнаружила его в постели, я начала искать его, и тут моя рука наткнулась на внутреннюю сторону его ступней, когда он был в молитве, его ступни были подняты…»
Муслим.

Также передал Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа от ‘Аиши, сказавшей:

«Посланник ﷺ поцеловал некоторых своих жен и встал на намаз и не возобновил омовение». ‘Урва сказал ей: «Кто это если не ты». ‘Аиша посмеялась. 

А что касается аятов, которые приводят  оппоненты, где использован глагол «лямаса», то в них идет речь о совокуплении, о чем пойдет речь в дальше, иншаАлла.

• Третье мнение

Омовение нарушает лишь сладострастное прикосновение. На этом Малик (в одной из версий) Ахмад и другие. Они попытались объединить доказательства обеих сторон.

 Разбор доказательств всех сторон

Первая группа отвечает, что хадисы, где говорится о нарушении омовения не достоверны. Но мы отвечаем, что они достоверны иншаАлла. Мы не будем разбирать те хадисы, которые приведены имамом аль-Бухари и Муслим. Мы разберем лишь один хадис, хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh.

Что касается аята, где использован глагол «лямаса», то Ибн ‘Аббас истолковал его как «совокупление». Это подтверждает другой аят в суре «Марьям»: «Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» А также в суре  «Семейство ‘Имрана» она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина».

Как мы видим, под «прикосновением» понимается совокупление, а не буквальное прикосновение.

Что касается хадиса ‘Аиши, где посланник Аллаhа ﷺ поцеловал ее перед намазом, то наши оппоненты отвечают, что он слабый.

Его передала ‘Аиша, от нее передал ‘Урва, от него имам Хабиб Ибн Аби Сабит, от него имам аль-А’маш, от него имам Уаки’ ибн аль-Джаррах, от него имам Ибн Аби Шейба и Ахмад. Затем Ибн Маджа и ат-Тирмизи по цепочке, ад-Даракъутни и аль-Байhакъи по цепочке.

В цепочке одни имамы!

Также от ‘Урвы его передает Абу Му’авия, учитель имама Ахмада, а от него имам Ибн Раhавейhи. Здесь тоже одни имамы ахлю-сунна.

Но есть одна незаметная проблема, какой именно ‘Урва здесь? ‘Урва ибн аз-Зубейр или ‘Урва аль-Музани? Если первый, то имам Яхья бин Са’ид, Суфьян ас-Саури и аль-Бухари сказали, что Хабиб не слышал этот хадис от ‘Урвы Ибн Зубейра на прямую, следовательно, иснад оборванный. Также имам Ибн Са’ид сказал, что в этом разделе нет ничего достоверного. 

Сам Хабиб является муджтахидом, факъихом ислама. Но другие имамы отвечают на это, что нельзя исключать встречу Хабиба и ‘Урвы, так как Хабиб лично брал хадисы даже от тех, кто старше ‘Урвы ибн Зубейра, как Ибн ‘Умар (ум. 74), Ибн ‘Аббас (ум. 68), тогда как Ибн Зубейр умер после 90-х годов. Сам хабиб умер в 119, когда ему было 73 г.

На самом деле Хабиб брал от ‘Урвы ибн Зубейра. Это подтверждается тем, что имам Абу Дауд привел у себя дуа с иснадом: Хабиб ибн аби Сабит от ‘Урвы ибн Зубейра. Это ярчайший пример. А те, кто отрицал это упирались на слова ас-Саури и аль-Бухари.

И потом, говорить, что это был не ‘Урва ибн Зубейр опасно. Имам Ахмад говорил, если это был другой ‘Урва, тогда как он будучи не махрамом говорит матери правоверных: «Кто это если не ты» а ‘Аиша посмеялась? Разве может такое происходить между посторонними людьми?

Я скажу: и как это ‘Аиша постороннему мужчине рассказывает такое? Очевидно, что это был именно ‘Урва ибн Зубейр — родной племянник ‘Аиши, т.е сын ее родной сестры — Асма бинт аби Бакр. Имам ‘Аляуддин аль-Мигъляти в своем шархе на «Ибн Маджу» говорит, что заявление о том, это другой ‘Урва не совсем правильно.

Даже если сказать, что это был ‘Урва аль-Музани, то его иснад приведен у ат-Тирмизи и других, и пусть он остается неизвестным, но в версии у Ибн Маджи и ад-Даракъутни прямо указано, что это ‘Урва ибн Зубейр.

Этот хадис передается и другими путями. Передал Ибн Аби Шейба, от Уаки’а, от Суфьяна, от Аби Равкъа, от Ибраhима ат-Тейми, от ‘Аиши…  На смотря на то, что имам Ибраhим ат-Тейми является мухаддисом этой уммы, в котором нет сомнения, он не слышал этот хадис от ‘Аиши на прямую, хадис в силу этой причины из категории «мурсаль».

Но это не серьезная слабость, учитывая свидетельство первого иснада, иснада ‘Урвы. Ад-Даракъутни привел этот же иснад от Ибраhима ат-Тейми, от своего отца, от ‘Аиши. Таким образом иснад стал непрерывным, а имам Абу Дауд удостоверил его. А за ним Ибн Теймийя, аль-Альбани и Ахмад Шакир. Имам аль-‘Аля аль-Мубаракфури в шархе ат-Тирмизи сказал, что все эти пути дополняют друг друга. 

Этот-же хадис другим иснадом передает имам ад-Даракъутни от Аби Бакра ан-Нисабури, от Хаджиба бин Сулеймана, от Уаки’а от Хишама бин ‘Урвы, от своего отца, от ‘Аиши и далее хадис …

Ад-Даракъутни указал, что никто этот хадис не передал в такой форме кроме Хаджиба от Уаки’а, мол в этой передаче речь шла не о поцелуе перед намазом, а о поцелуе будучи постящимся. Т.е имам ад-Даракъутни фактически признает достоверность иснада, но отрицает суть хадиса. На это мухаддис Мухаммад аль-Итьюби в шархе на ан-Насаи сказал, что это обвинение безосновательное, нет никакого доказательства на эту ошибку!

Хаджиба назвал достоверным имам ан-Насаи (не смотря на свою жесткость в этой науке), Ибн Хиббан и другие. Это, пожалуй, самый лучший иснад этого хадиса. Если вы заметили, все три версии: версия ат-Тейми, версия Хабиба и версия Хишама уникальны тем, что в иснад нет слабых передатчиков, одни имамы, мухаддисы, муджтахиды, да помилует их Всевышний.

А что касается Абу Бакра ан-Нисабури, от которого ад-Даракъутни взял этот хадис, то он сказал о нем: «Я не видел более сильным хифзом чем Абу Бакр ан-Нисабури».

Как вы видите, иснад: Абу Бакр ан-Нисабури, от Хаджиба бин Сулеймана, от Уаки’а, от Хишама, от ‘Урвы, является безупречным иснадом!

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *