466. Сиддикъ Хасан Хан, большой ученый, и праведный правитель!

466. Сиддикъ Хасан Хан, большой ученый, и праведный правитель!

صديق بن حسن خان القنوجي

Сиддикъ ХIасан Хан
(1248-1307 г.х.)
Муджаддид (обновитель) 13-века хиджры!

1. Кто он?
2. Его древо
3. О нем книги пишут
4. Его развитие
5. Слова ученых о нем
6. Его труды
7. Мой опыт


1. Кто он?

Речь наша о выдающейся личности: Абу ат-ТIейиб Мухаммад Сиддикъ ХIасан Хан аль-Къаннуджи (или аль-Къаннауджи. Иногда: Къинауджи). Местечко: Каннаудж. Индия.

Это особая личность середины тринадцатого века, правитель мусульман своей родины, шейх, имам, ‘алляма, фаhhама, мухаддис, муфассир, факъиh, ‘акъиль, муджтаhид мутIлакъ, муджаддид и праведный правитель.

Автор большого количества трудов по разным наукам, обладающий особым интеллектом и понимаем исламских наук. Мало кто сравнится с ним в его столетии. Он вобрал в себе, и знание, и понимание, и искренность, и усердие, и богобоязненность, да помилует его Аллаh.

Его дед, Мухаммад, переехал из Багдада в Бухару, и жили там несколько поколений подряд, пока его внук, Мухаммад Джаляль, в 652 г. х. не переехал из Бухары в Мултан — город Пакистане, и он числился среди больших ученых.

Затем следующие потомки переселились в Дели, столицу Индии, по просьбе Султана Индии в то время.

Это потомство, к сожалению, заблудилось и примкнуло к шиитам в то время, а именно ‘Али младший и его внук Лютфу-Ллаh. Дети ‘Али получили большое влияние и власть. Это продолжалось вплоть до 1218 г.х.

Остался в живых аль-Хасан, которому и предложили наследство и власть своих дедов, но он отказался.

Аль-Хасан родился в 1200 г.х. Его воспитала его мать, брал знания в своей местности, затем отправился в Дели и брал знания у детей Шах уалийю-Ллаh, Рафи’у-Ддин, ‘Абд аль-Къадир и ‘Абд аль-‘Азиз, и там же оставил рафидизм и начал склоняться к суннизму. Затем сопровождал и брал пользу от таких муджаhидов, как Ахмад ‘Ирфан и Исма’ил аш-Шахид, и совершал вместе с ними военные походы.

2. Его древо

Он потомок ‘Али аль-Хади, который является сыном Мухаммада Джауада, а он сын ‘Али ар-Рида, сына Мусы аль-Казима, сына Джа’фар ас-Садикъа, сына Мухаммада Бакъира, сына ‘Али ибн Хусейна, Сына Хусейна бин ‘Али, сына Фатимы, дочери пророка, мир ему и благословение.

Т.е Сиддикъ Хасан Хан из пророческого семейства!

3. О нем книги пишут

Это тот человек, о котором писали книги, как и писали книги о биографии Ибн Теймийми и им подобных имамов.

Одна из таких работ, посвященных биографии и изучении книг этого имама, работа его сыны ‘Али Хасана, в которой он рассказывает о достижениях своего отца.

Другой его сын, Нур аль-Хасан, тоже писал о достижениях своего отца.

Также недждийский имам Сулейман ибн Сахман, да смилуется над ним Аллаh, писал о нем.

Также о нем писал Мухаммад Иджтиба ан-Надауи, да смилуется над ним Аллаh.

Сегодня относительно этой личности пишут магистратуру и докторские работы в университетах!

4. Его развитие

Родился он на севере Индии, в доме своего деда со стороны матери, который являлся муфтия этой местности. Затем отец забрал его в Къаннудж, когда ему было пять лет. А когда ему стало шесть лет, отец его умер, и далее он воспитывался в доме упомянутого ранее деда. Мать уделяла ему много внимания, обучала его. Арабский он взял у своего брата.

Сопровождал и брал пользу от муфтия Садр ад-Дина ад-Даhляви и других ученых того времени.

Он переписывал разные книги, копировал их себе и привозил на свою родину.

Когда он отправился на Хадж на корабле, он переписал в пути книгу хафиза Ибн ‘Абд аль-Хади «ас-Сарим», в которой он делает рад на Такъийюддина ас-Субки.

Также он переписал различные послания имама Амира ас-Сан’ани. Также ему удалось купить следующие книги: «Икътидау ас-Сират аль-Мустакъим» Ибн Теймийи, «Нейль аль-Аутар» и «Иршаду аль-Фухуль» имама аш-Шаукани. Также купил «Фатх аль-Бари» хафиза Ибн Хаджара из рукописи имама Ибн ‘Алляна, купил ее за шестьсот золотых динаров.

Также переписал «ар-Рад аль-Уафир» хафиза Ибн Насыр ад-Дина. По пути также переписал сунан ад-Дарими.

Он получил от Всевышнего великие блага, имел хорошее влияние, был щедрым, женился на девушке из знати, стал правителем своего региона, и, разумеется, не обошлось без зависти, вражды и жалоб в его адрес.

Его завистники и враги начали писать на него жалобы, наговаривая и клевеща в его адрес. Были даже предприняты попытки ликвидировать его с женой, но, хвала Всевышнему, яд не убил их.

Последние годы его жизни он прожил в притеснениях и гонениях, но и это не сломило его дух и устремленность!

5. Слова ученых о нем

1. ХIамад ибн ‘Атикъ
(1812-1883 г.)

Выдающийся ученый Неджда, ученик ‘Абд ар-Рахмана ибн Хасана. У шейх Хамада был сын, Са’д, который являлся учителем выдающегося ученого: Мухаммада ибн Ибрагима, который, в свою очередь, являлся учителем Ибн База.

У сына шейха Хамада также учился другой выдающийся ученый — Сулейман ибн Сахман, да помилует их всех Аллаh.

≡  Шейх Хамад был современником Сиддика Хасан Хана. В письме, которое он отправил Сиддикъу, он сказал следующее:

К великому имаму, почетному и предпочтительному, Мухаммаду, называемого «Сиддикъ», да дарует ему Аллаh большое способностей в исследований  (или следование истине), и да убережет Он его посредством его имущества от огненных мучений. Ассаляму ‘аляйкум уа рахIматуЛлаhи уа баракатуhу! Дошел к нам (твой) тафсир, и увидели мы удивительное дело… и когда мы взглянули на тот (твой) тафсир, для нас прояснилось доброе намерение, правильное вероубеждение, и его отдаленность от какого-либо мазхаба, помимо того, на чем были саляф. Мы поняли, что этот аят относится к нему  (к Сыддику Хасн Хану) ‹Я даровали мы его знание›.

2. Сын имама ХIамада, Са’д бин ХIамад аль-‘Атикъ

Имам Са’д, был учителем выдающихся личностей в распространении исламской доктрины, и учились у него Сулейман ибн Сахман, Мухаммад ибн Ибраhим (муфтий КСА), ‘АбдуЛлаh бин Хасан али аш-Шейх, ‘Умар бин Хасан али аш-Шейх, ‘Абд аль-Лятиф ибн Ибраhим али аш-Шейх, ‘АбдуЛлаh бин ‘Абд аль-‘Азиз аль-‘Анкъари и другие авторитетные ученые Неджда.

≡  Сказал он о Сиддикъе:

И из них достойный ‘алляма, Сиддик Хасан аль-Къаннуджи, автор тафсира и других трудов, известных в исламской науке. Он написал мне иджазу своей благородной ручкой и своей высокой речью».

3. ХIусейн ибн МухIсин аль-Ансари. 
(1829-1909)

Это мухаддис и судья из Йемена. Является учеником Ахмада, сына имама аш-Шаукани, да помилует их Аллаh.

≡  Сказал он о Мухаммаде (Сиддике) Хасан Хане:

Господин, уважаемый ученый, обладатель почетного происхождения (т.е потомок пророка ﷺ).                                                                                                                                                      

4. Мухаммад Башир ас-Саhсауани.
(1834-1910 г.)

Это саляфитский мухаддис из Индии. Его учениками являются такие большие недждийские ученые, как ИсхIакъ бин ‘Абд ар-Рахман бин Хасан и Са’д бин Хамад бин ‘Атикъ. Последний учитель Сулеймана ибн Сахмана, Мухаммада ибн Ибраhима (первый муфтий КСА) и других выдающихся личностей.

≡  В своей книге «Сыянату аль-Инсан» о Сиддикъ Хасан Ханео говорит:

Господин, ‘алляма, мауляна (наш господин), Сиддикъ Хасан Хан… имам…                                                                                                                                                                       

5. Ну’ман аль-Алюси
(1836-1899 г.) 

Выдающийся ханбалитский ученый Багдада. Сын Махмуда аль-Алюси. В своей известной книге «Джаляъ аль-‘Айнейн» так он отзывается о Сиддикъе:

Наш шейх, большой имам, господин, ‘алляма, предводитель, направляющая луна, море, ученый по тафсиру, хадису, фикху, усулю, тафсиру, литературе, поэзии, писанины, тасавуфа, знаток мудрости, философии и прочее: Абу Тейб, Сиддик бин Хасан бин ‘Али бин ЛютфуЛлаh аль-Хусейни, аль-Бухари, аль-Къаннауджи… И какие же у него исследовательские работы и разъяснения… если упомянут вопрос разногласия, он приводит доказательства и делает верные заключения . Он имеет право выносить иджтихад, ибо в нем собрались условия для иджтихада… и к этому можно добавить его щедрость, храбрость и собирание в себе столько полезного, умелость, отрешенность от сладостей для души…

≡  Также сказал:

Это то, что говорит наш выдающийся господин правитель, наместник, известный муфассир, предводитель великих, не обращающий внимание на упреки упрекающих. Всевышний Аллаh облагодетельствовал мусульман его долгим нахождением (среди них), разгромил посредством него нововведения».

≡  Так он описал его труды:

И какими-же исследованиями он владел и способностью разъяснять, его работы распространились во всех уголках. Когда упоминал вопрос разногласия, он доказывал предпочтительное. Он достоин иджтиhада, поскольку всем собрались все условия для этого. Я не видел никого, кто так быстро мог подобрать соответствующий аят к тому или иному вопросы, и кто так быстро мог привести (хадисы) из пречистой сунны

≡  Также аль-Алюси сказал:

Абсолютно все ханбалиты возвеличивают Сиддикъа Хасан Хана, и принимают его ‘акъиду и его слова…                                                                                                                                                               

6. Мухаммад ибн ‘Аззур.
(1853-1916 г.)

Маликитский ‘алляма из Туниса, судья. Ученик маликитского муфтия того времени: ‘Умар ибн аш-Шейх аль-Малики.

≡  Сказал он о Сиддик Хасан Хане:

Выдающийся ученый, защитник сунны, царь ученых, ученый правителей.                                                                                                                                                              

7. Мухаммад Шамс аль-Хакъ аль-‘Азим Абади.
(Род: 1857-1911 г.)

Имам, мухаддис, автор » ‘Аун аль-Ма’буд шарх сунан Аби Дауд», лучший саляфитский шарх Абу Дауда!

≡  В «Гъаят аль-Макъсуд» сказал он о Сиддик Хасан ханее:

Господин, ‘алляма, мухаддис, муфассир, чистый паломник — Сиддикъ бин Хасан аль-Къаннауджи.                                                                                                                                        

Также он у себя в шархе на Абу Дауд, перечисляя муджаддидов 13-го века, назвав своих шейхов, Назира Хусейна и Хусейна аль-Ансари, также назвал Сиддикъа Хасан Хана, описав его следующим образов:

Выдающийся ученый, совершенный мухаддис, вобравший в себе изобилие наук, обладатель многочисленных трудов, предводитель Сыддикъ Хасан Хан, да покроет его Аллаh Своей милостью и поселит его в центре рая.

8. Ахмад Абу аль-Хайр аль-‘Аттар.
(Род: 1860-1917 г.)

Это мухаддис, большой ученый из благословенной Мекки. Когда ‘Абд аль-ХIай аль-Каттани (магърибийский имам мухаддис) встретился с имамом Абу аль-Хайр аль-Макки, он назвал его: «Мухаддис востока».

≡  Сказал он о Сиддиъе:

Шейх, большой ‘алляма, муснид и известный фаhhама, обладатель многочисленных и известных трудов.                                                                                                 

9. Мухаммад Рашид Рида.
(1865-1935 г.)

Большой ученый. На его статьях рос мухаддис аль-Альбани, и именно статьи Мухаммада Рашид Рида и побудили аль-Альбани изучать хадисы. Шейх Ибн ‘Усеймин хорошо отзывался о Мухаммаде Рашид Рида.

≡ Сказал он о Сиддике:

Сегодня в исламской общине, несмотря на свою многочисленность и различие в происхождении, нет того, кто отдал бы должное науке хадис, изучив его досконально, как сделали это наши братья мусульмане Индии. Среди них есть хуффазы сунны, преподающие ее так, как ее преподавали в первые три века, где есть свободное понимание (т.е без такълида) и изучение иснада…
И основа этого пробуждения в Индии — это редчайшие и великие люди, сотрясшие современную реальность, в практике знаний которые следовали методологии саляф, что сделало их известными и знаменитыми, а университеты следовали их пути и работали на распространении их принципов… и наиболее известных из выдающихся личностей (Индии) стоит выделить УалийюЛлаh ад-Даhляви… и господина Сиддикъа Хасан Хана, правителя Бхопала (город в центральной части Индии).

10. ‘Абд аль-Хай аль-Хусни.
(1869-1923 г.)

Выдающийся индийский историк.

≡  Сказал он о Сиддике в «Нузхату аль-ХауатIыр»:

Выдающийся ученый своего времени, выдающийся толкователь хадиса и Корана, оживитель наук арабского языка, полная луна индийских краев, почетный господин, автор известных и многочисленных трудов.

11. Мухаммад ибн аль-Хасан аль-ХIаджуи.
(1874-1956 г.)

Это магърибийский правовед, которого имам Таhир Ибн ‘Ашур описал так: «Великий устаз, знатный ‘алляма, мнение которого имеет вес, шейх Мухаммад аль-Хаджуи, советник по исламским наукам в марокканском государстве, проделавший большую работа в написании книг, упоминание которых распространилось везде».

≡  Сказал он о Сиддик Хасан Хане: 

Он ось мухаддисов, служитель господина посланников, имеющий ревность…служил пророческой сунне… многие его книги напечатали. Он был лучшим правителем, наводящим порядок… он гордость прошлого века…

12. Мухаммад Курд ‘Али.
(Род: 1876 г.)

Сирийский историк. Первый министр знания и образования в Сирии.

≡  Сказал он о Сиддикъе:

Этот правитель (Сиддик Хасан Хан), был самым знающим из поздних правителей…                                                                                                                                                          

13. ‘Абд аль-ХIай аль-Каттани.
(1886-1953 г.)

Это магърибийский мухаддис и историк. Известный ученый ахлю-сунна. Ученик Джамал ад-Дина аль-Къасими, ‘Абд ар-Раззакъа аль-БайтIара, ‘АбдуЛлыh ад-Дарвиша, ‘Абд аль-Хаким аль-Афгъани, Хусейн ибн Мухсин аль-Ансари, Абу аль-Хайр аль-‘АттIар и другие.

≡  Сказал он о Сиддик Хасан Ханее: 

В целом, он один из больших ученых Индии. У них огромная роль в оживлении хадиса и его наук в Индии и других местах. Да воздаст им Аллаh благом. Автор «Аун аль-Ма’буд ‘аля сунан Аби Дауд» считает его обновителем 14-го века».

14. Мухаммад ибн Хусейн аль-Факъиh аль-Джудди.
(1886-1936 г.)

Большой учены Азхара в свое время, правовед.

≡ Сказал он о Сиддике:

Имам, муджтаhид мутIлакъ… имам мухаддис… ‘алляма мухIакъикъ, печать мухаддисов, обновитель (муджаддид) тринадцатого столетия…                                        

15. ‘Абд аль-ХIай аль-Лакнауи.
(1887-1936.г)

Ханафитский ‘алляма, выдающийся ученый своего время. На него часто ссылается шейх аль-Альбани. У шейха Салиха аль-‘Усейми (член комитета СУ КСА) есть комментарии к его книге «Аль-Къауль аль-Маншур».

≡ Сказал он о Сиддик Хасан Хане:

Совершенный и достойный. Он украшение встреч и собраний… самый смак из приветливых людей… обладатель известных трудов… господин Сиддикъ Хасан аль-Къаннауджи.                                                                                          

16. Хайруддин аз-Зирикли.
(1893-1976 г.)

Это выдающийся сирийский историк прошлого века, автор легендарной работы по биографиям ученых «аль-А’лям» в восьми томах. Я считаю, что в наше время никто не написал столько о биографии ученых, как написал шейх аз-Зирикли, да воздаст ему Всевышний благом, и да сделает его труды причиной рая для него!

Так он описывает Сиддика: «…он один из обновителей ислама, из эпохи возрождения»

17. Мухаммад Баhджаh аль-Асари аль-‘Иракъи
(1904 — 1996)

Руководитель научного комплекса Ирака. Директор Главного управления пожертвований в Багдаде. Ученик ‘Аляуддна ‘Али аль-Алюси.

≡ Сказал он о Сиддик Хасан Хане:

Праведный большой имам. Носитель ордена знаний.                                                                                                                                                                                                   

18. Мухаммад ибн Мухаммад аль-Буснауи.
(1906-1944)

Это выдающийся ханафитский мухаддис из Боснии. ‘Алляма, мухIакъикъ на ‘акъиде саляф. Автор многочисленных работ. Он имеет иджазы от недждийского ученого — ‘Абдуллы бин ‘Али ан-Неджди.

Шейх Мухаммад Рагъиб ат-ТIаббах (учитель шейха аль-Альбани) назвал Мухаммада аль-Буснави «Уважаемый ученый» и дал ему иджазу по всем своим риваятам.

Шейх Мухаммад аль-Баснауи в своей книге «аль-Калям ‘аля хIадис аль-Муджаддидин» называет Сиддика Хасан Хана обновителем ислама 14-го века.

19. Аль-Ляджна ад-Даима.

Мы уже писали об этом комитете тут.

Этот комитет фетв во главе с Ибн Базом в фетве №3/534 называет Сиддика Хасан Хана ‘аллямой.

20. Шейх Насыруддин аль-Альбани
(1914-1999)

Выдающийся мухаддис аль-Альбани в своих книгах Сиддик Хасан Хана называет ‘аллямой и мухIакъикъом.                                                                                                          

21. ‘АбдуЛлаh ибн ‘Акъиль
(Род: 1917-2011)

Это современный большой ханбалитский ученый на территории КСА, его называют «Шейхуль-ханабиля».

≡ В своем выступлении он говорил о Сиддике:

Шейх Сиддик Хасан известный, он из числа больших ученых Индии. У его много трудов по различным наукам (ислама)                                                                 

22. Хаммад аль-Ансари
(1924-1998)

Шейх Хаммад, это выдающийся мухаддис и факъиh нашего времени. Его учениками являются ученые комитета старейших КСА, как Бакр Абу Зейд и другие.

Также его учениками являются Салих ас-Сухейми, ‘Абд ар-Раззакъ аль-Бадр, Салих али аш-Шейх и другие.

≡ Сказал он о Сиддике:

Сиддик Хасан Хан из числа больших ученых. Он тот, кто занес саляфитскую ‘акъиду и науку хадис на территорию Индии.                                                                                                                                  

23. Зеhейр аш-Шавиш.
(1925-2013)

Выдающийся сирийский мухакъикъ, у меня его тахкик на «Шарх Сунна» имама аль-Багъауи. Имеет иджазу от Ахмад Шакира и ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди!

Сказал он о Сыддик Хасан Хане «Он из обновителей и возродителей, ученый, действующий согласно своим знаниям, который распространил многое из книг саляф

24. Ибн Усеймин
(1929-2001)

≡ Ибн Усеймин сказал в одной записи:

Его тафсир очень полезный, наши шейхи делали завещание читать его тафсир…                                                                                                                                              

25. Бакр Абу Зейд
(1946-2009)

Нет нужды объяснять кто это. Он в своей книги «Табакъату ан-Насибин» называет Сиддикъа «саляфитский ‘алляма».

26. Мухаммад Мунир ад-Димашкъи
(Род: 1948)

Бакр Абу Зейд сказал о Мухаммад Мунире: «Это один из современных ученых, обладающие достоинством, распространяющие и печатающие знания саляф».

≡ Сказал Мухаммад Мунир о Сиддик Хасан Хане: 

Да помилуете его Аллаh и сделай рай его обителью. А ведь какую службу он сделал на пути знания и ученых, даже если его достоинство отрицают завистники и обладатели слабого разума… он ‘алляма, оживитель асаров праведных саляф, обладатель чистых рук великой милости для ученых…

6. Его труды

1. Фатх аль-Баян фи Макъасид аль-Къуран.

У него много трудов, и все они очень полезные. Особо стоит отметить его тафсир: «Фатх аль-Баян фи Макъасид аль-Къуран», в восьми томах, что является резюмированием тафсира «Фатх аль-Къадир» имама аш-Шаукани. Сам имам Сиддикъ очень любил имама аш-Шаукани, и много чего извлек для себя из трудов имама аш-Шаукани. Они практически современники.

2. Ад-Дин аль-Халис.

≡ Сказал ‘Абд аль-Уаhhаб ад-Даhляви: «Это лучшая книга по разъяснению чистого единобожия и призыва жить согласно Корану и Сунне, оставляя такълид». 

3. Абджаду аль-‘Улюм.

≡ Сказал ‘Абд аль-Уаhhаб ад-Даhляви: «Полезная книга. Он собрал в ней все, что касается знаний и наук. Упомянул там важные труды в каждой науке. В последней части упоминает биографии известных ученых».

4. Ат-Тадж аль-Мукалляль.

≡ Сказал ‘Абд аль-Уаhhаб ад-Даhляви: «(Эта книга) о биографиях ученых, особенно мухаддисов. Он избрал их из книги ‹Уафаят аль-А’ян› Ибн Халликана и ‹Аль-Бадр ат-ТIали’› аш-Шаукани».

5. ‘Аун аль-Бари шарх таджрид аль-Бухари.

Как видно из названия, Сиддикъ Хасан Хан делает шарх сахих аль-Бухари краткой версии имама аз-Зубейди.

≡ Сказал ад-Даhляви: «Она полезная до предела».

≡ Сказал шейх ‘Абд аль-Карим аль-Худейр, давая лекцию, сравнивая шурухаты шести книг хадиса: «Это хорошая и драгоценная книга. Требующий знания возьмет с нее пользу, так как он не нуждается в тех повторяющихся хадисах у аль-Бухари и в иснадах. Он лучше чем ‹Фатх аль-мубди›, принадлежащая аш-Шаркъауи».

Шейх ‘алляма, специалист по книгам ученых ислама, ‘Абд аль-Карим аль-Худейр имеет ввиду «аль-Фатх» имама ‘АбдуЛлаhа бин ХIиджази аш-Шаркъауи, который сделал шарх на краткую версию аль-Бухари, которую сократил имам Зейнуддин Ахмад аз-Зубейди. Шейх аль-Худейр предпочитает шарх Сиддикъа Хасан Хана над аш-Шаркъауи, и это понятно, ибо Сиддикъ Хасан Хан вобрал в себе то, что не вобрал аш-Шаркъауи, хотя оба являются выдающимися учеными ислама.

Также шейх аль-Худейр сказал: «Этот шарх в целом он взял из шарха аль-Къасталяни, и отличается тем, что он делает критику (в адрес аль-Къасталяни) в вопросах ‘акъиды (ибо аль-Къасталяни делал таъвиль)»

6. Ас-Сиррадж аль-Уаhhадж шарх мухтасар Муслим ибн аль-Хаджадж.

Здесь имам Сиддик Хасан делает шарх краткой версии сахих Муслим, которую сократил имам аль-Мунзири.

≡ ‘Алляма ‘Абд аль-Карим аль-Худейр сказал: «Это хороший и драгоценный шарх. В нем затрагиваются такие вопросы, которые не затрагиваются в остальных шурухатах на Муслим. Издано в Индии».

7. Фатх аль-‘Аллям шарх Булюгъ аль-Марам.

≡ Сказал ад-Даhляви: «Это краткая версия «Субуль ас-Салям», с некоторыми хорошими добавками».

8. Ар-Равда ан-Надийя.

≡ Сказал ад-Даhляви: «Это сокращение книги «Ад-Дарари аль-Мудийя с полезными комментариями».

9. ХIусуль аль-Маъмуль мин ‘Ильм аль-Усуль.

≡ Сказал ад-Даhляви: «Краткая полезная книга по усуль фикху. Он сократил ее из <Иршад аль-Фухль> аш-Шаукани, добавив полезные комментарии. Эта книга подойдет для преподавания в религиозных школах, вместо тяжелых книг по усулю».

10. Аль-Хитта фи зикр ас-Сахиха ас-Ситта.

≡ Сказал ад-Даhляви: «Он с пользой говорит в ней обо всем, что касается шестикнижия и их авторов».

10. Нузуль аль-Абрар.

Эта книга азкаров, одна из лучших в своём роде. У меня она от «Дар Ибн Хазм», книга 800 стр.

7. Мой опыт

Я ничего не могу добавить верх того, что уже добавили величайшие ученые, которых мы упомянули, но одно могу сказать, что Сиддик Хасан Хан очень любил аш-Шаукани, аш-Сан’ани, Ибн Къайима и Ибн Теймийю.

Особо следует упомянуть аш-Шаукани, его любовь к нему просто очевидна. Он пошел по его стопам. Написал аш-Шаукани тафсир, а Сиддикъ взял этот тафсир и добавил к нему еще много пользы. Аш-Шаукани написал «ад-Дурар», а ас-Сиддикъ сделал шарх на нее — «ар-Рауда». Аш-Шаукани написал книгу азкаров «Тухфату аз-Закирин», и Сиддикъ написал «Нузуль аль-Абрар».

Я уже не говорю о том, что Сиддикъ делал ихтисары книг аш-Шаукани и много передавал от него.

Сиддик Хасан хан не был фанатом, н принадлежал к конкретной школе, и даже в этом он последовал за аш-Шаукани!

Сиддик брал от ‘Абд аль-ХIакъ аль-Хинди, ученика аш-Шауани, затем Сиддикъ плотно изучал труды аш-Шаукани, и надо признать, что аш-Шаукани это именно тот, кто достиг степени иджтихада в 13 веке!

Возможно эта стала причина некоторых обвинений в его адрес, мол он несправедливо приписывал себе книги, или занимался плагиатом. Конечно это ложь и наговор со стороны джахмита аль-Каусари, который в своей лжи последовал за христианином Эдуартом Фенидиком, который сказал эту нелепую вещь.

Да, Сиддикъ много цитировал слова аш-Шаукани, но это не плагиат, так как ученый цитирует другого ученого, и он не скрывал принадлежность тех или иных страниц имаму аш-Шаукани. Тот же тафсир, хоть он и базируется на тафсире аш-Шаукани, но Сиддикъ не просто скопировал, но прокомментировал, плюс аш-Шаукани делал таъвиль, а Сиддик нет, так как он брал знания о сыфатах из книг шейхуль-исляма Ибн Теймийи!

Да помилует Аллаh наших ученых! Амин! 

? PDF: 466. Сиддикъ Хасан Хан, большой ученый, и праведный правитель!


Основа статьи взята из сайта мухаддиса Са’да ибн Хумейида,  написанная Мухаммадом Зиядом, но я сократил ее, изменил, дополнил, упорядочил, установил даты ученых, рассортировал по историческому порядке и т.д.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *