Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

415. Когда женщина в праве требовать развод?

Последнее обновление на 28 Фев 2023

415. kogda zhenshhina v prave trebovat razvod 640x320 - 415. Когда женщина в праве требовать развод?

 

 

Скачать

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

В своей основе женщина не может без причины требовать у мужа развод. В хадисе Саубана посланник Аллаhа ﷺ сказал: 

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاقًا فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّة

Для каждой потребовавшей развод у своего мужа без причины станет запретным запах рая.
Ибн Маджа.

Это что касается основы, но в частных случаях иногда развод, как говорит имам Ибн Къудама, может стать обязательным! Приведем следующие примеры:

У кого-то из супругов пропали чувства по какой-то причине, и они боятся переступить по причине этого границы Аллаhа. Передал имам аль-Бухари от Ибн ‘Аббаса, что жена Сабита бин Къайса аш-Шаммаса — Хабиба бинт Саhля пришла к пророку ﷺ, говоря: «О посланник Аллаhа, я не упрекают его за его нрав и религию, но я боюсь проявления неблагодарности в исламе», тогда посланник ﷺ сказал ей: «А ты вернешь ему его сад?», она сказала: «Да», тогда он сказал Сабиту: «Возьми обратно сад и дай ей развод (т.е Хуль’)».

Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни:

«Т.е я хочу расстаться с ним не из за его плохого нрава или изъяна в религии, а в другой версии добавка: «Но я не могу жить с ним (или не выношу его)». Хотя ( в некоторых сообщениях) прямо указывается причина (ее нежелания жить с ним), а это его некрасивый вид.

В хадисе ‘Амра бин Шу’айба, от своего отца, о своего деда, у Ибн Маджи, сказано: «Хабиба бинт Саhл была женой Сабита бин Къайса, а он был некрасивым человеком. Затем она сказала: «Если бы не страх перед Аллаhом, то я бы плюнула ему в лицо, когда он  зашел ко мне».

Ее слова: «Я боюсь неблагодарности в исламе», т.е я опасаюсь, что продолжая жить с ним я попаду в неблагодарность… Она словно указала, быть может ее сильная антипатия к нему может подтолкнуть ее к неблагодарности, (и по этой причине она пожелала) аннулировать их брак».

Сказал ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин:

«Не дозволено женщине требовать у мужа развод кроме как по шариатской причине, ибо пророк ﷺ сказал: «Для потребовавшей разводу у своего мужа без причины станет запретным запах рая». Ну а если есть шариатская причина, как ее неприязнь к его (слабости) в религии, или ее не приязнь к его внешности (или к нраву), или она больше не в состоянии жить с ним даже при его соблюдении религии а хорошем нраве, то в таком случае не будет проблем если она потребует развод. Но в этом случае она должна выкупить себя у него, возвратив ему то,что он дал ей (в качестве брачного дара, таким образом) он аннулирует ее брак».

Затем Ибн ‘Усеймин комментируя случай Къайса сказал:

«И ученые взяли с этого случая то, что если женщина уже не может дальше жить со своим мужем, то правитель должен требовать от ее мужа Аль-Хуль’ (аннулирования брака), более того, он должен приказать ему сделать это. Сказали некоторые ученые: «Он (муж) обязан аннулировать брак (дать Хуль’), так как в этом для него нет никакого вреда, ибо она возвращает ему его маhр…Но большинство ученых считает, что он не обязан аннулировать брак, однако ему желательно это сделать, и такому скажут: «Тому, кто оставил что-то  ради Аллаhа, Аллаh заменит лучшим».

Сказал ‘алляма Ибн Джибрин, перечисляя случаи, когда женщина в праве требовать развод:

«1. Женщина в праве требовать развод (аль-Хуль’) если ей не приятен нрав мужа, как на пример его жестокость, или жесткость, или резкость в реагировании, или частый гнев, или частые упреки по самому незначительному поводу.

2. Если ей не приятна его внешность или (ее не устраивает) недостатки в его чувствах, здесь она в праве требовать Аль-Хуль’.

3. Если у него изъян в религии, как оставление намаза, или пренебрежение коллективной молитвой, или разговение днем в Рамадан без уважительной причины, или совершение (или присутствие) в таких грехах как прелюбодеяние, (употребление) пьянящего, или слушание музыки…и тому подобное, здесь она в праве требовать Аль-Хуль’.

4. Если он не обеспечивает ее (должным образом), или не одевает (должным образом), или не выполняет (минимальные) требования, имея возможность, здесь она в праве требовать Аль-Хуль’.

5. Если он не отдает ей ее права в (интимной) жизни, что (позволило бы) ей сохранить свое целомудрие, или он ограничен в этом…или же он не справедлив в ночлеге, здесь она тоже в праве требовать Аль-Хуль’. А Аллаhу ведомо лучше».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам


Источник: Из фетв шейха Мухаммад Салиха аль-Мунаджида, да хранит его Аллаh.

 

комментариев 5

  1. Абу Муаз 7 Сен 2017

    ДжазакАллагьу хайра брат очень актуально

  2. Лиана 26 Май 2020

    Асалам Алейкум, у меня такая ситуация, муж хочет жениться на другой я ни как не могу согласится с этим, просила у него развод, он слышать не хочет об этом, легко говорить что это не обсуждается, позволено иметь 4 жены, наверно если не любишь человека можно согласиться и терпеть все, а вот если любишь и очень сильно, ни как не хочется делить с другой

    • AR-RAD 26 Май 2020

      Уа аляйкум ассалям. Сестра, поймите, что вы не поймете его, и понятно почему — он представитель мужской расы.
      Вот здесь я говорил об этом: https://www.instagram.com/p/CABdcW8gfOS/

  3. Fatima 19 Фев 2023

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху. Я вышла замуж 3,5 года назад. Не знала что он женат и что выхожу второй.
    Муж говорил что работает охранником когда уходил на ночь к своей первой жене. Об этом я узнала через 10 месяцев. У нас был скандал и это он объяснил что он ей даст развод скоро.
    У него 4 детей от первого брака, он развелся со своей женой и они поделили детей поровну. И каждую неделю дети у мамы 1 день и 2 день у отца.
    После развода с первой женой он женился на другой и жили они вместе с детьми. Позже выяснилось что дети и его новая жена не ладят друг с другом и он решил жениться на мне да бы поменять ее на меня. Пол года он меня проверял,способна ли я смотреть за его детьми и тогда он решил их познакомить со мной. Дети жили со мной а он все ещё работал «охранником.»
    Потом я приняла ситуацию и воизбнжение развода смирилась.
    Но дети расли и с каждым днём становились не уважительными ко мне и моему труду. Тогда я потребовала от мужа другое жилье и сказала что не желаю смотреть за его детьми. Были беседы с детьми, нас примирял,старался взрастить любовь между нами, но все тщетно.
    Дети меня не слушались, а муж ничего не делал,говоря что он боится их потерять, мол они выберут свою собственную мать и уйдут от отца т.к строгое отношение к ним.
    Я потребовала помощницу по дому,т к мне было сложно смотреть за ними. Они девочки а хуже мальчиков, везде бардак, за собой не убирают, поели- оставили и т.д . Муж сказал что он не хочет видеть посторонних людей в своем доме.
    Я сказала что помощница будет приходить 2 раза в неделю убираться и делать заготовки для еды и она будет приходить тогда когда его не будет дома . Но мужа было не убедить. Мой муж очень состоятельный человек, у него дома заграницей у него машина хорошая,у него заработная плата приходит в иностранной валюте. Человек не бедный. Но когда приходит время на что то потратить во благо семье ,то он это считает исрафом.
    После скандала,он развелся с той женой, т.к она тоже отказалась смотреть за его детьми. После развода он женился ещё раз. Его друзья посоветовали ее как девушку которая ухаживала за племенниками, что она очень любит детей и что она хорошо готовит. А итоге он женился и понял что это совсем не так. Не умеет готовить, культура совсем другая, девочеи иногда к ней ходят в гости и не хотят с ней жить.
    Идут годы и я уже все это терплю и мое терпение иссякает.
    Дети продолжают меня не слушаться.
    Муж не ценит и не делает ничего.
    Когда приходит дело к трате денег он говорит что нам это не нужно, для дома выбираю что то ему то цвет то фасон не нравится. Если я выпрашиваю ,он отказывает и говорит что я неблагодарная.
    Он не бьёт,не оскорбляет, совершает намазы,выплачивает закат, делает садаку.
    Все время считает свои деньги, все время говорит что он столько то потратил, это столько стоит, когда выходим на улицу, то дети прося зайти в кафе покушать, он детям говорит что это очень дорого и что мы не насытится и что дома вкуснее. Тогда я говорю я буду платить давай куда нибудь сходим, то он с удовольствием это делает.
    Мне очень сложно жить со скупым богаче, я чувствую себя использованной. Если мы с ним не сходится во мнениях, то он меня манипулирует, говоря что если он не будет мною доволен, то я не почувствую рая. Я должна во всем соглашаться.
    У не начались проблемы с его другой новой женой. Приходит ко мне и говорит что я не разрешаю ее развести и жениться на другой.
    Он сказал что он будет жаловаться в судный день на меня, что я ему не дала его хакк.
    Я ему говорила давай жить вместе без 2-3 жен и воспитывать его детей или нанимай помощницу или найди себе жену которая будет согласна ухаживать за твоими детьми. Детям 16-11 лет и они уже взрослые.
    Но нет, он оказывается хочет чтобы я смотрела за его детьми и что он хочет женится ,т.к это его право.
    У меня от первого брака есть сын. Ему 6 лет. Он очень спокойный и послушный. Он очень ранимый и пугливый. Мой муж говорит что он хорош и слушается. После того как я потребовала отдельно жилье, то он сказал что он смотрит за моим сыном и то что я обязана смотреть за его 2 детьми. Он сыну моему выделил комнату, одеваю я его сама за его пособия и помогает сестра вещами от моего племянника.
    За обучения и секции он не платит. Еду которую ест мой сын, то я делаю домой покупки за счёт пособий сына.
    Могу ли требовать развод т к я уже не вижу с ним моего будущего. Его метод воспитания детей мне не нравится. Он хочет купить огромный телевизор длиной 2 метра и купить плейстейшен для того чтобы манипулировать детьми. Сделай то то и то то и получишь игру. Я не хочу чтобы мой сын и мои дети от него воспитывались таким образом. Он не может повлиять своим словом на своих детей, а на моего может. Он говорит что он маленький и что должен ложиться спать ровно в 8, а его дети ложатся тогда когда хотят, они смотрят камеди шоу или сериалы,а мой сын сидит на кровати в полутемной комнате. Столько слез я пролила, когда вижу ущемление меня и моего сына. Мне очень сложно с ним ладить. В быту все хорошо. Я его хорошо встречаю,хорошо провожаю. Когда приходит домой,оставляю свои дела, сажусь рядом с ним и делаю массаж ног, говорю кофе или чай, вкусно готовлю. Делаю массаж ночью т к он не может заснуть без него. Я готовлю для всех и не сажусь за стол пока не накормлю всех.
    И мне очень обидно когда не ценят мой труд и дела.
    У меня от обид начилась истихада, болезнь яицников, хотя я вообще не жаловалась по жениски. У меня упал иммунитет и мне очень сложно. Является ли это все что я перечислила причиной развода. Могу ли я это требовать или это не является веской причиной. Джазакалллаху хайран. Буду ждать ответа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *