415. Когда женщина в праве требовать развод?

415. Когда женщина в праве требовать развод?

415. Kogda zhenshhina v prave trebovat razvod - 415. Когда женщина в праве требовать развод?

 

Скачать

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

В своей основе женщина не может без причины требовать у мужа развод. В хадисе Саубана посланник Аллаhа ﷺ сказал: 

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاقًا فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّة

Для каждой потребовавшей развод у своего мужа без причины станет запретным запах рая.
Ибн Маджа.

Это что касается основы, но в частных случаях иногда развод, как говорит имам Ибн Къудама, может стать обязательным! Приведем следующие примеры:

У кого-то из супругов пропали чувства по какой-то причине, и они боятся переступить по причине этого границы Аллаhа. Передал имам аль-Бухари от Ибн ‘Аббаса, что жена Сабита бин Къайса аш-Шаммаса — Хабиба бинт Саhля пришла к пророку ﷺ, говоря: «О посланник Аллаhа, я не упрекают его за его нрав и религию, но я боюсь проявления неблагодарности в исламе», тогда посланник ﷺ сказал ей: «А ты вернешь ему его сад?», она сказала: «Да», тогда он сказал Сабиту: «Возьми обратно сад и дай ей развод (т.е Хуль’)».

≡ Сказал аль-Х|афиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни: «Т.е я хочу расстаться с ним не из за его плохого нрава или изъяна в религии, а в другой версии добавка: «Но я не могу жить с ним (или не выношу его)». Хотя ( в некоторых сообщениях) прямо указывается причина (ее нежелания жить с ним), а это его некрасивый вид.
В хадисе ‘Амра бин Шу’айба, от своего отца, о своего деда, у Ибн Маджи, сказано: «Хабиба бинт Саhл была женой Сабита бин Къайса, а он был некрасивым человеком. Затем она сказала: «Если бы не страх перед Аллаhом, то я бы плюнула ему в лицо, когда он  зашел ко мне».

Ее слова: «Я боюсь неблагодарности в исламе», т.е я опасаюсь, что продолжая жить с ним я попаду в неблагодарность… Она словно указала, быть может ее сильная антипатия к нему может подтолкнуть ее к неблагодарности, (и по этой причине она пожелала) аннулировать их брак».

≡ Сказал ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин: «Не дозволено женщине требовать у мужа развод кроме как по шариатской причине, ибо пророк ﷺ сказал: «Для потребовавшей разводу у своего мужа без причины станет запретным запах рая». Ну а если есть шариатская причина, как ее неприязнь к его (слабости) в религии, или ее не приязнь к его внешности (или к нраву), или она больше не в состоянии жить с ним даже при его соблюдении религии а хорошем нраве, то в таком случае не будет проблем если она потребует развод. Но в этом случае она должна выкупить себя у него, возвратив ему то,что он дал ей (в качестве брачного дара, таким образом) он аннулирует ее брак».

≡ Затем Ибн ‘Усеймин комментируя случай Къайса сказал: «И ученые взяли с этого случая то, что если женщина уже не может дальше жить со своим мужем, то правитель должен требовать от ее мужа Аль-Хуль’ (аннулирования брака), более того, он должен приказать ему сделать это. Сказали некоторые ученые: «Он (муж) обязан аннулировать брак (дать Хуль’), так как в этом для него нет никакого вреда, ибо она возвращает ему его маhр…Но большинство ученых считает, что он не обязан аннулировать брак, однако ему желательно это сделать, и такому скажут: «Тому, кто оставил что-то  ради Аллаhа, Аллаh заменит лучшим».

≡ Сказал ‘алляма Ибн Джибрин, перечисляя случаи, когда женщина в праве требовать развод:

«1. Женщина в праве требовать развод (аль-Хуль’) если ей не приятен нрав мужа, как на пример его жестокость, или жесткость, или резкость в реагировании, или частый гнев, или частые упреки по самому незначительному поводу.

2. Если ей не приятна его внешность или (ее не устраивает) недостатки в его чувствах, здесь она в праве требовать Аль-Хуль’.

3. Если у него изъян в религии, как оставление намаза, или пренебрежение коллективной молитвой, или разговение днем в Рамадан без уважительной причины, или совершение (или присутствие) в таких грехах как прелюбодеяние, (употребление) пьянящего, или слушание музыки…и тому подобное, здесь она в праве требовать Аль-Хуль’.

4. Если он не обеспечивает ее (должным образом), или не одевает (должным образом), или не выполняет (минимальные) требования, имея возможность, здесь она в праве требовать Аль-Хуль’.

5. Если он не отдает ей ее права в (интимной) жизни, что (позволило бы) ей сохранить свое целомудрие, или он ограничен в этом…или же он не справедлив в ночлеге, здесь она тоже в праве требовать Аль-Хуль’. А Аллаhу ведомо лучше».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам


Источник: Из фетв шейха Мухаммад Салиха аль-Мунаджида, да хранит его Аллаh.

 

Комментарии

  • Абу Муаз | Сен 7,2017

    ДжазакАллагьу хайра брат очень актуально

  • blank

    Лиана | Май 26,2020

    Асалам Алейкум, у меня такая ситуация, муж хочет жениться на другой я ни как не могу согласится с этим, просила у него развод, он слышать не хочет об этом, легко говорить что это не обсуждается, позволено иметь 4 жены, наверно если не любишь человека можно согласиться и терпеть все, а вот если любишь и очень сильно, ни как не хочется делить с другой

    • blank

      AR-RAD | Май 26,2020

      Уа аляйкум ассалям. Сестра, поймите, что вы не поймете его, и понятно почему — он представитель мужской расы.
      Вот здесь я говорил об этом: https://www.instagram.com/p/CABdcW8gfOS/

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *