401. Главные критерии аhлю-сунна уа аль-джама'а

401. Главные критерии аhлю-сунна уа аль-джама’а

Dorar - 401. Главные критерии аhлю-сунна уа аль-джама'а


 

 

Скачать ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Скачать ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Скачать ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам. Затем:

Главные критерии аhлю-сунна уа аль-джама’а. Или главные критерии саляфии, на современном языке. Узнав эти критерии, мусульманину удастся избежать попадания в различные движения и группы.

Пришло в известном хадисе: «Не перестанет группа в моем общине придерживаться истины открыто…» имам аль-Бухари добавил: «Это асхабуль-хадис». Т.е приверженцы Сунны.

Участились в наше время обвинения в хизбии, сектанстве, заблуждении и расколе. С дозволения Аллаhа, я укажу на фундаментальные признаки и единственные основы, придерживаясь которых, человек никогда не выйдет из саляфии, даже если он совершает преступления и запреты.

Я приведу краткий перевод доктора ‘Аляви ‘Абд аль-Къадир ас-Саккъаф, да хранит его Аллаh, написанной им в 2016 году.

Сначала он дал определение аhлю-сунна уа аль-джама’а:

فالسُّنَّة المُرادَةُ هنا: هي ما كان عليه النبيُّ صلَّى الله عليه وسلَّم مِن العِلمِ والعَمل والاعْتقاد، والهَدْي والسُّلوك، وهي كلُّ ما جاء به عليه الصَّلاةُ والسَّلام

والجَماعَة المُقْترنة بالسُّنَّة: هُم أصحابُ رسولِ اللهِ صلَّى الله عليه وسلَّم ومَن تَبِعهم بإحسانٍ، وسارَ على مَنهجِهم وطَريقتِهم

«Сунна здесь — это то, на чем был пророк ﷺ из знаний, дел. убеждений, его пути и поведения. Это все то, с чем Он ﷺ пришел.

Аль-Джама’, упомянутая на ряду с сунной — это сподвижники посланника Аллаhа ﷺ и те, кто последовал за ними, и те, кто придерживался их пути».

Теперь я приведу пункты, которые он резюмировал и вложил в каждое предложение глубокий смысл.

Признак №1

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة مَصدرُ عَقيدتِهم كتابُ اللهِ تعالى، وسُنَّةُ رسولِه صلَّى الله عليه وسلَّم، وما كان عليه السَّلفُ الصَّالِحُ وما فَهِموه مِن نُصوصِ الوَحيَينِ؛ فلا يُقدِّمون العقلَ ولا الكَشفَ ولا الذَّوقَ ولا المناماتِ على النَّقلِ، ولا يُقدِّمون كلامَ شَيخٍ أو وليٍّ على كلامِ اللهِ سُبحانَه وكلامِ رَسولِ اللهِ صلَّى الله عليه وسلَّم

«Источник вероубеждения аhлю-сунна уа аль-джама’а, это Книга Всевышнего Аллаhа, сунна его посланника ﷺ и то, на чем были праведные предшественники, то, что они поняли из текстов откровения.

Они не ставят разум, опыт, личные вкусы и сны выше доказательств. Они не предпочитают слова шейха или праведника, ни над словами Всевышнего Аллаhа, ни над словами посланника ﷺ».

Признак №2

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة لا يَنتسِبون في العَقائدِ إلى شَخصٍ بعَينِه، ولا إلى فِرقةٍ بعَينِها، بل نِسبتُهم إلى السُّنَّةِ والسَّلفِ؛ فلا يَنتسِبون إلى الأشعريِّ، ولا إلى الماتريديِّ، ولا إلى الجَهم، ولا إلى الجَعد، ولا إلى زَيْد، ولا إلى عُبَيد، ولا يَنتسِبون إلى المعتزلةِ ولا إلى المرجِئة ولا إلى القَدَريَّة….، وإنَّما يَنتسبون إلى السُّنَّة والصَّحابة: ما أنا عَليهِ وأصْحابي

Аhлю-сунна уа аль-джама’а в вопросах вероубеждения не относят себя, ни к конкретной личности, ни к конкретной группе, но относят себя к праведным саляф.

Они не относят себя, ни  к аль-Аш’ари, ни к аль-Матуриди, ни к аль-Джаhму, ни к аль-Джа’ду, ни к Зейду, ни к ‘Убейду.

Не относят себя к му’тазилитам, в мурджиитам и къадаритам… но относят себя к Сунне и сподвижникам, (согласно хадису) «Это те, на чем я и моя сподвижники».

Признак №3

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة لا يَنتسِبون في السُّلوكِ وتزكِية النَّفْس إلى شَخصٍ ولا إلى طريِقة؛ فلا يَنتسِبون إلى الجِيلانيِّ، ولا إلى الرِّفاعيِّ، ولا إلى القادريِّ، ولا إلى التِّيجاني، ولا إلى الطريقَة النَّقشبنديَّة ولا العَلويَّة ولا الشاذليَّة، ولا إلى غيرِها، بل سلوكُهم وتزكيتُهم وأخلاقُهم مصدرُها القائِل: (إنَّما بُعِثتُ لأتمِّمَ صالحَ الأخلاقِ)، ولِمَن (كان خُلقُه القُرآن) صلَّى الله عليه وسلَّم؛ فكما أنَّهم لا يَتميَّزون على الأمَّةِ في أُصولِ الدِّينِ باسمٍ سِوى السُّنَّةِ والجَماعة، فهُم كذلك لا يَتميَّزون في السُّلوكِ  وتزكية النَّفْس باسمٍ سِوى السُّنَّةِ والجَماعَة.

Аhлю-сунна уа аль-джама’а в своем поведении и очищении души не относят себя какому-либо тарикъату, не относят себя к Джилани, к ар-Рифа’и, к аль-Къадари или а ат-Тиджани.

Не относят себя, ни к шакшубандийскому тарикъату, ни к ‘алявитскому, ни к шазалийскому, ни к другому. Их нрав и поведение, это тот, кто сказал: «Поистине, я был послан, чтобы пополнить ряды нравственности»,  а также: «Его нравом был Коран», да благословит его Аллаh и да приветствует.

Подобно тому, как в основах религии они не имеют другого имена, помимо аhлю-сунна уа аль-джама’, также в нравственности и очищении душ они не имеют другого имени, помимо аhлю-сунна уа аль-джама’.

Признак №4

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يَعبُدون اللهَ كما أمَرَ بخُشوعٍ وتَذلُّل، لا يَبتدِعون عباداتٍ مِن عِندِ أنفُسِهم بحَسَبِ أهوائِهم ولا مِن عِندِ غيرِهم، ولا يَعبُدونه باللَّطمِ ولا بالطَّبل ولا الرَّقص والتَّمايُل

Аhлю-сунна уа аль-джама’а поклоняются Аллаhу, так, как он приказал, со смирением и унижением, и не привносят в религию поклонения на основе своих страстей, или позаимствовав от кого-либо. Они не поклоняются ему самобичеванием, танцами и плясками.

Признак №5

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة لا يَصرِفون شَيئًا مِن العِبادةِ لغَيرِ الله سبحانَه، كالدُّعاءِ والاستغاثةِ والذَّبحِ والنَّذرِ وغيرِها من العِباداتِ، كما هو الحالُ في بَعضِ الفِرَقِ والطوائِفِ المخالِفةِ لطَريقةِ أهلِ السُّنَّةِ والجَماعَة

Аhлю-сунна уа аль-джама’а не обращают поклонение кому-либо, помимо Всевышнего Аллаhа, как ду’а, взывание, приношение в жертву, обеты и другие поклонения, как это принято у некоторых течений, противоречащих аhлю-сунне уа аль-джама’а

Признак №6

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يُثبِتون للهِ عزَّ وجلَّ جَميعَ الصِّفاتِ التي أثبَتَها لنَفْسِه أو أثبَتَها له رسولُه صلَّى الله عليه وسلَّم مِن غيْرِ تَعطيلٍ ولا تأويلٍ، وأمَّا غيرهم فيَنفُون عنه صِفاتِه، أو يُثبتونَ بعضَها ويُؤوِّلون بعضَها الآخَرَ

Аhлю-сунна уа аль-джама’а подтверждают за Аллаhом, Велик Он и Могуч, все атрибуты, которые он установил для Себя, которых подтвердил Его посланник ﷺ, без отрицания и таъуиля.

А другие группы, отрицают от Него атрибуты, подтверждают некоторые, и неправильно толкуют другие. 

Признак №7

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يَعتقِدون أنَّ الإيمانَ قولٌ وعَملٌ، يَزيدُ ويَنقُص، ولا يُخرِجون عَملَ الجوارحِ مِن الإيمانِ كالمُرجِئة، ولا يُكفِّرونَ أهْل القِبْلة بمُطلَقِ المعاصِي والكبَائر كالخَوارجِ

Аhлю-сунна уа аль-джама’а убеждены, что иман, это слова и дела, уменьшается и поднимается. Они не выносят деяния органов из определения имана, как это делают мурджиха, и не выносят такфир сторонникам къиблы из-за грехов, как это делают хауариджи.

Признак №8

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة لا يُكفِّرون مَن خالَفَهم من الفِرقِ الأُخرى لمجرَّد مخالفتِهم لهُم، ما عدا الفِرقَ التي اجتَمعَتْ على أُصولٍ كُفريَّةٍ، كالإسماعيليَّةِ والنُّصيريَّة

Аhлю-сунна уа аль-джама’а не выносит такфир заблудшим группам из-за одного лишь противоречия, не считая тех течений, основанных на куфре, как исма’илийяh и  ан-нусайрийяh (и рафидиты. Прим. редакция).

Признак №9

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يَتبرَّؤون من الكُفَّارِ والمُلحِدين والمشرِكين والمرتدِّين، ويُعادُونهم ويُبغضونَهم، ويُحبُّونَ المُؤمنِين ويُوالونَهم ويَنصرونَهم بحَسَبِ ما عِندَهم مِن الإيمانِ والعَملِ الصَّالِحِ

Аhлю-сунна уа аль-джама’а отрекаются от всех куффаров, безбожников, мушриков и муртадов. Испытывают вражду и ненависть (в убеждениях), и любят верующих, дружат с ними и помогают согласно их уровню имана и праведных дел».

Признак №10

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يُحبُّون أصحابَ رَسولِ اللهِ صلَّى الله عليه وسلَّم، ويَرَوْن أنَّهم كلَّهم عُدولٌ، ويَتقرَّبون إلى اللهِ بحُبِّهم وحُبِّ آلِ بيته وزوجاته أمهات المؤمنين، ويَتبرَّؤون مِمَّن يَسبُّهم ويُعادِيهم، ويَتبرَّؤون كذلك ممَّن يُغالِي فيهم ويَرفعُهم فوقَ مَنزِلةِ البَشرِ أو يَقولُ بعِصمتِهم 

Аhлю-сунна уа аль-джама’ любят сподвижников посланника Аллаhа ﷺ и считают, что все они заслуживают доверия. И они приближаются к Аллаhу, любя их, и его семейства и жен — матерей правоверных.

И отрекаются от всех, кто ругает их и враждует с ними. И отрекаются от тех, кто чрезмерствует в отношении них и превозносит их выше их человеческого права, или заявляет о их непорочности.

Признак №11

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يَأخُذون في الفِقهِ بالإِجْماع وما دَلَّ عليه الكِتابُ والسُّنَّةُ الصَّحِيحَة، ويَعْتَبِرون بِأَقوال الصَّحابَةِ والتَّابِعين وتابِعيهِم، ويَتَّبِعون أَكابِرَ عُلَماءِ المسلمين، مثل: أَبي حَنيفةَ ومالكٍ والشَّافِعيِّ وأَحمدَ، ومَن بَعْدَهم مِن العُلماءِ والفُقهاءِ والأئمَّةِ المَتبُوعين المتَّبِعينَ للسُّنَّة والمشهورِينَ بالخَيرِ في الأُمَّةِ

Аhлю-сунна уа аль-джама’ берут фикъh из иджма’ и того, на что указал Коран и достоверная Сунна. Они считаются с высказываниями сподвижников, табиинов и тех, кто после них. Следуют за большими учеными мусульман, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и признанных фукъаhаъ после них, следующих Сунне, известные в общине своим благом».

Признак №12

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة؛ المُسلِمونَ عِندَهم سواءٌ من حيثُ التَّكليفاتُ الشَّرعيَّة، وليس عِندَهم عامَّةٌ وخاصَّةٌ، ولا خاصَّةُ الخاصَّة، ولا عِندَهم شَريعةٌ وحَقيقةٌ، بل هو دِينٌ واحدٌ، وتشريعٌ واحدٌ، من ربٍّ واحدٍ، نَزَل على نبيٍّ واحدٍ، للنَّاسِ كافَّةً.

Аhлю-сунна уа аль-джама’, все мусульмане у них перед законом равны, не бывает среди них простых, и особых. Не бывает шариата и чего-то еще. Религия олна, шариат один, от одного Господа, ниспославший одному пророку для всего человечества.

Признак №13

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة هم أهلُ التوسُّطِ والاعتدالِ في كلِّ شَيءٍ؛ فهم وَسَطٌ بين الغُلوِّ والجَفاءِ، والإفراطِ والتَّفريطِ، والتَّيسيرِ والتَّشديدِ.

Аhлю-сунна уа аль-джама’ — это люди середины и справедливости во всем. Правильное понимание, между излишеством и халатностью, осложнением и послаблением.

Признак №14

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة مِن أحرصِ النَّاس على جَمْعِ الكَلِمةِ ووَحْدةِ الصَّفِّ، ومِن عَقيدتِهم: إقامةُ الجِهاد والجُمَعِ والجَماعات خلْفَ كلِّ بَرٍّ وفاجِر، ويَرَون صِحَّةَ الصَّلاةِ خَلفَ أصحابِ البِدَعِ والمعاصي؛ فَهُم أكثرُ الناسِ حبًّا للاتِّفاقِ، وأكثرُهم بُغضًا للافتِراق، وقد يَقَعُ الخَطأُ مِمَّن يَنْتَسِبُ إليهم ولم يُحْسِن فَهْمَ مَنْهَجَهُم والأَخْذ به، فليس كُلُّ مَن انْتَسَب إليهم يكون قد تَأَدَّب بِأَدَبِهم، وسار على طريقتِهم، فالطَّمَعُ في شَرَفِ اللَّقَبِ أَدْخَلَ فيهم مَن ليس منهم

Аhлю-сунна уа аль-джама’ больше всех стремятся к единству слову и объединения рядов. Из их убеждения: ведение сражения и совершение пятничных и коллективных молитв в одном ряду с праведниками и грешниками. Совершение молитвы за приверженцами нововведения и грешниками. Они больше всех любят согласие (единство), и больше всех ненавидят раскол.

Из тех, кто относится к ним, может допустить ошибки, может не правильно понять их путь. Не каждый, кто относится к ним, живет согласно их адабу и следует их пути. Жажда удостоиться чести называться (Аhлю-сунна уа аль-джама’) привело к тому, что приписали к ним тех, кто не относится к ним.

Признак №15

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة فيهم العالِمُ والفقيهُ، والخَطيبُ والدَّاعيةُ، والآمِرُ بالمعروفِ والنَّاهي عن المُنكَر، والطبيبُ والمُهندِس، والتاجِرُ والعامِل، والغنيُّ والفقيرُ، والأسودُ والأبيضُ؛ والعَرَبيُّ والأعْجَميُّ، فمَنهجُهم ليس قاصرًا على فِئةٍ مِن الناسِ، ولا يُمَيِّزون بين طَبَقات المُجْتَمع، أو يَجْعَلون العِلْمَ والدِّينَ والنَّسَبَ والسِّيادَةَ حِكْرًا على قَوْمٍ دُونَ مَن سِواهُم، ويَعتقِدون قولَ اللهِ تعالى: {إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ} الحجرات: 13

Аhлю-сунна уа аль-джам’а, среди них бывают ученые, правоведы, проповедники, призывающие к одобряемому, и удерживающие от порицаемого. Среди них также врачи, инженеры, продавцы и рабочие, богатые и бедные, черные и белые, арабы и иностранцы.

Манhадж (аhлю-сунна уа аль-джама’) не ограничивается конкретными людьми, они не выделяются слоями общества. Знание, религиозность, происхождение и господство (суверенитет) не делает (саляфию) их собственностью. Они убеждены в словах Аллаhа: «Благороднейший из вас перед Аллаhом, наибогобоязнейший».

Признак №16

 

أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة فيهم العابِدُ الزَّاهد، وفيهم العاصِي، وفيهم مُرتَكِبُ الكبيرةِ؛ فهم ليسوا مَعصومِينَ عن الخطأِ والمعاصِي، ولا تُخرجُهم هذه الأخطاءُ والمعاصي عن كونِهم من أهلِ السُّنَّةِ والجَماعَة، بل قدْ يقعون في جُزئيَّاتِ البِدعِ

 Аhлю-сунна уа аль-джам’а, из них есть поклоняющийся аскет, ослушник и совершающий большие грехи. Среди них нет непорочных, защищенных от греха и ослушания. Эти ошибки не выводят их из аhлю-сунна уа аль-джам’а, более того, они даже могут попасть в какие-то нововведения…».

Признак №17

(18) أهلُ السُّنَّةِ والجَماعَة يَتَّبعون الحقَّ ويَرحَمون الخَلْق؛ فيَكرهون المعاصِي ويَرفُقون بأَصحابِها، ويُبغِضون البِدعَ ويُشفِقون على أهلِها

Аhлю-сунна уа аль-джам’а следуют истине и милостивы к творениям, не любят грехи и печалятся от того, что их совершают. Они ненавидят нововведения, и им жаль, что за ними следуют».

Хвала Аллаhу Господу Миров.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *