Last updated on 19 Ноя 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Основа в том, что верующий скрывает свои благие деяния, не показывает их никому, не рассказывает о них никому. Всевышний сказал:
إِن تُبْدُوا الصَّدَقَاتِ فَنِعِمَّا هِيَ ۖ وَإِن تُخْفُوهَا وَتُؤْتُوهَا الْفُقَرَاءَ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ
Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас
Также в хадисе аль-Бухари о семерых, среди которых: «…и тот, кто давал милостыню правой, когда не видела левая».
Саляфы боялись делать добровольные благие деяния открыто, всячески скрывали их. Я приведи примеры некоторых из них.
ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ САЛЯФ
Ибн ‘Умар (Т.1)
Однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, увидел человека, совершающего два ракаата, одним за одним, ‘Умар сказал ему: «Что это?», тот сказал: «Я не совершил их вчера», Ибн ‘Умар ответил: «И теперь ты хочешь мне рассказать о них?!»
Ар-Раби’ ибн аль-Хайсам (Т.2)
Это ученик Ибн Мас’уда и Абу Айюба аль-Ансари. Он застал пророчество.
Когда кто-то приходил, закрывал Коран, чтоб не застали его читающим Коран.
‘Али бин ХIусейн (Т.3)
Это внук ‘Али бин Аби ТIалиб, да будет доволен ими Аллаh. Его называют Зейн аль-‘Абидин. Он по ночам таскал хлеб на своей спине, чтобы никто не видел, и кормил бедняков в это время. И он говорил:
إن الصَّدَقة في جوف الليل تطفئ غضب الرب
Милостыня в глубокую ночь душит гнев Аллаh
Са’ид ибн Джубейр (Т.3)
Это один из главных сподвижников Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh.
Имам Муслим передал, что однажды Са’ид ибн Джубейр сказал своим сподвижникам: «Кто видел вчера ночью падающую комету?» Сказал ХIусейн ибн ‘Абд ар-Рахман: «Я видел», затем Ибн Джубейр:
أما إني لم أكن في صلاة ولكني لدغت
«Я не выстаивал ночь, но меня что-то ужалило (я и тоже видел)».
Он побоялся сказать: «Я видел вчера ночью», ибо люди-бы поняли, что раз он видел, значит он не спал ночью, следовательно, занимался поклонением. Он Ибн Джубейр сказал: «Меня что-то ужалило», мол из-за этого он проснулся. И здесь не обязательно подразумевать ложь, его действительно что-то могло ужалить.
Аль-ХIасан аль-Басри (Т.3)
Это тот, который застал шестьдесят сподвижников пророка ﷺ.
Он сказал:
لقد أدركنا أقواما لا يستطيعون أن يسروا من العمل شيئا إلا أسروه
«Я застал людей (т.е сподвижников), который скрывали из своих дел все, что возможно скрыть».
Мухаммад ибн Сирин (Т.3)
Встретил сподвижников не меньше, чем аль-Басри. Это сподвижник Абу Хурайры.
≡ Сказал имам Ибн аль-Джаузи:
علامة المخلص أن يكون في جلوته كخلوته، وربما تكلف بين الناس التبسم والانبساط لينمحي عنه اسم زاهد ،فقد كان ابن سيرين يضحك بالنهار فإذا جن الليل فكأنه قتل أهل القرية
«Признаки искренности, когда человек наяву такой-же, какой он наедине. Бывает такое, что он улыбается среди людей через не волю, чтобы не подумали о нем «аскет». А ведь Ибн Сирин улыбался среди людей днем, но когда наступала ночь, то он (плакал), словно убил всех жителей села».
Айюб ас-Сихтийяни. (Т.5)
Его называют господин ученых. У него брали знания: Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уейна, Шу’ба, Малик, Му’тамир бин Сулейман, оба ХIаммада, Исма’иль бин ‘Уляйя и другие видные табиины.
Однажды Айюб ас-Сихтийяни в маджлисе вышла слеза, и он сказал: «Ох уж эта простуда».
Ибраhим ан-Наха’и (Т.5)
Великий куфийский табиин. Его ученики: аль-ХIакам, Ибн Аби Сулейман, Симак, Мансур ибн аль-Му’тамир, Ибн ‘Аун, Ибн ас-Саиб и другие таби-табиины.
Имам аль-А’маш рассказывал:
كنت عند إبراهيم النخعي وهو يقـرأ في المصحف ، فاستأذن عليه رجل فغطّى المصحف ، وقال : لا يراني هذا أني أقرأ فيه كل ساع
Я был с Ибраhимом ан-Наха’и, когда он читал Коран. Кто-то попросил разрешение войти, он тут же убрал Коран, сказав: «Не хочу, чтобы он подумал, что я читаю каждый час читаю Коран»».
‘АбдуЛлаh ибн аль-Мубарак (Т.9)
Это известный таби-табиин, нет нужды говорить кто это. Достаточно знать, что имам Ахмад, Ибн Ма’ин и аль-Къаттан являются его учениками.
Имам аз-Заhаби передавал рассказ имама Абу ‘Амра ‘Абдаты бин Сулеймана, сказавшего:
قال عبدة بن سليمان : كنا في سرية مع عبد الله بن المبارك في بلاد الروم فصادفنا العدو ، فلما التقى الصفان خرج رجل من العدو فدعا إلى البِراز فخرج إليه رجل فطارده ساعة فطعنه فقتله ، ثم آخر فقتله ثم دعا إلى البِراز ، فخرج إليه رجل فطارده ساعة فطعنه فقتله ، فازدحم عليه الناس وكنت فيمن ازدحم عليه فإذا هو مُلَثّمٌ وجهه بكمـه ، فأخذت بطرف كمه فمددته ، فإذا هو عبد الله بن المبارك فقال : و أنت يا أبا عمرو ! ممن يشنع علينا
«Я был в отряде с ‘АбдуЛлой ибн аль-Мубараком на Рим. И вот мы столкнулись с врагом. Когда два отряда встретились, вышел один из войска врагов и позвал на дуэль. Вышел к нему (один из нас), гнался за ним около часа и зарубил его. Затем вышел другой (из войска врага) и позвал на дуэль, вышел к нему (с нашего отряда тот-же), гнался за ним около часа и зарубил его.
Люди начали толпиться к нему, и я был из тех, кто толпился к нему, но он закрыл свое лицо рукавом свой одежды, но я схватил его за рукав и потянул, и им оказался ‘АбдуЛла бин аль-Мубарак. Он сразу возразил мне, сказав: «О Абу ‘Амр, ты из тех, кто порочит нас»».
Мухаммад бин Асляма (Т.10)
Это великий имам, взявший знания от Язида бин Харуна, ан-Надра бин Шумейля, Къабисы, Абу Ну’аймы и других.
У него учились такие имамы, как Ибн Хузейма, Ибн Аби Дауд и другие.
Мухаммад бин аль-Къасим рассказывал:
قال محمد بن القاسم : صحبت محمد بن أسلم أكثر من عشرين سنة لم أره يصلي حيث أراه ركعتين من التطوع إلا يوم الجمعة ، وسمعته كذا وكذا مرة يحلف لو قدرت أن أتطوع حيث لا يراني ملكاي لفعلت خوفاً من الرياء ، وكان يدخل بيتا له ويُغلق بابه ، ولم أدرِ ما يصنع حتى سمعت ابناً لـه صغيرا يحكي بكاءه ، فنهته أمُّه ، فقلت لها : ما هذا ؟ قالت : إن أبا الحسن يدخل هذا البيت فيقرأ ويبكي فيسمعه الصبي فيحكيه ، وكان إذا
أراد أن يخرج غسل وجهه واكتحل فلا يرى عليه أثر البكاء
«Я сопровождал Мухаммад бин Асляма (учителя Ибн Хузеймы) более двадцати лет, и никогда не видел, чтобы он совершал добровольные молитвы, не считая двух ракаатов пятницы. Однажды он сказал: «Если-бы я мог делать добровольны дела так, чтобы даже мои два ангела об этом не знали, то я сделал-бы это, опасаясь показухи».
Он заходил в свою комнату, закрывал дверь, и я не знал, чем он там занимается, пока не услышал его сына, рассказывающего о плаче его отца. Затем мать запретила ему. Я сказал ей: «Что это (т.е почему запрещаешь ребенку рассказывать это?)» Она сказала: «Абу аль-Хасан (Мухаммад ибн Аслям) заходит в этот дом, читает и плачет, а ребенок слышит и рассказывает это другим»?
Когда он хотел выйти, помыл свое лицо, нанес сурьму, чтоб скрыть следы плача».
ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНЫХ
≡ Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, да помилуете го Аллаh,в «АхIкаму аль-Къуръан»:
لأصل في الأعمال الفرضية الجهر، والأصل في الأعمال النفلية السر، وذلك لما يتطرق إلى النفل من الرياء والتظاهر بها في الدنيا والتفاخر على الأصحاب بالأعمال وجبلت قلوب الخلق بالميل إلى أهل الطاعة
«Основа в обязательных поклонениях, что они делаются открыто. Основа в добровольных поклонениях, что они делаются с крыто. Это потому, что к добровольных поклонениям может подкрасться показуха, хвастовство ими в дунья и гордыня над людьми, а сердца людей созданы со склонностью к поклоняющимся».
≡ Имам Шараф ат-ТIейби сказал:
جَاءَ آثَارٌ بِفَضِيلَةِ الْجَهْرِ بِالْقُرْآنِ ، وَآثَارٌ بِفَضِيلَةِ الْإِسْرَارِ بِهِ وَالْجَمْعُ بِأَنْ يُقَالَ : الْإِسْرَارُ أَفْضَلُ لِمَنْ يَخَافُ الرِّيَاءَ ، وَالْجَهْرُ أَفْضَلُ لِمَنْ لَا يَخَافُهُ بِشَرْطِ أَنْ لَا يُؤْذِيَ غَيْرَهُ مِنْ مُصَلٍّ أَوْ نَائِمٍ أَوْ غَيْرِهِمَا ، وَذَلِكَ لِأَنَّ الْعَمَلَ فِي الْجَهْرِ يَتَعَدَّى نَفْعُهُ إِلَى غَيْرِهِ أَيْ مِنْ اِسْتِمَاعٍ أَوْ تَعَلُّمٍ أَوْ ذَوْقٍ أَوْ كَوْنِهِ شِعَارًا لِلدِّينِ ، وَلِأَنَّهُ يُوقِظُ قَلْبَ الْقَارِئِ وَيَجْمَعُ هَمَّهُ وَيَطْرُدُ النَّوْمَ عَنْهُ وَيُنَشِّطُ غَيْرَهُ لِلْعِبَادَةِ . فَمَتَى حَضَرَهُ شَيْءٌ مِنْ هَذِهِ النِّيَّاتِ فَالْجَهْرُ أَفْضَلُ
«Пришли асары о достоинстве чтения Корана в слух, также пришли о асары о достоинстве читать его про себя. Объединить это можно следующим образом: читать скрытно лучше для тех, кто опасается показухи, а читать вслух лучше для тех, кто не опасается ее с условием, что он чтением в слух не мешал молящимся или спящим. Ведь польза открытого совершения дел, как слушание, обучение, или ощущение того, что это исламский обряд, достается другим тоже. Это пробуждает сердцу читающего, собирает его решительность, отгоняет вялость и вызывает желание к поклонению у других».
См «ТухIфату аль-АхIвази» 8/191.
≡ Сказал имам аш-Шаукани:
الإسرار به؛ فإن ذلك أقطع لعرق الرياء وأحسم لباب ما يخالف الإخلاص
«Сокрытие дел, это закрывает показуху, закрывает доступ к тому, что противоречит искренности».
≡ Сказал шейх муфассир аш-Шанкъити:
إنما كان الإخفاء أفضل من الإظهار لأنه أقرب إلى الإخلاص، وأبعد من الرياء
«Сокрытие благих деяний лучше раскрытия их именно потому, что это ближе к искренности, и дальше от показухи».
Я скажу: бывают исключения, о которых я говорил здесь: 308. Когда разрешается указывать на свое превосходство?
Также бывает такое, что иногда надо сделать благое деяние перед всеми, тем самым дав людям, чтобы они последовали за этим примером, как это пришло в многочисленных хадисах и асарах.
Бывает и такое, что ты не хотел похвалы, но тебя все равно похвалили. Абу Зарр, да будет доволен им Аллаh, посланника Аллаhа ﷺ спросили: «Что ты скажешь о человеке, сделавшем добро, и люди похвалил его (против его воли)?» Он ﷺ сказал:
تِلْكَ عَاجِلُ بُشْرَى الْمُؤْمِنِ
Это скорая радостная весть для верующего
Муслим и другие.
Следует скрывать не только благие деяния, но и хорошие внутренние качества. Если Всевышний даровал кому-то хорошую память, или выносливость, или силу и скорость и тому подобное, то аль-хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр предпочитал не показывать этого тоже, если того не требует нужда.
Прошу Милостивого очистить наши сердца от показухи!
Ассалам Алейкум брат,я новичок и пока не разбираюсь что в чем,но Ибн Джаузи это тот самый ашарит который такфирил ханбалитов или же это другой?И я слышал что некоторые учёные такие как Фахр ар-Рази,Газали и тому подобное поклялись от своих прежних убеждений,будеь ли про это статья?
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа барактау. Да, он имел ашаритские взгляды, да помилуете его Аллаh, но о такфире ничего не слышал.
Да, Фахр ар-Рази покаялся в конце, подобное слышал и о аль-Гъазали.
покаялись*
Ну я про это?
Ашарит Ибн аль-Джаузи (508-597 гг. х.) ничтоже сумняшеся забраковал почти всех ханбалитов своей эпохи:
«Поистине, ваша буквальная трактовка (хадисов) омерзительна. Не вносите в мазхаб этого праведного саляфита (Ахмада Ибн Ханбаля) то, чего в нём нет. Вы облачили этот мазхаб в скверную одежду – вплоть до того, что о ханбалите не говорят иначе, как об антропоморфисте, затем приукрасили ваш мазхаб фанатичной любовью к Язиду бин Му’авии, хотя знаете, что основатель вашего мазхаба разрешил проклинать его. Абу Мухаммад ат-Тамими говорил о некоторых из ваших имамов: «Они очернили этот мазхаб скверной, которую не отмыть до Дня воскресения»» («Даф’у шубахи-т-ташбих», стр. 9-10).
И что насчёт таких имамов как Ибн Хузейма и Ибн Раджаб?
Читал что Ибн Хузейму критиковали некоторые из за его книги «Таухид» что вы можете сказать про это?
А про Ибн Раджаба что он делал опровержение Ибн Таймии (рахимахуЛлах).
Это достоверно?
И про имама Аз-Захаби (рахимахуЛлах) тоже самое, достоверно ли что он сначала был вместе с Ибн Таймией(рахимахуЛлах) а потом был против него?
Нам известная позиция Ибн аль-Джаузи в этом вопросе, да помилует его Аллаh, и это не дает права списывать его их Сунны.
Что касается Ибн Хузеймы и Ибн Раджаба, то оба на пути саляфии, разве что Ибн Хузейма в хадисе Адама допустил ошибку.
Аз-Захаби всегда был с Ибн Теймией. Единственное, аз-Захаюи поменял мнение относительно вопроса, что Всевышний посадить пророка, мир ему, на трон. Но против Ибн Теймии он ничего не говорил, на оборот, хвалил.
Есть «золотое послание», где якобы аз-Захаюи критикует Ибн Теймию. Ученые на это ответили в двух ответах:
БаракалЛаху фикум,ты мне во многом помог,да будет доволен тобою Аллах
Уа фик, брат мой. И да будет доволен тобой Аллаh.