373. Можно ли отдать закят досрочно (за ранее)?

373. Можно ли отдать закят досрочно (за ранее)?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Можно ли отдать закят досрочно? Под этим вопросом можно подразумевать две вещи:

1. Выплата закята до достижения требуемой суммы

2. Выплата закята до установленного срока

Что касается первого пункта, то имам Ибн Къудама у себя в «аль-Мугъни» сказал:

ولا يجوز تعجيل الزكاة قبل ملك النصاب بغير خلاف علمناه ، ولو ملك بعض نصاب فعجل زكاته أو زكاة نصاب : لم يجُز ؛ لأنه تعجَّل الحكم قبل سببه

«Из того, что нам известно, нет разногласий недозволенности выплачивать закят до достижения нисаба (требуемого размера).

В кувейтской энциклопедии фикха сказано:

لا خلاف بين الفقهاء في عدم جواز التكفير قبل اليمين ؛ لأنه تقديم الحكم قبل سببه ، كتقديم الزكاة قبل ملك النصاب ، وكتقديم الصلاة قبل دخول وقتها .

«Нет разногласия среди правоведов в запрете искупления клятвы до ее нарушения, так как это предшествование законополежения прежде своей причины, это подобно выплате закята до достижения нисаба (требуемого размера), как выполнения молитвы до наступления ее времени».

А что касается второго пункта, то на этот счет ученые высказывались по-разному. С дозволения Всевышнего быстренько пробежимся по высказываниям имамов.

Выплата закята раньше срока дозволена

Большинство ученых считает, что выплата закята после достижения нисаба и до наступления срока дозволено. На этом имам Абу Ханифа, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ и другие. Этого же мнении Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя.

≡ Сказал аль-‘Алляма Ибн аль-‘Усеймин в » аш-Шарх| аль-Мумти’ «, комментируя слова имама Шарафу-Ддина аль-Хиджауи: 

قوله » ويجوز تعجيل الزكاة لحولين فأقل » الأقل من الحولين هو حول واحد ، أي : يجوز للإنسان أن يعجِّل الزكاة قبل وجوبها ، لكن بشرط أن يكون عنده نصاب ، فإن لم يكن عنده نصاب وقال : سأعجِّل زكاة مالي لأنه سيأتيني مال في المستقبل : فإنه لا يجزئ إخراجه ؛ لأنه قدَّمها على سبب الوجوب ، وهو ملك النصاب 
وهذا مبني على قاعدة ذكرها ابن رجب رحمه الله في القواعد الفقهية وهي » أن تقديم الشيء على سببه ملغى، وعلى شرطه جائز » 
مثال ذلك : رجل عنده ( 190 ) درهماً فقال : أريد أن أزكي عن ( 200 ) : فلا يصح ؛ لأنه لم يكمل النصاب ، فلم يوجد السبب ، وتقديم الشيء على سببه : لا يصح 
فإن ملك نصاباً وقدمها قبل تمام الحول : جاز ؛ لأنه قدَّمها بعد السبب وقبل الشرط ؛ لأن شرط الوجوب تمام الحول 
ونظير ذلك : لو أن شخصاً كفَّر عن يمين يريد أن يحلفها قبل اليمين ثم حلف وحنث : فالكفارة لا تجزئ ؛ لأنها قبل السبب ، ولو حلف وكفَّر قبل أن يحنث : أجزأت الكفارة ؛ لأنه قدَّمها بعد السبب وقبل الشرط 

«Его слова «Дозволяется выплачивать закят за два срока вперед (два Х|ауля) и менее» — менее, т.е один «Х|ауль» (год), т.е разрешено человеку выплачивать закят за ранее, но с условием: чтобы его закят (имущество) достигло «Нисаба» (требуемого размера).

А если оно не достигло «Нисаба», к примеру он скажет: «Я выплачу свой денежный закят за ранее (сейчас), так как в будущем у меня будет еще имущество», то такой закят не принимается, ибо он выплатил закят до причины ее предписания, а это- Нисаб.

Это упирается на правовое правило, упомянутое Ибн Раджабом, да помилует его Аллаh, в правилах по правовому делу, которое гласит: «Совершение (поклонения) прежде его причины предписания делает его недействительным, а если (оно совершалось) до наличия условия (действительности этого поклонения), то нет».

Пример: у человека 190 дирhамов, и он сказал: «Я хочу выплатить закят из 200», такой (закят) не действителен, так как «Нисаб» не достигнут, причина (предписания закята) не возникла. Совершение (поклонения) прежде его причины предписания делает его недействительным.
А если он владеет «Нисабом» (т.е его имущество достигло соответствующего уровня), но он выплачивает его до истечения срока (года), то здесь разрешается, так как он (выплатил закят) после (возникновения) причины и до выполнения условия (т.е минование года), ведь обязательное условие — это минование года (с момента Нисаба).
Пример: Человек желает принести искупление клятвы до того, пока поклялся, (далее он принес искупление клятвы) затем поклялся и нарушил клятву, в таком случае его искупление не годиться, так как она была принесена до причины ее принесения. А если он (уже) поклялся и (затем) принес искупление клятвы (пусть даже) до ее нарушения, то это принимается, так как он выполнил ее после соответствующей причины, (хоть и) до условия ее (искупления). 

Это согласно тому, что передали пятеро, кроме ан-Насаи, от ‘Али бин Аби Талиба, что аль-‘Аббас попросил пророка ﷺ разрешить ему выплатить обязательное пожертвование досрочно, и он ﷺ разрешил ему это. Имам аль-Хаким назвал иснад (цепочку) достоверным и с ним согласился аз-Заhаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

→ Также сообщается от ‘Али, что пророка ﷺ сказал ‘Умару: 

إنا قد أخذنا زكاة العباس عام الأول للعام

Мы взяли закят аль-‘Аббаса первого года для этого года.

→ В версии имама ат-Таялиси от Аби Рафи’а

إنا كنا تعجلنا صدقة مال العباس عام أول  

Мы взяли имущество (закят) аль-‘Аббаса годом ранее.

Имам Мухаммад аль-Мубаракфури сказал:

«В этом очередное доказательство на дозволенность выплаты заката раньше срока»

Выплата закята раньше срока не дозволено

Другие же ученые запрещали выплачивать закят, достигшего своего нисаба, но не достигшего своего срока. На этом маликиты, ас-Саури, Раби’а и другие. Они же сказали, что максимум здесь разрешается, это выплачивание закята раньше срока за месяц, но и это нежелательно.

Доказательством они использовали хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh,где посланник Аллаhа ﷺ:

Нельзя выплачивать закят из имущества, пока оно не простоит год
Ибн Маджа.

Причина разногласия

Причиной разногласия служит определение «Закята» в шариате: поклонение оно само по себе, или это право бедняков? Те, кто считал ее поклонением запрещали выплачивать раньше срока, так как данное поклонение привязано к времени. Те же, кто считал ее правом бедняков, не связывали его с временем, следовательно, выплачивать раньше срока у них является дозволенным.

Правильное мнение

Правильным в этом вопросе является мнение большинства сразу с нескольких сторон:

1. Господь сказал: «Милостыню выплачивают беднякам и нищим…». Значит это право бедняков и тех, кто был упомянут в аяте.

2. Посланник Аллаhа ﷺ разрешил своему дяде аль-‘Аббасу выплатить закят на год раньше. А говорить, что это исключение является неверным, нету однозначного доказательство на это исключение.

3. Что касается хадиса ‘Аиши: «Нельзя выплачивать закят из имущества, пока оно не простоит год», то он является обобщенным, указывающим на условие закята, а не на его столп. А мы знаем из правила фикъhа: «Совершение (поклонения) прежде его причины предписания делает его недействительным, а если (оно совершалось) до наличия условия (действительности этого поклонения), то нет».

 Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *