371. Можно ли выплачивать закят студентам?

371. Можно ли выплачивать закят студентам?

371. Mozhno li vyplachivat zakjat studentam - 371. Можно ли выплачивать закят студентам?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Можно ли выплачивать закят студентам? И относятся ли они к категории усердствующих на пути Аллаhа? И какие какие в этом деле?

Всевышний Аллах сказал:

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; на пути Аллаха; и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Покаяние 9: 60).

Право на получение закята имеют только перечисленные в этом аяте восемь категорий людей.  

≡ Шейх ибн ‘Усеймин сказал:

والمراد بـ ( سبيل الله ) الجهاد لتكون كلمة الله هي العليا ، فيعطى المجاهد ما يحتاج إليه من نفقات وأموال لشراء أسلحة…

» قال أهل العلم : ومن سبيل الله الرجل يتفرغ لطلب العلم الشرعي ، فيعطى من الزكاة ما يحتاج إليه من نفقة وكسوة وطعام وشراب ومسكن وكتب علم يحتاجها ، لأن العلم الشرعي نوع من الجهاد في سبيل الله ، بل قال الإمام أحمد رحمه الله : العلم لا يعدله شيء لمن صحّت نيّته «

فالعلم هو أصل الشرع كله ، فلا شرع إلا بعلم ، والله سبحانه أنزل الكتاب ليقوم الناس بالقسط ، ويتعلموا أحكام شريعتهم ، وما يلزم من عقيدة وقول وفعل

» Под словами: «… на пути Аллаhа…» имеется ввиду джиhад, чтобы слово Аллаhа было выше всего. Муджаhиду дается из средств закята, чтобы он смог приобрести себе оружие.

Обладатели знания сказали: «Также на пути Аллаhа называется то, когда человек полностью посвятил себя приобретению шариатских знаний…»

Такому выделяют средства из закята столько, сколько он нуждается в одежде, еде, питье и жилье. Он также нуждается в книгах, ведь шариатские знания один из видов джиhада на пути Аллаhа. Более того, имам Ахмад сказал: «Для того, у кого правильные намерения, ничто не сравнится со знаниями». 

Знание, это основа всего шариата. Нет шариата без знаний. Всевышний Аллаh ниспослал писание, чтобы люди жили по справедливости, изучали законоположения своей конституции, изучали обязательное в вероубеждение, из слова и дел…»  
См. «Маджму’у аль-Фатауа» 337-338.

≡ В энциклопедии фикха сказано:

» اتَّفَقَ الْفُقَهَاءُ عَلَى جَوَازِ إعْطَاءِ الزَّكَاةِ لِطَالِبِ الْعِلْمِ , وَقَدْ صَرَّحَ بِذَلِكَ الْحَنَفِيَّةُ وَالشَّافِعِيَّةُ , وَالْحَنَابِلَةُ , وَهُوَ مَا يُفْهَمُ مِنْ مَذْهَبِ الْمَالِكِيَّةِ … , وَذَهَبَ بَعْضُ الْحَنَفِيَّةِ إلَى جَوَازِ أَخْذِ طَالِبِ الْعِلْمِ الزَّكَاةَ وَلَوْ كَانَ غَنِيًّا إذَا فَرَّغَ نَفْسَهُ لإِفَادَةِ الْعِلْمِ وَاسْتِفَادَتِهِ , لِعَجْزِهِ عَنْ الْكَسْبِ 

قَالَ النَّوَوِيُّ : وَلَوْ قَدَرَ عَلَى كَسْبٍ يَلِيقُ بِحَالِهِ إلا أَنَّهُ مُشْتَغِلٌ بِتَحْصِيلِ بَعْضِ الْعُلُومِ الشَّرْعِيَّةِ بِحَيْثُ لَوْ أَقْبَلَ عَلَى الْكَسْبِ لانْقَطَعَ مِنْ التَّحْصِيلِ حَلَّتْ لَهُ الزَّكَاةُ , لأَنَّ تَحْصِيلَ الْعِلْمِ فَرْضُ كِفَايَةٍ ، …

وَسُئِلَ ابْنُ تَيْمِيَّةَ عَمَّنْ لَيْسَ مَعَهُ مَا يَشْتَرِي بِهِ كُتُبًا يَشْتَغِلُ فِيهَا , فَقَالَ : يَجُوزُ أَخْذُهُ مِنْ الزَّكَاةِ مَا يَحْتَاجُ إلَيْهِ مِنْ كُتُبِ الْعِلْمِ الَّتِي لا بُدَّ لِمَصْلَحَةِ دِينِهِ وَدُنْيَاهُ مِنْهَا

قَالَ الْبُهُوتِيُّ : وَلَعَلَّ ذَلِكَ غَيْرُ خَارِجٍ عَنْ الأَصْنَافِ , لأَنَّ ذَلِكَ مِنْ جُمْلَةِ مَا يَحْتَاجُهُ طَالِبُ الْعِلْمِ فَهُوَ كَنَفَقَتِهِ وَخَصَّ الْفُقَهَاءُ جَوَازَ إعْطَاءِ الزَّكَاةِ لِطَالِبِ الْعِلْمِ الشَّرْعِيِّ فَقَطْ

وَصَرَّحَ الْحَنَفِيَّةُ بِجَوَازِ نَقْلِ الزَّكَاةِ مِنْ بَلَدٍ إلَى بَلَدٍ آخَرَ لِطَالِبِ الْعِلْمِ

«Ученые единогласны в дозволенности выплачивать закят посвятившему себя приобретению знаний. Об этом прямо заявили ханафиты, шафииты и ханбалиты. И это то, что понимается со слов маликитов. Некоторые ханафиты говорили о дозволенности выплачивать закят посвятившему себя знанию полностью, даже если он богат, это по причине пользы его знания, и потому, что из-за этого он лишился возможности зарабатывать себе на жизнь.

Ан-Науауи сказал: «Если он способен зарабатывать себе на жизнь, но в тоже время он посвятил себя приобретению шариатских знаний, что если-бы он взялся зарабатывать, остановилась бы его учеба, то дозволяется выделять ему средства из закята, так как приобретение шариатских знания коллективная обязанность».

Спросили ибн Теймию о том, кто не способен купить себе книги, которыми-бы он занимался, он ответил: «Разрешается выделить ему сумму из закята столько, сколько он нуждается в приобретении книг, посредством которых он приведет в порядок свои религиозные и мирские дела».

Сказал аль-Буhути: «Вероятно (требование знания) не выходит из (упомянутых) категорий (получающих закят), так как это из ряда того, в чем нуждается требующий знания, это подобно его обеспечению. Ученые ограничили выплату закята требующим именно шариатские знания (а не всякие науки).

Ханафиты прямо заявили о дозволенности отправлять закят с одного города в другой для требующих знания».
См. «Энциклопедия фикха». 28/337.

Имам Сиддыкъ ХIасан Хан сказал:

ومن جملة سبيل الله:الصرفُ في العلماء الذين يقومون بمصالح المسلمين الدينية،فإن لهم في مال الله نصيباً،سواء أكانوا أغنياء أو فقراء،بل الصرف في هذه الجهة من أهم الأمور،لأن العلماء ورثةُ الأنبياء،وحملةُ الدِّين،وبهم تُحفظ بيضة الإسلام وشريعة سيد الأنام،وقد كان علماء الصحابة يأخذون من العطاء ما يقوم بما يحتاجون إليه مع زياداتٍ كثيرةٍ يتفوضون بها في قضاء حوائج من يرد عليهم من الفقراء وغيرهم،والأمر في ذلك مشهورٌ،ومنهم من كان يأخذ زيادة على مئة ألف درهم.

«Также на пути Аллаhа, это расходование средств закята на ученых, занимающихся религиозными вопросами мусульман, для них в имуществе Аллаhа есть доля, и не важно, богаты они, или бедны. Расходование в этом направлении наиважнейшее дело. Ведь ученые наследники пророков, носители религии. Из-за них сохраняется целостность исляма, сохраняется шариат господина всех творений.

Ученые сподвижники брали из закята столько, сколько нуждались. Брали с достаточной добавкой, чтобы расходовать это на поступающих к ним бедняков. Это известное дело. Были и такие, которые брали выше ста дирхамов…»
См. «ар-Раудаh ан-Надийя» 1/533-534.

Я скажу: из всего следует, что закят заслуживают лишь те, кто полностью посвятил себя знания, от которого есть польза умме. Это не касается тех, кто халатен или не эффективен в роли носителя знаний.

Касается ли это студентов не шариатских наук, как стоматология, к примеру? Ответом здесь будет его планы и намерения. Если он изучает это для помощи мусульман, чтобы в исламском правлении были врачи, которые будут служить этой религии, то они также подпадают под эту категорию. В данном случае надо учесть, богаты они, или бедны.

≡ Был спрошен комитет фетв отдела закята в Катаре, они ответили:

نعم يجوز إعطاؤهم منها لحاجتهم لها،بل إن هذا المجال مفضلٌ ومقدمٌ على غيره،بشرط أن يكون المستحق طالباً مجتهداً ومتفوقاً في دراسته،وأن يكون العلم الذي يدرسه مندوباً أو مباحاً كالعلم الشرعي واللغة العربية وغيرها من العلوم الأخرى التي يعتبر تعلمها من فروض الكفاية،والتي تحتاجها الأمة الإسلامية لتحقيق غاياتها وتطورها الحضاري]

«Да, разрешается выделять им средства из закята для их нужд. Более того, это дело предпочтительней остальных. Но с условием, чтобы он заслуживал (закят), являясь старательным и посвятившим себя учебе. А также, чтобы изучаемая им наука сама по себе была дозволенной, как шариатские знания, арабский язык и другие науки, изучение которых коллективная обязанность, в изучении которых нуждается исламская община, чтобы претворить свои цели, развивая (исламскую) цивилизацию».

Если шариатский студент нуждается в женитьбе, то его женят из средств закята.

≡ Ибн ‘Усеймин сказал:

ولكن لو وجدنا شخصاً يستطيع أن يكتسب للأكل والشرب والسكنى لكنه يحتاج إلى الزواج وليس عنده ما يتزوج به، فهل يجوز أن نزوجه من الزكاة؟ الجواب: نعم… لأن حاجة الإنسان إلى الزواج ملحة، قد تكون في بعض الأحيان كحاجته إلى الأكل والشرب 

«Если обнаружится муслим, способный зарабатывать себе на еду, питье и жилье, но при этом он нуждается в женитьбе, но у него нет возможности жениться, можем ли мы женить его из средств закята? Ответ: да, мы можем женить его, выделив для маhра средства из закята… так как у человека острая нужда в женитьбе. Иногда эта нужда подобна нужде в еде и питье…»

 

Но если он изучает мирские науки для личного бизнеса, то в таком случае ему не полагается закят. Об этом ибн ‘Усеймин у себя в «аль-Маджму» сказал:

أما إذا كان الطالب متفرغاً لطلب علم دنيوي فإنه لا يعطى من الزكاة، ونقول له: أنت الآن تعمل للدنيا، ويمكنك أن تكتسب من الدنيا بالوظيفة، فلا نعطيك من الزكاة

«А если студент посвятил себя приобретению мирских знаний, то ему не полагается закят. Мы скажем ему: «Ты сейчас работаешь для дунья. Ты способен зарабатывать посредством своей специальности, поэтому мы не выделяем тебе из закята» 

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *