Last updated on 17 Окт 2019
Пришло в хадисе
ما رأى المسلمون حسنا فهو عند الله حسن، و ما رآه المسلمون سيئا فهو عند الله سيء
То, что мусульмане считают хорошим, оно хорошее у Аллаhа. А то, что они считают плохим, плохое у Аллаhа.
Аль-Хафиз Джамалу-Ддин ‘Абду-Лла ибн Юсуф аз-Зайля’и сказал:
«Я скажу: хадис гъариб и марфу’. Но я нашел его лишь в форме «маукъуф» из слов Ибн Мас’уда. У этого хадиса несколько путей.
Первый из них передал Ахмад по цепочке Абу Бакра ибн ‘Ийяша, от ‘Асима, от Зирра, от ибн Мас’уда, сказавшего: «Аллаh посмотрел на сердца рабов после пророка (ﷺ) и увидел, что сердца сподвижников лучшие сердца среди рабов. И сделал он их вазирами Своего пророка. И то, что видят мусульмане хорошим, является хорошим у Аллаhа. А то, что они видят плохим, плохое у Аллаhа».
И по пути Ахмада передал аль-Хаким в «Мустадрак» в «Достоинства сподвижников». И добавил в нем: «И все сподвижники считали, что Абу Бакра должен быть халифом». Затем он сказал: «Этот хадис достоверный. Но они не привели его (в своих сахихах. Имеет ввиду аль-Бухари и Муслима)».
Также его передал аль-Баззар в своем муснаде. Аль-Байhакъи в книге вступления (китаб аль-мадхаль). И оба сказал: «Нам не известно, чтобы кто-то передавал это от Зирра, от ‘АбдуЛлы, кроме Абу Бакра ибн ‘Ийяша. Другие передают его от ‘Асима, от Абу Уаиля, от ‘АбдуЛлы».
Его также передал Абу Дауд ат-Таялиси в своем муснаде: Нам сообщил аль-Мас’уди, от ‘Асима, от Абу Уаиля, от ‘АбдуЛла ибн Мас’уда, и далее упомянул текст.
Единственное он сказал: «Ивад плохой, мерзкий». Также по пути Абу Дауда передал Абу Ну’айм в «Хилья», в биографии Ибн Мас’уда. И аль-Байhакъи в «Китабу аль-И’такъад». Также ат-Табарани в своем му’джаме. А Аль-Мас’уди слабый.
Есть и другой путь. Его также привел аль-Байhакъи в «аль-Мадхаль»: сообщил нам Абу ‘АбдиЛля аль-Хафиз: нам рассказал Абу аль-‘Аббас: нам рассказал Мухаммад ибн Исхакъ ас-Сагъани, на рассказал Абу аль-Джаваб: нам рассказал: ‘Аммар бин Зурейкъ, от А’маша, от Малика ибн аль-Хариса, от ‘Абду-Рахмана ибн Язида, сказавшего: сказал ‘АбдуЛла. И упомянул текст».
Что интересно, Абу Хамид аль-Гъазали у себя в «аль-Мустасфа» тоже послабил этот хадис. Но как он это сделал? Он прибегнул к му’тазилитскому ходу (каковым является), сказав: «Хадис ахад. А на ахаде основы не строятся».
Аль-Гъазали известен тем, что носил философские, му’тазилитские и ашаритские вероубеждения. Но даже он послабил этот хадис. Суфии в этом не последовали за ним.
Несмотря на то, что имам аль-Хаким сказал, что он на условиях двух сахихах, оно таковым не является.
Есть и другие версии этого хадиса, но все они ложные и даже выдуманные. Такое говорил аль-хафиз ибн ‘Абд аль-Хади и шейх аль-Альбани.
Но даже если допустить, что хадис достоверный, то смысл его вовсе не внешний. С него не понимается, что в самом деле все то, что мусульмане посчитали хорошим, оно хорошее у Аллаh, а плохое, плохое у Аллаhа.
Ведь умма разделится, и большинство уммы будет на заблуждении. Если принять мнение каждого заблудшего и считать его хорошим, тогда ничего от ислама не останется. Ведь 73 течения все они мусульмане. Все они выдвинут 73 мнения. Так какое принять ?!
Хадис означает:
Все то, что истинные ученые этой уммы посчитали хорошим, упираясь на Коран и Сунну в понимании сподвижников, вот это является хорошим у Аллаhа.
Подтверждением этому является слова имам аль-Хакима, который передал этот хадис и затем добавил: «И все сподвижники считали, что Абу Бакра должен быть халифом» Т.е он не привел мнение каждого невежды! Он ссылался на обладателей знания.
Аль-Хафиз Мулла ‘Али аль-Къари в шархе «Мишкату аль-Масабих» сказал об этом хадисе:
«Под мусульманами здесь имеется ввиду их элита и предводители. А это ученые, знающие Коран и Сунну, сторонящиеся запретного и сомнительного. Да сделает нас Аллаh из них в дунья и ахира».
См. «Миркъату аль-Мафатих» 3/1033.
Подобно Мулле аль-Къари говорил имам Мухаммада ас-Сарахси.
Выводы:
- Хадис не достоверен.
- В хадисе речь идет о единогласии ученых, а не о мнении простолюдина
Хвала Аллаhу Господу Миров