344. Достоверные поминания Аллаhа перед сном

344. Достоверные поминания Аллаhа перед сном

Вопрос

Какие поминания Аллаха перед сном являются достоверными и передаются от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Я бы хотел узнать все из них.

Текст ответа

Хвала Аллаху.

Достоверных поминаний Аллаха перед сном, которые передаются в Сунне, очень много.

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, даже сказал:

اعلم أن الأحاديث والآثار في هذا الباب كثيرة ، وفيما ذكرناه كفاية لمن وفق للعمل به ، وإنما حذفنا ما زاد عليه خوفا من الملل على طالبه ، ثم الأَولى أن يأتي الإنسان بجميع المذكور في هذا الباب ، فإن لم يتمكن اقتصر على ما يقدر عليه من أهمه 

«Знай, что есть много хадисов и преданий о том, что говорили сподвижники перед сном. Но и того, что нами было приведено, достаточно для человека, который сможет применять это на практике. Мы удалили иные хадисы и предания из опасения, что большой текст может наскучить читателю. Предпочтительнее повторять всё, что приведено в этой главе, а если кто-нибудь не сможет делать этого, то пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам»
Ан-Науауи. Аль-Азкяр. С. 95.

Далее мы перечислим достоверные хадисы по этой теме:

1. Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен ее Аллах, что она сказала: 

«Каждую ночь перед тем как лечь в постель, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединял кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них и читал суры „Искренность“, „Рассвет“ и „Люди“, а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и он делал это трижды»
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5017.

2. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят. (Через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал ему: „Я непременно отведу тебя к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует“». В заключительной части хадиса сказано, что этот человек сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах: «Когда будешь ложиться спать, то читай аят Трона, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого утра». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он сказал правду, хотя является лжецом. (Ведь) то был шайтан»
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2311.

3. Сообщается от Абу Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ قَرَأَ بِالْآيَتَيْنِ مِنْ آخِرِ سُورَةِ الْبَقَرَةِ فِي لَيْلَةٍ كَفَتَاهُ
Тому, кто станет читать ночью два последних аята из суры „Корова“, этого ему будет достаточно.
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5009. Муслим. Ас-Сахих, № 808.

Ученые разногласили о смысле слов „будет достаточно“: возможно, чтение этих аятов будет достаточно для защиты от любого зла; может быть, этого будет достаточно для совершения ночной молитвы. Возможно, в этой фразе заключены оба смысла сразу.

4. Передается от Науфаля аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

اقْرأ : ( قُلْ يا أيُّها الكافِرُونَ ) ثُمَّ نَمْ على خاتِمَتِها ، فإنَّها بَرَاءَةٌ مِنَ الشِّرْكِ
Читай: „Скажи: „О неверные!“, и засыпай после завершения (чтения). Воистину, она (эта сура) избавляет от многобожия.
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5055; Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 3. С. 61) сказал, что хадис хороший.
Я скажу: у нас он спорный, не вызывающий уверенность.

5. ‘Аиша, да будет доволен ее Аллах, сказала:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ложился спать, пока не прочитывал суру „Ночное путешествие“ и „Толпы“.
Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 3402; он сказал, что это хороший хадис; Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 3. С. 65) также сказал, что хадис хороший.
Я скажу: у нас он спорный, не вызывающий уверенность. Этот хадис сосредоточен на Маруане ибн Аби Любаба аль-Хуза’а. 

6. Передается, что Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, готовился ко сну, он говорил:

باسمك اللهم أموت وأحيا
(Би-сми-кя, Аллаhумма, амуту уа ахIйа)

С именем Твоим, о Аллах, я умираю и оживаю

а когда просыпался говорил:

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانَا بَعْدَ مَا أَمَاتَنَا وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
(Аль-хIамду ли-Лляhи-ллязи ахIйа-на ба‘да ма амата-на уа иляй-hи-н-нушур)

Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и Который воскресит нас к Себе
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6324.

7. Аль-Бара ибн ‘Азиб передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

اللَّهُمَّ أَسْلَمْتُ وَجْهِي إِلَيْكَ : وَفَوَّضْتُ أَمْرِي إِلَيْكَ ، وَأَلْجَأْتُ ظَهْرِي إِلَيْكَ ، رَغْبَةً وَرَهْبَةً إِلَيْكَ ، لَا مَلْجَأَ وَلَا مَنْجَا مِنْكَ إِلَّا إِلَيْكَ ، اللَّهُمَّ آمَنْتُ بِكِتَابِكَ الَّذِي أَنْزَلْتَ ، وَبِنَبِيِّكَ الَّذِي أَرْسَلْتَ . فَإِنْ مُتَّ مِنْ لَيْلَتِكَ فَأَنْتَ عَلَى الْفِطْرَةِ ، وَاجْعَلْهُنَّ آخِرَ مَا تَتَكَلَّمُ بِهِ ، قَالَ : فَرَدَّدْتُهَا عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَلَمَّا بَلَغْتُ : اللَّهُمَّ آمَنْتُ بِكِتَابِكَ الَّذِي أَنْزَلْتَ . قُلْتُ : وَرَسُولِكَ . قَالَ : لَا ، وَنَبِيِّكَ الَّذِي أَرْسَلْتَ
(Аллаhумма, аслямту уаджhи иляй-кя, уа фаууадту амри иляй-кя уа альджа’ту заhри иляй-кя рагбатан уа раhбатан иляй-кя. Ля мальджа’а уа ля манджа мин-кя илля иляй-кя. Аллаhумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта уа би-набиййи-кя аллязи арсальта).

«Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи:„О Аллах, обратил к Тебе лицо свое, и вручил Тебе дело своё, и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе. О Аллах, я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в пророка Твоего, которого Ты послал“. И если ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии /фитра/, а потому сделай эту мольбу последним, что ты будешь говорить (в этот день)“. Когда я повторил эту мольбу Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то, дойдя до слов „О Аллах, я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал“, я сказал: „…в посланника Твоего, которого Ты послал“. Тогда Пророк сказал: „Нет, в пророка Твоего, которого Ты послал“».
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6311. Муслим. Ас-Сахих, № 2710.

8. Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِذَا أَوَى أَحَدُكُمْ إِلَى فِرَاشِهِ فَلْيَنْفُضْ فِرَاشَهُ بِدَاخِلَةِ إِزَارِهِ فَإِنَّهُ لَا يَدْرِي مَا خَلَفَهُ عَلَيْهِ ثُمَّ يَقُولُ : بِاسْمِكَ رَبِّ وَضَعْتُ جَنْبِي ، وَبِكَ أَرْفَعُهُ ، إِنْ أَمْسَكْتَ نَفْسِي فَارْحَمْهَا ، وَإِنْ أَرْسَلْتَهَا فَاحْفَظْهَا بِمَا تَحْفَظُ بِهِ عِبَادَكَ الصَّالِحِينَ
(Би-сми-кя, Рабби, уада‘ту джанби уа би-кя арфа‘у-hу, ин амсакта нафси, фа-рхIам-ха, уа ин арсальта-ха, фа-хIфаз-ха би-ма тахIфазу би-hи ‘ибада-кя-с-салихIин)

«Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ведь он не знает, что может оказаться на ней после его ухода. Потом пусть он скажет: „С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов!“  
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6320. Муслим. Ас-Сахих, № 2714.

9. Сообщается от ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Фатыма, да будет доволен ее Аллах, отправилась к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просить слугу, он сказал:

أَلَا أُخْبِرُكِ مَا هُوَ خَيْرٌ لَكِ مِنْهُ ، تُسَبِّحِينَ اللَّهَ عِنْدَ مَنَامِكِ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ ، وَتَحْمَدِينَ اللَّهَ ثَلَاثًا وَثَلَاثِينَ ، وَتُكَبِّرِينَ اللَّهَ أَرْبَعًا وَثَلَاثِينَ . فَمَا تَرَكْتُهَا بَعْدُ . قِيلَ : وَلَا لَيْلَةَ صِفِّينَ ؟ قَالَ : وَلَا لَيْلَةَ صِفِّينَ
„Не сообщить ли тебе то, что лучше слуги? Произноси перед сном тридцать три раза „Пресвят Аллах“, тридцать три раза — „Хвала Аллаху“ и тридцать четыре раза – „Аллах велик““. И я никогда не оставлял этого после этого». Его спросили: «Даже в ночь перед битвой при Сыффине?» ‘Али ответил: «И даже в ночь перед Сыффином»
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5362. Муслим. Ас-Сахих, № 2727.

10. Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел спать, он клал правую руку под щеку и трижды говорил:

اللَّهُمَّ قِنِى عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبَادَكَ
«О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов!
(Аллахумма кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя).
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5045; Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари» (Т. 11. С. 119) сказал, что хадис достоверный.

11. Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись в постель, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

 الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَكَفَانَا وَآوَانَا فَكَمْ مِمَّنْ لَا كَافِيَ لَهُ وَلَا مُؤْوِيَ
(Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ат‘ама-на, уа сака-на, уа кяфа-на, уа ауа-на. Фа-кям мимман ля кяфийа ля-ху уа ля му’уийа).

«Хвала Аллаху, Который накормил, напоил и защитил нас, и дал нам приют, а сколь много таких, для кого нет ни защитника, ни дающего приют!  
Муслим. Ас-Сахих, № 2715.

12. Передается со слов ‘Абдуллах ибн ‘Умара, что он велел одному мужчине, когда тот станет ложится в постель, перед сном, сказать:

 اللَّهُمَّ خَلَقْتَ نَفْسِي وَأَنْتَ تَوَفَّاهَا ، لَكَ مَمَاتُهَا وَمَحْيَاهَا ، إِنْ أَحْيَيْتَهَا فَاحْفَظْهَا ، وَإِنْ أَمَتَّهَا فَاغْفِرْ لَهَا ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ
(Аллахумма, халякта нафси уа Анта тауаффа-ха, ля-кя мамату-ха уа махйа-ха. Ин ахйайта-ха фа-хфаз-ха, уа ин аматта-ха, фа-гфир ля-ха. Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘афийата).

«О Аллах, поистине, Ты создал мою душу, Ты её упокоишь и Тебе принадлежат смерть и жизнь её. Если Ты вернёшь ей жизнь, то защити её, а если умертвишь, то прости её. О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении!» 

Тогда этот человек спросил его: «Слышал ли ты эти слова от ‘Умара?», на что он ответил: «От того, кто лучше ‘Умара, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Муслим. Ас-Сахих, № 2712.

13. Сухайль сказал, что Абу Салих велел им, когда кто-то из них готовился ко сну, ложиться на правый бок и говорить:

اللَّهُمَّ رَبَّ السَّمَاوَاتِ وَرَبَّ الْأَرْضِ وَرَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ ، رَبَّنَا وَرَبَّ كُلِّ شَيْءٍ ، فَالِقَ الْحَبِّ وَالنَّوَى ، وَمُنْزِلَ التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ وَالْفُرْقَانِ ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ كُلِّ شَيْءٍ أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الْأَوَّلُ فَلَيْسَ قَبْلَكَ شَيْءٌ ، وَأَنْتَ الْآخِرُ فَلَيْسَ بَعْدَكَ شَيْءٌ ، وَأَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَيْءٌ ، وَأَنْتَ الْبَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَيْءٌ ، اقْضِ عَنَّا الدَّيْنَ ، وَأَغْنِنَا مِنْ الْفَقْرِ
(Аллахумма, Рабба-с-самауати, уа Рабба-ль-арды, уа Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, Рабба-на, уа Рабба кулли шай’ин! Фалика-ль-хабби уа-н-науа, уа мунзиля-т-Таурати, уа-ль-Инджили, уа-ль-Фуркани, а‘узу би-кя мин шарри кулли шай’ин Анта ахызун би-насыйати-хи! Анта-ль-Аууалю фа-ляйса кабля-кя шай’ун, уа Анта-ль-Ахыру, фа-ляйса ба‘да-кя шай’ун, уа Анта-з-Захиру, фа-ляйса фаука-кя шай’ун, уа Анта-ль-Батыну, фа-ляйса дуна-кя шай’ун, икды ‘ан-на-д-дайна уа агни-на мина-ль-факри!)

«О Аллах, Господь небес, Господь земли, Господь великого престола, Господь наш и Господь всего! (О) Тот, Кто расщепляет зёрна и ядра, (Кто) ниспослал Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Твоей защите от зла всего сотворенного, ведь всё подвластно Тебе! О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты − Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Явный (Высочайший), и нет ничего над Тобой, Ты − Скрытый, и нет ничего без Тебя, избавь же нас от долга и избавь нас от бедности!  
Муслим. Ас-Сахих, № 2713.

14. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, отправившись в постель, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِوَجْهِكَ الْكَرِيمِ وَكَلِمَاتِكَ التَّامَّةِ مِنْ شَرِّ مَا أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ تَكْشِفُ الْمَغْرَمَ وَالْمَأْثَمَ ، اللَّهُمَّ لَا يُهْزَمُ جُنْدُكَ ، وَلَا يُخْلَفُ وَعْدُكَ ، وَلَا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ ، سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ
(Аллахумма, инни а‘узу би-уаджхи-кя-ль-карими уа калимати-кя-т-таммати мин шарри ма Анта ахызун би-насыйати-хи! Аллахумма, Анта такшифу-ль-маграма уа-ль-ма’сама, Аллахумма, ля йухзаму джунду-кя, уа ля йухляфу уа‘ду-кя, уа ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд! Субхана-кя уа би-хамди-кя!)

«О Аллах, поистине, я прибегаю (к Тебе) посредством Твоего благородного Лика и Твоих совершенных слов от зла того, что Тебе подвластно! О Аллах, Ты избавляешь от долга и прощаешь грех, о Аллах, не потерпит поражение Твоё войско, и не будут нарушены Твои обещания, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством! Слава Тебе и хвала Тебе!    
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5052; ан-Науауи в «аль-Азкяр» (С. 111) и Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 2. С. 384) сказали, что хадис достоверен.

15. Передают со слов Абу-ль-Азхара аль-Анмари, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улёгшись ночью в постель, говорил:

بِسْمِ اللَّهِ وَضَعْتُ جَنْبِي ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي ، وَأَخْسِئْ شَيْطَانِي ، وَفُكَّ رِهَانِي ، وَاجْعَلْنِي فِي النَّدِيِّ الْأَعْلَى
(Би-сми-Лляхи уада‘ту джанби. Аллахумма-гфир-ли занби, уа ахси’ шайтани, уа фукка рихани, уа-дж‘аль-ни фи-н-надиййи-ль-а‘ля!)

С именем Аллаха я улёгся на бок. О Аллах, прости грех мой, прогони моего шайтана, освободи меня от зависимости (от него) и введи меня в высшее общество.
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5054; ан-Науауи в «аль-Азкяр» (С. 125) и Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 3. С. 60) сказали, что хадис хороший.
Я скажу: аз-Заhаби также удостоверил. Абу аль-Азhар, сподвижник, его имя не известно.

______________________________________

Источник: Мухаммад Салих аль-Мунаджид. Критику хадисам сделал Дажузи Абу Усман.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *