Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

315. Авторские права в исламе.

Последнее обновление на 6 Июл 2022

1 - 315. Авторские права в исламе.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Смысл авторских прав.
2. Взлом ПО.
3. Взлом или использование Wi Fi без ведома владельца.
4. Использование авторских логотипов, эмблем и названий.
5. Копирование книг, документов, медиафайлов и т.д
6. Указывай автора цитат.


 

1. Смысл авторских прав

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Авторские права — это неприкосновенность физического лица, организаций или типографий в сфере написания литературы, программного обеспечения и коммерции. Сюда можно отнести идею разработки, правила производства, рецепт приготовления, систему выполнения и т.д.
Ислам оберегает права каждого человека вне зависимости его вероисповедания, национальности, социального и политического положения.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لا يحل مال امرئ مسلم إلا بطيب نفس منه

Нельзя трогать имущество муслима, кроме как с его одобрения
Ахмад, аль-Байhакъи и ад-Даракъутни от ‘Амра бин Ясриби ад-Думри.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لا يحل للرجل أن يأخذ عصا أخيه بغير طيب نفسه

Нельзя человеку трогать палку своего брата не иначе как с его разрешения
Ибн Хиббан и аль-Хаким от Абу Хамида ас-Са’ида.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

من سبق إلى ما لم يسبق إليه مسلم فهو له

Кто раньше всех приобрел то, что не приобретали до него, он более достоин его
Абу Дауд от Асмара бин Мударраса ат-Таи.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

 من أعمر أرضا ليست لأحد فهو أحق

Кто оживил мертвую землю, тот больше прав имеет на нее

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

المسلمون على شروطهم

Мусульмане на своих условиях
Абу Дауд, Аль-Хаким и другие от Абу Хурайры.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لا يدخل الجنة جسد غذي بحرام

Не войдет в рай тот, кто живет харамным
Ат-Таялиси и Абу Я’ля от Абу Бакра.

≡ ‘Алляма Бакр Абу Зейд, да помилует его Аллаh, сказал:

إن هذه الفقرات التي تعطي التأليف الحماية من العبث ، والصيانة عن الدخيل عليه ، وتجعل للمؤلف حرمته والاحتفاظ بقيمته وجهده ، هي مما علم من الإسلام بالضرورة ، وتدل عليه بجلاء نصوص الشريعة وقواعدها وأصولها ، مما تجده مسطراً في » آداب المؤلفين » ، و » كتب الاصطلاح

«Эти права, защищающие автора от махинаций, от постороннего вмешательства, сохраняющие за владельцем его авторство, признающие цену его заслуг, это абсолютно известные в исламе вещи, на которые со всей очевидностью указывают шариатские тексты, правила и основы. Их можно встретить в книгах по этикету авторства (Адабу аль-Муъаллифин), или в книгах по терминологий (Кутубу аль-Ист|илях|)».
См «Фикъh аль-Науазиль» 2/65.

≡ Шейх аль-Мунаджид, да хранит его Всевышний, сказал: «Авторы книг и программного обеспечения, которые вложили свои усилия для их производства, заслуживают, чтобы их авторские права были соблюдены, они имеют права запрещать распространение, печатания или производство (своих трудов)».

Ученые «Марказу аль-Фатауа» сказали: «Права идеи и авторства защищены шариатом, нельзя посягать на них».

2. Взлом ПО

Производители программного обеспечения выпускают свои продукты под защитой, она может выражаться в виде пробного периода (DEMO), или в виде ограничения функционала. Ислам запрещает обходить этот ключ активации, это является несправедливостью по отношению к автору этих продуктов. Автор отдал свои силы, средства, потратил время для его изобретения, а затем злоумышленник вот так несправедливо и подло прибегает к варианту crack, с помощью которого он взламывает защиту!

Такое же дело обстоит и с Windows, нельзя прибегать к взлому защиты с помощью KMS activator или чего-то еще в коммерческих целях. Запрещается продавать такое ПО и делать на этом бизнес. Посягающий на это, посягает на запретное имущество, такой кушает и одевает запретное имущество, ду’а такого не принимается, пока он не избавиться от харамного. Авторские права необходимо соблюдать, если изготовитель ПО является муслимом или обычным, не воюющим с исламом кафиром.

Исключением чему является тот случай, когда есть острая необходимость в этом ПО, то здесь ученые разрешают его лишь для частного использования, не для бизнеса. К примеру, Windows или Microsoft Office, это ПО стоит очень дорого, не каждый способен купить эти продукты, тут дозволяется использоваться пиратское ПО, но только для личного использования. Если изготовителем ПО является страна, воюющая с исламом, то здесь также разрешено взламывать это ПО для личного пользования.

≡Я просил шейха ‘АбдуЛлу ат-Тайяра, он ответил:  Хвала Аллаhу. Мир и благословение посланнику Аллаhа, а затем: Нельзя взламывать  защиту программ, которая была установлена изготовителем, взлом защиты ПО на iPhone, iPad и тому подобном разрешает лишь ее изготовитель,  и не важно, является ли производитель мусульманином или неверующим, если конечно он не является врагом (т.е воюющим против мусульман).  Так как имущество обычного кафира неприкосновенно подобно имуществу муслима, согласно словам посланника Аллаhа ﷺ : «Мусульмане на своих условиях«, а также согласно словам посланника Аллаhа ﷺ : «Не дозволено имущество муслима не иначе как с его дозволения«, а также согласно словам посланника Аллаhа ﷺ : «Больше прав в дозволенном имеет тот, кто преуспел в нем«, а Аллаhу ведомо лучше. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам».

Об этом я также спросил шейха Халида бин Су’уда, ответ следующий: «Это не дозволено. Верующий не ворует и не придает».

Об этом я также спросил нашего шейха ас-Сухейма, ответ был аналогичным.

До них это запрещали ученые постоянного комитета «аль-Ляджна ад-Даима»:

لا يجوز نسخ البرامج التي يمنع أصحابها نسخها إلا بإذنهم لقوله صلى الله عليه وسلم : » المسلمون على شروطهم » ولقوله صلى الله عليه وسلم : » لا يحلّ مال امرئ مسلم إلا بطيبة من نفسه » وقوله صلى الله عليه وسلم : » من سبق إلى مباح فهو أحقّ به » ، سواء كان صاحب هذه البرامج مسلما أو كافرا غير حربي لأنّ حقّ الكافر غير الحربيّ محترم كحقّ المسلم

«Нельзя копировать ПО не иначе как с дозволения ее изготовителя, согласно словам посланника Аллаhа ﷺ : «Мусульмане на своих условиях«, а также согласно словам посланника Аллаhа ﷺ : «Не дозволено имущество муслима не иначе как с его дозволения«, а также согласно словам посланника Аллаhа ﷺ : «Больше прав на дозволенную вещь имеет тот, кто раньше приобрел его«. И не важно, является ли производитель мусульманином или неверующим, если конечно он не является врагом (т.е воюющим против мусульман), так как имущество обычного кафира неприкосновенно подобно имуществу муслима».

Тоже самое говорил ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Всевышний. Я нашел единогласие авторитетных ученых по тому поводу!

3. Взлом или использование Wi Fi без ведома владельца

Иногда мы попадаем в зону Wi Fi. Бывают закрытые и открытые зоны. Если зона закрытая, то взлом ее запрещен, хотя взломать WPA2-PSK представляется нам практически невозможным. А если зона открытая, к примеру, у соседей, могу ли я подключаться к его сети или нет?,

≡ Ученые в Марказе сказали: «Не разрешается использовать частную сеть Wi Fi без разрешения ее владельца, не говоря уже о ее взломе, ибо в этом есть посягательство на частное владения других».

Такую же фетвы дал  ‘алляма Салих аль-Фаузан, да хранит его Всевышний. Тоже самое сказал судья законодательного собрания Эр-Рияда Сами аль-Маджид. Из докторов такую фетву давал шейх Сулейман аль-Маджид, Мухаммад Салих аль-Мунаджид, ‘Усман аль-Хамис, Машhур Хасан Сальман и другие.

Примечание! Если сеть Wi Fi открыта где-то в общественных местах, как закусочные, аэропорты, залы ожидания и т.д, то там, как правило, сеть предоставляется бесплатно. Названия этих сетей обычно соответствуют названию заведений!

4. Использование авторских логотипов, эмблем и названий

В исламской академии юриспруденции на пятой сессии в 1409 г.х. сказано:

الاسم التجاري ، والعنوان التجاري ، والعلامة التجارية ، والتأليف والاختراع أو الابتكار هي حقوق خاصة لأصحابها أصبح لها في العرف المعاصر قيمة مالية معتبرة لتموّل الناس لها ، وهذه الحقوق يعتد بها شرعاً فلا يجوز الاعتداء عليها. ثانياً يجوز التصرف في الاسم التجاري أو العنوان التجاري أو العلامة التجارية ونقل أي منها بعوض مالي إذا انتفى الغرر والتدليس والغش باعتبار أن ذلك أصبح حقاً مالياً. ثالثاً  حقوق التأليف والاختراع أو الابتكار مصونة شرعاُ ، ولأصحابها حق التصرف فيها ، ولا يجوز الاعتداء عليها . والله أعلم

«Логотип, торговое название, торговая эмблема, авторство и идея, все это частные права автора, которые в современном мире имеют денежную цену. С этими правами, по шариату, надо считаться, нельзя их нарушать. 
Во вторых, разрешается использовать логотип, торговое название, торговую эмблему, или копировать их, если они были куплены, и если отсутствует путаница, фальсификация, мошенничество, так как все это стало денежной собственностью.
В третьих, авторские права, изобретения и идеи защищены шариатом. Ими может пользоваться лишь владелец. Нельзя посягать на это. А Аллаhу ведомо лучше».

5. Копирование книг, документов, медиафайлов и т.д.

≡ Постоянный комитет фетв (См. 13/187) сказал:

لا مانع من تسجيل الأشرطة النافعة وبيعها ، وتصوير الكتب وبيعها ، لما في ذلك من الإعانة على نشر العلم إلا إذا كان أصحابها يمنعون من ذلك فلا بد من إذنهم

«Нет запрета записывать полезные аудио записи и продавать их, а также книги, так как в этом сотрудничество в распространении знаний, если конечно автор не запрещает это делать. Необходимо взять его разрешение».

≡ Сказал ‘алляма Ибн ‘Усеймин:

شخص يريد أن ينسخها لنفسه ولم ينصّ الذي كتبها أولاً على منع النسخ الخاص والعام فأرجو أن لا يكون به بأس ، أما إذ نصّ الشخص الذي كتبها أولاً على المنع الخاصّ والعامّ فلا يجوز مطلقا

«Если человек хочет скопировать для себя (то или иное произведение), автор которого не указал на частный или общий запрет, то я надеюсь, что в этом нет проблем. А если автор (произведения) прямо указал на частный или общий запрет копирования, тогда нельзя это делать никаким образом».

≡ Профессор университета имени Са’уда в эр-Рияде, Са’д аль-Х|умейид сказал:
«Нельзя копировать книги или диски в коммерческих целях, нельзя причинять вред авторам этих (трудов). А если человек сделал копию для личного пользования, то мы надеемся, что в этом не будет проблем, хотя лучше и это оставить».

≡ Ибн ‘Усеймин в комментариях на «Аль-Кафи» имама Ибн Къудамы сказал:

الظاهر لي أنه إذا كان النسخ على وجهٍ خاص شخصي : لا بأس 
وأما إذا كان للاتجار… فإنه لا يجوز ، لما في ذلك من الاعتداء على حق أخيه 
أما طالبٌ يريد أن ينسخ من طالبٍ فلا بأس

«Для меня очевидно, что нет проблем копировать (материалы/труды) для личного пользования. Но если это делается для продажи, тогда нельзя, так как в этом посягательство на права своего брата. А если студент перекидывает (материалы) у другого студента (не для коммерции), тогда нет проблем».

Это не касается Корана, никто не имеет права ставить такие права на Коран. Более того, от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умар передается запрет продавать Коран, и это мазhаб имам Ахмада. По аш-Шафи’и это нежелательно. По мазhабу Абу Ханифы и Малика это дозволено. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин тоже на том, что это не запрещено. Они сказали, что запрет сподвижников был связан с тем, что это было тогда, когда люди нуждались в Коране. А сегодня человек берет плату за типографию. Но права переводчиков Корана надо соблюдать также, как и тафсиры.

6. Указывай автора цитат

≡ Имам Джамалудин аль-Къасими (رحمه الله) сказал:

من المدارك المهمة في باب التصنيف: عزو الفوائد والمسائل والنكت إلى أربابها ، تبرؤا من انتحال ما ليس له ، وترفعًا عن أن يكون كلابس ثوبي زور

«Также из важных законоположений в написании книг: упоминать автора полезных цитат, статей и случаев, дабы избежать плагиата, дабы не быть тем, кто надел обманчивую одежду».
 См «Къауа’ид аль-Хадис» стр. 40.

≡ Сказал шейх Бакр Абу Зейд в «Фикъh аль-Науазиль»:

«Копирование цитат разрешается при соблюдении аманата —  это указывать их источники при передаче, без фальсификаций, подтасовок и искажений». 

Шейх аль-Альбани говорил: «Из бараката знаний — это относить знаниях к их авторам».

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними

 

комментариев 49

  1. Takuddin 27 Авг 2017

    Ассаляму 1алейкум, дорогой брат. Мы очень давно пользуемся некоторыми программами, и работа с ними пожалуй единственное что у нас получается хорошо, и посредством этого мы зарабатываем. Значит, если бросить работу мы не можем, мы должны связаться с теми корпорациями из сша, которые крутят миллионы долларов, и выплачивать им треть, а может и половину с нашей зарплаты каждый месяц? Зарплаты, среднем 20-25 в самом лучшем и редком случае 30 тысяч, с которой и так трудновато. Может быть так, что мои родители больше нуждаются в этой трети и половине зарплаты, и все равно, надо отправить их в сша, чтобы сделать доход дозволенным?

    • AR-RAD 28 Авг 2017

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату.
      Шейх ас-Сухейм пояснял нам, что если используешь взломанную программу на чужом компьютере (например для чистки реестра) и после завершения работы ты удаляешь эту программу, то для подобной НЕ коммерческой работы разрешается использовать данное ПО.

      Если речь идет о продаже такого ПО, то фетвы мы уже привели выше.
      Если идет о установки пробного Windows, то ас-Сухейм говорил о дозволенности, ведь если автор ПО хотел бы ее закрыть, он бы ее закрыл.
      А если речь идет о всяких офисных пакетах, менеджеров загрузок, то этому очень много бесплатных альтернатив.
      Возьмем к примеру Open Office, отличная альтернатива стандартному Microsoft Office. Это абсолютно бесплатный проект!

      • Takiuddin 28 Авг 2017

        1. Трудно найти грань между личным и коммерческим использованием. Вот элементарно делаешь закупку товара в интернете, для перепродажи, это все на базе win. Распечатка реферата, тоже на базе Win. Это тоже коммерческая выгода?

        2. Всегда остается шубха. Нет полной уверенности, что это неправильно. Из-за того, что никакого ущерба этой компании фактически нет. Это не материальная вещь. Один брат спросил, а как же электричество? А радиосвязь? Интернет? Это тоже не материально, и нет сомнения, что пользоваться и не платить за эти услуги вероломство. Хотя электричество, радиосвязь требуют постоянного ресурса. Если тысячу человек внезапно вероломно подключатся к линии электропередач, то это повысит нагрузку на подстанцию, а если нагрузка пиковая, то может авария произойти. Радиосвязь тоже ограничена количеством вышек. Интернет — трафиком компании, серверами, обслуживающим персоналом. Ущерб на лицо. А если миллион человек скачают windows или фотошоп, то в компании ничего не пошатнется. Эти копии можно делать множество, не затрачивая ресурсов. Это интеллектуальная собственность. Но они конечно говорят «если бы у тебя не было копии нашей проги, ты бы однозначно купил бы ее у нас, поэтому мы потеряли предполагаемую прибыль».

        • Мухаммад 3 Мар 2024

          Ассаламу алейкум
          Хотел бы узнать можно ли распространять бесплатно то что купил? Например я купил у кого-то курс по обучению использования Фотошоп или как делать свой бизнес или как готовить еду итд вопрос в том могу ли я бесплатно распространять то что я купил если даже тот кто подал запрещает это?

        • Мохди 9 Июн 2024

          Ассаламу Алайкум ВарохматулЛохи ва барокатух брат есть игры в которых есть машины например «мерседес,бмв и тд» но у них помойму изменен логотип и у некоторых имя машины например есть машина “лада приора» а в игре «лана приона» можно ли играть в такие игры?

      • Takiuddin 28 Авг 2017

        3. Уважаемый брат, все задают вопрос ученым со стороны интересов тех производителей. Что основа в вопросе, это защита прав. Можно ли взломать программу? Кроме запрета мы ваЛЛах1и другого ответа и не ожидаем. А почему в этом вопросе, довольно серьезном, нельзя подойти со стороны вреда и пользы? Я сейчас приняв что все это харам, начну предостерегать родителей на их работе с виндой и офисом, братьев знакомых, меня сумасшедшим примут. Ведь сказать им, что ваша одежда и ваша еда запретна, а тем более, что дуа не принимается, это это настоящая смута. Мы ведь не крадем идею, по причине чего рушится бизнес тех людей, мы просто берем то, что и так свободно лежит в интернете. microsoft, у которой скопировали Windows, она настолько богата, что даже google им выплачивает большую часть своего дохода, google который имеет андроид, 80% мобильного рынка. И мы еще им свои гроши должны выплачивать? Наверняка брат ты сам этому удивляешься, но ты опираешься на доводы, я тебя понимаю. Но я не вижу что этот вопрос разобран полностью и окончательно.

        • Эмиль Латыпов 19 Сен 2017

          то что софт нужно покупать а не воровать, люди воспринимают совершенно нормально даже среди не верующих. С каждым годом даже в рф все больше противников пиратства

        • Адам 12 Авг 2018

          Брат, то что компания или разработчик ПО богат, это не позволяет его грабить, или красть у него. Разрешенная кража, это только еда, чтоб не умереть с голоду, и это это еще не означает что лучше украсть чтоб не умереть. Запрет касается самого мусульманина, а не того у кого можно или нельзя красть.

      • Takiuddin 28 Авг 2017

        Мы работаем в 3ds max и фотошоп. Аналогов нет. Они конечно есть, но это как вместо смартфона взять кнопочную нокиа. Работа только сорвется.
        Но я благодарен тебе брат за твою работу! И сайт хороший! Пусть Аллах1 радует тебе успех!

        • AR-RAD 28 Авг 2017

          3ds max и фотошоп можете использовать тоже, но вы не можете продавать эти продукты. Но вы можете работать на них, и продавать вытекающий продукт из этого ПО.

          • Takiuddin 28 Авг 2017

            Я думал ученые запрещают даже пользоваться. Но правообладатель тоже недоволен тем, что я работаю с его программой. Продажа, использование у них одно и тоже — коммерческая выгода. На это не стоит значит обращаться внимание?

            • AR-RAD 29 Авг 2017

              Нет, это не одно и тоже. Мы имеем дело не просто с неверующими, мы имеем дело с враждующими неверующими, таковой является Америка, следовательно, авторские права для личного использования не соблюдаются. Так говорили в постоянном комитете фетв. Тоже самое сказал Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Аллаh.

            • Abbas 6 Июн 2022

              Ассаляму алейкум , если я заплатил 500 рублей чтобы установить Фотошоп , ну это все равно пиратская версия , можно ли мне пользоваться ею ? и зарабатывать посредством работы в этой программе

      • Имом_Али 3 Мар 2024

        Ассаламу Алейкум ва рахматуЛлаhи ва баракатуhу, если я куплю курс арабского языка то могу ли распространять его? Если автор запретил ну я же купил его
        И тем более надо же распространять Исламские уроки

  2. Takiuddin 28 Авг 2017

    Я в первом комменте по ошибке имя не правильно написал. Нужно добавить на сайт возможность исправления коммента.

  3. Эмиль Латыпов 19 Сен 2017

    ас саляму алейкум! а вы когда шейху вопрос задавали про использование взломанного ПО, упоминали что при установке программы пользователю предлагают прочесть договор где расписан каждый пункт возможного использования и кому принадлежат права и на продукт и на то что из него выходит и если пользователь не согласен то он должен нажать «отмена» и прекратить установку. Если же он жмет согласен то он принял условия договора и обязан соблюдать его условия то есть заплатить после триального периода. Ведь соблюдение договоров на большой высоте в Исламе, как можно нарушить то на что ты добровольно подписался?

    • AR-RAD 7 Дек 2018

      Уа аляйкум Ассалям. Это сложно назвать договором по сути. Более верное его определение: «безысходность». Поставив галочку мы не нарушаем авторские права, если после этого взломаем ПО, так как производители этого ПО враждующие с исламом государства.

  4. Адам 12 Авг 2018

    Ассаламу lалайкум админ, а где довод на то, что разрешено использовать а не продавать?

    • Аноним 7 Май 2019

      Уа аляйкум ассалям. Это согласно выше приведенному хадису.

  5. Салават 2 Май 2019

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху я перепродаю контент который защищен авторским правом (закупаю видео футажи, всякие графические анимации без изображения людей) тоесть вначале я покупаю у них по низкой цене (получается по их правилам я покупаю лишь для личного некоммерческого пользования) то есть откровенно говоря оптом, затем, эти файлы я хочу перепродать, что соответсвенно они запрещают, я решил что раз уж я оплатил им и скачал необходимые файлы (видео футажи) я хочу разместить их под продажу, так как даже тот сайт куда я размещаю я там плачу абон плату каждый месяц за то что я работаю на их сайте. В мыслях у меня было такое, что бы не причинять ущерб авторам этих видео футажей, я смотрел количество продаж этих файлов, соответственно если они их продали, то они уже не в убытке, а те файлы (видео футажи) которые не продались я и не собираюсь перепродавать. Так как же мне быть брат? Оставить эти файлы, и перепродавать только то, что я нашел в бесплатном доступе? я уже не знаю ахи. Куда не сунься везде харам субханАллах, в наше время очень сложно.

    • AR-RAD 7 Май 2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
      Нет, эти их условия недействительны. Если вы купили товар, то вы хозяин данного товара. Их владение теряется с момента вашей оплаты. Я сегодня об этом спросил нашего шейха ас-Сухейма.

      • Abbas 6 Июн 2022

        Ассаляму алейкум, а если я купил пиратскую версию Фотошопа за 500 р , потом узнал о авторских правах и т.д , можно ли мне пользоваться им и зарабатывать деньги посредством работы в нем

  6. Абидин 28 Апр 2020

    السلام عليكم و رحمةالله و بركاته

    Брат я задавал этот вопрос, но не так понял ответ:

    К примеру: один брат хочет сделать перевод книг учёных, тех кто уже умерли, и тех кто ещё жив, к примеру книги Бухари, и книги Фаузана и так далее. Можно ли ему переводить их книги или статьи и выкладывать в интернет к примеру и распространять это, в целях распространения знания, или ему нужно взять разрешение на перевод? Или достаточно ему указать автора?
    И также если он хочет издать перевод русского языка к примеру Сунан Ибн Маджи или Насаи, с комментариями и тахкиком современных ученых, то что он должен сделать? Просить разрешение у издательства?

    Джазакаллаху хайран.

    • AR-RAD 6 Май 2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. На ваш вопрос в эфире мы не отвечали ?

      • Абидин 7 Май 2020

        Кончено отвечали ахи, но я немного не понял. Вы если я не ошибаюсь, сказали что в основе перевод можно делать. То есть перевод книги с арабского можно. И также сказали что в начале страниц книг от издания есть там как бы заметка, разрешено или нет. Но сказали, что вот именно продажа перевода или же ее печать там уже другое дело. Я вот это не понял.

        Просто у нас же имеются перевод книг Ибн Каййима как например Фаваид. А издательство Умма, оно ее издало и продает.

        • AR-RAD 7 Май 2020

          Если автор указал на запрет перевода, то нельзя переводить, если только этого не требует нужда. В основе человек не может запретить переводить свои книги, так как это не входит в авторское право.

  7. Isa 6 Дек 2020

    Могу ли я использовать взломанный ютюб и вацап? Важно для меня

    • Isa 6 Дек 2020

      Будет принимать ся дуа если использовать взломанные программы кафиров? Ютюб или вацап? Важно ответье пожалуйста

    • AR-RAD 6 Дек 2020

      Только не для коммерческого использования.

      • Isa 6 Дек 2020

        Для себя я могу пользоваться?

  8. раб ALLAHA 20 Дек 2021

    اسلام عليكم ورحمه الله وبركاته
    У меня вопрос близкий к теме:
    Дозволено ли скачивать с интернета изображения без разрешения и поверх них написать Аяты, хадисы, слова учённых — это чтобы приукрасить призыв, а в последующем выкладывать на статус в «WhatsApp»?

    • AR-RAD 15 Янв 2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

      Картинки можно скачивать, не удаляя с них ссылки автора (если есть таковые, если ссылка мусульман или мирных куффар).

  9. раб ALLAHA 20 Дек 2021

    اسلام عليكم ورحمه الله وبركاته
    Брат, я не владею арабским языком. Можешь разъяснить тот хадис, который ты привёл:

    «من سبق إلى ما لم يسبق إليه مسلم فهو له
    Кто раньше всех приобрел то, что не приобретали до него, он более достоин его
    Абу Дауд от Асмара бин Мударраса ат-Таи.».

    Из этого перевода я понял, что если человек первым приобрёл товар, то больше имеет на это прав. Значит ли это, что если я, например, увидел на ком-то новые часы и мне захотелось точно такие же часы как у него, то первым делом я должен спросить у него: «Не против ли ты, чтобы я купил такие же часы как у тебя?».

    • AR-RAD 15 Янв 2022

      По поводу хадиса: речь идет о заброшенной земле, которую оживил человек, он больше прав имеет на эту землю.

      Не надо ни у кого спрашивать разрешение на покупку часов.

  10. Абдуллох 19 Янв 2022

    Ассалому Алейкум, я купил один курс, и сделал конспект для себя из того курса чтобы не забыть потом, могу ли я поделиться этой информацией с кем-то, платно или бесплатною

    • AR-RAD 8 Фев 2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Если купили на условиях не распространять, или по умолчанию это условие присутствует, то нет.

  11. Batyr 4 Мар 2022

    Ассаляму 1алейкум , а что вы скажете по поводу просмотра фильмов, сериалов, аниме, мультфильмов и тд на пиратских сайтах или чтение художественной литературы, манги или комиксов? Все это чисто для себя, а не продажи! Некоторые вещи у нас ограничены и не имеют нормального лицензионного контента… например та же манга, ее очень много и к тому же она переведена на пиратских сайтах, а на сайтах где ее продают там очень мало контента, практически нет перевода и стоит дорого.

    Ps прошу прощения, за то что задал самый не серьезный вопрос учитывая те что были до моего…

    • AR-RAD 21 Апр 2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Со стороны авторства нет нарушений, со стороны происхождения контента проблема.

  12. НаБи 21 Мар 2022

    Ассаляму 1алейкум, дорогой брат!
    Выше было сказано запрещен взлом ПО в коммерческих целях, за исключением личного использования, соответственно у меня вопрос: —
    «Я работаю сис админом в организации получая фиксированный ежемесячный оклад в независимости от объёма проделанной работы. Какого положение установки Windows OC и Windows office с и использованием KMS activator на компьютеры принадлежащий организаций?»

    • AR-RAD 21 Апр 2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Ответ тот же.

  13. Нурсултан 8 Апр 2023

    Ассаляму ъаляйкум, брат.
    Сейчас есть много платных курсов по английскому языку, программированию, маркетингу, и т.д. И также есть серверы, сайты, где эти же платные материалы сливают бесплатно. Если я буду скачивать материалы с вот таких пиратских источников, чтобы учиться самому, то это разрешено или нет?

    P.s: в некоторых из сайтов указано, что правообладатели могут написать администратору сайта, чтобы запретить публикацию их курсов, но всё же очень высока вероятность, что опубликовали эти курсы без разрешения автора

    • Абакар 16 Май 2023

      Тоже интересует ответ на этот вопрос, по поводу изучения и получения знаний со слитых курсов

      • yyyu 1 Мар 2024

        السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
        можно ли брать рецепты из интернета для школьного проекта? я подпишу, что идея не моя, но обязательно ли указывать автора? а если у него на странице присутствует что-то харамное?
        и что если я не могу связаться с автором нужной мне статьи?

    • AR-RAD 27 Май 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Ответ на ваш вопрос изложен в статье.

  14. Abu Ibrahim 26 Ноя 2023

    Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух.
    Да хранит Аллах вас и ваши семьи.

    Так получается можно скачивать и пользоваться программами (например как адоб фотошош, сони вегас для монтажаи другие подобные программы) которые можно бесплатно скачать в интернете, а не платить за это огромные деньги? Чтобы использовать для личного пользования и для работы, делать контент на них и зарабатывать тем самым ?

  15. Владислав 6 Июл 2024

    Ассаламу алейкум!

    Дорогой брат, я работаю инженером-проектировщиком. Недавно наткнулся на тему авторских прав в Исламе, и столкнулся со следующей проблемой.
    Я как и все кто работает в моей индустрии пользуюсь программами Revit и AutoCAD. Ввиду известных событий приобретение лицензий данных программ в россии невозможно.
    Но 95% заказчиков продолжают работать в них, т.к. гос-во закрыло глаза на пиратство в этой отрасли. Могу ли я в таком случае пользоваться пиратскими версиями данных программ ?
    Если не сложно я прошу рассмотреть два варианта:
    1.Могу ли я пользоваться пиратскими версиями программ, в своей частной практике? Т.е. я нашел заказчика, взял заказ и установил на свой личный компьютер эти программы. Я выполняю проект и получаю за это деньги.
    2.Могу ли я пользоваться взломанными программами на ПК который мне предоставляет работодатель? Т.е я заключил трудовой договор по которому 8 часов 5 раз в неделю я работаю на фирму. Которая по условиям данного контракта обязана предоставить мне рабочее место,не будет ли проблем тут если фирма ввиду отсутствия возможности приобретения лицензионных программ предоставляет мне взломанные версии?

    Вопрос этот очень сложен, и если есть возможность я прошу помочь мне разобраться в нем. Т.к. я не совсем понимаю границы «личного использования»
    Пусть Аллах воздаст благом вам за ваши труды!!!

  16. Джаннат 16 Сен 2024

    Асаламу алейкум.
    У меня такой вопрос к вам . Например я создаю Ютуб канал . Видео заберу у других из открытого доступа и при этом отмечаю автора в каждом ролике .Или использую их для заднего фона.Нарушаю ли я их авторских прав?
    Для меня это очень важно .
    Благодарю за ранее!

  17. Джаннат 16 Сен 2024

    Асаламу алейкум.
    У меня такой вопрос к вам . Например я создаю Ютуб канал . Видео заберу у других из открытого доступа и при этом отмечаю автора в каждом ролике .Или использую их для заднего фона.Нарушаю ли я их авторских прав?
    Для меня это очень важно .
    Благодарю вас за ранее!

  18. Just Muslim 20 Окт 2024

    АсСалямуАлейкум.
    Дозволено ли пиратить(скачивать бесплатно) программы, компании которых объявили санкции России, отрезав возможность купить у них продукт? Тем не менее, они лицемерно поддерживают продажу своего продукта Израилю, открывая там филиалы компаний. Потом, их программы очень дорогие(200.000т +-), и оплачиваются они каждый год. И если я буду пользоваться этой программой — они всё равно не пойдут в минус. (Так как продукт виртуальный)
    Будет ли мне грех за это? Я очень боюсь зарабатывать запретным путем.
    Ещё вопрос, разве неверущие становятся харбиями просто потому что проживают в такой воюющей стране?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *